Историк

Перейти к содержимому

Главное меню

Развитие социалистической демократии и совершенствование управления

Страны в истории > Болгария

В результате глубоких социально-классовых изменений в  
болгарском обществе, наступивших с победой социализма, расширилась
социальная база БКП. К VII съезду партия насчитывала в  
своих рядах 467 516 членов и 16 709 кандидатов. Рабочие составляли
36%, крестьяне 34,16%, причем 90% из них являлись членами
ТКЗХ. В течение начального периода этапа построения  
развитого социализма социальный состав БКП существенно изменился.
К X съезду БКП (1971 г.) из 720 тыс. ее членов 40,1%  
составили рабочие, 26,06% труженики села. Доля служащих за тот
период возросла с 21 до 28,19%.
В период реализации поставленных партией задач  
значительно выросла руководящая роль коммунистов. На практике это  
проявлялось в интенсификации теоретической, политической,  
идеологической и организационной деятельности БКП, активизации ее
работы в массах, совершенствовании партийного руководства  
государственным управлением. Значительную роль при этом играло
продолжение политической линии апрельского (1956 г.) Пленума
ЦК БКП по устранению последствий культа личности в стране,
по повышению роли социалистического государства, расширению
связей партии с массами и их активизации в деле решения новых
задач. Наряду с расширением и углублением внутрипартийной
демократии БКП стремилась к поиску наиболее целесообразных
форм применения принципа демократического централизма в  
системе социального управления, к всестороннему развитию  
социалистической демократии.

Отличительными особенностями функционирования  
политической системы страны являлись объединяющая, цементирующая
роль БКП, эффективное выражение ею коренных интересов всех
трудящихся, регулирование взаимоотношений между классами и
социальными слоями (политика БКП и БЗНС отражала  
единство действий в социалистическом строительстве рабочего класса и
кооперированного крестьянства). Самой массовой общественной
опорой БКП при этом выступал Отечественный фронт,  
объединявший на индивидуальной и коллективной членской основе
представителей рабочего класса, трудящихся крестьян, народной
интеллигенции, коммунистов,, членов БЗНС, беспартийных,  
массовые общественные организации (профсоюзы, комсомол и др.).
Деятельность БКП по развитию социалистической  
демократии в новых условиях проявилась в совершенствовании форм и
методов функционирования представительных органов  
государственной власти, в повышении роли общественных организаций,
в увеличении демократических прав трудящихся. Расширение
представительности Народного собрания как верховного органа
государственной власти осуществлялось путем сокращения  
избирательной нормы. Если по Конституции НРБ 1947 г. и  
избирательному закону 1953 г. в Народное собрание от 30 тыс. граждан
избирался один народный представитель (депутат), то в 1961 г.
с изменением ст. 18 Конституции и соответствующей статьи  
избирательного закона эта норма сокращалась до 25 тыс. В конце
1965 г. избирательная норма была снижена до 20 тыс. В ходе
реализации этих изменений в IV Народное собрание на выборах
в феврале 1962 г. было избрано 324 депутата (народных  
представителя), а в V Народное собрание в феврале 1966 г.416.
Увеличение числа народных избранников в верховный орган  
государственной власти, более полное представительство в нем  
различных классов и социальных прослоек способствовали  
расширению социального состава Народного собрания, более полному  
вовлечению трудящихся в непосредственное управление  
государством. В соответствии с рекомендациями, разработанными на
VIII съезде БКП, состав представительных органов  
систематически обновлялся. Так, в состав IV Народного собрания (1962
1966 гг.) вошли 189 вновь избранных народных представителей,
т. е. 58,88%, а в V Народном собрании их доля увеличилась до
66%. В составе Народного собрания нашли наиболее полное  
отражение прогрессивные социально-классовые изменения, рост  
политической роли БКП и ее союзника БЗНС. Обновление соста-
ва собрания вело к улучшению и демократизации  
законодательной деятельности, расширению социальной базы государственного
контроля.

Происходили укрепление прав и расширение компетенции
советов на местах. В 1959 и 1961 гг. дважды сокращалась  
избирательная норма для выдвижения окружных народных  
советников (депутатов). По итогам выборов 1962 г. в их составе было
53,75% вновь избранных, а в 1966 г.40%. При сохранении  
определенной преемственности это способствовало обновлению  
состава народных советов, более широкому участию в их работе
трудящихся.
Укрепление социалистической демократии нашло свое  
выражение и в использовании новых форм вовлечения трудящихся в
управление обществом. В частности, получило развитие  
государственно-общественное начало. Принцип его состоял в создании
органов, которые сочетали в себе государственные функции с
функциями общественных организаций. Первым опытом в этом
направлении были избрание на I съезде деятелей болгарской
культуры в 1967 г. Комитета по искусству и культуре,  
учреждение советов по искусству и культуре в округах, Комитета по  
делам молодежи и спорта. Позднее государственно-общественное  
начало распространилось на систему народного контроля,  
образование, туризм, организацию отдыха и т. д. Другой эффективной
формой развития демократии было расширение государственных
функций массовых организаций: профсоюзов, Отечественного
фронта, комсомола.
В конце 50-х годов БКП разработала план ускоренного  
экономического развития страны, было положено начало процессу  
совершенствования системы управления обществом. В условиях  
победившего социализма, когда развитие народного хозяйства  
поднялось на более высокую ступень, существовавшая структура
государственного и хозяйственного управления, по оценке партии,
уже не могла обеспечить оперативного руководства  
производством. С целью совершенствования структуры управления в ней
были устранены некоторые промежуточные звенья.
Огромное воздействие на деятельность и структуру  
государственного аппарата и общественных организаций оказала  
административная реформа 1959 г. Существовавшие в стране до того
момента 13 округов, подразделявшиеся на 93 околии и около
2000 общин, были расформированы и вместо них были созданы
30 (позднее 28) новых административно-хозяйственных округов*
объединявших 994 городские и сельские общины. В результате
устранялось промежуточное, околийское, звено в структуре  
управления. Механизм управления упрощался, а его органы были
приближены к трудящимся. Основной административной  
единицей в округах становились общины, что было особенно важным
для сельских районов, где они охватывали территории  
укрупненных в 19581959 гг. трудовых кооперативных земледельческих
хозяйств.
Новая система административного деления выходила за  
рамки чисто административных функций. В задачу окружных  
народных советов входили руководство и контроль за общественным
производством, социальным и культурным развитием  
соответствующих территорий. В рамках единого государственного плана
социально-экономического развития страны новые округа  
вырабатывали свои хозяйственные планы развития, утверждали планы
работы промышленных предприятий, ТКЗХ, государственных
земледельческих хозяйств, строительных и торговых организаций
округа, осуществляли меры по развитию образования, культуры,
здравоохранения. С этой целью в окружных народных советах  
создавались соответствующие отделы и службы руководства,  
управления и контроля (плановые, финансовые, экономические,  
сельскохозяйственного строительства, культуры, образования,  
здравоохранения и т. д.). Сохраняя выборный характер органов
самоуправления, народные советы приобрели новые функции и
задачи.
В результате административно-территориальной реформы  
деятельность вновь избранных партийных и общественных органов
теснее увязывалась с задачами социально-экономического  
развития на местах. Наряду с расширением прав и прерогатив  
местных органов усиливались контрольные функции центрального  
руководства, более оперативными и тесными становились связи
высшего государственного аппарата с низовыми органами. Таким
образом административная перестройка усиливала хозяйственно-
организаторскую деятельность народно-демократического  
государства.
На начальном этапе построения развитого социализма шел  
активный поиск путей совершенствования системы центральных
органов управления. Одновременно с передачей новым окружным
народным советам функций административного и экономического
руководства округами была перестроена деятельность министерств.
При Совете Министров создавались отраслевые комитеты (по
химии и металлургии, энергетике, машиностроению и др.),
в задачу которых входило осуществление общего методического
руководства и планирования. Комитеты сыграли положительную
роль, позволив расширить возможности специализации и  
кооперации производства.
По мере накопления опыта функционирования новой  
структуры хозяйственного управления выявились противоречия между
территориальной и отраслевой системами управления. Они были
связаны с ростом масштабов специализации и необходимостью
усилить плановые и управленческие функции тех отраслей,  
которые имели общенациональное значение.
Выяснилось, что без усиления отраслевого принципа  
руководства невозможно решение вопросов углубления внутреннего и
международного разделения труда, совершенствования  
отраслевых (территориальных), внутренних и внешних экономических
связей. В 1966 г. отраслевые комитеты были вновь преобразова-
ны в министерства. Вместе с тем практика показала жизненность
такой формы, как комитет, там, где его деятельность была  
связана с решением общегосударственных межотраслевых проблем.
Так, созданный для осуществления государственной политики в
области техники, технологии и организации производства  
Комитет по техническому прогрессу был сохранен и преобразован в
середине 60-х годов в Комитет по науке и техническому  
прогрессу. Утверждение новой системы управления сопровождалось
уточнением функций окружных народных советов, ограничением
их прав по отношению к промышленным предприятиям  
центрального подчинения.
В конце 1963 г. был разработан и принят проект Основных
положений новой системы руководства народным хозяйством. На
некоторых предприятиях и в ряде отраслей народного хозяйства
была организована экспериментальная проверка этих положений,
а затем проведено их широкое всенародное обсуждение. В  
окончательном виде основные положения были утверждены  
Политбюро ЦК БКП и Советом Министров в июне 1966 г.
Суть новой системы руководства народным хозяйством  
состояла в том, что она позволяла более полно и всесторонне  
использовать в управлении и планировании такие экономические
рычаги, как прибыль, цена, кредит, премии и др. Внедрение  
новой системы проходило планомерно, постепенно и  
целенаправленно. Оно положило начало новому экономическому подходу к  
руководству народным хозяйством и требовало продолжительного
периода времени. Однако уже на начальном этапе использования
новой системы стали очевидны ее преимущества: на  
предприятиях создавались благоприятные условия для ускоренного роста
производительности труда, более тесного сочетания личных и  
общественных интересов.
Особое место в деятельности партии по проблемам  
совершенствования управления социалистическим строительством в 60-е
годы занимает оставивший глубокий след в жизни страны  
июльский (1968 г.) Пленум ЦК БКП, рассмотревший в комплексе  
основные направления дальнейшего развития системы управления
обществом. Пленум поставил задачу привести управление в  
соответствие с требованиями новой системы руководства народным
хозяйством, изменить подход к планированию экономического
развития, усовершенствовать финансово-кредитную систему,  
добиться повсеместно рентабельности хозяйственных организаций,
расширить международные экономические связи. Существенные
изменения вносились в структуру и функции государственных
органов. Решения Пленума нацеливали на достижение единства
законодательной и исполнительной деятельности. В связи с этим
выдвигались требования поднять роль и расширить компетенцию
Народного собрания, предлагалось создать новый орган  
Государственный совет, усовершенствовать деятельность Совета  
Министров и местных народных советов. Были рассмотрены также
вопросы о дальнейшем развитии и расширении социалистической
демократии. Все это позднее нашло отражение в новой  
Конституции НРБ 1971 г.
Утверждение новой системы было связано с проведением  
широкой реформы в области планирования и применения  
экономических стимулов хозяйствования. Уточнялись функции ряда  
министерств, ограничивалось их оперативное вмешательство в  
текущую деятельность предприятий и создававшихся с 1962 г.
объединений, которые характеризовались  
производственно-техническим единством и административно-хозяйственной  
обособленностью.

Назад к содержимому | Назад к главному меню