Историк

Перейти к содержимому

Главное меню

Развитие Тайваня в 1949-1957 гг

Страны в истории > Китай

Военно-политический разгром Гоминьдана завершился его
полным изгнанием из континентальной части страны. Уже в де-
кабре 1949 г. гоминьдановское руководство приняло решение о
переезде партийных и правительственных органов Китайской
Республики на Тайвань. Одновременно происходит эвакуация на
остров значительной части вооруженных сил, на остров бегут
функционеры Гоминьдана, видные политические фигуры распа-
дающегося режима, некоторые предприниматели, тесно связан-
ные с режимом деятели науки и культуры. Перевозятся на остров
многие культурные ценности, партийные и правительственные
архивы. Всего на Тайвань переехало около 2 млн человек (при
населении острова в 6 млн).
Народно-освободительная армия, завершив освобождение кон-
тинента, готовилась к десанту на остров Тайвань. Этой военной
операции благоприятствовали не только огромное военное пре-
восходство, но и международная обстановка на Дальнем Востоке.
После образования КНР американская администрация президента
Г. Трумена, отказав в признании КНР, вместе с тем заявила о
своем невмешательстве во внутренние дела Китая, о стремлении
избежать военной конфронтации с КНР в тайваньском проливе.
Казалось, что судьба гоминьдановского режима на Тайване пред-
решена. Однако 25 июня 1950 г. северокорейская армия начала
наступление на Южную Корею, сразу же принципиально изме-
нив международную обстановку.
Уже 27 июня президент Трумен заявил о посылке 7-го флота
в тайваньский пролив, чтобы предотвратить освобождение Тай-
ваня, а также о военно-политической и экономической поддер-
жке гоминьдановского режима. Тем самым гоминьдановский ре-
жим получил военно-политические гарантии своего существова-
ния. И всю вторую половину XX в. Тайвань фактически развивался
под американской защитой. Однако в международном сообще-
стве Тайвань всегда рассматривался как неотъемлемая часть Ки-
тая. На этих же позициях стоят и политические противники
Гоминьдан и КПК. Вместе с тем Тайвань неотъемлемая часть
650Китая не только в политическом, но и, что гораздо важнее, в
социально-культурном смысле. Развитие КНР и Тайваня во вто-
рой половине XX в. выявило значительную качественную общ-
ность экономических, социальных, политических процессов,
быстро менявших облик континентальной и островной частей
исторически единой страны.
Получив военно-политическую передышку, гоминьдановские
руководители поспешили укрепить аппарат своей власти на ост-
рове, исключив возможность выступления каких-либо оппози-
ционных сил или проникновения на остров своих противников
с континента. Впервые в истории гоминьдановского Китая власть
Гоминьдана приобретает действительно диктаторский характер.
Однако гоминьдановское руководство не удовлетворяется упро-
чением жесткого полицейского режима. По инициативе Чан Кай-
ши в Гоминьдане проводится глубокая переоценка прошлой по-
литики и поиск путей создания прочной государственности. И
прежде всего в первые три года внимание уделяется перестройке
самой правящей партии, которая определяется Чан Кайши как
революционная и демократическая политическая организация,
базирующаяся на «трех народных принципах» Сунь Ятсена, стре-
мящаяся к освобождению родины и борющаяся против мирово-
го коммунизма. Лидер Гоминьдана особо подчеркивал необходи-
мость освободить партию от бюрократизма и коррупции, а также
обновлять состав партии не за счет чиновничества (как было преж-
де), а за счет молодой интеллигенции, рабочих и крестьян. Уже к
1952 г. в партии почти половина ее состава приходилась на рабо-
чих и крестьян, примерно 30% на долю лиц, имевших образо-
вание выше среднего. Не переоценивая, естественно, этих пока-
зателей, нельзя не заметить существенных перемен в развитии
правящей партии. Принимаются меры для «тайванизации» мест-
ных организаций Гоминьдана, а также для расширения участия
тайваньцев в местных органах власти. С целью идеологического
укрепления армии в ней вводятся политотделы и политработни-
ки, опирающиеся в своей работе на членов Гоминьдана (во мно-
гом по аналогии с НОА).
Поражение на континенте не могло не заставить Гоминьдан
попытаться переоценить свою прежнюю экономическую поли-
тику в свете ее отрицательных социальных последствий. Вернуть
поддержку собственнической части города и деревни таково
было требование к новой гоминьдановской программе. Предше-
ствующий печальный опыт требовал отказаться от тоталитарных
притязаний к экономике и прежде всего решить две тесно свя-
занные между собой проблемы аграрный вопрос и стимулиро-
вание частного предпринимательства.
651Как для партии глубоко идеологизированной, для Гоминьдана
такая радикальная трансформация программных установок, со-
всем недавно принятых VI конгрессом Гоминьдана (курс на то-
тальное огосударствление хозяйства для непосредственного пере-
хода к реализации своих социальных утопий в духе датун), была
делом очень трудным. Однако руководство Гоминьдана, и преж-
де всего Чан Кайши, продемонстрировали разумную гибкость
своих идеологических установок.
Характерным примером такой теоретической гибкости может
служить выступление Чан Кайши осенью 1953 г. по, казалось бы,
чисто академическому вопросу по трактовке суньятсеновского
принципа народного благоденствия. Чан Кайши указывает теперь
на невозможность немедленного перехода к обществу всеобщего
благоденствия в духе «великой гармонии» датун), на необходи-
мость длительного переходного периода. И аргументирует этот
свой тезис опять-таки обращением к классическим книгам.
Чан Кайши напоминает, что в обществе, которое хочет по-
строить в конце концов Гоминьдан, «...целью производства явля-
ется удовлетворение потребностей населения; в обществе великой
гармонии труд служит всему обществу, а не является трудом ра-
ди заработной платы. Поэтому экономическая система общества
великой гармонии основывается на сотрудничестве, а ее цель
служить народу. Это и есть экономическая система общества
всеобщего благоденствия». Иной характер имеют экономические
отношения на предшествующем историческом этапе, который
сейчас и переживает Китай, отмечает Чан Кайши, на этапе
стабилизации, или «малого спокойствия» сяокан): «В этом обще-
стве товары производятся ради прибыли, а люди трудятся ради
получения заработной платы. Предприниматели стремятся к по-
вышению прибыли, трудящиеся стремятся к повышению зара-
ботной платы. Это и есть "свободное общество"». Чан Кайши
теперь вынужден признать, что своих социальных целей Гоминь-
дан может достичь, только пройдя через неизбежный этап рыноч-
ного, буржуазного развития. «При сопоставлении двух этапов
развития общества сяокан и датун выясняется, что стро-
ительство общества народного благоденствия идет по ступеням
лестницы от малого спокойствия к великой гармонии. Дело
нашей революции и национальной реконструкции должно про-
двигаться вперед по ступеням этой лестницы, чтобы достичь
общества свободы и спокойствия, общества великой гармонии».
Лишь на первый взгляд эти рассуждения могут показаться
схоластическими. В реальной духовной атмосфере правящей пар-
тии этот историко-философский экскурс был одним из оснований
652для коренного изменения программных установок текущего со-
циально-экономического развития.
Важным фактором изменения социально-экономической по-
литики Гоминьдана было политическое и экономическое давле-
ние США на Гоминьдан с целью адаптации его программы и
политики к китайским и международным реальностям. США со-
здали военные предпосылки сохранения гоминьдановского ре-
жима на Тайване. Одновременно они стремились ускорить эво-
люцию гоминьдановского военно-бюрократического режима на
Тайване в режим буржуазно-демократический, сделать Тайвань
своеобразной «витриной» возможностей капиталистического раз-
вития стран «третьего мира». И хотя основная часть американс-
кой помощи шла на укрепление обороны острова, американские
средства были важным фактором экономических преобразований.
Помощь предоставлялась на весьма льготных в финансовом от-
ношении условиях: более 80% помощи шло безвозмездно, а ос-
тальная часть под невысокие проценты. В отличие от 40-х гг.
теперь процедура помощи не заканчивалась передачей финансо-
вых средств гоминьдановскому правительству, но как бы была
продолжена во «внутренние» сферы его деятельности США
фактически взяли в свои руки контроль за реализацией предо-
ставлявшихся средств.
Уже при проведении первого важного экономического преоб-
разования аграрной реформы проявилось американское воз-
действие. Реформа проводилась при непосредственном содействии
Объединенной комиссии по реконструкции сельского хозяйства,
созданной еще в соответствии с законом 1948 г. о помощи Ки-
таю, но только теперь получившей реальную возможность влиять
на гоминьдановскую политику в деревне.
Начало реформе было положено проведением в жизнь в мае
1949 г. старого гоминьдановского аграрного закона, ограничив-
шего размеры арендной платы (не более 37,5% годового сбора),
что фактически означало для тайваньского крестьянина сокра-
щение арендных платежей в два раза. Крестьяне были также ос-
вобождены от задолженности арендодателям и ростовщикам. В
1951 г. 237 тыс. крестьянских семей было продано 110 тыс. га зе-
мель, находившихся в руках государства после экспроприации
японского колониального землевладения. В 1953 г. был проведен
принудительный выкуп сдававшейся в аренду земли самый
трудный этап земельной реформы. Землевладельцам оставляли не
более 3 га поливных земель и 6 га богарных. Стоимость выку-
паемых земель выплачивалась государственными облигациями.
56 тыс. га выкупленной таким образом земли было продано 107 тыс.
653крестьянских семей. Продажа проводилась на льготных для крес-
тьян условиях земля оценивалась в размере стоимости 2,5-го-
дового урожая с полученной земли с выплатой в рассрочку на 10
лет. В результате этих преобразований аграрные отношения на
острове радикально изменились: если до начала реформы 2/3
крестьян были арендаторами, то теперь почти 90% крестьян ста-
ли собственниками земли.
Одновременно правительство оказывало крестьянству значи-
тельную помощь. Поощрялось создание снабженческо-сбытовых
кооперативов, которые получали государственную поддержку.
Стимулировалось производство экспортных культур. Были пред-
приняты меры по развитию сельской инфраструктуры, по снаб-
жению деревни химическими удобрениями. Модернизации сель-
ского хозяйства способствовали значительные правительственные
кредиты. Сюда же направлялась существенная часть американс-
кой помощи. Радикальные изменения земельных отношений и
модернизация сельскохозяйственного производства привели к
непрерывному росту продуктивности аграрной сферы. Тайваньс-
кая деревня сумела накормить быстро растущее население остро-
ва, произвести ресурсы для экспорта, обеспечить рост благосо-
стояния крестьянства. Не менее важны для Гоминьдана были и
социальные последствия аграрных преобразований: Гоминьдан
получил достаточно прочную социальную базу своего режима.
Успехи обновленного сельского хозяйства стали надежным фун-
даментом социально-экономического развития острова.
Так был реализован один из уроков, вынесенных Гоминьда-
ном из своего поражения на континенте. Реализация другого уро-
капо отношению к национальному и иностранному частному
предпринимательству оказалась делом и более трудным, и бо-
лее долгим.
Гоминьдановское руководство достаточно быстро приняло
идею поощрения частного предпринимательства как программ-
ную установку, но практически реализовать эту идею оказалось
трудно слишком велика была инерция и мышления, и произ-
водства. В начале 50-х гг. экономическая структура последней го-
миньдановской провинции принципиально не отличалась от эко-
номической структуры гоминьдановского Китая: командные эко-
номические высоты банки, транспорт, внешняя торговля,
крупная промышленность находились в руках гоминьдановс-
ких властей. В руках частного капитала было в основном мелкое
производство. Иностранных инвестиций не было. На новом этапе
гоминьдановские руководители и их американские советники
исходили из признания необходимости сохранения правитель-
654ственного контроля за инфраструктурой и немногими отраслями
промышленности и стимулирования частного национального и
иностранного предпринимательства в большинстве остальных
отраслей промышленности.
Однако простого признания желательности структурных из-
менений хозяйственной жизни было, как показывает опыт Тай-
ваня первой половины 50-х гг., недостаточно для этого. Необхо-
дим был процесс продуманной приватизации государственной
собственности и система юридических норм и экономических
мероприятий, прямо поощрявших частные капиталовложения в
промышленность острова. Гоминьдановская власть постепенно,
медленно, лишь к концу 50-х гг., не только пришла к пониманию
этого императива, но и сумела предпринять эффективные меры.

Назад к содержимому | Назад к главному меню