Историк

Перейти к содержимому

Главное меню

Особенности социокультурной жизни Болгарии

Страны в истории > Болгария

Доступность 7-летнего образования порождала в народе желание
дать детям более высокое образование. В основе этого стремления
была не только присущая болгарину с времен национального  
Возрождения тяга к знанию, но и отношение в перенаселенной  
полуголодной деревне к среднему или высшему образованию как к
возможному спасению от нищеты и нестабильности. Гарантией
завтрашнего дня представлялась, например, чиновничья служба.
В небольшой стране, где значение родственных связей было  
велико, обладатель диплома имел возможность получить место в
государственном аппарате благодаря родственной протекции.
Отсюда сильное разбухание чиновничьего персонала, хотя
лишь немногие из мелких служащих могли рассчитывать на  
существенное продвижение по служебной лестнице. В основном они
оставались в положении «наемного умственного пролетариата»t
как называл эту категорию людей К. Маркс.
Массовой стала и профессия учителя. С 1878 по 1944 г.  
количество учителей выросло в 23 раза, в 1944 г. они составляли
свыше 40% всей интеллигенции. Помимо преклонения в народе
перед сохранившимся со времен национального Возрождения
идеалом учителя-подвижника, стимулом к росту кадров учителей
служили сравнительная доступность и дешевизна получения этой
профессии.

Массовость профессий чиновника и учителя свидетельство
значительной развитости нижнего слоя интеллигенции в  
Болгарии. Существенное преобладание учительства в структуре  
интеллигенции обычно свидетельствует о ее преимущественно  
просветительском характере. Но основная масса болгарского  
учительства играла и сыграла такую важную в истории страны
социальную роль, что об этой категории интеллигенции можно
говорить как об особом социокультурном феномене. Выходец из
народа, болгарский учитель был, как правило, подчеркнуто  
демократичен. По традиции молодые люди, стремившиеся посвятить
себя этой профессии, имели прогрессивную ориентацию, хотяг
разумеется, эту тенденцию нельзя абсолютизировать. Именно  
среди учителей с конца XIX в. появилась тяга к изучению научного
социализма, многие из них стали его пропагандистами. В школе
начинали свою деятельность такие крупные деятели, как
Д. Благоев, Т. Павлов, С. Гановски и др. Прогрессивное  
сознание значительной части учителей, знакомство многих из них с
марксизмом-ленинизмом имели большое значение с точки зрения
общественного воспитания ряда поколений болгарского народа.
Важным фактором было не только субъективное влияние  
учителя на учеников при интерпретации учебного материала, но и
сознательное сопротивление части преподавателей наступлению
реакции. Нередко вокруг преподавателей формировалось  
антифашистское ядро учебного заведения, в ряде случаев молодые учи-
теля руководили низовыми организациями PMC или подпольного
комсомола. В гимназиях нелегально работали  
марксистско-ленинские кружки, их члены переписывали и распространяли листовки,
участвовали в антифашистских акциях. Одно за другим  
следовали исключения за недозволенную деятельность, но борьба не  
прекращалась.

Учителя играли большую роль и в жизни читалищ, в  
которые мог вступить каждый желающий независимо от возраста,
профессии, политических взглядов. Возникнув в период  
национального Возрождения, читалища быстро распространились по
всей стране, что свидетельствовало о тяге народа к изучению  
своей истории, искусства, языка, к культурной жизни в доступной
ему форме.
Основным направлением деятельности читалищ была  
библиотечная. Книжные фонды собирались на средства из членских
взносов и благодаря различным дарениям, завещаниям и т. п.
В читалище имени Ботева, объединявшем жителей одного  
квартала Софии, в 1939 г. выдавалось, например, в среднем по
70 книг в день. Читалища вели и большую лекционную,  
кружковую работу, организовывали выставки, создавали  
самодеятельные театральные и музыкальные коллективы. Нередко  
организовывались также различные курсы, в том числе курсы русского
языка. В целом читалища оказались удобной и гибкой формой
для внедрения культуры в широкие слои населения и в то же
время оригинальным идеологическим учреждением, обладавшим
большими воспитательными возможностями. В Болгарии, где  
радиосеть стала создаваться лишь с начала 30-х годов, читалища
становились одним из главных средств информации и  
интерпретации не только вопросов науки и искусства, но и политики.
Отсюда важность общего направления их деятельности,  
которое зависело в основном от местной инициативы: центральное
руководство Верховный союз читалищ было скорее  
совещательным органом, чем директивным.
Межвоенные годы характеризовались количественным  
взрывом в развитии читалищ: в 1920 г. их насчитывалось 760,
в 1930 г. 2750, в 1940 г. уже 3250. Причины такого роста
объясняются, видимо, резкой и частой сменой  
общественно-политической обстановки в стране: поражение Болгарии в первой
мировой войне, воспринимавшееся как национальная катастрофа,
Владайское 1918 г., Июньское и Сентябрьское 1923 г.  
вооруженные восстания с их подлинным героизмом, внезапная потеря
власти Земледельческим союзом в 1923 г., приведшая к  
определенному психологическому вакууму среди крестьянства,  
наступление фашизма и массовое истребление людей собственными
правителями, потрясения, связанные с экономическим кризисом
19291933 гг.все это люди стремились пережить сообща,  
обсудить «всем миром». Одним из мест для этого, становились  
читалища. Существенным фактором, обусловливавшим  
демократическую в основном направленность работы читалищ, было зна-
чительное «полевение» части интеллигенции в 2030-е годы,
а она участвовала в работе читалищ почти поголовно. Много сил
вкладывали в читалища активные общественные деятели,  
пропагандировавшие при каждом удобном случае марксистские  
взгляды, Георгий Бакалов, Тодор Павлов, Савва Гановский, Тодор
Самодумов и другие, прогрессивные писатели Людмил Стоянов и
Мария Грубешлиева. Высокий уровень работы был характерен
не только для столичных читалищ. В читалище города Врацы,
например, в 19251940 гг. ежегодно проводилось по 36 лекций,
дискуссий, для участия в которых приглашались видные  
представители демократической интеллигенции А. Златаров, О. Василев,
Г. Бакалов, А. Страшимиров, Н. Сакаров и др.
Большую роль читалища сыграли и в кинофикации страпы.
В целом она, как и кинопроизводство (демонстрировались в  
основном заграничные фильмы), была развита слабо: в 1939 г.
существовало лишь 165 киноустановок, и почти половина их
была собственностью читалищ. Покупая нередко в кредит
киноустановки и фильмы, читалища меньше всего  
ориентировались на кассовые сборы, в результате на экранах появлялись
лучшие западноевропейские ленты, а затем и молодая советская
революционная киноклассика. Особой популярностью  
пользовались фильмы «Чапаев» и «Трактористы».
Демократическая в целом деятельность читалищ  
благоприятствовала работе коммунистов в них, укреплению и расширению
идеологического влияния БКП в массах. В годы проведения  
политики народного фронта читалища использовались как одна из
баз антифашистского единства трудящихся.
Наступление монархо-фашистской реакции не миновало и  
читалищ. После первой попытки регламентировать их деятельность
1927 г.) наиболее сильный удар был нанесен принятием закона
1941 г. Хотя формально эти учреждения оставались  
автономными, в руководство Верховного союза читалищ отныне должны
были входить, помимо выборных, назначаемые члены; книги для
библиотек стали покупаться по специальному списку, а не  
свободно, как прежде. Особый контроль устанавливался за  
формированием руководящих органов читалищ на местах, усилились
полицейские преследования арест руководителей, конфискация
прогрессивных изданий вплоть до их сожжения, разгон  
собравшихся на лекции и т. п.
Целенаправленная деятельность БКП по использованию в
своей политической и идеологической работе школы и читалищ
учреждений, теснейшим образом связанных с народом, была
весьма результативной. В одном из документов штаба болгарской
царской армии от 1938 г. есть такое признание: школа и  
читалища важнейшие объекты работы коммунистов; никто, кроме
них, не использовал столь целесообразно и в таких широких
масштабах молодую интеллигенцию и увлечения учащихся.

Назад к содержимому | Назад к главному меню