Историк

Перейти к содержимому

Главное меню

Болгарская культура на подъеме

Страны в истории > Болгария

Духовный подъем формирующейся нации проявился прежде всего
в неодолимой тяге болгарских народных масс к образованию и
просвещению. В 5060-е годы в болгарских городах и во многих
селах открывались начальные школы взаимного обучения; в итоге
к 1876 г. в Болгарии действовало около 1,5 тыс. таких школ.
Наряду с ними в более значительных городах были созданы  
классные школы (двух-, трех-, четырех- и пятиклассные) около
50 для мальчиков и около 20 для девочек. Кроме того, в ряде
крупных центров (Пловдив, Габрово, Шумен, Стара-Загора,
Свиштов и др.) было основано несколько гимназий и  
специализированных средних учебных заведений (педагогические,  
богословские, торговое).
Болгарское просвещение встретило немало преград. Основная
трудность заключалась в отсутствии поддержки (а нередко в  
прямом противодействии) со стороны центральных и местных
властей. Всяческие помехи чинило болгарской школе также  
греческое духовенство во главе с патриархией. В 60-х годах  
губернатор Дунайского вилайета энергичный Мидхат-паша, один из
немногих османских администраторов, кто действительно  
стремился к реформам и вместе с тем решительно подавлял национально-
освободительное движение болгар, выдвинул проект создания  
единых школ путем слияния болгарских с турецкими  
(мусульманскими). Единые школы он намеревался поставить под контроль
османского государства. Идея Мидхат-паши была связана с  
планом создания единой «османской нации», рассчитанным на  
«воспитание» угнетенных народов в духе преданности империи,
с целью их ассимиляции и исламизации. Политика «османизации»
должна была укрепить распадавшуюся империю. Некоторые  
болгары из чорбаджиев склонны были поддержать этот проект.  
Однако широкая болгарская общественность решительно выступила
против предложения Мидхат-паши; отклонило его проект и  
мусульманское духовенство, усмотревшее в нем угрозу своему  
духовному господству над турками, и он не был реализован. В то же
время правящим кругам при поддержке патриархии удалось  
воспрепятствовать осуществлению выдвинутой в 70-х годах  
представителями болгарской интеллигенции идеи основания в Болгарии
высшего учебного заведения.

Возникшая в Болгарии национальная школа «болгарская
святыня», как ее назвал выдающийся поэт и  
революционер-публицист Христо Ботев (18471876),действовала исключительно
благодаря самоотверженным усилиям болгарской общественности.
Расходы на строительство зданий, оплату учителей и содержание
школ в целом покрывались добровольными пожертвованиями
буржуазии и широких народных масс. Большое значение имела
поддержка из России. Она выражалась в безвозмездной присылке
все большего количества учебников и литературы по разным  
вопросам, в том числе художественной, пользовавшейся  
популярного*
стью у болгарских читателей. Значительную помощь оказал»
славянские комитеты и официальные учреждения России в  
подготовке специалистов, в которых так нуждался болгарский народ-
Число стипендий, выделенных болгарам, обучавшимся в высших:
и средних учебных заведениях Москвы, Одессы, Николаева,.
Петербурга, Киева, Кишинева и других городов России,  
значительно возросло. Болгарские воспитанники русских учебных  
заведений пользовались большими льготами: они освобождались от
платы за обучение, зачислялись на казенное содержание,  
получали дополнительные денежные пособия на приобретение книг и
т. п. Таким образом правительство России стремилось упрочить
свое влияние на болгарский народ. Объективно эта политика
оказала благотворное воздействие на развитие болгарского  
просвещения и культуры. Некоторые стипецдии предоставлялись
болгарскими общинами и отдельными болгарами-богачами.
Благодаря стипендиям болгарская молодежь из бедных слоев
имела возможность получить хорошее образование. По неполным
подсчетам, до освобождения Болгарии в России было  
подготовлено около 800 молодых специалистов: учителей, врачей, агрономовг
юристов, инженеров, художников и др. Именно они, выходцы
преимущественно из необеспеченных семей, и составили  
значительную часть формировавшейся болгарской интеллигенции,  
принявшей активное участие в строительстве болгарской культуры и
национально-освободительной борьбе. Немалое число  
представителей болгарской молодежи получило образование в учебных  
заведениях Франции, Австрии (прежде всего в Праге, Загребе и
Вене), Сербии, Румынии, Италии, а также в школах и  
колледжах, открытых в Константинополе и других городах империи на
средства миссионеров Англии, Франции, США и других стран.
Огромную роль в развитии образования и культуры в целом
сыграли болгарские общины. После манифеста 1856 г. они  
активизировали свою деятельность во всех болгарских городах и  
многих селах. Власти допускали существование общин, поскольку
они избавляли от некоторых хлопот, но стремились превратить
общины в придаток местной администрации, ограничивая сферу
их деятельности. Болгарскому народу удалось все же  
использовать общины в качестве очага национально-культурной  
самобытности. В руководстве большинства общин туркофильско-чорбад-
жийские элементы и грекоманы постепенно оттеснялись  
представителями новых слоев буржуазии и интеллигенции, опиравшихся
на широкие массы населения.

По инициативе и при поддержке общин после Крымской  
войны возникали новые очаги национальной  
культурно-просветительной деятельности читалища. Так назывались (и называются
теперь) своеобразные библиотеки-читальни, выполнявшие роль
клубов. Они предоставляли всем желающим газеты и журналы,
книги и учебники, закупленные на средства общин.  
Учителя-просветители проводили там воскресные занятия с неграмотными и
теми, кто стремился пополнить свой образовательный уровень.
В них устраивались беседы на общекультурные и исторпко-иат-
риотические темы. Читалища стали также базой развития  
самодеятельного искусства и постепенно превратились в центры  
общественной и духовной жизни народа, лишенного поддерживаемых
государством культурных институтов. .В деятельности читалищ
принимали активное участие не только известные просветители,
но и революционеры. К моменту освобождения в Болгарии  
насчитывалось свыше 130 читалищ.
Наряду с читалищами (зачастую на их основе) возникали и
иные культурно-просветительные общества, благотворительные
организации и кружки. Появились также женские организации,
добивавшиеся равноправия для болгарских женщин, повышения
их образовательного и культурпогр уровня. Подобные организации
л объединения создавались не только в болгарских землях, но и
за границей. В результате отмечавшейся растущей массовой  
эмиграции болгар в ряде крупных городов вне пределов империи
в Москве, Одессе, Бухаресте, Брэиле, Вене и др. сложились
значительные болгарские колонии; там было сконцентрировано
также большое количество болгарской учащейся молодежи.
Следствием названных обстоятельств явилась возросшая роль
многих заграничных центров болгарской эмиграции в  
национальном Возрождении болгарского народа.
Одно из возникших за рубежом обществ имело специальные
задачи и цели: в Брэиле в 1869 г. под названием «Былгарско
книжовно дружество» (далее БКД) было учреждено  
литературно-научное объединение, ставшее зародышем будущей  
Болгарской академии наук. Значительную роль в определении  
перспектив дальнейшего развития БКД и характера его деятельности
сыграл его первый и многолетний председатель ученый-историк
Марин Дринов (18381906), получивший образование в России
и ставший профессором Харьковского университета. М. Дринов
известен своими крупными научными трудами о происхождении
болгар, о заселении славянами Балканского полуострова, о  
славяно-византийских взаимоотношениях и т. д. БКД с 1870 г.  
издавало свой орган «Периодическо списание на БКД», вокруг
которого постепенно сложился актив авторов, занимавшихся  
изучением языка, фольклора и исторического прошлого болгарского
народа, его этнографией, археологией. Ряд работ опубликовали в
различных изданиях общественные деятели, публицисты и  
литераторы Г. Раковский, П. Р. Славейков, Л. Каравелов, Н. Геров
и др.
Успехам в области просвещения сопутствовало расширение
книгоиздательства. Основателем первого болгарского издательства
но праву считается учитель-просветитель Христо Данов (1828
1911), учредивший в 1857 г. в Пловдиве небольшую фирму. В  
типографии Данова, который посвятил всю свою жизнь делу  
издания и распространения болгарской книги, печатались учебники,
а также литература различного содержания, в том числе  
художественная. Типографии для печатания книг и периодики на
болгарском языке действовали также в Самокове,  
Константинополе, Бухаресте и др.
Развивалось газетно-журнальное дело. Периодические издания
на болгарском языке публиковались главным образом на  
средства состоятельных болгар в Русе, Константинополе, а также в
Бухаресте, Брэиле и других зарубежных центрах, где имелись
значительные болгарские колонии. Эти издания представляли
интересы разных классов и слоев народа, его  
культурно-просветительных и политических организаций, от консервативных до
революционных. Болгарские газеты революционного направления
выпускались, разумеется, за пределами Турции. Наиболее  
важными из них были: издававшиеся Г. Раковским (в Нови-Саде,
Белграде и Бухаресте) «Былгарски дневници», «Дунавски
лебед» и «Будуштност»; выходившие в Бухаресте под редакцией
Любена Каравелова «Свобода» и «Независимост» и  
публиковавшиеся в Брэиле и Бухаресте под редакцией X. Ботева «Дума на
былгарските емигранти» и «Знаме». Наиболее популярными из
выходивших в империи болгарских газет были радикальные по
духу «Гайда» («Волынка»), а после ее закрытия «Македония».
Их редактору, писателю и общественному деятелю, талантливому
журналисту Петко Славейкову (18271895) в течение ряда лет
удавалось, несмотря на преследования цензуры, пропагандировать
(часто в завуалированной форме) идеи болгарского патриотизма,
необходимости духовного развития и освобождения болгарской
нации.
Крупнейшим изданием оставалась газета «Цариградски  
вестник», выходившая (с некоторыми перерывами) в течение 13 лет
и оставившая значительный след в болгарской журналистике.
Она освещала международные события, знакомила с новостями
общественной и культурной жизни болгарских земель и всей  
империи. Долгие годы газету редактировал Александр Экзарх,  
журналист и общественный деятель с практической жилкой,  
получивший хорошее образование в Будапеште и Париже и владевший
иностранными языками. Газета выражала настроения умеренных
и консервативных кругов болгарской буржуазии (без четкого
выражения позиций), выступала за сотрудничество с  
правительством и соглашение с патриархией. К числу наиболее  
значительных журналов относились «Былгарски книжици», «Читалище» и
«Периодическо списание на БКД». Всего в 5070-х годах  
издавалось около 100 газет и журналов; правда, большая часть из
них выходила краткое время и не оказала существенного влияния.
Определившийся с середины XIX в. подъем в духовной и  
общественной жизни Болгарии с особенной силой проявился в  
развитии художественной литературы. Для эпохи национального
Возрождения (как уже отмечалось) была характерна известная
универсализация творческих занятий деятелей культуры. Многие
существенные достижения в области литературы принадлежали
общественно-политическим деятелям и просветителям широкого
профиля. Например, популярный просветитель и общественный
деятель, пользовавшийся большим влиянием в пароде, Петко Ра-
чев Славейков был одновременно и первым крупным болгарским
писателем. Он создал множество ярких патриотических и  
лирических стихотворений и поэм, немало юмористических произведений,
я также мемуары, труды по фольклору и т. п.
Выдающийся общественный деятель, революционер, ученый и
^мыслитель Любен Каравелов (около 18341879) оставил  
блистательное наследство в разных литературных жанрах. Будучи одним
из основоположников реализма в болгарской литературе, Л.  
Каравелов в наиболее крупном из своих художественных  
произведений повести «Болгары старого времени» и других повестях
и рассказах правдиво и ярко обрисовал быт народа под османским
игом.
В рассматриваемый период появились также первые  
болгарские работы в области литературной критики. Наиболее  
оригинальные из них созданы крупнейшими писателями и поэтами
Л. Каравеловым, П. Славейковым, X. Ботевым литератором и
фольклористом, воспитанником Московского университета Нешо
Бончевым. Одним из зачинателей болгарской драматургии явился
общественный и церковный деятель и просветитель Васил  
Друмев, создавший также ряд повестей; наиболее же плодовитым
драматургом был Добри Войников.
Большое общественное звучание имели революционные песни
учителя и просветителя Добри Чинтулова и поэма «Лесной
путник» Георгия С. Раковского, содействовавшие формированию
и росту чувства патриотизма и революционного сознания  
болгарского народа. Вершиной болгарской поэзии явились произведения
Христо Ботева, автора блестящих политических фельетонов и
публицистических очерков. Его баллада «Хаджи Димитр» и  
около двух десятков стихотворений (в том числе «Гайдуки»,  
«Борьба», «Патриот» и др.)истинные шедевры поэзии, полные  
музыки (они были впоследствии переведены на десятки языков).
Проникнутые идеями борьбы за свободу и социальную  
справедливость, произведения X. Ботева служили источником  
вдохновения многих поколений болгарских революционеров.
Характерно то, что литература эпохи болгарского  
национального Возрождения всех видов и жанров была прямо подчинена
задачам борьбы за духовное и национальное освобождение.  
Следует также отметить, что произведения корифеев болгарской
литературы П. Славейкова, Л. Каравелова, X. Ботева,  
написанные в 6070-х годах на языке, основу которого составляли
говоры восточноболгарского наречия, способствовали  
окончательному утверждению вышеназванных говоров в качестве основы
общенационального современного литературного болгарского
языка.
В архитектуре и искусстве продолжались и углублялись  
наметившееся ранее преодоление религиозно-догматических  
традиций и развитие светских гуманистических и рационалистических
мотивов. Все большее сосредоточение капитала в руках буржуа-
зии дало толчок усиленному строительству: в болгарских городах
(Копривштице, Габрове, Тырнове, Елене и др.) воздвигались  
жилые дома, украшенные резьбой с национальным орнаментом;  
довольно широкий размах получило сооружение церковных и
школьных зданий. В ряде районов (Дрянове, Трявне, Трыне,
Габрове и др.) сложились целые школы и династии искусных
мастеров-строителей. Расцвел талант упоминавшегося уже  
мастера из Дрянова Николы Фичева. По его проектам и при его  
непосредственном участии было воздвигнуто в Тырнове и соседних
городах множество жилых и общественных зданий и церквей,
представляющих собой замечательные образцы зодчества.  
Крупнейшими памятниками его архитектурного наследия являются
также мосты на реках Росица, Веселина, Осым и др. Наиболее
совершенным творением Н. Фичева признан мост на реке Янтра
у города Бела, построенный в 13651867 гг. Немало  
прославленных болгарских строителей привлекались к сооружению  
зданий во многих других областях Османской империи и за ее
пределами.
Театральное и музыкальное искусства в Болгарии делали
только свои первые шаги. На базе читалищ в крупных городах
Шумене, Русе, Ломе, Тырнове и др.появились первые  
любительские театральные труппы. Они ставили спектакли историко-
патриотического содержания (например, по пьесе В. Друмева
«Иванко убийца Асена I» и т. п.) или посвященные  
некоторым актуальным вопросам быта (по пьесе Д. Войникова «Плохо
понятая цивилизация»). Центрами создававшейся музыкальной
культуры были Шумен и Русе, где возникли первые духовые
оркестры и певческие хоры.
В изобразительном искусстве заметно усилилось внимание к
светским мотивам. Выделялись два крупных художника:  
Станислав Доспевский и Никола Павлович. Первый (племянник  
мастера иконописи 3. Зографа) окончил, как и'многие другие  
болгарские художники того времени, Академию художеств в  
Петербурге и создал пейзажи и значительное число портретов  
современников деятелей национального Возрождения. Второй оставил,
кроме портретов, картины и литографии на темы болгарской  
истории. Болгарские художники принимали активное участие в
культурно-просветительной деятельности (оформляли декорации
к театральным постановкам и т. п.), а некоторые прямо  
участвовали в общественной борьбе.
В эпоху национального Возрождения произошли глубокие,
качественные изменения в культуре болгарского народа. В  
феодальной империи в условиях жесточайшего ига рождалась в  
муках новая болгарская культура, культура складывающейся  
нациисветская, прогрессивная по своему социальному духу и
содержанию. Успехи в области культуры оказывали, в свою  
очередь, благоприятное воздействие на рост национального сознания,
на расширение и углубление борьбы за самоопределение и  
освобождение от инонационального духовного и политического гнета.

Назад к содержимому | Назад к главному меню