Историк

Перейти к содержимому

Главное меню

Фракийцы и их судьба

Страны в истории > Болгария

До конца II тыс. до н. э. этнический состав населения  
Балканского полуострова науке неизвестен. Крупные перемены в эпоху
бронзы связаны с миграциями в пределах ареала, признаваемого
колыбелью индоевропейцев, населявших пе только часть  
территории Передней и Центральной Азии, но и ряд областей  
Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европы.
Процесс консолидации греческой народности связан с двумя
волнами миграции из северных районов названного ареала Евро-
пы: первую в III тыс. до н. э. представляли ахейцы. Их культура
пришла на смену критской. Вторую составили дорийцы (ок. 1200 г.
до н. э.). Они принесли с собой железо и уничтожили центры
ахейской (микенской) культуры, но и многое восприняли от нее.
Слияние ахейцев, дорийцев и автохтонов дало начало греческой
народности.

Тогда же на Балканах консолидировались и другие  
индоевропейские народы, в том числе иллирийцы и фракийцы. Фракийцы
впервые упоминаются в «Илиаде» Гомера: они участвовали в
Троянской войне (ок. 1200 г. до н. э.). По реке Струме (Стримо-
ну) обитали македонцы, составлявшие ветвь фракийцев, но  
подвергшиеся затем сильному греческому влиянию. Крупным  
родственным фракийцам народом в бассейне Моравы и Нижнем Поду-
навье были мезы (мизы). Формирование фракийской народности
совершалось в эпохи поздней бронзы и железа, т. е. с середины
II тыс. до конца I тыс. до н. э. Земли фракийцев простирались
от Карпат до Эгейского моря и от Черного моря до Моравы и
Македонии. Известно до 90 фракийских племен, крупнейшими из
которых были одризы (на юго-востоке, во Фракии) и геты и дакн
в левобережье и отчасти в правобережье нижнего Дуная.
Еще во времена Гомера фракийцы были известны как  
земледельцы и скотоводы. Славились фракийские кони, вооружение,
боевые колесницы; фракийцы торговали зерном, вином, медом,
воском, лошадьми, кожами, керамикой, рыбой, тканями.
Основу экономического развития фракийского общества в  
первой половине I тыс. до н. э. составило овладение металлургией  
железа, приведшее к крупным сдвигам в хозяйстве и социальной
структуре. Развитие шло несколько разными путями к северу от
Балканских гор, где был более суровым климат, и к югу от них.
На юго-западе Фракии близ рудных месторождений находились
и главные металлургические центры. Ремесло все более  
специализировалось. Обнаружены мастерские, уже работавшие на  
рынок. Близ культовых мест (например, у Филиппополя  
фракийский Пулпудева, современный Пловдив) появились торжища.
Торговые пути связывали фракийцев с соседями. Расцвет  
фракийского общества приходится на VIV вв. до н. э. Земледелие  
стало окончательно пашенным, основанным на использовании  
железного лемеха. Сеяли пшеницу, рожь, ячмень, просо, лен,  
коноплю, возделывали виноград, фрукты, выращивали овощи.  

Большого развития достигли овцеводство и коневодство.
С VIII до конца VII в. до н. э. совершалась так называемая
великая греческая колонизация, захватившая и фракийские  
районы от Салоникского залива до устья Дуная. Были основаны  
такие города (полисы), как Византии (с 330 г. н. э.  
Константинополь, современный Стамбул), Салмидес (Мидия), Аполлония (Со-
зополь), Анхиал (Поморье), Месамбрия (Месембрия, Месимврия,
Несебр), Одесс (Варна), Дионисополь (Балчик), Калатис (Ман-
галия), Томи (Констанца), Истрос (Истрия). Общественное  
устройство полисов-колоний (демократическое, аристократическое)
соответствовало порядкам в полисах-метрополиях. Первоначально
враждебные отношения с греческими городами сменялись  
мирными. На побережье образовалась зона синтеза: фракийцы  
проникли в города, получая права гражданства и содействуя  
распространению фракийской культуры, греческое влияние, в свою  
очередь, охватывало близлежащую округу, обусловив постепенную
эллинизацию живших здесь фракийцев. Связи с греческими  
колониями ускорили развитие фракийского общества.
Фракийская племенная аристократия окрепла к середине
I тыс. до н. э. Эксплуатация свободных общинников становилась
регулярной. Община превращалась в территориальную,  
соседскую, утверждалось право собственности общинника на  
пахотный надел. Имущественная дифференциация вела к обеднению
части общинников, попадавших в зависимость. Племенные союзы
носили военно-демократический характер, вели упорную борьбу
друг с другом. Возникли военно-политические и религиозные  
центры. Вокруг жилищ вождей вырастали крупные поселения, а  
затем укрепленные города, такие, например, как Ускудум  
(Адрианополь, Эдирне) на Марице и Кабиле в верховьях Тунджи,  
основанные одризами. С VI в. до н. э. на смену натуральному
приходил денежный обмен. Курсировали греческие и персидские
монеты; чеканили в греческих мастерских свои монеты и  
фракийские царьки.
Фракийская союзно-племенная аристократия исподволь  
становилась рабовладельческой. Рабы использовались в  
скотоводстве, в рудниках, в качестве прислуги. Но основную роль играли
по-прежнему свободные общинники. Рабов часто сбывали в  
греческие полисы. К середине I тыс. до н. э. началось становление
государств.
Сначала возникло несколько государственных объединений
между Струмой и Вардаром, вдоль побережья Эгейского моря и во
Фракии, среди которых сильнейшими были одризские.  
Образованию на рубеже VIV вв. до н. э. обширной Одризской державы
способствовала общая опасность со стороны персов через земли
фракийцев шли походом войска Дария в 514513 гг. до н. э.
против скифов, а затем и войска персов во время  
греко-персидских войн. Государство одризов охватывало на западе почти все
современные болгарские земли и выходило за их пределы на
северо-востоке и юго-востоке. Большинство греческих городов-
колоний, особенно на Черноморском побережье, признало  
суверенитет Одризского царства. Одризская держава поддерживала
отношения с греческими полисами (особенно Афинами) и со  
скифами. Наивысшего расцвета она достигла в V в. до н. э.
С VIV вв. до н. э. фракийские земли вошли в ареал  
воздействия греческой культуры, слабо затронувшей, однако, сельскую
территорию. Быт крестьянина оставался бедным. Резкие  
изменения претерпел образ жизни знати, подвергавшейся  
эллинизации. В городах внедрялось строительное искусство греков:  
планировка, водопровод, канализация, колоннады, статуи, барельефы.
Ввозилось множество греческих вещей и изделий искусства. Ввоз
удовлетворял прежде всего запросы знати. Города-колонии  
развивались в основном в рамках греческой культуры.
Однако продолжали развиваться и собственно фракийские
культура и искусство. Сохранялись культы фракийских богов и
богинь. Главную роль играл культ солнца, была распространена
вера в бессмертие души, существовал культ возрождения  
природывсе эти верования отразились в погребальном ритуале.  
Поклоняясь богам, фракийцы совершали жертвоприношения,  
обычно кровавые, изредка в жертву приносили людей. Целью  
жертвоприношений было стремление добиться урожая, плодородия.
Часто жертвенным животным оказывалась собака. Весьма  
популярным был культ так называемого фракийского конника  
(всадника) : найдено до полутора тысяч изображений конника в 350
географических пунктах Болгарии. Почитался также культ
Диониса. Празднества в честь сказочного бога-певца Орфея и
Диониса носили оргический характер.
Многое об искусстве фракийцев известно по некрополям. Там
обнаружены шедевры ювелирного искусства зооморфные  
украшения из золота и бронзы. Расцвет фракийского искусства  
приходится на IV начало III в. К той эпохе относят знаменитую
Казанлыкскую гробницу. Ее цветные росписи рассказывают не
только о культе мертвых, но и о быте и нравах живых. Знаменит
и Панагюриштский золотой клад высокохудожественных  
священных предметов (диск, кушвин, зооморфные и антропоморфные
ритоны символы власти). Изделия исполнены местного  
колорита, хотя и ориентированы на лучшие греческие и персидские
образцы. Иначе говоря, как и ранее, культура Восточных Балкан
служила мостом между Европой и Азией.
Казанлыкская гробница и другие шедевры не чисто  
фракийские памятники: они представляли синтез греко-фракийского  
искусства. Но и фракийцы оказали серьезное воздействие на  
греческую культуру. Фракийские божества Арес и Дионис широко
распространились в греческом мире. Культ Диониса причастен
к становлению греческой трагедии и комедии. Орфея греки  
почитали не менее, чем фракийцы. Не было ни одного народа,  
культурное влияние которого на греков сравнимо с фракийским.
Одризская держава оказалась непрочной. Признаки ее распада
стали явными к середине IV в. до н. э. Кризис  
рабовладельческого греческого полиса создал условия для пового  
государственного объединения фракийцев, но этому помешала экспансия  
македонских царей.
Центр Македонской державы лежал в верховьях Бистрицы.
Уже в V в. до н. э. это царство играло большую роль в  
Пелопонесских войнах, а в IV в. стало гегемоном на Балканах. По
своему строю оно было сходно с классически  
рабовладельческими, но с заметными пережитками первобытнообщинных  
отношений. Власть царя превратилась в монархическую в первой  
половине IV в. до н. э. По культуре, в особенности по культуре выс-
хдего социального слоя, Македонское царство было близко к
греческим государствам. Пришедший к власти в 359 г. до н. э.
Филипп II в 342339 гг. положил конец Одризскому царству.
Однако Македонская держава была недолговечной: после смерти
Александра в 323 г. до н. э. его обширное государство  
развалилось.
В Ш в. до н. э. на территории фракийцев развернулась
борьба диадохов преемников Александра. Впрочем, одризы  
сохранили независимость в приморских районах п в 212211 гг.
до н. э. освободились, изгнав македонские гарнизоны. Однако
укреплению царства фракийцев помешали затяжные (до начала
II в. до н. э.) войны с греческими городами. Сепаратизм охватил
все земли фракийцев. Появились местные династии.  
Политическую нестабильность усиливал упадок экономики и торговли.

 
Назад к содержимому | Назад к главному меню