Историк

Перейти к содержимому

Главное меню

Структура власти османов на болгарской земле

Страны в истории > Болгария

Османское владычество на болгарских землях длилось вплоть до
русско-турецкой войны 18771878 гг. В течение этой длительной
эпохи само Османское государство испытало существенную  
эволюцию, особенно интенсивную в начальный период его  
господства над народами Юго-Восточной Европы.
Османское государство как особая общественно-политическая
система оформилось в процессе продолжавшегося более 100 лет
завоевания, прежде всего народов Балканского полуострова.  
Темпы экспансии османов на Балканах ускорились после разгрома
под Варной в 1444 г. объединенных сил нескольких европейских
стран (в основном венгерских и польских войск) и после взятия
штурмом в 1453 г. столицы Византии Константинополя. После
подчинения народов Балкан и установления вассальной  
зависимости Дунайских княжеств в последние десятилетия XV  
первой трети XVI в. ясно обозначилось главное направление  
османской агрессии в Европе на страны Центральной Европы  
(Венгрию, Австрию) и Италию.

Находясь на стадии становления феодальных отношений,  
османское общество развивалось ускоренными темпами,  
приспосабливая к своим потребностям институты завоеванных балканских
государств, в которых феодализм достиг зрелых форм.  
Общественно-политическая структура Османского государства сложилась
в основных чертах (как единственная в своем роде в Европе
военно-феодальная централизованная монархия) в правление  
султана Мехмеда II Завоевателя (14441446, 14511481).
Формально Османская держава стала империей с 1453 г., ибо
с захватом византийской столицы и гибелью императора  
Константина XI Палеолога султан «унаследовал» и императорский титул.
Высшая власть принадлежала султану, верховному  
военачальнику и законодателю, верховному собственнику всего государства,
как его земель, так и его подданных. В совещательный орган при
султане (диван) входили везиры (обычно его родственники
один из них вскоре получил титул великого) и несколько  
других высших сановников. Постепенно аппарат управления  
усложнялся: в XV в. одно финансовое ведомство включало уже 25  
отделов.

До середины XV в. Османская держава имела лишь две  
провинции: Анадолу (в Малой Азии) и Румелию (от «Рум» Ро-
мания, Византия). Они назывались бейлербействами, а с конца
XVI в. эялетами. Столицей Румелии, охватывавшей и болгарские
земли, был сначала Эдирне (Адрианополь), а с XVI в. София.
Бейлербей наместник султана, военачальник всех войск  
провинций обладал широкими военными и гражданскими  
полномочиями. Основной административной единицей было  
подразделение бейлербейства санджак («знамя»). На болгарских  
землях были созданы санджаки: Видин, Никополь, Силистра,
Кюстендил, София и др. Правитель санджака возглавлял и  
формируемый здесь отряд. Судопроизводство находилось в руках
кади судей, вершивших суд на основе мусульманского права
шариата, дополняемого сборниками султанских законов  
(канунов). Важнейшими из них были законы Мехмеда II и Сулейма-
на I Законодателя (15201566).Особенно многочисленными были
сборщики налогов, выполнявшие и полицейские функции.
В городах, помимо бейлербеев, санджакбеев и кади, наиболее
видной фигурой в управлении были мухтесибы с их штатом.
Мухтесиб контролировал торгово-ремесленные объединения и  
рынок, собирал пошлины, следил за соблюдением режима  
фиксированных цен на продукты питания, сырье и предметы первой  
необходимости.
Постепенно разрастаясь, аппарат управления превратился в
громоздкую бюрократическую машину, содержание которой было
исподволь переложено на плечи управляемых: налоговые  
сборщики и судьи взыскивали пошлины и в свою пользу. В целом
государственная система османов была нацелена на выполнение
двуединой задачи: аккумуляция материальных средств для новых
завоеваний и удержание в повиновении подчиненных народов.
Все население государства было разделено на два разряда:
аскёри (воины и чиновники) и реайа (податное сословие
«стадо»). Реайа, в свою очередь, также распадалась на две  
категории: мусульман и христиан. Христиане были  
неполноправными: платили более высокие налоги, в том числе «подать  
кровью» (об этом будет сказано ниже), были ограничены в  
отправлении христианского культа, подвергались жесткому надзору
властей, были ущемлены в праве свидетельствования, подлежали
более суровым наказаниям, не могли носить оружия, некоторые
виды одежды, должны были неукоснительно проявлять знаки
почтения перед любым турком под страхом немедленной  
расправы и т. д.
Особенно ярко дискриминация проявлялась в  
конфессиональной сфере. Тысячи церквей и десятки монастырей были  
разрушены или закрыты, множество храмов обращены в мечети. На
ремонт старых и возведение новых (небольших) требовалось  
специальное разрешение. Болгарская церковь была лишена  
самостоятельности: султан подчинил ее константинопольскому
(греческому) патриарху. За болгарским духовенством были  
оставлены лишь низшие посты. Поставляемые же патриархом в
болгарские города греческие иерархи зачастую жили вдали от
кафедр, страшась произвола властей, который был особенно велик
в болгарских провинциях. Патриарх платил высокий налог  
султану и взыскивал за посвящение в сан большие поборы.  
Посвященные же им «пастыри» получали собираемые с прихожан по
закону церковные подати.

Назад к содержимому | Назад к главному меню