Историк

Перейти к содержимому

Главное меню

Протоболгары до встречи со славянами в долине Дуная

Страны в истории > Болгария

История протоболгар и части славян тесно переплеталась и до
создания Первого Болгарского царства. В процессе образования
самого государства принимали участие оба народа. В связи с
этим необходимо коротко остановиться на судьбах протоболгар
до их прихода во главе с Аспарухом к низовьям Дуная.
«Протоболгары», т. е. «первичные болгары», условный  
научный термин, обозначающий (в отличие от болгар  
южнославянской этнической общности народности и нации)  
представителей одной из разновидностей тюркского этноса. Этнически они
отличались от славян, относящихся к индоевропейцам.
Первые достоверные сведения о протоболгарах относятся к  
середине второй половине IV в. Они жили тогда на Северном
Кавказе и отчасти в Закавказье, продвинувшись сюда из  
Центральной Азии. Вскоре они расселились в Приазовье, в бассейне
Дона и Северского Донца, где ассимилировали остатки  
индоевропейских сармато-аланских (иранских) племен. Во второй  
половине IV в. протоболгары вошли в состав обширного объединения,
возглавлявшегося гуннами. Часть протоболгар в конце этого
века была увлечена гуннами на запад, в Паннонию, где  
находился центр гуннской кочевой «державы». Видимо, протоболгары  
играли заметную роль уже в племенном союзе Аттилы.

В Паннонии протоболгары, вероятно, впервые пришли в  
тесное соприкосновение со славянами. Сохраняя в составе  
объединения гуннов племенное единство, протоболгары участвовали в
походах гуннских вождей и были известны как искусные и  
выносливые воины.
После распада гуннской «державы» в 453 г. протоболгары
Паннонии вступили в контакт с Восточноримской империей.
В 80-х годах V в., отойдя к Нижнему Подунавью, они  
оказывали помощь Константинополю в борьбе с остготами, а в 493 г,
сами совершили набег на земли империи, достигнув Фракии.
С тех пор их походы в эту провинцию и другие районы империи
стали систематическими. В 513515 гг. они помогали  
военачальнику федератов империи Виталиану, поднявшему восстание в
Добрудже с целью овладения престолом.
Вскоре, с начала правления Юстиниана I, протоболгары  
нередко вторгались в пределы Византии вместе со славянами,  
находясь, по-видимому, в ряде случаев с ними в союзе. Особенно
Широкий размах протоболгарские набеги приняли в 4050-х го-
дах VI в.; как и славяне, они проникали в Южную Фракию,
Иллирик и Грецию.

Византийские авторы последовательно обозначали протобол-
гар того времени термином «булгары», изображая их как  
типичных кочевников, пасущих свои табуны и стада зимой и летом
и совершающих набеги конной ордой. Вскоре, однако, в жизни
той части протоболгар, которая постоянно сталкивалась с  
империей, на смену «гуннскому» пришел «аварский» период. Но
прежде чем говорить о нем, необходимо вернуться к основному
этническому массиву протоболгар, оставшихся в Приазовье
после ухода гуннов.
К середине VI в. среди протоболгарских племенных союзов в
Приазовье приобрели главенство объединения утигуров.  
располагавшихся к востоку от Азовского моря, по нижнему течению
Дона, и родственных им кутригуров, занимавших северо-западное
побережье моря вплоть до Днепра, имея на севере своими  
соседями антов. В первой половине VI в. кутригуры, как и прото-
болгары, входившие в гуннский союз и жившие после 453 г. не
только в Паннонии, но и близ устья Дуная (т. е. также в  
непосредственном контакте со славянами), совершали походы в  
пределы империи. Из походов на Византию протоболгары-кутригуры
уводили десятки тысяч пленных, которых селили на положении
невольников в местах своего обитания.
Византийцы с помощью богатых даров толкнули утигуров
против кутригуров. Кутригуры были разбиты. В результате  
десятки тысяч пленных византийцев вернулись на родину. Однако
кутригуры вскоре возобновили и нападения на империю и войны
с утпгурами. По словам византийских авторов, эти раздоры  
между соплеменниками, которые говорят на одном языке, живут в
одном месте, имеют одну и ту же одежду и быт и лишь  
подчиняются разным вождям, ослабили оба племени и привели к  
потере ими даже собственных наименований.
В конце 50-х годов VI в. тюркское племя аваров, явившись
в Приазовье и воспользовавшись междоусобиями протоболгар,
подчинило их и увлекло кутригуров в своем движении на запад,
куда авары направились вначале в качестве союзников Византии.
Со времени основания в первой половине 60-х годов VI в.  
Аварского хаганата более чем на полстолетие инициатива походов на
Византию не только паннонских славян, но и подвластных  
аварам протоболгар перешла к хагану. Следовательно, после  
гуннского господства в Паннонии это была вторая протоболгарская
«волна» в тот же самый регион, в котором в силу этого связи
славян и протоболгар стали еще более тесными.
Этническая близость протоболгар к аварам, значительная
роль их автономных контингентов в составе аварских сил,  
увеличение численности протоболгар в хаганате все это привело к
попыткам протоболгарской аристократии . вырвать у аваров
власть после их поражения под Константинополем в 626 г.  
Однако борьба 631632 гг. закончилась победой аваров. Начался
«исход» протоболгар из хаганата; в 30-х, 60-х и 80-х годах VII в.
три враждебных хагану протоболгарских племенных соединения
ушли из Паннонии первые два в Италию, а третье в  
Македонию, где они по соглашению с византийским императором были
поселены на Керамисийском (Битольском) поле, возможно, в  
качестве федератов. Снабжать их продовольствием должны были
признавшие ко времени поселения в Македонии протоболгар
власть империи славяне-драгувиты.
Во главе протоболгарского объединения, пришедшего в  
Македонию около 686 г., стоял протоболгарин Кувер, поднявший  
восстание против хагана и ушедший со своим воинством после  
нескольких успешных сражений с преследовавшими его аварами.
В составе войска Кувера были не только протоболгары, но  
также славяне и потомки взятых в плен аварами в походе 626 г.
византийцев. В действительности Кувер помышлял не о службе
императору, а о захвате Фессалоники и затем о борьбе за  
Константинополь. Однако значительная часть приведенного Кувером
войска разбежалась, так как потомки византийцев сохранили
приверженность христианству. Приближенные к Куверу лица
(во главе с его соратником Мавром), получившие высокие  
военные посты в Фессалонике и замышлявшие захват города, были
выданы соратниками и схвачены.
Между тем основная масса протоболгар по-прежнему обитала
в Приазовье. Вскоре после ухода аваров на запад протоболгары
попали под власть Западнотюркского хаганата, в борьбе против
господства которого протоболгарским племенам вновь удалось
сплотиться. В 632 г. борьба увенчалась успехом: образовалось
протоболгарское военно-политическое объединение во главе с
кутригуром Кубратом из рода Дуло. Объединение получило у  
византийцев наименование «Великая Булгария». Кубрат в течение
всего правления поддерживал дружеские связи с Византией.
О хозяйстве и быте, внутренней социальной структуре и  
политическом устройстве Великой Булгарии известно крайне мало.
Археологическими раскопками вплоть до сих пор не обнаружены
достоверные протоболгарские древности, датируемые временем
ранее середины VIII в.
Имеются глухие известия о начатках земледелия у  
протоболгар, о появлении постоянных зимних станов. По заключению  
советских археологов, раскопавших множество протоболгарских  
селищ в бассейне Северского Донца, постоянными эти поселения
стали только в IX начале X в., уже после ухода из этих мест
части протоболгар на Балканы. Большинство протоболгар в
VII в. оставались, безусловно, кочевниками-скотоводами.
У протоболгар того периода господствовал, как и у славян,
строй военной демократии. Их аристократия уже была  
обладательницей крупных стад скота и больших движимых богатств.
Однако общественная структура протоболгар еще оставалась в
значительной степени родо-племенной: они и кочевали и в бой
шли «по родам и коленам». Кровнородственным связям, родовой
спайке были обязаны протоболгары своей дисциплиной,  
самоотверженностью и взаимовыручкой в сражениях. Родовыми  
связями определялось положение человека в обществе. Поддержка  
родовой аристократии, прежде всего представителей правящего рода,
обеспечивала действенность наследственной власти вождя  
племени (хана). Прочность кровнородственных связей закономерно
сочеталась с непрочностью связей межплеменных: компактные,
но некрупные племенные объединения протоболгар не случайно
оказались к концу VII в. разбросанными в качестве  
изолированных анклавов на огромном пространстве от Поволжья до Италии.
Объединения происходили по большей части насильственным
путем, прежде всего для военных целей: для обороны и в  
особенности захвата новых пастбищ и водоемов и ради воинской  
добычи. Сирийский автор VI в. Захария Ритор писал о протобол-
гарах, что они обитают в юртах, питаются мясом и рыбой,  
добывают пропитание также охотой и посредством грабежа.
Старший современник Захарий латинский писатель Эннодий  
говорил, что протоболгары это народ, который с помощью войны
добудет все, чего пожелает, считает мерилом благородства  
количество крови врагов, пролитой на поле сражений, не имеет  
преград для своего войска и, будучи приучен к любым лишениям,
может довольствоваться одним кобыльим молоком.
Протоболгарское войско представляло вооруженный народ:
в боях участвовали все взрослые мужчины племени, а иногда и
женщины. Пехотный строй был чужд протоболгарам, как и  
другим кочевым народам. Искусные стрелки из лука, протоболгары
пользовались также копьем и в рукопашных схватках боевыми
топорами. Ударной силой была тяжеловооруженная конница,
комплектовавшаяся из представителей знати: кольчугами и  
доспехами были защищены не только сами всадники, но и грудь
их коней. Стремительность и внезапность нападения, окружение,
быстрый маневр, ложное отступление, устройство засад были  
излюбленной тактикой протоболгар. В походах воины обычно  
имели запасных коней.
Для религиозных представлений протоболгар было характерно
множество различных культов. Особенно распространенными и
устойчивыми были тотемизм, культ предков, культ духов  
покровителей и культ племенного вождя хана. Шаманизм был  
обычной формой «общения» с богами и духами, как и у прочих  
тюркских народов. Подобно другим тюркам, протоболгары поклонялись
верховному божеству Тангра (Небо), в честь которого  
создавались святилища; широко были распространены амулеты с  
символическим изображением солнца. Ритуал захоронений отражал
веру в загробную жизнь: в могилу зарывали также вещи  
покойного, пищу, а порой и его коня. В отличие от других тюрко-
язычных народов трупосожжение встречалось у протоболгар
весьма редко.
Согласно «Именнику болгарских ханов», первая часть  
которого была составлена в самом конце VII в. и который служит
главным доказательством тюркоязычия протоболгар, они  
пользовались календарем, который тюркские народы заимствовали у
китайцев. Лунный год включал 10 месяцев, обозначавшихся  
порядковыми числительными; лунный зодиакальный цикл  
охватывал 12 лет, каждый год носил имя одного из 12 священных  
животных: мышь, вол, тигр, заяц и т. д. Об искусстве протоболгар
VIVII вв. можно судить только ретроспективно по находкам
VIIIX вв.: бронзовые антропоморфные и зооморфные амулеты,
украшения поясов и конской сбруи все это свидетельствует о
развитии ремесел, изобразительного искусства и ювелирного дела
у протоболгар, видимо, уже в эпоху Великой Булгарии.
Великая Булгария существовала, однако, лишь около  
четверти столетия: в начале второй половины VI в. после смерти Куб-
рата она распалась на три части во главе с сыновьями Кубрата.
Воспользовавшись этим, восточный сосед протоболгар  
Хазарский хаганат начал войну сначала с протоболгарами старшего
сына Кубрата Батбаяна, владевшего восточцой частью бывшей
Великой Булгарии. Батбаяп стал данником хазар. Второй сын
Кубрата Котраг увел подвластных ему протоболгар на среднее
течение Волги (там на рубеже IXX вв. складывается  
государство, известное под названием Волжско-Камская Булгария и  
существовавшее до монголо-татарского нашествия в 30-х годах
XIII в.). Дольше всех, по-видимому, сопротивлялись хазарам
кутригуры, находившиеся под властью третьего сына Кубрата
Аспаруха (Еспериха согласно «Р1меннику болгарских ханов»).
Протоболгары Аспаруха всем племенем медленно отступали на
запад, к устью Дуная, теснимые хазарами. Возможно, в 70-х  
годах протоболгары, перейдя Днестр, обосновались в естественно»
защищенной местности по названию «Онгл», расположенной,  
видимо, где-то между отрогами Карпат, соседними реками и  
болотистой поймой Дуная. Выбирая место, Аспарух опасался  
нападения не только хазар, но также аваров и византийцев. С аварами
ему пришлось столкнуться сразу же: по всей видимости, после
ухода на земли к югу от Дуная значительной части славян, ха-
ган пытался утвердить свое господство в левобережье нижнего
Дуная. Согласно свидетельству армянского источника, Аспаруху
Удалось изгнать отсюда аваров. Несомненно, Аспарух вступил
здесь в контакт с вождями славянских племенных объединенийг
и, вероятно, сумел утвердить свою высшую власть над соседни-
ми районами, населенными славянами, романизированными гето-
Даками и «осколками» других народов, осевших здесь в ходе
Великого переселения народов.
К концу 70-х годов протоболгары вполне оправились от  
пережитых ими злоключений, устроили укрепленный лагерь на
случай военной опасности и перешли к активным действиям  
против Византии.

Назад к содержимому | Назад к главному меню