Историк

Перейти к содержимому

Главное меню

Судьбы болгарской культуры

Страны в истории > Болгария

С завоеванием Болгарии культура ее народа не только лишилась
государственной поддержки она была поставлена под угрозу
гибели. Единственным реальным фактором ее сохранения стали
народные культурно-исторические традиции, само самосознание
болгарской народности как сложившейся этнокультурной  
общности. В отличие от эпохи византийского господства речь шла теперь
об опасности обращения народа в другую религию  
мусульманство, т. е. о лишении его самого естественного для периода
средневековья фактора духовной независимости веры. Опасность
была вполне реальной, поскольку болгарская народность понесла
и продолжала нести большие потери в течение почти пяти  
веков. Кроме того, часть болгарского населения (в  
Северо-Восточной Болгарии, в Северной Фракии, в Центральной Македонии,
в Родопах) подверглась ассимиляции, приняв ислам. Конечно,
исламизация не всегда сопровождалась отуречиванием и  
растворением в мусульманской среде, но она не исключала этого  
результата в будущем. Во всяком случае, самосознание принявших
ислам, но сохранивших свой язык болгар (помаков) резко  
отличалось от самосознания болгар-христиан и было несовместимо с
идеями борьбы за освобождение от османского ига.
Судьбы болгарской культуры в решающей степени стали  
зависеть от силы сопротивления завоевателям широких масс на-
селения и сохранения ими старой религии и элементов народной
культуры. Православие стало символом верности своему народу,
своему прошлому и готовности бороться за восстановление своего
государства. Само отправление христианского культа в условиях
закрытия множества церквей было выражением непокорности.
Народ, простые поселяне и горожане, представители низшего
болгарского духовенства, монахи бережно сохраняли старые  
книги, иконы, предметы культа, жертвовали необходимым для  
восстановления храмов, участвовали в организации обучения детей
славянской грамоте, зачастую делая это втайне от турецких
властей.

Изменилась общественная роль разных отраслей культуры.
Литература утратила свое ведущее значение в условиях упадка
образованности, главенствующая роль перешла к устному  
народному творчеству фольклору, в котором запечатлевались  
духовные ценности народа, его историческая память и богатства его
языка. Особое место при этом принадлежало циклу гайдуцких
песен о бесстрашных народных мстителях. Демократизм был
присущ и создаваемым в эпоху османского владычества  
жизнеописаниям новых болгарских святых, предпочитавших смерть
измене своему народу и своей вере.
Высокообразованные представители болгарской культуры после
завоевания Болгарии османами, как правило, покидали родную
землю, находя убежище в соседних христианских странах.  
Константин Костенечский, как упоминалось, жил в Сербии,  
содействуя развитию сербской литературы, Киприан стал московским
митрополитом, Григорий Цамблак также одно время подвизался
на Руси. Творчество Киприана и Григория Цамблака отразилось
на развитии русской литературы. Но они были лишены  
возможности непосредственного участия в культурной жизни  
болгарского народа, как и их ученики на чужбине. Основными центрами
христианской болгарской культуры оставались немногие  
сохранившиеся монастыри, в частности Рильский и Бачковский,  
явившиеся очагами болгарской культуры и хранителями ее традиций.
Видную роль в сохранении болгарского литературного наследства,
размножении книг и обучении грамоте играл также болгарский
монастырь на Афоне Зограф. Большую культурную помощь  
оказывали болгарам официальные власти и деятели культуры  
России. Язык доставляемых из России церковных книг влиял на
развитие болгарского литературного языка. По этим книгам  
(созданным уже типографским способом) учились грамоте и юные
болгары. Помимо литургических книг, в XVII в. в Болгарии
появились переводные (с греческого) и оригинальные сборники
нравственно-религиозного, поучительного содержания, именуемые
«дамаскинами». В состав сборников проникали иногда и  
апокрифические (запрещенные официальной церковью) сочинения,  
носившие следы влияния богомильства. Но наиболее характерная
особенность дамаскинов широкое использование народного  
языка.

Подлинным пропагандистом создания литературы для народа
на максимально доступном ему языке был монах Рильского  
монастыря Иосиф Брадатый, сам сочинявший дамаскины.
Древние традиции болгарской монументальной архитектуры
и живописи с завоеванием страны османами были оборваны:
строить крупные церкви было запрещено, малые же не  
отличались от жилищ горожанина среднего достатка; не могла в этих
условиях развиваться и станковая живопись. Наблюдался  
упадок и иконописи. Крупным монументальным сооружением,  
которое является значительным памятником архитектуры той эпохи
и отличается высокохудожественным внутренним убранством,
была в сущности лишь церковь Бачковского монастыря,  
восстановленная попечением богатых болгарских «первенцев» в XVII в.
Сохранялись лучшие болгарские традиции художественного
ремесла и ювелирного дела, В целом развитие болгарской  
культуры не остановилось в эпоху османского ига. В то время были,
видимо, заложены основы для последующего общественного и
культурного подъема, который принято называть «национальным
Возрождением».

Назад к содержимому | Назад к главному меню