Историк

Перейти к содержимому

Главное меню

Власть Рима и Византии

Страны в истории > Болгария

Надвигалась новая эпоха эпоха римского владычества.  
Утвердив свое господство на западе Средиземноморья, римляне  
приступили к завоеваниям на востоке. С начала II в. до н. э. они
усилили натиск на Македонское царство, соседние фракийские
цари помогали македонцам. Однако к середине столетия римляне
сломили сопротивление македонцев и греческих полисов  
(городов-государств), овладев также частью фракийских земель.
В восстании македонцев 149 г. до н. э. против Рима приняли
участие и фракийцы. В 80-х годах I в. до н. э. они поддержали
против римлян и Митридата Понтийского. Тогда римляне взяли
в плен вождя фракийского племени медов Спартака, знаменитого
вождя восстания рабов в Италии в 7471 гг. до н. э. Разбив
Митридата в 65 г. до н. э., римляне стали расширять свои  
завоевания во Фракии.

Власть Рима в Македонии и на землях фракийцев  
утверждалась с трудом. Борьба то затухала, то разгоралась снова. На  
земли фракийцев посягали и северные соседи: временно, в 50-х
начале 40-х годов I в. до н. э., над забалканскими районами,
в том числе над греческими приморскими городами, установил
свое господство царь задунайского дако-гетского царства Буре-
биста.
После убийства «вечного» диктатора Рима Гая Юлия Цезаря
в 44 г. до н. э. Балканы стали одним из театров римских  
гражданских войн. Фракийцы то признавали власть Рима, то  
отвергали ее. Известны крупные восстания фракийцев против римлян в
21, 26 и 44 гг. н. э. После восстания 44 г. Фракийское царство
было превращено в подчиненные Риму провинции. Еще ранее на
территории мезов, за Балканами, была отчасти введена римская
аДминистрация. Теперь этот регион стал провинцией Мезия  
(Мизия, Мисия), включавшей придунайские земли примерно от  
современного Белграда до Черного моря.
В провинцию Фракия вошли Гем (Балканский хребет),  
Родопы, Пирин, Рила, Витоша, равнина между Мраморным,  
Черным, Эгейским морями и часть провинции Македония. В 86 г.
Мезия была разделена на Верхнюю (область к югу от Дуная
между Белградом и Ломом) и Нижнюю, соответствовавшую  
современной Северной Болгарии. Возникла и провинция Малая
Скифия (Добруджа). Как пограничной (до покорения  
римлянами даков за Дунаем в начале II в. и образования провинции
Дакия) провинции римляне уделяли Мезии особое внимание:
здесь стояло множество римских легионов; проводилась политика
активной колонизации захваченных земель; устраивались  
поселения ветеранов, наделяемых землей и обладавших налоговыми
льготами.

К югу от Балканского хребта римская колонизация была  
менее интенсивной. Во Фракии уцелело немало фракийских сел с
общинным землевладением и имений фракийской аристократии.
Фракийская знать, на которую опирались римские власти,  
получала права римского гражданства и превращалась в  
рабовладельческую наравне с римской. Создавались виллы, основанные
на эксплуатации рабов и арендаторов и располагавшиеся  
обычно поблизости от городов. Это были крупные хозяйственные  
комплексы с роскошными господскими помещениями, водопроводом,
канализацией, банями, садами, портиками, а позднее в эпоху
«варварских» нашествий и с крепостными сооружениями.
Села находились в подчинении у городов. Сельские жители не
располагали ни собственностью в городах, ни правом участия в
их общественной жизни. Селом управлял магистр. Он отвечал за
выполнение обязательств поселян перед фиском. Ощущался  
острый недостаток рабочих рук. «Варваров», попавших в плен,  
селили на положении полузависимых крестьян, обязанных платить
налоги и нести воинскую службу; их продавали и наследовали
вместе с их землей. Такие поселенцы были на Балканах  
предшественниками колонов. А собственно колонат,  
сопровождавшийся прикреплением свободных крестьян к земле и личности  
господина, пришел сюда в III в.
Особенно крупными императорские имения были в Мезии.
Романизация совершалась здесь быстрыми темпами, тогда как
к югу от Балканского хребта и в Македонии она натолкнулась
на сильное противодействие греческого этнокультурного  
элемента. Да и римских гарнизонов, сел ветеранов и имений  
императора во Фракии было меньше.
На месте лагерей римских легионов в Мезии вырастали  
обслуживавшие их поселения, превратившиеся в укрепленные  
города. Так по Дунаю возникли Сингидунум (Белград), Вимина-
циум (Костолац), Бонония (Видин), Дурострорум (Силистра,
Дристра), Нове (Свиштов) и др., а во внутренних районах
Монтана (Михайловград), Абритус (Разград) и др. Города в  
Македонии, существовавшие с IV в. до н. э., переживали, напротив,
упадок. Сохранилась лишь часть их (Филиппи, Стоби, Фессало-
ника по-славянски Солунь, современный город Салоники).
Города Фракии также сначала не получали прав римского  
гражданства и находились в большой зависимости от римских  
наместников, как и в Греции. Оживление наступило только в начале
Ц в., когда, получив права городов, поднялись как  
рабовладельческие центры старые фракийские поселения Сердика (Средец,
София), Берое (Августа Траяна, Стара-Загора), Пауталия
(Кюстендил). Их должностные лица (куриалы) по старой  
античной традиции исполняли свои обязанности безвозмездно.
В императорских салтусах (имениях) во Фракии особенно
процветали коневодство и овцеводство. Власти поощряли  
занятие виноградарством. Активно велась добыча меди, железа,  
золота, серебра. Рудники были собственностью государства. Здесь
широко использовался труд рабов. Более трети оружейного  
производства империи сосредоточивалось во Фракии. В 170230-е
годы балканские провинции переживали расцвет. Важными  
торговыми магистралями стали проведенные римлянами  
стратегические дороги. Их обслуживали дорожные станции со сменными
лошадьми и постоялыми дворами. Городские ремесленники были
приписаны к коллегиям объединениям мелких .  
производителей, связанных обязательствами перед фиском. Производители
изделий были и их продавцами: лавка совмещалась с  
мастерской. Основным средством обращения на рынке стала римская
монета (солид).
Время римского господства ознаменовалось решительным  
изживанием остатков первобытнообщинного строя и утверждением
рабовладельческих отношений, особенно в Мезии, хотя до  
прихода римлян в социально-экономическом отношении она была
менее развита, чем Фракия. Но в целом даже в Мезии рабов
было меньше, чем в передовых римских провинциях. Однако,
если в Мезии рабовладение еще развивалось по восходящей, в  
самой метрополии и более развитых провинциях оно уже  
приходило в упадок. Основную массу земледельцев Мезии составляли
свободные крестьяне налогоплательщики казны; они  
подлежали также рекрутским наборам. Кризис рабовладения захватил
Мезию в середине III в., и его наступление было ускорено
вторжением «варваров». Усилился отпуск рабов на волю. Сходные
процессы происходили и во Фракии. С 212 г. по эдикту  
императора Каракаллы все подданные империи (кроме рабов) обрели
права римского гражданства. Мера эта преследовала прежде  
всего фискальные цели: повинности перед казной распространялись
отныне на все население империи. С середины III в. почти два
столетия Римская империя вела тяжелые войны с готами. Кроме
готов, в империю вторгались бургунды, карпы, герулы, бастар-
нь1, певки, тайфалы, гунны и др. В 270272 гг. римляне были
вынуждены оставить задунайские владения в Дакии. Балканы
оказались ареной борьбы, на которой решались судьбы империи.
Именно сюда в IIIIV вв. был направлен главный удар  
«варваров».
Территория к северу от Балканского хребта (Гема)  
распадалась в IIIIV вв. в этнокультурном отношении на две зоны:
большая часть внутренних районов была полностью  
романизирована. На Черноморском побережье, в зоне греческих городов с их
эллинизированной округой, доминировали греческий язык и  
греческие культурные традиции. Лишь кое-где в деревнях Мезии в
IV в. сохранялись фракийские быт и культура, особенно на
Геме.
С углублением упадка рабовладельческого строя все более  
обнаруживалось экономическое преобладание восточных провинций.
В 330 г. император Константин I Великий перенес столицу из
Рима в Византии (он стал называться Константинополем),  
отстроив его с необычайной быстротой и великолепием. В 395 г.
произошел официальный раздел империи на Западную и  
Восточную. С тех пор развитие будущих болгарских территорий  
совершалось в рамках Восточноримской (Византийской) империи.
Конец IVVI век отмечены усилением кризиса. Рабов все
чаще наделяли участком, превращая в мелких зависимых  
земледельцев. Они постепенно сливались с колонами, большинство  
которых в IVV вв. было прикреплено к земле. Колоны несли  
повинности и в пользу господ и в пользу фиска. Свободное
общинное крестьянство, задавленное тяжелыми натуральными
налогами и отработками, разорялось. Его воинская повинность
заменялась выплатой денег: на эти средства государство  
содержало наемные войска и «федератов» укомплектованные из
«варваров» отряды, размещенные на Балканах.
Гнет государства усилился и в городах. Члены ремесленно-
торговых коллегий были прикреплены к своему ремеслу и  
обязаны вносить налоги и торговые пошлины. В условиях  
углубления кризиса античного полиса (у римлян муниципия) горожане,
члены городской общины, теряли свои участки в  
принадлежащей городу сельской округе: их захватывали крупные  
землевладельцы. Государство прикрепило куриалов (управителей городов,
отвечавших и за их снабжение) к их должностям; ответственные
за сбор налогов и содержание общественных зданий, не  
получавшие платы за должность куриалы разорялись.
Ухудшение экономической конъюнктуры, разорение  
свободного крестьянства, рост налогов, нашествия «варваров»,  
политическая нестабильность, произвол чиновничества все это  
обостряло социальные противоречия; множество людей было лишено
имущества и очага. Вспыхивали восстания рабов и колонов.
В 364 г. угнетенное население Фракии приняло участие в  
восстании Прокопия, а в 378 г. в мятеже готов-федератов, не  
вынесших произвола властей. В битве с восставшими погиб  
император Валент. Ширилось движение скамаров («разбойников»),  
разорившихся свободных, беглых колонов и рабов.
Крупные волнения происходили на почве религиозных  
разногласий, появились многочисленные богословские ереси.  
Христианство распространялось на Балканах с начала нашей эры, но
было гонимой религией. Константин I прекратил гонения и сам
принял христианство перед смертью. Уже при нем христианская
церковь стала привилегированной организацией. Епископы  
приобрели огромное влияние в городах. При преемниках Константина
христианство стало официальной религией: преследованиям  
подвергались все, не разделявшие официальную доктрину. В VI в.
победило ортодоксальное направление (православие),  
поддерживаемое властями. Языческие, в том числе фракийские и  
греческие, культы сурово преследовались.
Нашествия «варваров» тем временем нарастали. Особенно
опустошительным было около середины V в. нападение гуннов.
Множество сел и городов были сметены с лица земли, сотни  
тысяч людей убиты или уведены в рабство. Набеги гуннов, готов,
протоболгар повторялись каждые пять-шесть лет, порой  
ежегодно. «Варвары» доходили до стен столицы. Юстиниап I (527-
565), опираясь на ресурсы восточных провинций, приступил к
грандиозной программе укрепления границ. Вдоль Дуная была  
отстроена из нескольких сот крепостей мощная линия обороны,
крепости во множестве были возведены и во внутренних районах.
Это строительство и продолжительные войны Юстиниана с целью
отвоевания Италии у остготов, Африки у вандалов, а также
борьба с Персией за Лазику (на Кавказе) и Армению тяжким
бременем легли на плечи народа. Но натиск «варваров» был  
неудержим. Среди них уже в начале правления Юстиниана все
большую опасность стали представлять для империи славяне.
Господство римлян, утверждение христианства и нашествия
«варваров» обусловили коренные перемены в этнокультурной
жизни Балкан.
В IIV вв. на Балканах утверждалась римская культура,
захватившая прежде всего города. Латынь стала официальным
языком. В городах на форумах (центральных площадях) воздви
гались общественные здания: библиотеки, термы (бани), театры,
стадионы, храмы. Здания украшались статуями богов и  
императоров, барельефами, цветными мозаиками, колоннадами,  
декоративной росписью. Проводились водопровод и канализация,  
мостились улицы и дороги. С утверждением христианства центральное
место в архитектуре города заняла церковь-базилика.
На берегу Черного моря, в Южной Македонии и во Фракии
сохранялось греческое и эллинизованное население с его  
культурными особенностями. Традиции фракийской культуры  
удерживались в основном в сельской местности к югу от Балкан,  
особенно в горных районах (в Родопах, по течению Струмы). Но и
эти традиции изменялись под воздействием культуры греков и
«варварских» племен, оседавших на Балканах. Огромным  
нивелирующим фактором в сфере культуры было христианство,  
сглаживавшее этнические отличия. К началу славянских вторжений
Фракийцы не сохранились этнически как особый народ. Процесс
становления фракийской народности в силу внешнеполитических
Условий (македонское и римское завоевания) не достиг полного
завершения. В Мезии в волнах поселенцев-«варваров»  
растворились не только фракийцы, но и романизированные жители,  
имевшие разные этнические корни.
Сложнее обстоит дело с фракийским культурным наследием.
Элементы фракийской культуры, усвоенные как греками, так и
«варварами» самого разного этнического происхождения, а  
может быть, и сохраненные в лоне христианской религии остатками
собственно фракийского населения, прослеживаются во многих
сферах сложившейся здесь позднее болгарской культуры. Эти
элементы отразились в колорите народных празднеств  
(красочные, в маскарадных одеяниях, кукерские игры, нестинарство
искусство хождения босиком по раскаленным углям), в  
особенностях народной одежды, в*украшениях, в обычаях, связанных
со сменой времен года, в музыке. На христианские культы
«святых»-воинов (св. Димитрия и св. Георгия) были перенесены
черты языческого культа фракийского конника. Сохранился ряд
топонимов, переданных от фракийцев.
Реликты фракийской цивилизации в славяно-болгарской
культуре отступают, однако, на второй план сравнительно с  
воздействием греко-римской цивилизации, а с IV в. восточнохри-
стианской (византийской), в рамках которой в течение  
полутысячелетия до заселения полуострова славянам развивалась и  
видоизменялась сама фракийская культура.

 
Назад к содержимому | Назад к главному меню