Историк

Перейти к содержимому

Главное меню

Великое переселение народов

Страны в истории > Болгария

Современная наука считает славян одной из ветвей  
индоевропейцев, оформившейся в I тыс. до н. э. на территории от среднего
Днепра до Одры (Одера). Полагают, что ранее всего славяне  
населяли регион между Лабой (Эльбой) и Одрой. Самым первым
свидетельством о славянах (под именем «венедов») признают  
сообщение Плиния Старшего от I в. н. э. О венедах в конце того
века пишет и римский историк Тацит, противопоставляющий их
кочевникам и указывающий более обширный ареал активности
славян.
Готский историк Иордан (середина VI в.) сообщал, что в его
время славян называли не только «венедами», но и «склавенами»
(в греческом произношении «склавинами») и «антами». Уже в
70-х годах IV в., как пишет он, в Восточной Европе  
существовал военно-политический союз антов (по происхождению это
иранский этникон, который соседи перенесли на славян, занявших
территории «скифов» иранских племен). «Склавены» населяли
тогда земли от Среднего Подунавья на западе и от Вислы на  
севере до Днестра на востоке, а анты проживали между Днестром
и Днепром. Иначе говоря, переселение славян становилось все
более интенсивным.

Трудно сомневаться в том, что уже в первые столетия нашей
эры славяне находились в контакте с Римской империей: об
этом свидетельствуют клады римских серебряных монет того
времени в разных концах славянского мира, длительное  
сохранение в славянском эпосе имени римского императора Траяна,  
завоевателя Дакии (в начале II в. н. э.), знакомство славян с  
традициями нового языческого римского праздника Календ (под
названием Коледа), проникновение к славянам римской меры
сыпучих тел квадрантала («четверика»). Хотя и спорят о  
степени преемственности между материальной культурой славян и
так называемой Черняховской культурой, сама эта  
преемственность признается несомненной. Полиэтническая Черняховская
культура охватывала широкий регион в Северном Причерноморье
от верховий Псела и низовий Днепра до верховий Серета и устья
Олта (северного притока Дуная), т. е. обнимала Среднее и  
Нижнее Поднепровье, все Поднестровье и значительную часть  
карпатского ареала и нижнедунайского левобережья. Сложилась эта
высокоразвитая культура во IIIV вв. под сильным  
воздействием римской в ее провинциальном варианте. Западный ареал Чер-
няховской культуры не менее 100 лет совпадал с восточными
землями римской провинции Дакия. Следовательно, в оформлении
этой культуры участвовали и романизованные фракийские  
племена даков. В пределах Черняховской выявлена зона Зарубинецкой
культуры IIIII вв., занимавшая районы между Днестром,
Днепром и Бугом. Для нее характерна прямая связь со  
славянской культурой VIVIII вв.

Главными занятиями славян в VIVII вв. были земледелие
и скотоводство. Железные сошники и серпы найдены в самых
разных концах славянского мира. Сеяли пшеницу, ячмень,  
просо, овес, рожь, выращивали овощи. В качес!ве тяглового  
животного использовали главным образом лошадь, впоследствии на юге
быка (вола). Разводили также коров, свиней, овец, коз,  
домашнюю птицу. Развивались и ремесла: помимо черной металлургии
(добыча железа сыродутным способом) и кузнечного дела, были
известны ткачество, деревообработка, кожевенное дело, гончарное
производство (так называемая лепная керамика, сделанная от
руки). Более быстрыми темпами развивались славянские  
племена, которые были теснее связаны с позднеантичным миром  
(греческими причерноморскими городами, римскими провинциями в
Подунавье). Формы жизни и быта славян в северных и  
северовосточных регионах отличались большей архаичностью: когда на
юге у славян господствовало пашенное земледелие, на севере
еще практиковались подсека и перелог.
Наиболее надежными археологическими признаками  
славянского этноса считают прямоугольную в плане полуземлянку с
печкой-каменкой в одном из углов, лепную керамику пражско-
пеньковского типа и в особенности погребальный обряд,  
заключающийся в трупосожжении с захоронением останков в сосудах
или ямах. Предпочитали славяне селиться в лесостепной зоне,
обычно у водоемов (рек, ручьев, болот, озер). Села располагались
гнездами, жилища либо рядами (улицами), либо также  
гнездами. Возможно, гнездовое расположение жилищ указывает на
распад большой семьи: преобладала уже малая семья, но  
близкие родичи еще были связаны общими хозяйственными  
интересами и владели совместно основными средствами производства.
В VIVII вв. совершался, видимо, переход от родовой к  
территориальной (земледельческой) общине.
Славяне верили в загробную жизнь. Поэтому случалось так,
что после кончины мужа вдова добровольно шла на смерть и  
супругов хоронили вместе. Славяне одухотворяли силы природы,  
поклонялись источникам и рощам. Но был у славян и целый  
пантеон важнейших богов, главными из которых являлись Перун,
бог-громовержец, творец молний; Велес-Волос бог богатства,
скотоводства, плодовитости, Дажбог бог света и солнца, Ма-
кошь богиня изобилия, Лада покровительница любви и  
брака и др.
Переселения славян представляли последний этап так  
называемого Великого переселения народов, вызванного процессом
внутреннего социально-экономического развития: переход к про-
изводящему хозяйству (земледелию и скотоводству) обусловил
необходимость в закреплении за каждым родо-племенным  
объединением определенного жизненного пространства, но в то же  
время в силу экстенсивности первоначальных (примитивных)
форм земледелия и роста населения потребовал расширения
культивируемых земель и поиска наиболее благоприятных для
ведения хозяйства территорий. Сочетание земледелия со  
скотоводством и вывело многие славянские племена в лесостепную зону.
В VVI вв. среди «варваров» было широко распространено  
представление, что наиболее плодородные земли находятся в Римской
империи. К переселениям побуждало также господство у славян
в VVI вв. строя военной демократии. Война с целью захвата
добычи стала на длительный период естественным состоянием
общества. «Варвары», в том числе и славяне, были хорошо  
осведомлены о том, что не только плодородные почвы, но и наиболее
богатая добыча может быть найдена в городах и селах империи.
Поэтому постепенно обозначалось основное направление  
славянских переселений в VVII вв. к границам, а затем и в  
пределы Восточноримской империи (Византии).
Возможно, славяне появились в Подунавье весьма рано,  
накануне самого гуннского нашествия, а может быть, часть их
была увлечена сюда при продвижении гуннов из Восточной в  
Западную Европу. В эпоху Аттилы (ум. в 453 г.) в Паннонии был
известен напиток под названием «мед», поминки по умершему
обозначались славянским наименованием «страва». Во всяком
случае, славяне заселили Паннонию и нижнедунайское  
левобережье к концу V началу VI в., где их поселения отстояли на
дневной переход от Дуная до предгорий Карпат вдоль левых  
притоков реки. В начале VI в. «склавины» занимали пространство
от бассейна Прута и Серета до Паянонской низины, а «анты»,
вышедшие на юго-западе к Дунайскому устью, были их  
восточными соседями. Между 518527 гг. был осуществлен первый  
набег антов на земли империи.
Систематическими походы славян на владения империи стали
с начала правления Юстиниана I (527565). Ценной частью  
добычи являлись пленные, которых либо возвращали за выкуп, либо
обращали в рабов. Рабство носило патриархальный характер:
рабы были домашними слугами, участвовали вместе с господином
в военных походах, а через некоторое время получали свободу и
могли остаться в славянских поселениях как полноправные  
члены общества. В целом имущественная дифференциация во  
второй половине VI в. была еще незначительной, хотя уже  
появилось право собственности на движимое имущество, происходило
накопление богатств, особенно в среде поднимающейся племенной
аристократии, руководившей набегами на империю.
Все наиболее важные вопросы жизни племени или  
племенного союза решались на общей сходке вооруженных мужчин,
власть вождя еще зиждилась на авторитете, хотя уже тяготела
к превращению в наследственную. Византийский писатель  
середины VI в. Прокопий Кесарийский говорит об общественном
строе славян как о «демократии». Существенные перемены  
наступили к рубежу VIVII вв. Об общественном устройстве,  
воинской тактике и быте славян сообщает византийский  
полководец, ставший императором, Маврикий (582602). В то время
упрочилась власть вождей, некоторые из них возглавляли  
территориальные племенные объединения (византийцы именовали этих
вождей «рексами» князьями). В подчинении рексов находились
несколько вождей (архонтов) племен, представители  
аристократии, родичи, знатные люди правящего племени, лично преданные
лица. По-видимому, с рядовых общинников уже взыскивались  
натуральные поборы, предназначавшиеся на общественные нужды
(создание общественных запасов, средств на выкуп пленных,
на содержание жречества и на жертвоприношения и т. д.). Эти
средства все чаще узурпировали в свою пользу князь и его  
окружение.
Известны имена вождей «склавинов» Мусокия, Ардагаста,
Пирогаста, вождей антов Добрента, Келагаста и Идаризия.
Аварский хаган (верховный правитель) и византийцы знали,
что у славян на левом берегу Дуная было много продовольствия
и разного рода богатства. Византийские политики и дипломаты
опасались объединения славян под властью одного князя и  
старались поссорить их друг с другом, привлекая одних на свою
сторону и ведя жестокую борьбу с другими. Безусловно, тесные
связи, мирные и враждебные, славян Подунавья с империей
(высокоразвитым государством) ускоряли темпы их  
общественного развития.
Судьбы подунайских славян в VIVII вв. далеко не  
одинаковы. Тот антский союз, который размещался по соседству с  
империей близ устья Дуная, с 40-х годов VI в. находился в  
дружественных отношениях с Константинополем. Лишь в 602 г.,
после похода против славян войск аварского хагана, анты, по-
видимому, отошли от дельты Дуная к северо-востоку и прервали
свои связи с империей.
Паннонские славяне, совершавшие с конца 20-х годов VI в.
свои набеги по преимуществу на земли Далмации и Иллирика,
попали в 60-х годах под власть аваров, прибывших сюда  
кочевой ордой из степей Восточного Приазовья и основавших в Пан-
нонии военно-политическое объединение, которое по титулу  
вождя аваров (хагана) принято обозначать как Аварский хаганат.
Находясь, вероятно, в сильной степени зависимости в центре
территории хаганата (в бассейне Тисы), славяне сохраняли  
некоторую автономию на его периферии. Они составляли  
этническое большинство подданных хагана, вносили в его пользу дань
и выполняли трудовые повинности (в частности, строили суда
для аварского войска, наводили переправы через реки).  
Участвовали они в походах хагана на империю. В 582 г. хаган  
захватил византийский город-крепость Сирмий (Срем, Срвмска-Митро-
вица) на правом берегу Савы, пробив для себя брешь в  
византийской обороне. Но славяне Паннонии, ходившие с аварами в
набеги на империю, стремились к независимости от хагана.
Особенно упорную самостоятельную борьбу с империей вели
славяне прежней римской провинции Дакия, жившие вместе с
остатками романизированного местного населения и занимавшие
в основном территорию между Дунаем и Карпатами. Именно эти
славяне (их называют также «болгарскими» в отличие от  
сербохорватской группы) совершали частые дальние походы на  
империю, достигая почти стен самого Константинополя. В конце
VI начале VII в. империя организовала несколько крупных
экспедиций против «дакийских» славян. Одновременно, хотя и
безуспешно, претендовал на власть над ними и аварский хаган.
В 602 г. император Маврикий повелел своим войскам,  
совершившим удачный поход за Дунай, перезимовать в земле славян,  
снабжая себя за их счет в течение зимы. Воины в ответ на этот
приказ подняли мятеж, провозгласили императором сотника Фоку
и ушли с дунайской границы, двинувшись на Константинополь.
Вскоре Маврикий был свергнут и убит. С тех пор около 80 лет
войска империи не появлялись на дунайском рубеже от низовий
реки до Железных Ворот.

Назад к содержимому | Назад к главному меню