Историк

Перейти к содержимому

Главное меню

Культура освобожденной страны

Страны в истории > Болгария

С созданием самостоятельного государства перед нацией,  
освободившейся от чужеземного ига, открылись новые возможности для
развития культуры и просвещения. Особенно значительные шаги
и мероприятия в области культуры и просвещения пришлись на
18941896 и 19031906 гг. В те годы министерство народного
просвещения (оно тогда фактически осуществляло руководство
всем культурным делом в стране) возглавляли соответственно
Константин Величков (18851907), писатель, общественный и
политический деятель, и Иван Шишманов (18621928), ученый
с широким крутом научных интересов, литератор и деятель  
культуры. Оба были энтузиастами, инициаторами многих культурных
начинаний в стране в конце XIX начале XX в.
В развитии системы народного образования наступил период
бурного подъема. В соответствии с конституцией было введено
всеобщее обязательное и бесплатное начальное обучение.  
Благодаря поддержке государства существенно выросла сеть  
начальных школ. Всего за период с 1879 по 1911 г. число  
общеобразовательных и профессиональных школ в стране увеличилось более
чем в 3 раза. В результате принятых мер доля неграмотных в
составе населения страны в конце XIX начале XX в. быстро
уменьшалась. В тот период грамотность особенно широко  
распространялась среди молодежи, прежде всего в селах и среди лиц
женского пола. В 1910 г. грамотные составляли 42% лиц старше
7 лет, среди городского населения почти 66%. По уровню  
грамотности молодого поколения страны (в частности, по проценту
грамотных среди мужчин, призывающихся в армию) Болгария
обогнала соседние балканские страны (Грецию, Сербию и  
Румынию). Грамотность у промышленных рабочих была гораздо  
более высокой, чем у крестьян, и выше средней грамотности  
городского населения. Росту общеобразовательного уровня  
пролетариев помогали специальные вечерние школы и курсы,
действовавшие при клубах социал-демократических партий.  

Повышение грамотности и общего культурного уровня населения
сопровождалось ростом книгоиздательского дела, увеличением
числа периодических и полупериодических изданий. Если за  
период с 1896 по 1900 г. было основано 18 газет и 10 журналов,
то только в 1909 г. в стране издавалось 200 газет и 100 журна-
лов (правда, значительная их часть выходила непродолжительное
время).
Быстро расширялась сеть традиционных очагов культуры
«читалищ». В Софии и Пловдиве были созданы крупные  
государственные библиотеки; небольшие библиотеки возникали не
только в городах, но и в деревнях (в первую очередь при  
школах).
Ввиду порожденной пятивековым османским игом общей  
отсталости в стране не было условий для развития многих  
отраслей науки, в особенности требовавших значительных  
капиталовложений. И все же после освобождения в Болгарии постепенно
возникли два центра научных исследований. Одним из них было
созданное в 1869 г. в Брэиле упоминавшееся выше Болгарское
литературно-научное общество, возобновившее свою деятельность
в столице освобожденной Болгарии Софии. В 1911 г. оно было
преобразовано в Болгарскую академию наук с тремя отделениями
(историко-филологическое, естественно-математическое и фило-
софско-общественное). Вторым центром стал Софийский  
университет. Он возник вначале (в 1888 г.) как Высшая школа (с  
историко-филологическим и физико-математическим отделами) г
которая в 1904 г. была преобразована в университет с тремя  
факультетами (к двум первоначальным прибавился еще  
юридический). Вокруг названных центров объединялось подавляющее
большинство научных работников страны. В числе крупнейших
болгарских ученых рассматриваемого времени были: историки
B. Златарский (медиевист), Г. Кацаров (фраколог), И. Шишма-
нов (историк литературы и культуры, этнограф и фольклорист);
лингвисты Л. Милетич, А. Теодоров-Балан, Б. Цонев; юристы
C. Бобчев, С. Киров; литературовед Б. Пенев; специалист в  
области педагогики П. Нойков; географ А. Иширков; статистик и
экономист К. Попов; ботаники С. Георгиев, С. Петков, И. Урумов;
зоологи Г. Христович, Г. Шишков; биолог Явашов; химик
П. Райков; физики П. И. Бахметьев (биофизик), С. Вацов  
(сейсмолог) ; геолог Г. Златарский; минералог Г. Бончев и др.

В различных пунктах страны после Освобождения были  
учреждены опытные сельскохозяйственные и ветеринарные станции,
где постепенно создавались кадры ученых, разрабатывавших
проблемы сельскохозяйственных наук и ветеринарии.  
Определенными очагами научной работы становились с течением времени
и создававшиеся в Софии историко-археологический,  
этнографический и естественноисторический музеи, собрания геологических
и палеонтологических экспонатов. Позднее историко-археологиче-
ские собрания и музеи возникли и в других крупных городах:
Пловдиве, Варне, Тырнове и т. д. В становлении болгарской  
науки и культуры (особенно в первые годы после Освобождения)
немалую роль сыграли ученые и другие представители  
творческой интеллигенции, прибывшие из славянских (России, Чехия
и др.) и отчасти западноевропейских стран. К числу наиболее
крупных из них принадлежали биофизик из России П. И. Бах-
метьев, М. С. Дринов (болгарин по происхождению, воспитанник
русской школы историков, ставпщй по праву гордостью  
болгарской и русской исторической науки), известный чешский историк
К. Иречек, археологи братья К. и X. Шкорпилы и др.
Получили развдтие также различные виды искусства, прежде
всего изобразительное и театральное. В 90-х годах некоторое
время действовали4 частные художественные школы, открытые
художниками-иностранцами. В 1896 г. по ^шициативе К. Величкова
и при содействии художников Антона Митова и Ивана Мырквич-
ки была создана государственная школа рисования. Стали  
устраиваться художественнее выставки. Крупнейшие полотна были
созданы в тот период А,гМитовым («Рынок в Софии», «Черное
море» и др.), JA. Мырквичкой- («Рученица»), И. Ангеловым
(«Град», «Клятвй»^ «Бог дал, бог взял», «Жатва»), Я. Вещиным
(«Пахарь», «Гайдуки», «Самарское знамя», ряд батальных  
работ). В 1903 г. было образовано общество «Современное декус-
ство», объединявшее в своих рядах художников, скульпторов,
архитекторов и отчасти писателей.
В начале 90-х годов по инициативе частных лиц в Софии  
возникла драматическо-оперная труппа, она дала первое в стране
оперное предствление. В 1892 г. в столице оформилась  
драматическая труппа «Слеза и смех», которой суждено было сыграть
большую роль в развитии театрального искусства в стране.
В 1904 г. труппа «Слеза и смех» вместе с другой труппой  
актеров, была преобразована в Народный театр и стала получать  
государственную дотацию. Появились драматические труппы и в
ряде важнейших городов (Пловдиве и др.), в том числе  
передвижные, гастролировавшие по всей стране. Труппы эти стдвили
пьесы выдающихся русских и западноевропейских * драматургов,
а также спектакли по произведениям классиков болгарской  
литературы (И. Вазов, П. Яворов). Многие талантливые актеры
болгарской драмы того периода (Адриана Будевская, Христо  
Ганчев, Атанас Кирчев, Иван Попов, Крыстю Сарафов и др.)  
получили театральное образование в России в стенах  
Художественного и Малого театров, где учились у корифеев русской сцены
К. С. Станиславского м А. И. Южина. В начале XX в.  
композиторами Ем. Маноловым и Г. Атанасовым-Маэстро были написаны
первые болгарские оперы, в тот же период Г. Атацасов-Маэстро,
Л. Пипков, Д. Христов создали симфонии, гимны и другие  
музыкальные произведения.
Особенно значительными были достижения в области  
литературы и критики. В первые два десятилетия после Освобождения
в творчестве болгарских писателей преобладали темы и мотивы
героической борьбы народа за независимость эпохи  
национального Возрождения и Освободительной войны. Названная  
проблематика нашла наиболее талантливое воплощение в произведениях
классика болгарской литературы Ивана Вазова (18501921):
в переведенном позже на многие языки романе «Под игом»,
в цикле поэм «Эпопея забытых», в повестях «Отверженные»
и др., в сборниках стихов «Знамя и гусли», «Печали Болгарии».
Аналогичная тематика отражена в книге К. Величкова «В  
темнице», в «Кровавой песне» Пенчо Славейкова (сына П. Р.  
Славейкова) и других произведениях. Большую популярность  
приобрели написанные в своеобразной художественной манере  
мемуары 3. Стоянова «Записки о болгарских восстаниях».
Позднее в связи с классовым расслоением и обострением  
политической борьбы в литературу постепенно приходили новые
темы и направления. Появились демократически и прогрессивно
настроенные писатели, стремившиеся объективно (а некоторые
и критически) отразить реальную действительность. Ярко и  
талантливо осветили они в своих произведениях картину тяжкого
труда и массового разорения крестьян и ремесленников, их  
недовольство гнетом богатеев, крупных торговцев, ростовщиков,
банкиров, чиновников-бюрократов. Рассказы и повести большой
эстетической ценности и глубины создал замечательный писатель
Елин Пелин (18771949); настоящее имя Димитр Иванов.
Немало художественных достоинств имеют произведения  
писателей Антона Страшимирова (роман «Перепутье», книга «Смех и
слезы», пьеса «Свекровь»), Михалаки Георгиева, Тодора Влайко-
ва, поэта Цанко Бакалова (Церковского) певца крестьянства
и сельской жизни, драматурга Петко Тодорова, баснописца Сто-
яна Михайловского и др. Глубокое проникновение в душевный
мир человека свойственно произведениям поэтов Пенчо  
Славейкова и Пейо Яворова.
Особое место в болгарской литературе заняло творчество  
талантливейшего сатирика-реалиста Алеко Константинова (1863
1897).
В самом крупном и ярком из своих произведений цикле
органически связанных между собой рассказов под общим  
названием «Бай Ганю» он создал образ человека наглого, алчного
и невежественного, типичного приобретателя и карьериста эпохи
первоначального накопления капитала в стране. Это произведение
является одним из наиболее выдающихся достижений болгарской
художественной литературы. Следует отметить традицию  
активного участия многих видных болгарских писателей в  
общественной жизни, например: П. Р. Славейков руководил борьбой против
консерваторов в Учредительном собрании; И. Вазов участвовал
в борьбе против приостановления действия конституции в 1881 г.
А. Баттенбергом, К. Величков выступал против диктатуры
С. Стамболова и т. д.
С начала XX в. в художественной литературе Болгарии  
появилось направление, во главе которого стоял литературный  
критик Кр. Крыстев-Миролюбов, издававший журнал «Мысль» и
проповедывавший идеи «чистого искусства», «искусства для  
искусства». Некоторые, склонные к индивидуализму и символизму
писатели и поэты, объединившиеся вокруг журнала Крыстева,
стремились уйти от житейских забот и больших социальных
проблем.
Значительными были успехи в области материальной  
культуры. Внимание государства было направлено, как отмечалось,
на строительство железных дорог и шоссе, мостов и шахт,  
административных зданий и почтово-телеграфных станций, школ и
больниц.
Важнейшими памятниками архитектуры периода после  
освобождения стали здания Народного собрания, Народного театра,
Храма-памятника Александра Невского, Военного клуба,  
Синодальной палаты (все в Софии), Мавзолея русских воинов
участников боев за освобождение Болгарии (в Плевене) и др.
Освобождение страны с помощью России оставило глубокий след
в сознании народа. Свидетельство тому более 450 различных
памятников воинам-освободителяй на территории Болгарии.  
Большинство их воздвигнуто в конце XIX начале XX в. на  
народные средства, собранные главным образом по подписке.
Характеризуя кратко важнейшие достижения болгарской
культуры рассматриваемого периода, следует отметить, что они
были результатом капиталистического развития общества.  
Классовый характер культурной политики государства сказался,  
например, в сфере народного образования. Господствовавшая в  
обществе буржуазная идеология накладывала в той или иной мере
отпечаток на деятельность значительной части представителей
творческой интеллигенции, влияние ее проявлялось прежде всего
в области общественных наук.
Болгарская культура отражала интересы и настроения  
различных классов и прослоек общества. Трудовые слои  
крестьянства и городской мелкой буржуазии, народная интеллигенция  
стали питательной социальной средой, породившей демократизм
создававшихся культурных ценностей.
Существенное значение для развития болгарской культуры
имело воздействие демократических традиций эпохи  
национального Возрождения. Благодаря этому, например, течение  
критического реализма сохранило в болгарской литературе ведущий  
характер.
На рубеже XIXXX вв. в связи с появлением на  
политической арене страны нового класса пролетариата формируются
и первые зачатки его культуры. Большое значение приобрели в
первую очередь общетеоретические, философские и иные  
обществоведческие труды Д. Благоева и некоторых его соратников, их
работы в области эстетики, теории литературы и критики. В этих
трудах болгарские марксисты, осмысливая насущные культурно-
теоретические проблемы страны, применяли марксистские  
принципы к объяснению важнейших явлений культуры.
Одним из зачинателей пролетарской литературы явился  
Георгий Кирков. Большой мастер слова, он создал отмеченные  
талантом и п®льзовавшиеся популярностью художественные  
произведения: рассказы из жизни трудящихся, сатирические фельетоны в
басни (в них изображены различные социальные типы,  
представители разных классовых и политических сил страны), первые
рабочие песни и гимны. У истоков пролетарской поэзии стоял
Димитр Полянов. В сборнике его стихов «Морские капли», как
и в художественных произведениях других представителей  
пролетарской литературы, воспевался рабочий класс, утверждалась
правота его идей, выражалась вера в его победу над капиталом.
Создание деятелями рабочего движения произведений  
художественной литературы и музыки, культурно-просветительная
деятельность руководителей и идеологов марксистской партии,
а также работа по организации пролетарских  
театрально-драматических и музыкально-хоровых коллективов свидетельствовали
о том, что вместе с оформлением нового класса  
пролетариата возникают и элементы новой пролетарской культуры.
В целом беззаветный и упорный труд представителей  
интеллигенции писателей, художников, научных работников,  
архитекторов и других деятелей культуры восстановленного  
самостоятельного болгарского государства, их стремление преодолеть
вековую отсталость страны постепенно приносили плоды.

Назад к содержимому | Назад к главному меню