Историк

Перейти к содержимому

Главное меню

Мастера болгарской культуры

Страны в истории > Болгария

Острое столкновение идеологий усиливало сложность и  
неравномерность литературного и художественного процессов в 20-х
начале 40-х годов. Уже в первые послевоенные годы в среде
творческой интеллигенции ощущаются новые веяния. Поражение
в войне, небывалое по глубине и способам выражения  
недовольство народа, не желавшего жить по-старому, настраивали поэтов-
символистов на более земной лад. В беллетристике усиливалась
линия критического реализма, писателей все более привлекала
проблема человечности, гуманности, в поисках решения которой
они стремились к психологизации образов. В те годы получило
дополнительный импульс и прежде сильно развитое  
демократическое течение в изобразительном искусстве. Среди художников
общества «Родное искусство» (возникло в 1919 г.), которые  
изображали жизнь народа в романтически-декоративном стиле
(В. Димитров-Майстора), усиливается тенденция к реализму,
нередко социально заостренному.
Ведущее же место в художественном творчестве заняла  
революционно-пролетарская поэзия, в центре которой встал герой  
новой эпохи рабочий-революционер. В поэзии Хр. Смирненского,
хорошо освоившего наследие первых пролетарских писателей  
конца XIX начала XX в. и оригинально развившего метод  
социалистического реализма, революционный подъем мирового  
пролетариата нашел наиболее полное художественное отображение.
Творчество Смирненского, в котором глубокая партийность  
сочеталась с яркой образностью, стало знаменем высокой революцион-
ной поэзии, формировавшей и питавшей метод социалистического
реализма в последующие десятилетия.

Наступил «болгарский 1905 год» Сентябрьское  
антифашистское восстание. Кровавые расправы 19231925 гг. унесли тысячи
жизней, в том числе в 1925 г. были убиты или замучены  
известные писатели и поэты Хр. Ясенов, Г. Милев, С. Румянцев,
Т. Страшимиров и др. Многие литераторы вынуждены были  
эмигрировать. Трагедия народа, поднявшегося на борьбу с реакцией
и потерпевшего поражение, жестокость «сильных мира сего»  
потрясли сознание художественной интеллигенции. Часть ее либо
вообще отошла от творчества, либо перешла на позиции  
откровенной реакции, однако большинство все-таки встало на сторону
народа. Знамением времени стало общедемократическое по  
содержанию и идейной направленности «сентябрьское искусство»,
обличавшее фашизм и воспевавшее героизм повстанцев. О  
восстании писали Г. Милев (поэма «Сентябрь», 1924), Ас. Разцвет-
ников, Н. Фурнаджиев, Н. Хрелков, А. Страшимиров, А. Кара-
лийчев, Г. Караславов, Кр. Кюлявков, Кр. Велков. Яркое  
отображение оно нашло в изобразительном искусстве.
В 2030-е годы разделительная линия между прогрессивно-
демократическим и реакционно-буржуазным лагерями творческой
интеллигенции приобрела более четкие очертания. Оторванные от
народа сторонники «искусства для искусства», модернизма  
действовали либо разрозненно, либо группировались вокруг  
журналов «Хиперион» (1922-1931 гг.), «Златорог» (1920-1943 гг.),
противостоявших пролетарской литературе. С течением времени
от них откалывались наиболее чуткие к голосу совести  
художники, убедившиеся в иллюзорности представлений об аполитичности
искусства (Л. Стоянов, М. Грубешлиева). Лагерь прогрессивно-
демократического искусства был пестрым и многоголосым.  
Существенную его часть составляли широкие круги писателей и  
художников сторонники буржуазного гуманизма. При всей  
непоследовательности и противоречивости их творчества они занимали
определенные антифашистские позиции.

Большую творческую активность проявили представители  
реализма, в том числе критического, создавшие значительные  
художественные и эстетические ценности: в поэзии это Е. Багряна,
в центре произведений которой женщина, живущая  
полнокровной и осмысленной жизнью; в драме Ст. Костов, создавший
ряд сатирических комедий о жизни и быте буржуазии и  
осмеивавший ее стремление к обогащению; в прозе Елин Пелин,
Й. Йовков, Г. Стаматов. Если Елин Пелин, которому метод  
критического реализма был присущ в большей мере, стремился к
глубокому социально-психологическому анализу, то Йовков  
старался обходить большие социальные конфликты или разрешал их
в духе классового примирения, идеализировал патриархальный
быт и жизнь мелкого собственника. Г. Стаматов же писал на  
общественно важные сюжеты, обличая буржуазную мораль,  
анализируя судьбы интеллигенции.
До социальной критики буржуазного общества поднимались в
те годы художники реалистического направления. Их  
произведения на сюжеты городского и сельского быта имели подчеркнуто
демократическое звучание. Большой эмоциональностью  
отличались многофигурные композиции Ив. Лазарова, умевшего в  
скупых скульптурных формах отобразить тяготы крестьянской  
жизни. Вершиной его мастерства стал памятник поэту Д. Дебеляно-
ву, погибшему в первой мировой войне. В композиции памятника
великолепно выполнена фигура матери: скорбная крестьянка,  
сидящая на пороге опустевшего дома и вечно ждущая возвращения
сына.
Пролетарское течение в художественной культуре вступило в
30-х начале 40-х годов в новый этап своего развития. Оно  
значительно расширилось, находя творческое воплощение не только
в поэзии (Хр. Радевский, Мл. Исаев, Н. Вапцаров и др.), но и в
изобразительном искусстве, прозе (Г. Караславов, Кр. Велков
и др.), литературной критике, театре и т. д. Господствующим все
более определенно становился метод социалистического реализма,
решающее значение приобретали традиции гражданственности,
ясное определение классовых позиций художника. Наиболее  
полное выражение это нашло в творчестве Н. Вапцарова.  
Убежденный коммунист, с осени 1941 г. помощник руководителя  
Центральной военной комиссии ЦК компартии, Вапцаров писал  
вдохновенные стихи, вошедшие в сокровищницу мировой  
революционной поэзии. Они примечательны не только утверждением нового
героя рабочего-интеллигента, коммуниста, антифашиста  
(«Песни мотора», 1940), но и своей образностью, поэтической  
проникновенностью.
Писатели и художники, пришедшие к идеям  
социалистической революции, оказывали большое влияние на те круги  
интеллигенции, которые стояли на общедемократических позициях.
В результате менялся характер творчества части из них, они
приближались к пролетарскому искусству, а то и переходили на
его позиции, развивая и обогащая это искусство элементами  
своей прежней поэтики. Этому процессу способствовала  
целенаправленная работа коммунистов с демократически настроенной  
творческой интеллигенцией. Не лишенная, особенно вначале,  
сектантских ошибок, эта деятельность БКП оказалась в целом весьма
плодотворной. В конце 1929 г. коммунисты начали издавать  
газету «Работнически литературен фронт» (РЛФ) (выходила по
май 1934 г.), вокруг которой объединились пролетарские  
писатели. Публикуя художественные произведения на страницах газеты
и в библиотечке РЛФ, редакция во главе с Т. Павловым, Хр. Ра-
девским стремилась показать практически, каким должно быть
«новое искусство», искусство социалистического реализма.
По инициативе РЛФ в 19311932 гг. был учрежден Союз  
трудовых писателей, объединивший не только коммунистов, но и
сравнительно широкий круг писателей, настроенных  
демократически, антифашистски. В его деятельности принимали участие
художники Ал. Жендов, Ив. Фунев, Н. Шмиргела. Они же  
основали Общество новых художников (1931 г.), в которое вошли
наиболее прогрессивные мастера изобразительного искусства
(П. Младенов, В. Эмануилова, Ст. Сотиров, Б. Ангелушев,
К. Цонев). Выступая против теории «искусства для искусства»
и буржуазной салонной эстетики, за социально значимое  
творчество, они создавали произведения, непосредственно связанные с
жизнью, бытом и борьбой народа. На выставках появились  
произведения с необычными для того времени названиями:  
«Рабочий», «Грузчик», «Завод», «Несчастный случай». Душой  
Общества новых художников был Ал. Жендов график, карикатурист,
живописец, публицист, искусствовед. Он считал себя духовным
учеником Хр. Смирненского, и лейтмотивом его разнообразного
творчества была идея преданного служения революции. Он был
сотрудником всех печатных изданий БКП, но не считал это  
распылением своего таланта, полагая, что время обязывает не  
столько создавать крупные станковые произведения, сколько  
отзываться на злобу дня с ясных классовых позиций.
Горение, самоотверженное служение делу революции  
выдающихся представителей пролетарской интеллигенции помогали
расширению и углублению влияния коммунистов на  
значительные круги творческих работников, расширяли сферу  
идеологического влияния БКП, а в конечном счете способствовали  
сравнительно безболезненному переходу основной массы болгарской
интеллигенции на сторону народно-демократической революции.

Назад к содержимому | Назад к главному меню