Историк

Перейти к содержимому

Главное меню

Организация среднего и профессионально-технического образования

Страны в истории > Болгария

Прогресс капиталистического производства требует расширения
объема знаний от рабочего и крестьянина. В начале 20-х  
годов Болгария сильно отставала по уровню развития массового  
образования от индустриальных стран, в которых уже к 7080-м
годам XIX в. была достигнута всеобщая грамотность населения.
Однако после принятия в 1921 г. правительством БЗНС закона
об обязательном бесплатном 7-летнем (так называемом основном)
образовании положение стало существенно меняться.  
Сравнительно быстрые темпы хозяйственного развития Болгарии в  
межвоенный период, появление ряда форм, присущих высшей стадии  
капитализма, усиление связей со странами, ушедшими далеко  
вперед в научно-техническом плане, все это предъявляло  
повышенные требования к уровню профессиональной подготовки людей,
обслуживавших систему этих отношений и становившихся ее  
компонентами, а также к общеобразовательному уровню основной
массы населения. Наверстывая упущенное в этом отношении,
буржуазные правители Болгарии некоторое время сохраняли  
демократический характер закона 1921 г. и не вводили особых  
ограничений для граждан, стремившихся к повышению  
образовательного уровня: лица, окончившие 7-летнюю школу, могли  
продолжать обучение в гимназиях и педучилищах, а затем и в вузах.
Особое внимание было обращено на развитие  
профессионально-технического обучения. Закон 1924 г. о торговом и  
промышленном образовании стимулировал подготовку  
квалифицированных работников. Учреждались так называемые дополнительные
училища, в которых рабочие и служащие, не имевшие  
соответствующего образования, бесплатно проходили курс обучения.
Вместе с тем основным типом учебного заведения для  
подготовки профессионально грамотных рабочих становились так  
называемые практические училища, рассчитанные на двачетыре
года обучения. Принимались в них выпускники 7-летних школ,
так что эти училища могли обеспечить формирование рабочего
персонала среднетехнической квалификации. В 1939/40 учебном
году в стране насчитывалось 385 практических и дополнительных
училищ, в них обучалось свыше 40 тыс. человек. Существовали,
кроме того, платные средние профессиональные училища. В целом
за межвоенные годы количество учащихся, охваченных профес-
сионально-техническим обучением, увеличилось в 7 раз. Тем:
не менее Болгария, не преодолевшая за эти десятилетия своего
экономического и Технического отставания, не смогла преодолеть
и диспропорции в развитии общего среднего и среднего  
профессионально-технического образования.

Состав учащихся не только 7-летних школ, но и гимназий был
весьма демократическим (более элитарными были лишь частные
или немецкие, итальянские и другие гимназии, но их было  
немного) . Отмечался приток в гимназии учеников из села. В начале
40-х годов их насчитывалось уже около 67% состава.
Одной из причин наплыва учащихся в гимназии было  
сохранение болгарской школой как институтом черт демократизма, ее
традиционно тесной связью с населением, что, в свою очередьг
объясняется давлением мелкобуржуазной социальной доминанты.
Недостаточная классовая дифференциация болгарского общества
способствовала консервации определенной патриархальности в
организации учебного дела. Так, едва ли не главную роль в  
руководстве жизнью школ играли выборные органы  
попечительства; содержание школ в значительной степени осуществлялось
за счет местных бюджетов; распространено было дарительство в
пользу учебных заведений; участвовать в финансировании  
учебной деятельности считалось патриотическим долгом. Нередко
материальная поддержка распространялась и на последующие
годы обучения, когда способным ученикам выплачивалась из  
общественных средств стипендия, а дети бедных родителей  
освобождались от платы.
Однако в целом капиталистическое общество не могло  
гарантировать действительного получения даже обязательного  
7-летнего образования. В поисках раннего приработка школу  
ежегодно оставляло не менее 200 тыс. учащихся. Революция 1944 г.
застала около 100 тыс. человек неграмотными, правда, это были
главным образом люди старшего поколения.

Реакционный политический курс 19231944 гг. не мог не
сказаться на содержании учебного процесса. Законом о  
народном просвещении 1924 г. усиливалась «классическая»  
направленность обучения в гимназиях. Повышалась и роль церкви в
учебном деле. После военно-фашистского переворота 19 мая
1934 г. главной задачей школы стало формирование «нового  
сознания» у учащихся на основе государственной идеологии и  
преодоление коммунистического влияния. Уже к началу 1934/35
учебного года были утверждены новые школьные программы.
В духе теории «компетентности» «деятели 19 мая» приняли
меры к переподготовке учителей. Тенденция взять школу под
контроль государства, поставить учителя в большую зависимость
от органов центральной власти выразилась и в реформе  
школьных попечительств. Из выборных они превратились в  
административные органы во главе с кметом, назначавшимся центральной
властью. Функции попечительств существенно ограничивались,
отменялась выборность директора школы и главного учителя.
Политика, направленная на превращение школы в рассадник
буржуазного национализма и шовинизма, достигла своего апогея
в канун и во время второй мировой войны; Вводились  
специальные уроки по «национальному воспитанию», выставлялись
оценки за поступки «в националистическом духе». Классные  
наставники должны были следить за настроениями учащихся.
Весь воспитательный процесс был ориентирован на формирование
«особого болгарского мироощущений», которое включало в себя
как любовь ко «всему болгарскому», так и верность царю, идеал
объединения всех болгар под единым знаменем и царским  
руководством.
В 1938 г. был принят декрет о государственном контроле за
молодежными обществами, а в 1941 г. объявлено о создании по
типу гитлерюгенда единой государственной молодежной  
организации «Бранник». Но эта попытка оказалась успешной лишь  
отчасти, поскольку молодежь больше привлекала нелегальная или
полулегальная борьба против официальных властей.
Антидемократические нововведения монархо-фашистских  
властей не вызвали прилива энергии и у большинства учителей,
которые по-своему сопротивлялись им. В результате во второй
половине 30-х годов участились увольнения учителей. Всего с
1924 по 1944 г. увольнению по политическим мотивам  
подверглись 3,54 тыс. учителей, т. е. примерно 1015% их состава.
Не дала больших результатов и попытка усилить воздействие
церкви на школу. Эта попытка не имела под собой  
существенной морально-психологической основы (глубокая религиозность
для болгарского народа в целом не была характерна) и  
опиралась она главным образом на административные меры.

Назад к содержимому | Назад к главному меню