Историк

Перейти к содержимому

Главное меню

Социально-экономические преобразования

Страны в истории > Болгария

Попытки западной дипломатии и внутренней оппозиции  
дестабилизировать политическое положение Болгарии таили большую
опасность. Мелкая буржуазия (она составляла преобладающую
часть населения страны) по своей социальной природе, как  
известно, отличается политической непоследовательностью. Она
может играть роль резерва и революционных и  
контрреволюционных сил, руководствуясь при этом прежде всего своими  
непосредственными экономическими интересами.
Первые революционные преобразования в  
социально-экономической сфере, несомненно, отвечали потребностям широких слоев
населения Болгарии. Они проводились на основе программы  
правительства ОФ от 17 сентября 1944 г., которая в своей  
экономической части была ориентирована на развитие и расширение
общественного сектора (государственного и кооперативного) при
сохранении частной собственности.
В государственный сектор как наследство от прошлого перешло
95% добычи угля, 32% добычи руд, весь железнодорожный  
транспорт, 61% производства электроэнергии. Вскоре после 9  
сентября 1944 г. он расширился за счет конфискованных немецких
капиталов и имущества фашистских преступников болгарского
происхождения (правда, они были невелики соответственно
1,2 и 1,1% от всего капитала, вложенного в промышленность).
Цифры, характеризующие размеры государственного сектора,
в целом впечатляющи, но отрасли тяжелой промышленности, где
он преобладал, имели очень небольшой удельный вес в общем
объеме промышленного производства. Основными были отрасли
легкой промышленности, где сохранялось господство частного
капитала. Всего в руках буржуазии находилось 7580%  
промышленного производства.

В ходе Отечественной войны болгарского народа, а затем и
восстановления хозяйства народно-демократической власти  
приходилось решать двуединую задачу: с одной стороны,  
мобилизации всех ресурсов экономики при использовании  
частнохозяйственной инициативы, а с другой постепенного сужения сферы
деятельности частного капитала. Решению этой задачи служила
целая система мероприятий: рабочий и государственный контроль
на предприятиях, контроль над экономическими организациями
промышленников и торговцев; сравнительно широкое  
распространение получила система нарядов, заключавшаяся в том, что  
хозяева предприятий, вставшие на путь сотрудничества с новой
властью, получали возможность работать по государственным
заказам, что давало им преимущественное право на  
приобретение сырья и кредитов (то и другое было дефицитом); большая
часть изготовленной продукции распределялась по  
установленным ценам. Стремясь регламентировать деятельность частного
капитала, государство ограничило норму его прибыли, а также
расходование прибыли в потребительских целях; оно поощряло
капиталовложения в производственную сферу, установило  
контроль за соблюдением технологии производства, уровнем  
выплачиваемой рабочим зарплаты и т. п. В наибольшей степени  
ограничительные меры затронули торговцев. Обложение их высокими
налогами должно было способствовать переливанию частного  
капитала из сферы торговли в сферу производства.

Все это отвечало как задачам реализации стратегического
курса партии рабочего класса на социалистическую революцию,
так и интересам мелкобуржуазных масс, для которых важно
было освободиться в первую очередь от экономического давления
со стороны крупного капитала, особенно  
спекулянтов-перекупщиков. Народно-демократическое государство стремилось  
результативно поддерживать мелких товаропроизводителей. Конкретные
социально-экономические меры не в последнюю очередь были  
направлены на то, чтобы сломать прежнее представление о  
государстве как об интегрированном эксплуататоре, каковым  
государство выступало при монархо-фашизме.
Существенная роль в этом процессе отводилась кооперации,
приобретавшей чрезвычайно важную роль ввиду многоукладного
характера болгарской экономики. Г. Димитров рекомендовал в
конце 1944 г. планомерно добиваться расширения участия  
кооперации в экономической жизни страны. Кооперация пользовалась
популярностью среди болгарского населения еще в межвоенный
период: в последние перед второй мировой войной годы в  
Болгарии насчитывалось свыше 3 тыс. кооперативов различного
типа. Только с сентября 1944 по апрель 1945 г. было основано
679 новых кооперативов (в том числе объединявших  
ремесленников-кустарей), в 1946 г.еще 602, не считая кооперативов по
обработке земли. Народно-демократическое государство поощряло
развитие кооперативов, предоставляя им налоговые льготы,  
беспроцентные кредиты, исключительное право на закупку  
некоторых видов сырья.
Особенно быстро укреплялось положение кооперативной  
торговли: в 1945 г. на нее приходилось 38%, а в 1946 г.уже
50% товарооборота. В 19441946 гг. доходы кооперативной  
торговли выросли с 1,8 млрд. до 7,5 млрд. левов, а доходы  
частного сектора в этой сфере сократились не менее чем в 3 раза.
Иными словами, кооперация вытесняла с внутреннего рынка
частного торговца. Благодаря этому повышался жизненный  
уровень крестьянства, ремесленников и других слоев болгарского
парода.
Была сделана также попытка объединения крестьян в  
трудовые кооперативные земледельческие хозяйства (ТКЗХ). Она  
осуществлялась на основании декрета о ТКЗХ, принятого весной
1945 г. Но поначалу в кооперативы вступали в основном  
безземельные и малоземельные крестьяне, владельцы маломощного и
скудного инвентаря. Их объединение не могло дать большого
производственного эффекта, тем более что и государство не в
состоянии было в то время целиком обеспечить их техникой,
кредитами и т. п.
Между тем положение в сельском хозяйстве становилось  
проблемой номер один. Не хватало продовольствия для населения,
сырья для промышленности. Возможности сельского хозяйства
были подорваны прежней политикой монархо-фашистских  
кругов, отдавших страну на разграбление гитлеровцам. Ко всему
прочему в 19451947 гг. последовали одна за другой жестокие
засухи.
Все это вынудило народно-демократическую власть ввести
реквизиционно-нарядную систему. Полученные от земледельцев
продукты государство оплачивало по твердым ценам и таким  
образом возмещало значительную часть их стоимости. Но этот  
порядок не мог вполне удовлетворить крестьянство. Во многих  
хозяйствах производство сельскохозяйственной продукции  
сократилось до уровня, необходимого для личного потребления самими
производителями.
Хотя БРП(к) уделяла большое внимание вопросам  
экономики, решить все проблемы сразу было невозможно. Задачи  
укрепления смычки рабочего класса и крестьянства неоднократно  
обсуждались на заседаниях Политбюро ЦК БРП(к), намечались
меры помощи крестьянству, в том числе предусматривалось  
ослабить реквизиционно-нарядную систему, однако в условиях  
повторяющейся засухи осуществить эти меры в полном объеме не
удавалось.
Выборы в Народное собрание в ноябре 1945 г. показали, что
БРП(к) и ОФ пользовались поддержкой широких народных масс,
в том числе крестьянства. Но политическая армия революции
величина не постоянная, ее состав подвержен изменениям в  
зависимости от перемен в политической обстановке, от сдвигов в
экономической конъюнктуре. С этой точки зрения деятельность
оппозиции, стремившейся повести за собой массы мелкой  
буржуазии, представляла большую опасность. В начале 1946 г.  
оппозиционеры попытались овладеть руководством кооперации, для чего
использовали отчетные годичные собрания. Когда это им не  
удалось, они выдвинули лозунг очищения кооперации от  
«политического элемента», от «псевдокооператоров», под которыми  
подразумевались коммунисты. Оппозиционеры использовали  
объективные хозяйственные трудности для разжигания недовольства
среди определенных слоев мелкой буржуазии, для политического
«раскачивания» крестьянства в сторону контрреволюции.

Назад к содержимому | Назад к главному меню