Историк

Перейти к содержимому

Главное меню

Развитие Тайваня в 1957-1976 гг

Страны в истории > Китай

Под охраной 7-го американского флота Гоминьдан продол-
жал политику глубокого реформирования экономической струк-
туры острова. Однако для реализации программы реформ была
необходима не только защита гоминьдановского режима, но и
прямая экономическая помощь. Эта помощь сыграла очень важ-
ную (но не решающую) роль в экономических преобразованиях.
За 15 лет (19511965) США предоставили Тайваню военную по-
мощь в объеме примерно 2,5 млрд дол. и экономическую не-
многим меньше 1,5 млрд дол. Однако фактически 2/3 экономи-
ческой помощи также составляли военные поставки. Таким обра-
зом, непосредственно на экономические нужды за 15 лет было
предоставлено только около 0,5 млрд дол., хотя, конечно, воен-
ная помощь также могла иметь косвенное экономическое значе-
ние (строительство дорог, аэродромов, повышение занятости и
т.п.). Размер этой суммы и льготные условия ее предоставления
сыграли важную роль в экономическом развитии острова, но это
не был «золотой дождь», как иногда представляется. Очень боль-
шое значение имела стратегия американской помощи, которая
исходила из признания необходимости сохранения правитель-
ственного контроля за инфраструктурой и немногими отраслями
промышленности и стимулирования частного национального и
иностранного предпринимательства в остальных хозяйственных
сферах. Вот почему 80% американской помощи пошли в инфра-
структуру, сельское хозяйство и подготовку кадров и только
20% непосредственно в промышленность. Американские со-
ветники были справедливо убеждены (и свои взгляды смогли на-
вязать гоминьдановцам), что слабость инфраструктуры является
«узким» местом в экономическом развитии провинции, сдержи-
вающим промышленное строительство и приток частных нацио-
нальных и иностранных капиталов. Вместе с тем США оказывали
систематический нажим на гоминьдановские власти с целью из-
менения методов хозяйствования, сокращения правительствен-
ного предпринимательства, принятия действенных мер по сти-
мулированию частного предпринимательства.
692Это давление и в не меньшей степени соображения экономи-
ческой целесообразности постепенно заставили гоминьдановское
руководство ускорить перемены в экономической политике. Еще
в середине 50-х гг. гоминьдановское правительство принимает
первые законодательные акты, предоставлявшие некоторые льго-
ты иностранным инвесторам, в особенности китайским эмигран-
там (хуацяо). Однако эти льготы были незначительными и не смог-
ли повлиять на движение капитала. Наиболее важные шаги по
«либерализации» законодательства были предприняты на рубе-
же 60-х гг. Теперь иностранным инвесторам предоставлялись уже
существенные льготы. Важным законодательным актом было при-
нятие «Положения о поощрении инвестиций», которое касалось
уже не только иностранного, но и национального капитала. «По-
ложение» дало большие льготы промышленным вложениям ка-
питала (снижение налогов, предоставление общественных земель
под промышленную застройку и т.п.). За частным предпринима-
тельством были зарезервированы новые передовые отрасли про-
мышленности (электроника, нефтехимия и др.).
Активизируется антиинфляционная политика правительства
(включая даже сокращение военных расходов), позволяющая ста-
билизировать курс нового тайваньского юаня (40 нтд = 1 ам. дол.).
В 1959 г. правительством была создана «Корпорация развития Ки-
тая» для средне- и долгосрочного финансирования частного пред-
принимательства. В 60-е гг. корпорация вложила в поддержку част-
ного предпринимательства 1,8 млрд дол., сыграв важную роль в
становлении тайваньского частного капитала. Чтобы шире при-
влечь иностранные капиталы, было наконец-то разрешено иност-
ранным банкам открыть свои представительства на Тайване. В 1959 г.
первым открыл свое отделение «Ниппон кангё бэнк», за ним по-
следовали американские ведущие банки «Ферст нэшнл бэнк» и
«Бэнк оф Америка». Остальные не торопились.
Учитывая накопленный опыт, в 1965 г. частному националь-
ному и иностранному капиталу были предоставлены новые льго-
ты. Для иностранных инвесторов созданы специальные «зоны экс-
портного производства». И, наконец, самое главное начался
процесс постепенной приватизации государственной собствен-
ности. Средства, полученные от продажи государственных пред-
приятий, использовались правительством для поощрения част-
ного предпринимательства.
Новая экономическая политика Гоминьдана не сразу выявила
свою экономическую и социальную эффективность. Быстрее и
активнее отреагировал, естественно, национальный капитал. С 1951
по 1964 г. в промышленности, торговле и сфере услуг число част-
ных предприятий увеличилось с 68 тыс. до 227 тыс., а частные
693капиталовложения возросли на 1353 млн дол. (для сравнения
государственные капиталовложения выросли на 1253 млн дол.).
Причем в этот период преобладало открытие средних и мелких
предприятий, что оставалось характерным для процесса индуст-
риализации Тайваня. Однако накопление частного капитала в 50-е гг.
еще уступало росту правительственных капиталовложений. Вплоть
до 1958 г. доля частного капитала в валовом ежегодном приросте
основного капитала даже падала. Но правительственная политика
поощрения частного капитала резко изменила эту тенденцию: если
в 1958 г. доля частного капитала составляла 41%, то в 1964 г. уже
72%. Эта тенденция сохранялась и в дальнейшем.
Иностранный капитал долгое время пренебрегал тайваньским
рынком и на поощрительные мероприятия правительства реаги-
ровал весьма пассивно. В 50-х гг. иностранные капиталовложения
(в том числе и китайских эмигрантов) имели незначительный
размер. За 19521960 гт. включительно размеры ввезенных капи-
талов составляли только около 36 млн ам. дол. Даже в первой по-
ловине 60-х гг. реакция иностранного капитала все еще была сла-
бой: за 19611964 гг. ввезено около 58 млн ам. дол. Однако новое
законодательство середины 60-х гг. и общее улучшение экономи-
ческой обстановки открыли путь быстрому притоку иностранньи
капиталов. За 19651968 гг. ввезено 238 млн ам. дол. Кроме амери-
канского теперь сюда все больше устремляется японский капи-
тал. Усиливается ввоз капитала из Гонконга, Макао и всей ки-
тайской диаспоры. Усилившийся приток иностранных капиталов
стал играть заметную роль в развитии новых отраслей (радио-
электроника, химия, металлообработка), в расширении произ-
водства товаров на экспорт.
Поощрение гоминьдановским правительством деятельности
частного национального и иностранного капитала отнюдь не оз-
начало отказа от государственного регулирования экономики и
развития государственного сектора. Скорее наоборот. Сильная ав-
торитарная власть и стабильное политическое положение спо-
собствовали проведению активной государственной экономичес-
кой политики, сыгравшей решающую роль в социально-эконо-
мическом развитии Тайваня. Уже с 1953 г. правительство начинает
составлять и проводить в жизнь четырехлетние планы экономи-
ческого развития. Эти планы носили индикативный характер, но
вместе с другими рычагами макроэкономического регулирова-
ния (налоги, кредит, таможенные пошлины и т.п.) способство-
вали реализации гоминьдановской социально-экономической
стратегии развития. Эта стратегия сумела правильно учесть при-
родные и экономические условия острова (скудость природных
ресурсов, демографический фактор, возможности накопления,
694емкость внутреннего рынка и т.п.) и найти наилучшие пути осу-
ществления индустриализации и тем самым пути модернизации
всей общественно-политической жизни.
Эта стратегия быстро продемонстрировала свою экономичес-
кую эффективность. Первоначально (особенно в первой четырех-
летке) правительство стремилось ориентировать промышленное
производство на импортзамещение, и эта задача была решена
уже к концу 50-х гг. Внутренний рынок был полностью освоен.
Поэтому сделанная гоминьдановским правительством переориен-
тация промышленности на работу на экспорт была своевремен-
ной. При скудности природных ресурсов акцент в развитии про-
изводства был сделан прежде всего на трудоемких отраслях, быст-
ро развивавшихся еще на предшествующем этапе (текстильной и
пищевой). Относительная дешевизна рабочей силы (среднеднев-
ная зарплата тайваньского рабочего в 1972 г. равнялась только
1,61 ам. дол., в Японии в это время рабочий получал 6 дол.)
сделали продукцию тайваньской промышленности конкуренто-
способной. Постепенно, к середине 60-х гг., разворачивается про-
изводство на экспорт уже более капиталоемких отраслей (метал-
лургии, нефтехимии, судостроения и др.). Затем пришла очередь
бытовой техники и, наконец, важнейшей статьей экспорта дела-
ется электроника. В рассматриваемое время экспорт возрастал более
чем на 20% в год, что стало важнейшим ускорителем всего эко-
номического развития.
В 1968 г. промышленность по валовому продукту впервые обо-
гнала сельское хозяйство. Задачи индустриализации были решены.
Быстрый промышленный рост, успешное развитие сельского хо-
зяйства, значительное расширение сферы услуг вели и к посто-
янному увеличению валового национального продукта (ВНП)
примерно на 10% в год, и к значительному росту среднедушевого
ВНП со 137 дол. в 1951 г. до 466 дол. в 1973 г. Эти цифры свиде-
тельствовали, что к началу 70-х гг. Тайвань сделал решительный
шаг в сторону победы над «слаборазвитостью», сумел разорвать
«порочный круг бедности» и продолжал быстро развиваться.
Одним из результатов этого развития был постепенный рост
стоимости рабочей силы, рост заработной платы рабочих и слу-
жащих, рост доходов крестьянства. Значительный рост доходов
трудящихся вел к сокращению разрыва в уровне доходов между
богатыми и бедными, что и было одной из причин стабильности
и устойчивости политического режима, хотя все это, естествен-
но, повышало издержки производства и могло бы понизить кон-
курентоспособность тайваньских производителей. Однако быстрый
рост производительности труда нейтрализовал эту тенденцию.
695Столь быстрый рост производства и торговли вывел Тайвань
на уровень наиболее быстро развивающихся стран Дальнего Вос-
тока. Именно в это время заговорили о «тайваньском экономи-
ческом чуде», причислили Тайвань к новым индустриальным стра-
нам, назвали его наряду с Корейской Республикой, Гонкон-
гом и Сингапуром «четвертым драконом».
Все это позволяет поставить вопрос об изменении самой со-
циально-экономической сущности гоминьдановского режима на
Тайване. Ответ не может быть однозначным. С одной стороны,
Гоминьдан инициировал быстрое развитие частной собственно-
сти и частного предпринимательства, пошел по пути приватиза-
ции, активно поддержал и мелкого, и крупного собственника.
Начался процесс отделения власти от собственности, хотя госу-
дарственное регулирование и государственная собственность про-
должали играть в экономической жизни все еще решающую роль.
С другой стороны, Гоминьдан полностью сохранил в своих руках
властные функции, политическую монополию, строго преследо-
вал любое инакомыслие. Вероятно, можно говорить о складыва-
нии определенных социальных предпосылок эволюции полити-
ческого режима, созданного многолетними усилиями Гоминьда-
на. Исторический опыт создания «тайваньского экономического
чуда» имел большое международное значение. Этот опыт ради-
кальных экономических преобразований при сохранении в не-
прикосновенности политической структуры не мог не привлечь
внимания наиболее прагматических лидеров КПК в Пекине. На
Тайване, по сути дела, в 5070-гг. был поставлен грандиозный
социальный эксперимент в масштабе многомиллионной провин-
ции. Влияние на континентальный Китай, содрогавшийся в это
время в судорогах «больших скачков» и «культурной револю-
ции», очень важная сторона тайваньского опыта, предлагав-
шего руководителям КПК и КНР альтернативный и вместе с тем
«китайский» путь модернизации своей страны.

Назад к содержимому | Назад к главному меню