Историк

Перейти к содержимому

Главное меню

У истоков духовного пробуждения народа

Страны в истории > Болгария

Когда Паисий создавал свой труд, болгарский народ был лишен
развитых форм общественной и культурной жизни. Подавляющее
большинство болгар прозябало в невежестве. Духовная жизнь  
народа находила отражение главным образом в фольклоре и в  
традиции преимущественно религиозной письменности на  
церковнославянском языке, в которой лишь проскальзывали светские  
мотивы. Пробуждавшийся интерес к образованию проявился в
XVIII в. в росте числа церковных начальных школ. Многие из
тогдашних школ помещались в монастырских кельях и  
назывались поэтому «келийными». Обучение в них проходило на  
труднодоступном для детей церковнославянском языке и носило сугубо
религиозный характер. Монахи и священники учили детей читать
и писать, используя церковные книги (Псалтирь, Апостол и др.).
По некоторым данным, в середине XVIII в. в болгарских землях
насчитывалось свыше 100 келийных школ, а к началу XIX в.
их число удвоилось. С течением времени в некоторых школах
стали вводить преподавание на болгарском языке, обучали эле-
ментарным правилам арифметики, сообщали первые сведения по
истории болгарского и других балканских народов.
В условиях экономического развития элементарная  
грамотность (умение читать) была уже явно недостаточной. Чтобы  
успешно торговать (тем более с далекими странами), требовались
более широкие знания по арифметике, географии и другим  
наукам. Нараставший интерес к светскому, более основательному
образованию побуждал многих зажиточных торговцев отдавать
своих детей в греческие школы. В силу ряда благоприятных
географических и иных обстоятельств процесс развития  
греческой буржуазии и складывания греческой буржуазной нации шел
быстрее, чем болгарской. Греция первой из стран Юго-Восточной
Европы приобщалась к идеям Просвещения и буржуазной  
культуре передовых стран Европы. Поэтому греческое образование во
второй половине XVIII в. и в начале XIX в. находилось на более
высоком уровне.

В некоторых городах, особенно со смешанным населением
(Пловдив, Варна и др.), болгарская молодежь поступала
учиться в созданные там греческие школы. Получая в них  
светское образование, она приобщалась к передовым идеям нового
времени. Но обучение в греческих школах приводило к тому, что
некоторая часть болгарской молодежи эллинизировалась.
Тяга к образованию как к средству духовного и социального
развития, характерная для болгарского народа на протяжении
всего периода национального Возрождения и в последующее  
время, влекла болгарскую молодежь также в школы других стран:
России и Франции, Сербии и Италии и т. д.
По мере пробуждения и роста национального самосознания
болгар проявлялось тормозящее воздействие на него греческой
школы. Все более актуальной становилась задача создания  
болгарской светской школы. Но для ее решения были необходимы
подготовленные кадры учителей. В начале XIX в. возникли (как
переходная ступень на пути к болгарской светской школе)  
двуязычные греко-болгарские школы. Молодые болгарские учителя,
получившие образование в греческих школах, вели обучение и
на греческом и на болгарском языках. Они преподавали  
болгарскую грамматику, арифметику, географию, элементы  
естествознания и при этом воспитывали в учениках патриотические чувства,
сознание принадлежности к болгарскому народу. Под  
руководством Э. Васкидовича, И. Селиминского, Хр. Павловича, К. Фоти-
нова и других болгарских просветителей такие двуязычные  
школы были основаны в 18151820 гг. в Свиштове, Котеле, Сливе-
не, Карлове и других городах. В их стенах получили  
образование многие юноши, ставшие через короткое время видными  
деятелями национального Возрождения: Петко Р. Славейков
(1827-1895), Петр Берон (1800-1871), Георгий С. Раковский
(1821-1867), и др.

Несколько позже в некоторых крупных болгарских городах
(Русе, Видин, Тырново, Пловдив и др.), кроме двуязычных школ,
одновременно действовали и болгарские школы. Они  
принадлежали к типу келийных школ, но наряду с религиозным давали  
своим воспитанникам и светское образование.
Крупнейшим реформатором системы преподавания в  
болгарских школах явился Петр Берон. Он родился в семье  
зажиточного торговца города Котел, учился в келийной школе родного
города у священника Стойко Владиславова (Софропия Врачан-
ского), затем в Бухаресте, после чего учительствовал (в  
последние годы жизни он занимался медициной и другими науками).
В 1824 г. Берон издал небольшую книгу, получившую название
«Рыбный букварь» (на обложке букваря изображен силуэт  
дельфина), ставшую вехой в новоболгарском просвещении. В ней
нашли отражение передовые идеи педагогики того времени. Берон
решительно выступил против келийной системы церковного  
образования: он осудил телесные наказания как метод воспитания
(в частности, так называемую фалангу, когда провинившегося
ученика в наказание били по ногам). Берон настаивал на необг
ходимости уважения личности учащегося и предложил  
перестроить школу на основе выдвинутой незадолго до того английскими
педагогами А. Беллом и Дж. Ланкастером новейшей системы.
«Ланкастерская» система взаимного обучения сводилась вкратце
к тому, что более развитые и лучше успевающие ученики  
старшего возраста вели под руководством учителя занятия с  
остальными учащимися.
В восьми разделах «Рыбного букваря» Берона содержались
краткие сведения по грамматике болгарского языка, арифметике,
естественным наукам (включая анатомию), литературе и истории.
Там были помещены также различные советы, пословицы,  
забавные и поучительные истории из жизни великих людей.  
Букварь был снабжен иллюстрациями и являлся своеобразной
краткой энциклопедией светских знаний для детей. Он оказал
большое влияние на развитие образования в Болгарии, до ее  
освобождения от османского ига в 1878 г. букварь переиздавался
много раз.
Первая светская болгарская школа с применением метода
взаимного обучения открылась 2 января 1835 г. в городе Габро-
ве. Инициатива ее основания принадлежала торговцу и  
просветителю болгарину Василу Априлову (17891847). Уроженец Габ-
рова Априлов еще мальчиком переселился с семьей в Россию,
где учился в греческой школе (позднее он продолжал обучение
в немецкой классической гимназии в Брашове и в университете
в Вене). Под влиянием греческого образования и греческой  
среды Априлов в юности понемногу стал забывать q своем  
болгарском происхождении. Перелом в самосознании юноши наступил
после того, как он познакомился с книгой российского ученого,
Еыходца из Закарпатья, 10. И. Венелина «Древние и нынешние
болгары». Написанное на базе изучения истории и литературы
Болгарии и в 1829 г. опубликованное на русском языке  
сочинение Ю. И. Венелина доказывало славянское происхождение бол-
rap, их близость с русскими. Труд Венелина оказал большое  
влияние на болгарских читателей как в Болгарии, так и в России.
При активном участии В. Априлова, Н. Палаузова и других
болгарских торговцев-патриотов из Габрово, проживавших в
России и прочих странах, были собраны средства на  
строительство габровской школы, туда же были пересланы учебники,  
пособия и другая литература. В габровскую школу, директором и
учителем в которой стал известный просветитель, опытный  
педагог, автор ряда учебных пособий Неофит Рилский (ок. 1793
1881), на первых порах поступали ученики из разных мест  
Болгарии. Вместе с тем за сравнительно короткий срок в течение
одного десятилетия в болгарских землях было создано свыше
50 светских школ, где преподавание велось по методу взаимного
обучения. В тот же период были основаны и первые школы для
девочек (ранее девочки учились лишь в некоторых школах и
совместно с мальчиками).
Следующей ступенью в развитии болгарского образования
было открытие в 1846 г. в ремесленном и торговом городе Коприв-
штице его уроженцем, учеником Н. Рилского, общественным  
деятелем и просветителем Найденом Геровым (18231900) школы
нового типа. В ней ученики делились уже по возрасту на классы,
поэтому школа получила название классной. Вслед за коприв-
штицкой такие школы были созданы и в других городах. Новые
школы возникали в первую очередь в экономически развитых  
районах: в городах и поселках Северной Болгарии, по Дунаю, и по
обе стороны Балканского хребта.
Зарождавшееся в 2030-е годы XIX в. движение  
новоболгарского просвещения имело не только образовательные цели и  
результаты. Открывавшиеся во все большем количестве школы были
светскими, национальными и демократическими. Они возникали
по инициативе снизу на добровольные пожертвования патриотов
из разных слоев болгарского народа. Таким образом, болгарская
школа стала важным очагом и инструментом формирования  
национального, демократического по духу сознания, культурного
самоутверждения рождающейся нации. Келийные же школы  
создавались под покровительством церкви, которую возглавляла
патриархия в Константинополе.
Наряду с формированием светских школ в системе  
образования Болгарии на смену греческому влиянию приходило влияние
русской культуры. Этому содействовала целенаправленная  
политика правительства России. Уже в 3040-е годы XIX в. в  
России стали предоставлять стипендии молодым болгарам и  
болгаркам, приезжавшим сюда на учебу. Росло число болгар,  
обучавшихся в школах, гимназиях, семинариях, университетах и
других учебных заведениях России. Посильную лепту в  
финансирование обучения болгар внесли и некоторые болгарские  
торговцы. Например, богатый московский купец, уроженец Софии
И. Н. Денкоглу учредил специальный фонд, из которого  
выделялось несколько стипендий в гимназии города Одессы и Москов-
ском университете для болгар, выходцев из Софийского округа;
на его средства была построена также школа в Софии. Первые
отряды молодой болгарской интеллигенции получали образование
главным образом в России, отчасти в Греции и Валахии, а  
также в других странах (Франции, Сербии, Италии и т. д.).
Другим фактором усиления влияния России на систему  
образования в болгарских землях было безвозмездное  
распространение там русской учебно-педагогической, художественной и  
церковной литературы. Кроме того, министерство просвещения и
иные просветительные и церковные учреждения России  
оказывали финансовую помощь некоторым болгарским учебным  
заведениям (в частности, школам для девочек).
В органической связи с прогрессом в области образования
развивались многие сферы духовной культуры, прежде всего
язык и литература. Становление и развитие болгарского  
просвещения, в частности создание учебной литературы, упиралось  
прежде всего в проблему: на каком языке учить детей. Завязалась
длительная борьба между сторонниками живого и  
церковнославянского языков; объявились и сторонники обучения на  
греческом языке. В конце концов победили приверженцы  
преподавания на разговорном болгарском языке, что создавало  
благоприятные предпосылки для формирования на его базе общеболгарского
литературного языка.
В тот же период были заложены основы книгоиздательского
дела. Первая печатная книга на болгарском языке выпущена в.
1806 г. в Рымнике (Валахия) упоминавшимся уже Софронием
Врачанским. Это был сборник переводов с греческого и  
переработанных (из греческих же изданий) праздничных поучительных
историй, вышедших под названием «Неделник» (от болгарского
«неделя» воскресенье). Сборник получил широкое  
распространение в болгарских землях.
Софроний был крупнейшей и наиболее яркой после Паисия
фигурой болгарского национального Возрождения конца XVIII
начала XIX в., разносторонне одаренной личностью. В начале
жизненного пути он посвятил себя просветительской  
деятельности: переписывал книгу Паисия и другие книги, обучал детей
родному языку. Преследуемый за патриотические проповеди  
властями и высшими греческими сановниками патриархии, он  
вынужден был менять местожительство и в конце концов  
эмигрировал в Валахию, где занялся литературным трудом. Кроме  
вошедших в «Неделник» сочинений, Софроний перевел с греческого
на болгарский ряд других произведений (в том числе басни  
Эзопа), а также написал несколько оригинальных публицистических
и прочих трудов. Наиболее значительным из них было «Житие и
страдания грешного Софрония» панорама болгарской жизни
конца XVIII в. в форме автобиографии. Софроний проповедовал
гуманистические идеи европейского просвещения и выражал  
надежды на перемены в обществе, на ликвидацию невежества,  
рутины и мракобесия.
Изменялся характер печатавшихся книг. На смену церковным
приходили книги светского содержания, прежде всего учебно-
просветительская литература. Большие заслуги в подготовке и
издании учебных пособий имели (кроме П. Берона) Н. Рилский,
D. Априлов, Н. Возвели и другие просветители. Во второй  
половине 40-х годов XIX в. для издания болгарских книг были  
основаны специальные типографии в Самокове и Константинополе.
В середине 40-х годов XIX в. начали выходить и первые  
болгарские периодические издания. В 18441846 гг. просветитель
К. Фотинов издавал в Смирне первый болгарский журнал «Любо-
словие» разностороннего содержания. Это было богато  
иллюстрированное издание, сыгравшее большую роль в развитии  
образования и содействовавшее укреплению национального  
самосознания. Литератор и педагог И. Богоров после кратковременного
опыта печатания в 1846 г. в Лейпциге газеты «Български орел»
положил начало изданию в Константинополе газеты  
«Цариградски вестник». Печатавшиеся на страницах периодических  
изданий болгарские публицисты, продолжая традиции Паисия и Соф-
рония, развивали идеи гуманизма и просвещения, отстаивали  
необходимость духовной самостоятельности болгарского народа и
болгарской культуры.
На раннем этапе национального Возрождения в болгарской
литературе (как и во всей культуре) шла борьба за утверждение
славянской основы. Позднее на смену литературе, в которой  
господствовали или преобладали религиозные традиции и мотивы,
постепенно приходила светская художественная литература,
вдохновлявшаяся идеями рационализма, гуманизма и  
просветительства. Во второй четверти XIX в. появились стихи первых  
болгарских поэтов (Д. Чинтулова, Петко Р. Славейкова, Н. Герова).
Первые болгарские писатели и поэты, как и вообще многие
деятели культуры эпохи национального Возрождения, отличались
универсализмом многосторонностью своих занятий и интересов.
В разных сферах общественной и культурной жизни проявили
себя, как отмечалось выше, Софроний Врачанский и П. Берон.
Н. Геров был поэтом, учителем-просветителем, лексикографом и
фольклористом, позднее журналистом и дипломатом. И. Богоров
выступал не только как поэт и журналист он выпустил труд
о грамматике болгарского языка, был одно время врачом,  
занимался фольклористикой.
Создание первых болгарских научных трудов относится к
4050-м годам XIX в. Рапыпе всего были заложены первые
основы фольклористики: В. Априлов, Н. Рилский и И. Богоров
публиковали болгарские народные песни, пословицы и поговорки.
Н. Геров и Н. Рилский начали собирать материал для своих  
будущих словарей. В начале 50-х годов были изданы труды Спи-
ридона Н. Палаузова по истории Первого Болгарского царства,
подготовленные на уровне исторической науки того времени.  
Некоторые болгарские авторы (П. Берон, Н. Пиколо), жившие в
европейских странах, издавали на иностранных языках работы
по естествознанию и этимологии греческого языка. На греческом
языке были опубликованы философские и публицистические  
работы И. Селиминского.
Новые явления заметны были также в развитии болгарского
искусства и архитектуры. С 30-х годов XIX в. после  
специального разрешения властей в болгарских землях зажиточными  
купцами и ремесленниками стали строиться более крупные жилые
здания. Сооружались, восстанавливались и реконструировались
старые церковные и монастырские строения и школьные здания.
Замечательным памятником: болгарской архитектуры того периода
явилось главное здание Рильского монастыря, восстановленное в
18341837 гг. после пожара на пожертвования из разных
мест Болгарии. Оригинальные^ архитектурные сооружения были
созданы строителем-самородком Николой Фичевым (18001880).
В конце XVIII в. в городе Самокове возникла иконописная
школа, достигшая расцвета в XIX в. Среди художников  
названной школы выделялся мастерством Захарий Зограф. Он оставил
множество замечательных росписей в монастырях и церквях,
икон и портретов деятелей болгарского Возрождения. Большое
развитие получили в болгарских землях того времени такие  
художественные ремесла, как резьба по дереву, ювелирное  
искусство и др. Первый музыкальный оркестр появился в 1849 г. в
тороде Шумене по инициативе венгерских и польских  
революционеров, эмигрировавших в Болгарию после поражения революции
1848 г. в Австрийской империи, и в частности в Венгрии. Спустя
два года в том же Шумене возник уже оркестр из болгарских
музыкантов. Перемены в художественных сферах были связаны
в первую очередь с преодолением средневековых традиций,  
появлением новых, гуманистических и патриотических мотивов,  
характерных для эпохи национального Возрождения.

Назад к содержимому | Назад к главному меню