Историк

Перейти к содержимому

Главное меню

От каменных орудий до бронзового топора

Страны в истории > Болгария

Земли современной Болгарии были освоены человеком примерно
200 тыс. лет назад, т. е. в эпоху раннего палеолита  
(древнекаменного века). С тех пор человек проживал здесь постоянно.
Территория Болгарии является частью восточносредиземно-
морского региона, в котором сложились древнейшие очаги  
цивилизации индоевропейцев. Балканы, в том числе болгарские земли,
входили в зону распространения таких древних и средневековых
культур, как крито-микенская, фракийская, греко-римская  
(античная) , восточнохристианская (византийская,  
славяно-болгарская), а позднее также турецко-мусульманская.
В поверхностном (культурном) слое почвы Болгарии  
археологи ежегодно находят все новые доказательства хозяйственной и
общественно-культурной деятельности человека на протяжении
более десяти тысячелетий. Как и в других местах Европы,  
основными занятиями людей в период раннего палеолита были  
собирательство дикорастущих съедобных растений, а также рыбная
ловля и охота на крупных животных (мамонта, тура, северного
оленя). Только она была рациональной для большого коллектива
людей, каждый из которых был не способен выжить в одиночку.
Люди тогда не знали ни постоянных жилищ, ни огня, не имели
они также и религиозных представлений.

Намного больше известно о жизни человека среднего  
палеолита (10040 тыс. лет назад), когда произошли серьезные  
изменения в самой физической природе людей. Формировалось  
человеческое общество, основанное на кровнородственных (по  
материнской линии) связях, т. е. первобытнообщинный строй. Экзогамные
(не допускающие браков между родственниками) объединения
(роды), от нескольких десятков до нескольких сотен человек,
были совместно добывающей и* потребляющей организацией.  
Объединяться вынуждала жестокая производственная  
необходимость: ни индивид, ни небольшая группа не могли обеспечить
себе пропитание и защиту от сил природы и соседних враждебных
объединений. Та же необходимость обусловливала отсутствие
частной собственности на жизненное пространство, жилище и
средства потребления. К этой эпохе относят умение добывать
огонь, который окончательно выделил человека из царства
природы.
У неандертальца (так в науке обозначают человека той  
эпохи) оформлялись религиозные представления, в соответствии с
которыми он стал носить украшения и амулеты, хоронить
умерших.

Однако подлинно современным по облику (homo sapiens) он
стал лишь к позднему палеолиту, датируемому 4010 тыс. до н. э.
Темпы прогресса заметно ускорились в эпоху мезолита (сред-
некаменного века 107 тыс. до н. э.): люди изобрели лук и
стрелы, орудия из кости и рога; помимо охоты на крупных  
животных большим объединением, освоили охоту и на мелких, в  
одиночку или малой группой. Зависимость от природы уменьшилась.
Возникли запасы пищи. Первобытнообщинный строй упрочился.
Род оставался, при отсутствии малой семьи, материнским:  
родство велось по единственно достоверной женской линии.  
Общественная роль женщины была весьма значительной. Многочисленные
статуэтки, изображающие женщину, имели ритуальный характер:
почиталась мать прародительница, основательница рода.
Сохранившиеся в пещерах изображения говорят о становлении
первобытного искусства, связанного с трудовыми процессами и
магическими обрядами, свидетельствовавшими об одухотворении
сил природы и поклонении животным-тотемам (воображаемым
предкам и покровителям рода). Началось объединение  
близкородственных родов в более крупные объединения (племена).
В эпоху неолита (новокаменного века 75 тыс. до н. э.)  
наступили особенно важные перемены. Они проявились во всех  
сферах жизнедеятельности человека. Резко возросла сама  
численность людей. Высокого совершенства достигли разнообразные  
каменные шлифованные орудия: топоры с круглым отверстием для
деревянного стержня (ручки), кремневые полированные ножи,
наконечники стрел и копий, долота, булавы. С большим  
мастерством изготовлялись орудия из кости и рога (ножи, шила, иглы,
крючки). Человек научился делать посуду из глины, плести  
рыболовные сети, прясть и ткать шерсть и волокна конопли,  
выделывать кожи для обуви и одежды, возводить постоянные жилища
и строить вокруг них укрепления, состоящие из вала и палисада.
Главное же состояло в том, что люди стали переходить к  
разведению прирученных животных (крупного и мелкого скота) и к
примитивным формам земледелия. Хозяйство превращалось из
«присваивающего» в «производящее». Земледелие еще не было
связано с регулярной обработкой почвы в одном месте. Оно было
мотыжным. Мотыгу делали из рога, кости, суковатой палки.  
Возделывали просо, ячмень, полбу (пшеницу-однозернянку).
В ме дно-каменную эпоху (халколит), завершившуюся к
III тыс. до н. э., первобытнообщинный строй достиг расцвета и
вступил в стадию разложения. Культура болгарских земель  
составляла тогда органичную часть культуры всего Восточного  
Средиземноморья. Южная часть современной Болгарии была одним
из центров медной металлургии всего этого ареала. Археологи
нашли штольни рудников до 10 и даже 27 м глубиной.  
Основными занятиями были земледелие и скотоводство. Было известно и
виноградарство. Обнаружены остатки селений, насчитывавшие от
2030 до 100 жилищ. Халколитические села (близ Лудогорья,
Шумена, Русе) существовали тысячелетиями, с культурным  
слоем до 12 м. Болыпесемейные коллективы стали делиться на  
малые семьи. Несколько больших семей составляли родовую  
общину, а несколько общин племя.
В эпоху халколита добывали и золото. Открытые в могилах
предметы свидетельствуют об имущественном неравенстве и  
атрибутах власти у отдельных лиц. Улучшение орудий, занятие  
металлургией, усиление роли скотоводства, участившиеся  
столкновения между племенами привели к преобладанию в обществе роли
мужчины. Брак стал патрилокальным. Наступила эра  
патриархата.
Известны и культовые сооружения той эпохи. Главными были
культ матери-земли и культ солнца. Идолы представляли  
антропоморфные и зооморфные фигурки. Почитались также культ  
мертвых (их хоронили с вещами, веря в загробную жизнь), культ  
вождя, культ предков. Искусство той поры нередко абстрактно.
Интенсивное разложение первобытнообщинной формации  
относят к бронзовому веку (30001200 гг. до н. э.). Бронза  
плавится при более низкой температуре, чем медь, а обладает более
высокими рабочими качествами. Сначала из отлитых кусков
бронзы вещи получали с помощью ковки, но литье  
совершенствовалось скоро оно почти не требовало ковки (вещи отливали в
специальных формах). Наступило время специализации  
производства. Бронзовые топоры облегчили расчистку леса, позволили
расширить поля для посева, перейти от мотыжного земледелия к
пашенному с использованием животных в качестве тягловой
силы. Стали возделывать и мягкую пшеницу. Получили широкое
распространение виноградарство, овощеводство и садоводство.
Молодняк крупного рогатого скота перестали забивать: бык стал
пахотным животным. На первом месте среди мясного скота  
оказалась овца. Использовали в хозяйстве и коня, но чаще он  
служил для военных целей.
В эпоху бронзы применяли уже и ткацкий станок и  
примитивный гончарный круг. Посуда изготовлялась в обширном  
ассортименте: крупная и медкая, лощеная, лаковая, поливная,  
украшенная ярким орнаментом.
Намного возрос в ту эпоху обмен. Необходимое для  
производства бронзы олово (1 часть на 9 частей меди) не добывалось на
востоке Балкан. Его получали путем обмена. Использование  
лошади как верхового и вьючного животного, а также  
четырехколесной повозки облегчило общение между отдаленными поселениями,
служило развитию торговли. Общество стояло на пороге второго
разделения труда, т. е. выделения ремесел в особый род  
деятельности.
Первобытнообщинный строй, однако, оставался  
господствующим, создавались лишь предпосылки перехода к классовому  
обществу. Углубились имущественные различия. Усилились  
межплеменные распри. Властвовали порядки военной демократии.
Появлялось имущественное неравенство. Усиливавшуюся родовую
знать манила возможность легкого обогащения путем грабежа
соседей. Пленных перестали убивать, превращая в рабов.  
Наступило время постепенного перехода к первоначальным формам  
государственной организации общества.
Произошли перемены и в сфере искусства. 13001200 гг. до
н. э. датируют знаменитый Вылчитрынский золотой клад  
культовых предметов. Его изделия поражают совершенством техники,
изяществом моделировки, развитым эстетическим вкусом. Более
отчетливыми стали региональные культурные отличия, особенно
в Северной Болгарии, где претерпел изменения даже ритуал  
захоронений. Земли же к югу от Балканского хребта тяготели по-
прежнему в культурном отношении к Эгейскому миру, их связи
с греческой культурой упрочились, как и контакты с Передней
и Малой Азией.

 
Назад к содержимому | Назад к главному меню