Историк

Перейти к содержимому

Главное меню

Болгарский революционный центральный комитет

Страны в истории > Болгария

В конце 1860-х годов была выработана новая тактика  
национально-революционного течения подготовка народной революции.
Рост политического сознания болгарских революционеров и  
усиление революционных настроений в стране создали  
благоприятные условия для развертывания непосредственной  
организаторской работы.
Создание революционной организации на болгарской земле
стало возможным в результате усилий многих болгарских  
патриотов, но особенно значительными были в этом заслуги Васила
Левского (18371873). Сын ремесленника из Карлово, он в юном
возрасте постригся в монахи и стал дьяконом. В 1862 г. под
влиянием роста национально-освободительного движения В. Лев-
ский порвал с монашеством и вступил в легион Г. Раковского,
затем учительствовал, а в 18671868 гг, принимал активное
участие в четническом движении. В конце 1868 и 1869 г.  
предпринял поездки по Болгарии, в ходе которых внимательно  
изучал настроения в народе в десятках городов и сел, а во время
второй поездки приступил к созданию сети революционных  
комитетов в Болгарии.

В конце августа 1869 г. В. Левский прибыл в Бухарест, где
тогда происходила новая перегруппировка сил в болгарской
эмиграции. Сторонники революционных действий после неудач
четнического движения, вызванных не в последнюю очередь
разногласиями в рядах эмиграции, объединились в читалище
«Братская любовь», где обсуждали перспективы и планы  
продолжения борьбы. В воспоминаниях современников и прессе того
времени эта группировка выступала иногда под названием  
«Молодая Болгария». Лидеры Добродетельной дружины, пытаясь  
усилить свое влияние на эмигрантские круги, впервые организовали
издание собственной газеты «Отечество». В качестве ее  
редактора «старые» пригласили освобожденного из будапештской  
тюрьмы Л. Каравелова. Приняв приглашение, он, однако, скоро  
понял, что не может работать в этом печатном органе под  
диктовку «старых». Вокруг идеи создания собственной революционной
газеты сплотилась группа радикально настроенных членов  
«Молодой Болгарии». С финансовой помощью проживавших в Одессе
болгар было предпринято издание новой газеты под  
символическим названием «Свобода», первый номер которой появился
7 ноября 1869 г.

Новый революционный центр, возникший осенью 1869 г. в
Бухаресте, объединил сторонников революционных действий,
а также либерально настроенные круги, находившиеся в  
оппозиции к Добродетельной дружине. В отличие от распавшегося в
1868 г. ТЦБК, некоторые радикальные деятели которого вошли
в состав нового центра, Л. Каравелов на страницах газеты
«Свобода» развернул целенаправленную революционно-демократи-
ческую пропаганду. Участвовавший в создании нового печатного
органа В. «Невский уже к тому времени добился серьезных  
успехов в деле создания революционной организации в самой  
Болгарии. Не все организационные вопросы были, однако, решены,
в частности вопрос о четкой внутренней структуре нового  
комитета.
Новый центр в Бухаресте, получивший позднее название
«Болгарский революционный центральный комитет» (БРЦК),
прошел в своей истории длительный путь консолидации.  
Активная революционная пропаганда способствовала сплочению  
патриотических сил под знаменем «Свободы», однако создание  
революционных организаций на болгарских землях требовало  
длительной и кропотливой конспиративной работы. В мае 1870 г.
В. Левский возвратился в Болгарию, где в течение двух лет
создал несколько организованных в стройную систему комитетов.
Тысячи болгарских крестьян, учителей, ремесленников, торговцев
и священников были вовлечены в их деятельность. Центральную
роль приобрел Ловечский комитет, известный также под  
названием «Временное правительство». В помощь В. Левскому из  
Бухареста были направлены Димитр Обшти и Ангел Кынчев.  
Создание революционных комитетов в Болгарии явилось важным
достижением в освободительной борьбе. Оформилась  
многочисленная и самостоятельная болгарская организация, взявшая курс
на всенародное восстание.
О глубоко законспирированной сети революционных  
комитетов в Болгарии знали за границей немногие. По традиции ,обще-
ственное мнение Европы считало болгарским революционным  
комитетом единственный комитет эмигрантский. БРЦК в  
Бухаресте обнародовал свою программу в конце лета начале осени
1870 г. В августовско-сентябрьском номере русской  
народовольческой газеты «Народное дело» (выходила в Женеве), ставшей
органом русской секции I Интернационала, была опубликована
«Программа болгарского революционного комитета». Вслед за
женевской публикацией в несколько измененном виде она  
появилась в каравеловской «Свободе» и брошюре «Болгарский голос»
(Бухарест, 1870).
Наиболее полно программные позиции новой (бухарестской)
революционной организации были изложены в «Болгарском  
голосе» (с пометой «от БРЦК. Женева»), В брошюре была  
убедительно показана бесперспективность турецких реформ и  
«болгаро-турецкого дуализма», содержалась принципиальная критика
системы монархического правления и предлагалось создание
Балканской федерации с единым верховным парламентом и  
автономным управлением в Болгарии, Сербии и Румынии. В  
«Болгарском голосе» подчеркивалось, что «движение за свободу
Болгарии должно возникнуть внутри страны, а не вне ее, как
это было до сих пор». Пламенный призыв «Болгарского голоса»
свидетельствовал о решимости революционеров поднять народ на
восстание: «Каждый, кто стремится к свободе народа, кто хочет
жить в свободном государстве и пользоваться правами человека,
должен быть мужественным и все свои силы, знания и средства
отдать борьбе; нужно, не жалея жизни, браться за оружие:
ружье, саблю, пистолет, револьвер, кинжал, топор, кол, косу,
дубину за все, что попало, и отвоевывать свою свободу, свое
отечество».
Авторство этих программно-публицистических документов
принадлежало Л. Каравелову, но основные их принципы были
согласованы с В. Левским и его сподвижниками в Болгарии.
В то же время компромиссный характер отдельных положений
(в частности, упоминание о мирных средствах борьбы против
османского правительства как о главных, а о вооруженных
лишь в случае необходимости) отражал сложный социальный
состав БРЦК, в котором, помимо революционного ядра, имелись
и представители либерально-буржуазных слоев.
В «Уставе-проекте», написанном В. Левским в 1871 г., цели
освободительной борьбы были сформулированы предельно четко:
«Путем всеобщей революции произвести коренное преобразование
нынешней государственной деспотически-тиранической системы,
заменив ее демократической республикой (народным  
управлением)». Цели создания «святой народной республики», в которой
будет ликвидирована феодальная и чорбаджийская эксплуатация,
выходили за рамки тех задач, которые обычно решает  
буржуазно-демократическая революция. В. Левский считал, что  
политическое и национальное равноправие должно быть предоставлено
представителям всех народов, проживавших в болгарских  
землях, включая турок.
Важную роль в сплочении и организационном укреплении
революционных сил сыграло Общее (объединительное) собрание
БРЦК в Бухаресте в апреле мае 1872 г., целью которого было
преодоление разногласий по вопросу о полномочиях внешних и
внутренних комитетов. По настоянию В. Левского на собрании
были широко представлены посланцы местных комитетов из  
Болгарии, Их было 25, они располагали 33 голосами (мандатами),
тогда как представители эмиграции имели всего 17 голосов.
На собрании были приняты программа и устав БРЦК, в  
соответствии с которыми его целью провозглашалось освобождение  
Болгарии путем революции («моральной и с оружием в руках»),  
предусматривалось создание федерации «свободных земель» на базе
добровольного объединения с учетом исторических, этнических
и политических прав народов. Болгарские чорбаджии  
объявлялись предателями народа. В отличие от первой программы БРЦК
и Устава-проекта будущая форма правления не уточнялась по
тактическим соображениям.
Местом нахождения БРЦК был определен Бухарест. Преседа-
телем БРЦК был избран Л. Каравелов, его заместителем К.  
Цанков, секретарем О. Панов, кассиром Д. Ценович, членами
П. Хитов и В. Левский. Главным эмиссаром («апостолом»)
БРЦК в болгарских землях был утвержден В. Левский, напра-
вившийся в июле 1872 г. в Болгарию для подготовки  
предстоящего восстания.
На пути усиления революционной работы в болгарских  
землях неожиданно встретились затруднения из-за самонадеянной
позиции честолюбивого помощника В. Левского Д. Обшти.  
Авантюры, на которые пошла его группа, привели к провалам и
арестам. Поведение Д. Обшти на следствии по делу об  
ограблении турецкой почты имело далеко идущие последствия. Стремясь
представить ограбление как политический акт, Д. Обшти  
пренебрег конспирацией и назвал местные комитеты и их  
руководителей. Последовавшие аресты и репрессии влияли деморализующе
на внутреннюю революционную организацию. В. Левский,  
направлявшийся в Бухарест для ббсуждения создавшейся  
ситуации, получил в Сливене письмо от Л. Каравелова,  
настаивавшего на немедленном начале восстания. В. Левский, хорошо  
знавший положение в болгарских землях, не был согласен с этим
решением, считая его импульсивным. В конце декабря 1872 г. в
результате предательства он был арестован турецкой полицией,
мужественно и с большим достоинством держался на допросах,
отстаивая права болгарского народа на свободу. Казнь  
(повешение) В. Левского в феврале 1873 г. в Софии нанесла тяжелый
удар болгарскому революционному движению.
Кризис охватил в 18731874 гг. не только находящиеся в
Болгарии (внутренние) комитеты, но и их руководство БРЦК
в Бухаресте, Собрание БРЦК в мае 1873 г. отменило прежний
устав, что привело к ослаблению и утрате централизации.
В августе был избран новый состав БРЦК, в который вошел
X. Ботев. Председатель комитета Л. Каравелов, тяжело  
переживая неудачи, все больше терял веру в успех самостоятельного
болгарского восстания. Среди членов БРЦК нарастали  
противоречия; авторитет Л. Каравелова был подорван его стремлением
добиться диктаторских полномочий, отвергнутых большинством,
и последующим бездействием. В декабре 1874 г. Л. Каравелов
прекратил издание газеты «Независимост» (это название  
сменило прежнее «Свобода») и объявил о своем выходе из БРЦК.
На смену старому потерявшему уверенность в успехе  
руководству пришло новое, состоявшее из последователей В. Левского,
видевших по-прежнему единственный путь к цели в продолжении
подготовки самостоятельного народного восстания.
Ведущую роль в БРЦК стала играть группа X. Ботева,  
подвергшего резкой критике аполитичность Л. Каравелова, который
с января 1875 г. начал издавать просветительский журнал с
подчеркнуто нейтральным названием «Знание». С конца 1874г.
определяющее значение для развития освободительной борьбы
приобрели идеи революционного демократа Христо Ботева
(1848-1876).
Уроженец города Калофера, он вырос в семье известного
болгарского учителя, получившего образование в Одессе, Ботю
Петкова. В 18631866 гг. он так же, как и его отец,  
находился
ся в России и некоторое время учился во 2-й одесской  
гимназии. Убеждения X. Ботева формировались под влиянием идей
российских революционных демократов. Прямые контакты с  
русскими революционерами способствовали соединению опыта  
российского революционного движения с практикой освободительной
борьбы болгарского народа. Излагая свои программные  
идеологические и политические положения, X. Ботев последовательно
опирался на революционно-демократические взгляды В. Левского
и Л. Каравелова. Характерным для его позиции было также  
развитие социально-утопических идей. В 1871 г. X. Ботев  
предпринял издание газеты «Дума на былгарските емигранти», в апреле
того же года издал документ «Символ веры болгарской  
коммуны», в котором выступил пламенным защитником Парижской
коммуны. В 1873 г. в своей новой газете «Будилник» X. Ботев
пропагандировал революционные издания Л. Каравелова, на  
страницах которых часто появлялись его собственные работы. После
отхода Л. Каравелова от революционной организации X. Ботев
предпринял издание газеты «Знаме», являвшейся в сущности  
органом БРЦК. X. Ботев горячо отстаивал идею «революции  
народной, незамедлительной, отчаянной», резко выступал против
капиталистической эксплуатации. Большой популярностью в
болгарском обществе пользовалась поэзия X. Ботева, в которой
были слиты воедино революционная романтика и тончайший
лиризм.
Таким образом, национально-освободительное движение в
болгарских землях прошло сложный путь с момента своего  
зарождения вплоть до Восточного кризиса 1870-х годов. Оно  
включало, с одной стороны, борьбу за национальное просвещение и
культуру, самостоятельную церковную организацию, а с  
другой за административно-политическую автономию,  
независимость.
Эти направления борьбы зачастую переплетались; на  
различных этапах преобладание получало то одно, то другое из них.
Показателями нарастания национального движения являлись
повышение уровня политического содержания освободительных
программ, углубление идеологического обоснования политических
целей, степень организованности масс в борьбе за свержение
османского господства.
Идеологическое и программно-политическое созревание  
болгарского движения сопровождалось формированием и  
укреплением национального самосознания, являвшегося одним из  
признаков складывания буржуазной нации. Этот фактор имел  
важное значение в трудных условиях возвышения болгарской
буржуазии (в то время по преимуществу торговой), так как
буржуазные круги в европейской Турции были пестрыми по
своему национальному составу. Кроме того, в экономику и  
торговлю империи интенсивно проникал капитал западноевропейских
Держав. Их политика была сознательно рассчитана на  
консервирующее воздействие на экономическую и общественно-политиче-
скую систему Османской империи, ибо западные державы были
заинтересованы в превращении Турции в полуколонию.
Политическое бесправие болгар и национальный гнет,  
которому они подвергались в Османской империи, усугублялись ростом
экономической эксплуатации. Ухудшение условий жизни  
болгарского народа обусловило усиление национального движения.
Внешнеполитические условия имели большое значение для
развития болгарского движения за свободу. Будучи связанными
тесными узами с представителями национального движения  
других балканских народов, находившихся (в отличие от Болгарии)
на периферии Османской империи, идеологи и организаторы
освободительной борьбы болгар опирались на опыт европейского
буржуазно-революционного развития, использовали достижения
зарождавшейся социалистической мысли. Однако крупные  
события общеевропейского масштаба, такие, как Великая французская
буржуазная революция, зарождение рабочего движения и  
появление марксизма, революции 18481849 гг., образование I  
Интернационала и Парижская коммуна, оказали на Болгарию лишь
косвенное влияние из-за сложного комплекса неблагоприятных
условий, в которых оказалась Болгария в результате  
многовекового иноземного ига.
Объективный ход исторического развития в болгарских  
землях вел тем не менее к созреванию буржуазно-национальной  
революции. Ее демократический характер определялся широким
участием народных масс в национальном движении, В  
политической и идеологической сферах это нашло проявление в  
оформлении революционно-демократического течения в освободительном
движении. Болгарские революционеры-демократы сумели  
творчески осмыслить применительно к местным условиям те  
исторические задачи, которые стояли перед складывавшейся болгарской
нацией. Использование прогрессивных достижений европейской
общественно-политической мысли в болгарских условиях  
выразилось прежде всего в стремлении к соединению борьбы за  
национальное освобождение с завоеванием более благоприятных  
социальных возможностей для болгарского крестьянства,  
ремесленников и торговой буржуазии.
Иначе говоря, объективно буржуазное по своему содержанию
болгарское национальное движение не ограничивалось  
достижением исторических целей, угодных лишь буржуазии.  
Демократический характер различных массовых форм освободительной
борьбы (особенно в 18501870 гг.) сочетался с широкой  
идеологической деятельностью болгарских  
революционеров-демократов. Они усваивали опыт русских революционных демократов
того времени, в том числе их социально-утопические идеалы,
а также опыт революционной демократии Италии и других стран.
Расширение болгаро-российских общественных связей серьезно
отразилось на развитии событий 18761877 гг.

Назад к содержимому | Назад к главному меню