Историк

Перейти к содержимому

Главное меню

В борьбе зa народную власть

Страны в истории > Румыния

Победа вооруженного восстания 23 августа 1944 г. явилась нача-
лом народно-демократической революции в Румынии, но она не
привела к созданию подлинно демократического правительства.
Особенностью развития народно-демократической революции в
Румынии явилось то, что вопрос о власти, выражающей интересы
трудящихся, был решен не сразу, а в течение определенного
лериода при сохранении монархии и основных буржуазно-поме-
щичьих партий в ходе острой классовой борьбы.
В то время как рабочие во главе с коммунистами сражались
за освобождение Бухареста, король Михай, воспользовавшись от-
казом лидеров «исторических» партий образовать правительство
из представителей партий, входивших в Национально-демократи-
ческий блок (НДБ), сформировал кабинет в основном из генера-
лов и чиновников. Возглавил его королевский адъютант генерал
К. Санатеску.
В правительство вошло по одному представителю от партий,
объединившихся в НДБ (КПР, СДП, НЦП, НЛП). Представи-
тель КПР Л. Патрашкану возглавил ведомство юстиции, что спо-
собствовало быстрому освобождению из тюрем и концлагерей
антифашистов. КПР обусловила свое участие в правительстве
К. Санатеску требованием проведения дефашизации и демокра-
тизации государственной и общественной жизни страны, немед-
ленного заключения перемирия и активного участия Румынии в
войне против фашистской Германии.
Выйдя из подполья, КПР развернула работу по укреплению
своих рядов и связей с массами, перестройке партийного аппара-
та в соответствии с легальными условиями деятельности.
С 21 сентября 1944 г. начал легально выходить печатный орган
КПР газета «Скынтейя». В сентября 1944 г. ее комитеты дей-
ствовали во всех уездах, на предприятиях и учреждениях, укреп-
ляя связи с трудящимися.
Под давлением народных масс и нажимом представителей
рабочего класса в самом правительстве кабинет К. Санатеску был
вынужден приступить к выполнению взятых им обязательств по
ликвидации наследия фашизма и восстановлению буржуазно-де-
мократических свобод. Уже в первые дни после свержения фа-
шистского режима в Румынии было отменено фашистское, раси-
стское законодательство, введена в действие конституция 1923 г..
возобновлена деятельность политических партий и организаций,
запрещенных в годы фашизма, закрыты концентрационные лаге-
ря и объявлена амнистия политическим заключенным.
Важную роль в демократизации общественной жизни сыграло
соглашение о перемирии с Румынией, заключенное в Москве
12 сентября 1944 г. От имени союзников его подписал командую-
щий 2-м Украинским фронтом маршал Р. Я. Малиновский, а от
имени правительства Румынии Барбу Штирбей. По соглашению
предусматривалось участие Румынии в войне против гитлеровской
Германии силами не менее 12 пехотных дивизий под общим ру-
ководством союзного (советского) главнокомандования. В согла-
шение были включены статьи о проведении радикальной демо-
кратизации государственного аппарата и армии, искоренении в
стране остатков фашизма, что создавало благоприятные условия
для борьбы революционных сил за демократизацию политической
жизни.
По соглашению румынское правительство обязывалось воз-
местить убытки, причиненные СССР военными действиями и ок-
купацией Румынией советских территорий, обеспечить союзным
(советским) войскам возможность беспрепятственного продвиже-
ния по румынской территории. Учитывая тяжелое экономическое
положение Румынии, Советское правительство пошло далеко на-
встречу ее интересам, согласившись на компенсацию всего лишь
пятой части ущерба, нанесенного СССР румынской оккупацией
(или 300 млн долл.), выплачиваемых товарами. В соглашении
подтверждалась незыблемость советско-румынской границы, уста-
новленной по договору 1940 г. Советское правительство вырази-
ло согласие на аннулирование решения «венского арбитража» о
Трансильвании. Оценивая соглашение о перемирии, газета «Ро-
мыния либере» («Свободная Румыния») писала 20 сентября
1944 г., что оно еще раз подтверждает, что Советский Союз про-
водит политику «братской помощи народам в их борьбе за неза-
висимость, за создание лучшей жизни для трудящихся, в борьбе
против всякой эксплуатации и угнетения». Для контроля за хо-
дом выполнения соглашения о перемирии была создана Союзная
контрольная комиссия (СКК), которая действовала от имени
трех союзных держав под руководством Советского Главнокоман-
дования.
В течение семи месяцев сражалась Советская Армия за осво-
бождение Румынии. Более двух месяцев советские воины сов-
местно с румынскими, повернувшими оружие против гитлеров-
ской Германии, вели бои на территории страны против немецких
и хортистских войск. Тяжелые бои шли в Трансильвании, где
была сорвана попытка германского командования перейти в на-
чале сентября в контрнаступление и овладеть перевалами в
Южных Карпатах. С 7 сентября 1944 г. и до конца войны 1-я и
4-я румынские армии и авиационный корпус действовали в со-
ставе 2-го Украинского фронта. Красная Армия вступила на тер-
риторию Румынии как армия-освободительница. В совместных
боях за освобождение Румынии и за ее пределами крепилось бое-
вое содружество советских' и румынских воинов. 25 октября
1944 г. была освобождена полностью территория страны. Потери
Советской Армии в боях за освобождение Румынии составили
286 тыс. убитыми, ранеными и пропавшими без вести, а румын-
ских войск 58 тыс. В 151 населенном пункте СРР находятся
кладбища п братские могилы советских воинов, отдавших свою
жизнь за свободу румынского народа.
Реакционные круги, представители которых находились в пра-
вительстве Санатеску, намеренно саботировали выполнение усло-
вий о перемирии. Однако их надежда на то, что в Румынию будут
введены англо-американские войска и удастся затормозить рево-
люционные процессы, не сбылись. «Тот факт, писали румын-
ские историки, что в ходе боевых операций на территорию Ру-
мынии вступили войска первого социалистического государства,
а не западных капиталистических держав, исключал возможность
прямой империалистической интервенции в помощь эксплуата-
торским классам». Тем не менее демократическим силам пред-
стояла нелегкая борьба.
Правительство Санатеску закрывало глаза на акты саботажа
со стороны помещиков и предпринимателей, не принимало мер
против разраставшейся стихии спекуляции и увеличивающегося
разрыва между ценами на товары первой необходимости и зара-
ботной платой. Оно перешло к открытому подавлению революци-
онных выступлений трудящихся, особенно в деревне.
Внутри НДБ разгорелись острые противоречия по проблемам
дефашизации и демократизации общественной жизни, осущест-
вления чистки государственного аппарата от фашистских элемен-
тов, предания предателей народа суду, расширения гражданских
свобод и т. д.
Не будучи уверенными в том, что им удастся собственными
силами сорвать развитие революционных преобразований в стра-
не, руководители так называемых «исторических» партий блоки-
ровались с недобитыми фашистами. Уже 26 августа председатель
национал-царанистской партии Ю. Маниу послал письмо их ру-
ководителю X. Команичу, в котором пригласил легионеров всту-
пать в НЦП.
В Трансильвании банды реакционеров п националистов,
именовавшие себя «черными сермягами» или «гвардией Юлиу
Маниу», разжигали национальную вражду и, не встречая сопро-
тивления румынской администрации, начали кровавый террор
против венгерского населения. Учитывая, что Трансильвания яв-
лялась ближайшим тылом советских войск, командование Крас-
ной Армии разоружило головорезов и временно передало управ-
ление этой территорией в руки советских военных властей.
Произошло размежевание между революционными и реакци-
онными силами и во внешнеполитической ориентации. В то вре-
мя как КПР и ее союзники решительно высказались за союз и
сотрудничество с Советским Союзом и обратились к населению
страны с призывом встречать «с доверием Красную Армию как
армию союзницу и освободительницу», лидер национально-либе-
ральной партии К. (Дину) Брэтиану выступил с заявлением, что
его партия связывает свои надежды с западными державами.
Продолжая удерживать прочные позиции в экономике, цент-
ральном и местном аппарате государственной власти, главные
буржуазно-помещичьи группировки, интересы которых отражали
в правительстве К. Санатеску реакционные министры, открыто
противодействовали осуществлению прогрессивных преобразова-
ний. Поэтому уже во второй половине сентября 1944 г. КПР по-
ставила в повестку дня политической жизни страны вопрос об
отставке кабинета К. Санатеску и роспуске НДБ. В начале сле-
дующего месяца КПР открыто заявила о том, что «нынешнее
правительство и Национально-демократический блок, выполнив-
шие свою задачу заключением перемирия, не выражают более
воли и интересов широких масс народа и не пользуются их до-
верием» .
КПР боролась за объединение под общенациональными ло-
зунгами последовательной демократизации политической и об-
щественной жизни страны, обеспечения активного участия Ру-
мынии в войне на стороне антигитлеровской коалиции, проведе-
ния аграрной реформы и т. п. всех прогрессивных сил рабочих,
крестьян, интеллигенции, ремесленников, торговцев и других ка-
тегорий мелкой городской буржуазии. Важной задачей стало со-
здание Национально-демократического фронта (НДФ).
Ядром фронта должен был стать Единый рабочий фронт
(ЕРФ). Уже 1 сентября состоялось первое легальное совместное
заседание центральных комитетов двух рабочих партий КПР
и СДП, на котором были подтверждены готовность двух партий
продолжать сотрудничество и намерение бороться за создание
широкого фронта национальных и патриотических сил для осу-
ществления революционных преобразований. Было принято важ-
ное постановление об объединении профсоюзов на принципах
классовой борьбы, пролетарского интернационализма и демокра-
тического централизма. Это решение знаменовало серьезную
победу марксистско-ленинских принципов. К концу 1944 г. проф-
союзные организации существовали уже на большинстве про-
мышленных предприятий страны. Под руководством коммунистов
стали создаваться органы рабочего контроля на промышленных
предприятиях, фабрично-заводские, крестьянские и гражданские
комитеты, вооруженные патриотические отряды.
Большое внимание КПР уделяла развитию связей с широки-
ми слоями населения. После 23 августа «Фронт земледельцев»
стал превращаться из регионального трансильванского объедине-
ния в организацию общенационального масштаба. В сентябре-
октябре 1944 г. повсеместно были созданы его уездные и местные
организации в Мунтении, Олтении и Молдове. «Фронт земледель-
цев» сыграл важную роль в создании и укреплении союза рабо-
чего класса и крестьянства. Немалую роль сыграла также попу-
лярность его руководителей, прежде всего доктора Петру Грозы,
последовательного сторонника широкой аграрной реформы, рево-
люционных социально-экономических преобразований и сотруд-
ничества с коммунистической партией.
Умело используя противоречия между отдельными группи-
ровками крупной буржуазии, КПР смогла воспрепятствовать
складыванию единого лагеря старых господствующих классов и
временно сотрудничать с частью национальной буржуазии в ре-
шении ряда первоочередных задач по восстановлению экономики,
дефашизации политической жизни, отстранению от власти наибо-
лее реакционных группировок господствующих классов, последо-
вательно защищая интересы трудящихся.
26 сентября 1944 г. в газете «Скынтейя» был опубликован
проект платформы Национально-демократического фронта, в ко-
тором требование дальнейшей борьбы против фашизма сочета-
лось с программой проведения коренных социально-экономиче-
ских и демократических преобразований. Проект исходил из не-
обходимости активного участия Румынии совместно с Советской
Армией в антигитлеровской войне и проведения политики друж-
бы с Советским Союзом. Предусматривалось наказание военных
преступников, проведение чистки государственного аппарата от
фашистских и профашистских элементов, формирование прави-
тельства из представителей демократических кругов, курс на
расширение прав и свобод личности, уничтожение всяческой ра-
совой, национальной, религиозной или социальной дискримина-
ции. Ставился вопрос о новой конституции и установлении «ре-
жима реальной демократии». В области социально-экономических
преобразований коммунисты предусматривали проведение широ-
кой демократической аграрной реформы, экспроприацию поме-
щичьего землевладения (хозяйств свыше 50 га), поддержку ре-
месел и свободу торговли, что отвечало интересам мелкобуржуаз-
ных слоев города.
В проекте программы говорилось о национализации Нацио-
нального и 18 других крупных банков, установлении контроля
над картелями и их национализации в основных отраслях про-
мышленности. Это серьезно затрагивало интересы финансовой и
промышленной буржуазии. Однако на данном этапе революции,
в условиях исключительно трудного положения в экономике, эти
требования оказались преждевременны. Действительно, в январе
1945 г. они были сняты с повестки дня.
Программа предусматривала повышение жизненного уровня
народа по мере хозяйственного восстановления страны, стабили-
зацию соотношения минимальной заработной платы и уровня
цен (введение пенсии для инвалидов и сирот), осуществление де-
мократизации образования.
Предложенная коммунистами программа носила общедемо-
кратический, антифашистский характер, что объективно соответ-
ствовало интересам широких слоев населения Румынии. Компар-
тия считала, что эта программа может стать платформой широ-
кого блока демократических сил.
В СДП разгорелась ocipaa внутрипартийная борьба в связи с
обсуждением проекта. Пестрый социальный состав партии, на-
плыв в нее непролетарских элементов, отсутствие единства во
взглядах и действиях ее лидеров, расплывчатость организацион-
ной структуры обусловливали наличие различных теоретических
установок, колебания и трения, захватившие также и ЦК СДП.
Левое крыло СДП одобрило проект платформы НДФ. Лидер
правых К. (Титель) Петреску выступил против самой идеи со-
здания НДФ, стремясь подменить широкий национальный фронт
узкой коалицией политических партий без представительства в
нем демократических сил и организаций.
К. (Титель) Петреску присоединился к мнению Ю. Маниу
о том, что правительство генералов должно продолжать свою
деятельность до конца войны. Он высказался также за привлече-
ние капиталов крупных западных концернов и банков к финан-
сированию развития послевоенного хозяйства Румынии. В ходе
острой дискуссии в СДП возобладала точка зрения левых сил.
29 сентября 1944 г. ее ЦК заявил о своем согласии с основными
принципами выработанного коммунистами проекта и о присоеди-
нении к платформе НДФ.
Активно поддержал платформу рабочих партий «Фронт земле-
дельцев». «Осуществление аграрной реформы вот что в первую
очередь сближает ,,Фронт земледельцев" с коммунистической пар-
тией», говорилось в его обращении. «Мы требуем очистить го-
сударственный аппарат от фашистских элемептов, осуществить
экспроприацию крупных помещиков и раздел их земель между
крестьянами!», «Безграничная любовь и признательность к Крас-
ной Армии освободительнице никогда не должна угаснуть»
вот некоторые из лозунгов, под которыми разворачивал в массах
работу Союз патриотов.
Проект платформы был также одобрен руководством и члена-
ми других демократических партий и организаций: «Фронтом
земледельцев», Союзом патриотов, социалистической крестьянской
партией, Союзом венгерских трудящихся в Румынии (МАДО^),
Союзом коммунистической молодежи и другими, которые заявили
о своем согласии с ним. Платформа НДФ нашла положительный
отклик в армии. Требование аграрной реформы и пункт про-
граммы о том, что землей в первую очередь будут наделяться
участники борьбы против германского фашизма, отвечали интере-
сам солдат, в большинстве своем крестьян. Рост влияния демо-
кратических сил в армии мешал реакции использовать ее для
подавления революции.
12 октября 1944 г. был создан Национально-демократический
фронт, в который вошли КПР, СДП, единые профсоюзы, «Фронт
земледельцев», Союз патриотов, молодежные и женские демокра-
тические организации, МАДОС. На этом этапе НДФ по своему
классовому составу состоял из рабочих, крестьян, интеллигенции,
торговцев, ремесленников, служащих, т. е. объединил трудящиеся
слои населения.
Развитие революции потребовало ' перегруппировки политиче-
ских сил и отстранения от власти реакционной буржуазии и по-
мещиков, объединявшихся вокруг короля и так называемых «ис-
торических» партий. Первейшей задачей НДФ являлась борьба
за формирование демократического правительства, способного
осуществить его программу. «Эта программа, подчеркивала
КПР, может быть претворена в жизнь только правительством,
представляющим все национальные и демократические силы
страны и пользующимся активной поддержкой широких слоев
румынского народа».
Представители НДФ предложили руководству «исторических»
партий присоединиться к фронту. КПР считала, что данное пред-
ложение найдет отклик у рядовых членов «исторических» пар-
тий крестьянства, интеллигенции, средних слоев города и не-
которых групп буржуазии и в то же время будет способство-
вать саморазоблачению, а затем и изоляции лидеров партий. Так
оно и произошло.
Руководство НЛП и НЦП категорически отказалось вступить
в Национально-демократический фронт. 16 октября в газете
«Дрептатя» («Справедливость») была опубликована программа
НЦП, в которой она, по-существу, отвергла социально-экономи-
ческие и политические преобразования румынского общества и
объявила себя сторонницей сохранения существующего порядка.
Однако, чтобы не оттолкнуть от себя крестьянство, НЦП вклю-
чила в свою программу некоторые реформы, например аграрную,
объявив их тем не менее несвоевременными и неосуществимыми
до окончания войны.
Своим отказом от вступления в НДФ лидеры «исторических»
партий ясно показали, что они являются противниками демокра-
тических преобразований. 16 октября представители КПР и СДП
в правительстве выразили недоверие Санатеску и вышли из со-
вета министров. Правительственный кризис стал фактом. Реак-
ция всеми средствами препятствовала созданию коалиционного
ьч.'-тнета, в котором демократические и революционные силы ук-
репили бы свои позиции. НДФ в борьбе против нее опирался на
решительную поддержку трудящихся масс. Во второй половине
октября по стране прошли многотысячные демонстрации в под-
держку НДФ с требованием отставки Санатеску и формирования
нового правительства из представителей НДФ. Немалое значение
имела поддержка Союзной контрольной комиссии. 20 октября на
заседании совета министров была оглашена нота заместителя
председателя СКК генерал-лейтенанта В. Виноградова, который
от имени СКК сделал румынскому правительству серьезное пре-
дупреждение в связи с промедлением чистки государственного
аппарата от фашистских элементов и возвращения Советскому
Союзу имущества, вывезенного с его территории за время
участия Румынии в антисоветской войне. 2 ноября 1944 г. СКК
направила правительству Румынии меморандум, в котором кон-
статировался совершенно неудовлетворительный ход выполнения
статей Соглашения о перемирии и отсутствие у правительства
Санатеску желания обеспечить их выполнение. Меморандум от
2 ноября 1944 г., разоблачавший реакционную политику румын-
ского правительства и способствовавший обузданию реакционных
сил, «Скынтейя» назвала «документом большой исторической
важности». 3 ноября НДФ организовал в Бухаресте 100-тысяч-
ный митинг, на котором еще раз была продемонстрирована реши-
мость трудящихся добиться формирования демократического пра-
вительства.
4 ноября 1944 г. Национальный совет НДФ выступил с пре-
дупреждением королю и лидерам «исторических» партий, заявив,
что если в течение дня (имелось в виду 4 ноября) новое коали-
ционное правительство не будет создано, то «Национально-демо-
кратический фронт перейдет к решительным действиям для
ликвидации правительственного кризиса в интересах румынского
народа и взятых перед Объединенными Нациями обязательств».
Под давлением трудящихся и акций, предпринятых НДФ,
реакция отступила. 4 ноября 1944 г. король Михай издал декрет
о формировании нового коалиционного правительства в итоге
компромисса между НДФ и королем. Хотя его главой был снова
назначен генерал К. Санатеску, позиции демократических сил в
нем были расширены треть министерских портфелей получили
представители НДФ. Министерства путей сообщения, юстиции,
труда, национального образования, здравоохранения и социально-
го обеспечения, национальных меньшинств возглавили предста-
вители НДФ, а в трех министерствах внутренних дел, нацио-
нальной экономики, сельского хозяйства и земельных владений,
стали заместителями министров. Пост заместителя премьер-
министра занял П. Гроза. Это давало возможность оказывать воз-
действие на реакцию не только «снизу», т. е. давлением масс, но
и «сверху».
Тем не менее реакционно-буржуазное большинство кабинета
продолжало препятствовать восстановлению экономики, срывать
снабжение фронта и тыла, задерживать проведение чистки госу-
дарственного аппарата, оказывать покровительство помещикам,
саботировавшим проведение сельскохозяйственных работ, и т. д.
Спекуляция, безудержный рост цен, голод и нищета приняли уг-
рожающие размеры, вызывая недовольство политикой правитель-
ства со стороны широких слоев населения. Предложения НДФ об
улучшении положения трудящихся обсуждались в правительстве
до бесконечности, а будучи приняты, нередко клались под сукно.
Тактика массовых действий поэтому продолжалась и расши-
рялась. Демократизация страны осуществлялась революционным
путем. В ряде мест устранение фашистов от руководства пред-
приятиями, примариями и префектурами сопровождалось крово-
пролитными схватками демонстрантов с полицией. К концу
1944 г. более половины префектур находилось уже в руках пред-
ставителей НДФ. В октябреноябре 1944 г. рабочие и боевые
патриотические отряды, руководимые коммунистами, очистили
от фашистов ряд важнейших предприятий, в том числе «Ромыно-
американэ», «Астра Ромынэ», «Вега», «Вулкан» и др. В Молдове
и Трансильвании, откуда многие капиталисты бежали вместе с
отступавшими гитлеровцами, созданные под руководством КПР
фабрично-заводские комитеты брали на себя управление брошен-
ными заводами и фабриками, занимались организацией кроиз-
водства.
23 ноября на крупнейшем заводе «Малакса» общим собрани-
ем рабочих было установлено новое руководство, а в декабре
рабочие установили новую администрацию на ряде других пред-
приятий. Все более активно действовал рабочий контроль. На за-
седании совета министров 14 ноября 1944 г. представители «исто-
рических» партий возмущались тем, что рабочие переходят «от
материальных вопросов к вопросам управления».
Благодаря самоотверженному труду железнодорожников к де-
кабрю 1944 г. была восстановлена пятая часть стальных путей,
отремонтировано много туннелей и мостов на линиях, обеспечи-
вавших перевозки для фронта.
Советский Союз уже в тот период оказывал значительную по-
мощь в восстановлении разрушенной войной экономики. Коман-
дование Красной Армии помогало в восстановлении нефтяной
промышленности, налаживании военного производства, транспор-
та, связи. По соглашению, подписанному в Москве 16 января
1945 г., Советское правительство направило в Румынию группу
специалистов для восстановления железных дорог, передало из
трофейного имущества до конца войны 23 тыс. вагонов, согласи-
лось поставить 200 т масел, отсрочило на два года поставки па-
ровозов и вагонов в счет репараций. Оказывалась помощь румын-
скому крестьянству. При содействии советских воинов только в
октябре 1944 г. крестьянские комитеты обработали 16 тыс. га
земли, восстановили около 100 мельниц, отремонтировали боль-
шое количество сельскохозяйственной техники.
Пытаясь снять с себя ответственность за экономическую раз-
руху, являвшуюся следствием участия Румынии в антисоветской
войне и саботажа производства, реакция распространяла слухи о
якобы «непосильных» репарациях для Румынии. «Эти провока-
ционные выпады, подчеркивалось в манифесте НДФ, имеют
целью помешать сближению нашей страны с Советским
Союзом...»
Трудящиеся Румынии стремились к укреплению дружествен-
ных связей между Румынией и СССР. 7 ноября 1944 г. по при-
зыву НДФ состоялись демонстрации в честь годовщины Великой
Октябрьской социалистической революции. 8 ноября было
создано Румынское общество дружественных связей с СССР
(АРЛУС).
Осенью 1944 г. крестьяне самовольно начали занимать бро-
шенные помещичьи земли и проводить на них осенний сев. Ре-
акционные министры настаивали на применении против них во-
оруженной силы, предлагали ввести на предприятиях военную
охрану. Во второй половине ноября прошли многочисленные ми-
тинги, на которых трудящиеся выдвигали требование сместить с
поста министра внутренних дел Н. Пенеску и сформировать
правительство из представителей НДФ.
Просуществовав менее месяца, второе правительство Санатес-
ку ушло в отставку. 2 декабря генерал Н. Радеску, которому ко-
роль поручил сформировать кабинет, выступил с программным
заявлением, в котором обещал осуществить демократизацию стра-
ны, обеспечить активное участие Румынии в антигитлеровской
войне, подчеркнув в то же время, что главную свою миссию он
видит в «установлении порядка и дисциплины», подразумевая под
этим прямое подавление революционных выступлений масс.
Радеску пытался сформировать так называемый аполитичный
кабинет специалистов, создать правительство «твердой руки»
без представителей НДФ.
Когда этот замысел провалился, Радеску попытался расколоть
НДФ, начав сепаратные переговоры отдельно с каждой входив-
шей в него партией и организацией. Реакция, заигрывая с пра-
выми социал-демократами во главе с К. (Тителем) Петреску, вела
дело к созданию коалиции без коммунистов. Но острейшая борь-
ба внутри СДП по вопросам формирования нового правительст-
ва завершилась победой левых сил. 6 декабря НДФ выступил с
заявлением, что попытки расколоть фронт тщетны: «Партии и
организации убеждены в том, что объединяющий их НДФ явля-
ется политическим инструментом, абсолютно необходимым для
выполнения исторических задач, стоящих ныне перед румынским
народом».
6 декабря 1944 г. под председательством Н. Радеску было
сформировано коалиционное правительство, в котором все ми-
нистры от НДФ сохранили свои посты. Надежды буржуазно-
помещичьих кругов потеснить в правительстве демократические
силы не оправдались. 8 декабря руководство НДФ решило пре-
доставить правительству четыре недели срока для принятия мер
по демократизации страны и проверки на практике его политики;
в противном случае НДФ начинал массовую кампанию для свер-
жения Радеску и замены его правительством НДФ. Этот ульти-
матум свидетельствовал о возросшей силе фронта, который опи-
рался на революционную активность масс.
НДФ удалось добиться принятия правительством ряда демо-
кратических декретов и законов: об отмене расового законода-
тельства, о преследовании и наказании военных преступников и
лиц, виновных в бедствиях страны, об организации профсоюзов.
Массы все более решительно поддерживали НДФ, все новые
группы и слои населения втягивались в политическую борьбу,
освобождаясь из-под воздействия реакционных кругов буржуазии
и помещиков.
Битва за крестьянство на протяжении всего периода после
23 августа занимала главное место на политической арене. Не
только руководство «Фронта земледельцев», но и его местные ор-
ганизации приходили к пониманию важности союза рабочего
класса и крестьянства как основного условия прихода к власти
демократического правительства и осуществления основного тре-
бования крестьянства аграрной реформы.
На рубеже 19441945 гг. «исторические» партии быстро те-
ряли свою массовую базу. В то же время монархия и некоторые
слои либеральной буржуазии продолжали сохранять свое влияние
на значительные мелкобуржуазные слои.
В этих условиях возникла необходимость пересмотра програм-
мы НДФ с учетом политической перегруппировки социальных и
политических сил и возможностей расширения его социальной
базы за счет привлечения на сторону НДФ более широких слоев
населения, углубления противоречий внутри лагеря буржуазии и
помещиков с целью его раскола. Проект программы, разработан-
ный в январе 1945 г. КПР, ставил вопрос о переходе всей власти
к правительству НДФ. «Только правительство Национально-де-
мократического фронта способно уничтожить недоверие со сторо-
ны Советского Союза и союзников. Только правительство Нацио-
нально-демократического фронта в состоянии покончить со
спекуляцией, дороговизной, экономическим хаосом и по возмож-
ности раньше прекратить страдания народных масс рабочих,
крестьян, служащих, интеллигенции», отмечалось в правитель-
ственной программе НДФ.
В отличие от прежних документов НДФ правительственная
программа не содержала пункта о национализации крупных бан-
ков и картелей, что давало возможность привлечь на сторону
НДФ часть буржуазии, видевшей бесперспективность курса пра-
вительства Радеску, но пытавшейся сохранить экономические по-
зиции своего класса. Сотрудничество НДФ с частью буржуазии,
в свою очередь, облегчало получение от короля согласия на фор-
мирование правительства НДФ и признание этого правительства
западными союзниками.
В программе в качестве одной из первоочередных задач вы-
двигалось немедленное осуществление аграрной реформы, причем
требование экспроприации земли было заменено требованием
конфискации помещичьих земель (более 50 га) и наделения эти-
ми землями, а также землями военных преступников и лиц,
бежавших с гитлеровской армией, безземельных и малоземель-
ных крестьян. Предполагалось также создание 5%-ного земель-
ного фонда, находящегося в распоряжении государства, образо-
вание центров сельскохозяйственных машин, конфискованных у
крупных собственников, и сдача этих машин в аренду крестья-
нам за минимальную плату. Не подлежали конфискации земли,
принадлежавшие церкви. Чтобы нейтрализовать монархию, в до-
кументе не затрагивался вопрос о судьбе принадлежавших ей
земель. Правительственная программа НДФ свидетельствовала о
гибкости тактики коммунистов, которая соответствовала реаль-
ным условиям развития политической жизни и соотношения
классовых сил.
КПР подчеркивала, что «не исключает возможности сотрудни-
чества с частью буржуазии, но лишь при гегемонии рабочего
класса и его союзников и на основе программы НДФ».
НДФ призвал все демократические силы поддержать эту про-
грамму. СДП приняла правительственную программу, несмотря
на противодействие правых элементов во главе с К. (Тителем)
Петреску.
Коммунистическая партия использовала разногласия в рядах
руководства «исторических» партий с тем, чтобы расколоть бур-
жуазный лагерь и направить основной огонь против наиболее
реакционных ее групп. Благодаря гибкой тактике НДФ во вто-
рой половине февраля к нему присоединилась группа А. Алек-
сандреску, отколовшаяся от НЦП. Сотрудничество с НДФ уста-
новила и группа Г. Татареску, порвавшая с руководством НЛП.
На заводах и фабриках, в городах и селах проходили митинги
и собрания с требованием немедленного устранения реакционеров
из кабинета и передачи власти правительству НДФ.
В ряде районов страны крестьяне еще в ноябредекабре
1944 г. начали отбирать помещичьи земли. Учитывая революци-
онные настроения крестьянства, 11 февраля 1945 г. «Фронт зем-
ледельцев» призвал крестьян осуществлять аграрную реформу
снизу. Революционный захват помещичьих земель сразу же при-
нял массовый характер. Большой размах получили действия ре-
волюционных сил по смещению реакционной администрации и
замене ее представителями НДФ. Правительство Радеску теряло
контроль над положением дел в стране. Создавались объективные
предпосылки для установления власти правительства НДФ. Воз-
росшая активность рабочего класса, укрепление его единства,
неустанная деятельность КПР и других демократических партий
и организаций среди различных слоев населения вели к быстро-
му расширению социально-политической базы НДФ. С 26 по
30 января 1945 г. в Бухаресте состоялся 1-й конгресс профсоюзов
Румынии, сыгравший важную роль в усилении единства дейст-
вий рабочего класса.
Весной 1945 г. КПР насчитывала уже 35 тыс. членов, проф-
союзы 500 тыс., Союз коммунистической молодежи около
63 тыс., «Фронт земледельцев» почти 1 млн человек, МАДОС
225 тыс., Патриотическая защита 73 тыс., организация мел-
ких производителей 142 тыс. членов. Весной в НДФ вошли но-
вые демократические организации. В «исторических» партиях на-
чалось разложение. Некоторые местные организации переходили
на сторону демократических сил.
Присоединение группы А. Александреску к НДФ знаменовало
раскол в рядах руководства НЦП. Появился центр, вокруг кото-
рого могли концентрироваться члены партии, недовольные реак-
ционной политикой Ю. Маниу. Соглашение НДФ с группой
Г. Татареску, представлявшей часть либеральной буржуазии, на
основе программы-минимум способствовало привлечению части
национальной буржуазии к экономическому восстановлению стра-
ны и таким социально-экономическим преобразованиям, как аг-
рарная реформа. Политический фронт реакционных сил был
сильно ослаблен.
В этой обстановке реакция решила произвести государствен-
ный переворот и установить военную диктатуру, рассчитывая при
этом на поддержку западных держав. В свою очередь, правящие
круги США и Великобритании хотели использовать провокацион-
ные действия реакционеров как повод для созыва конференции
трех держав и вмешательства во внутренние дела Румынии.
11 февраля 1945 г. генерал Радеску выступил в кинотеатре
«Аро» с провокационным заявлением, призвав к наступлению
против революционных сил. Радеску стянул к Бухаресту воин-
ские части, распорядился выделить оружие фашистским элемен-
там. 16 февраля на заседании совета министров он заявил, что,
«если понадобится, он готов прибегнуть к гражданской войне».
20 февраля 1945 г. фашиствующие элементы открыли огонь по
рабочим завода «Малакса», в результате чего имелись убитые и
раненые. Было совершено нападение на редакцию газеты «Скын-
тейя», организованы покушения на демократических деятелей.
21 февраля 1945 г. на заседании совета министров Петру Гро-
за от имени НДФ потребовал немедленной отставки правительст-
ва Радеску. Его поддержали представители КПР, СДЙ и других
демократических организаций.
Вместе с тем коммунистическая партия приняла соответст-
вующие предупредительные меры: численность вооруженных пат-
риотических отрядов была доведена до 70 тыс. человек, усилена
работа в воинских частях. 22 февраля Национальный совет НДФ
обратился к офицерам, унтер-офицерам и солдатам с призывом
присоединиться к организуемым НДФ демонстрациям против
правительства.
24 февраля в Бухаресте и других городах страны прошли де-
монстрации с требованием отставки Радеску. Премьер приказал
открыть огонь по демонстрантам. В Бухаресте восемь человек
было убито, многие ранены. В ответ на это по всей стране про-
катилась волна демонстраций с требованием призвать к ответу
генерала-убийцу.
В борьбе против реакционного заговора Радеску румынский
народ нашел решительную поддержку со стороны Советского
Союза. Советское правительство и командование Советской Ар-
мии не могли допустить активизации реакционных сил к раз-
вязыванию гражданской войны в тылу советских войск. Совет-
ские представители в СКК потребовали от Радеску прекратить
провокации. 22 февраля 1945 г. газета «Правда» выступила с
разоблачением политики реакционных сил, сгруппировавшихся
вокруг генерала Радеску, и их попыток развязать гражданскую
войну. Присутствие части Советской Армии на территории Ру-
мынии имело большое значение для срыва замыслов внутренней
реакции и сделало невозможным прямое вмешательство США и
Англии. Этот внешний благоприятный фактор сыграл важную
роль в создании условий для успешного развития народно-демо-
кратической революции в Румынии.
28 февраля 1945 г. генерал Радеску, несмотря на поддержку
короля Михая, был вынужден уйти в отставку. Боясь гнева на-
рода, он укрылся в английской миссии в Бухаресте, откуда на
американском самолете был переправлен в США.
Руководство НДФ заняло решительную позицию по вопросам
формирования нового правительства. Оно настаивало на предо-
ставлении большинства портфелей НДФ и осуществлении прави-
тельством его программы. Под давлением мощных революцион-
ных выступлений масс сопротивление реакции было сломлено,
и 6 марта 1945 г. король Михай дал свое согласие на формиро-
вание правительства в предложенном Советом НДФ составе.
Пост председателя совета министров занял д-р Петру Гроза, ру-
ководитель «Фронта земледельцев». Помимо этого поста, НДФ
располагал в новом правительстве 12 портфелями из 17. Важные
позиции в новом кабинете заняли представители рабочего клас-
са. ЕРФ принадлежало восемь министерских постов: министерст-
ва внутренних дел, юстиции, связи, пропаганды возглавили ком-
мунисты. Кроме того, в кабинет вошли представители группиров-
ки либеральной буржуазии под руководством Г. Татареску и
отколовшаяся от национал-царанистской партии группа А. Алек-
сандреску. «Исторические» буржуазно-помещичьи партии, НЦП
и НЛП были полностью отстранены от власти.
Представители рабочего класса в союзе с крестьянством игра-
ли в правительстве решающую роль. Созданное в марте 1945 г.
демократическое правительство действовало на основе програм-
мы, разработанной и предложенной коммунистами и принятой
их союзниками. Одной из характерных особенностей развития
народно-демократической революции являлось то, что она разви-
валась по мере разоблачения и изоляции наиболее реакционных
групп помещиков и буржуазии и укрепления позиций рабочего
класса и его союзников при руководящей роли коммунистической
партии.
Итак, с образованием демократического правительства Петру
Грозы власть, вырванная из рук крупной реакционной буржуа-
зии и помещиков, стала средством защиты интересов трудящих-
ся. Правительство Грозы отражало интересы подавляющего боль-
шинства народов Румынии. По своему классовому содержанию
оно являлось революционно-демократической диктатурой проле-
тариата и крестьянства.
Монархия сохранялась, что объяснялось как внешнеполитиче-
скими факторами, обусловленными продолжением войны против
фашистской Германии и расстановкой в связи с этим политиче-
ских сил на международной арене, так и неизжитостью у масс
монархических иллюзий, связанных с ролью короля Михая в
свержении военно-фашистской диктатуры Антонеску. Массы
должны были убедиться на собственном опыте, что монархия
злейший враг народа.
Создание демократического правительства, консолидация де-
мократических сил в рамках Национально-демократического
фронта, руководящая роль рабочего класса во главе с коммуни-
стической партией, политика широких союзов демократических
сил все это создало благоприятные условия для поступательно-
го движения народно-демократической революции.
Народно-демократическая революция развивалась в условиях
роста сил демократии и социализма во всем мире, освобождения
ряда стран Центральной и Юго-Восточной Европы и Азии Со-
ветской Армией, укрепления международных позиций СССР и
оказания Советским Союзом интернациональной помощи народам,
вступавшим на путь демократического и последующего социали-
стического развития.

Назад к содержимому | Назад к главному меню