Историк

Перейти к содержимому

Главное меню

Программа БКП и начало ее реализации

Страны в истории > Болгария

Результатом теоретической деятельности БКП в 60-х годах была
целостная концепция программы построения развитого  
социалистического общества в Болгарии. При этом учитывался как опыт
СССР и других социалистических стран, так и анализ  
рассмотренных выше процессов социалистического строительства в самой
Болгарии с конца 50-х годов. Обобщение практических итогов,
многие из которых были достигнуты в результате  
экспериментирования, позволило партии выработать основные направления
строительства развитого социализма, которые были изложены в
Программе БКП, принятой X съездом партии (1971 г.). В ней
подчеркивалось, что в итоге успешного завершения переходного
периода от капитализма к социализму НРБ вступила в новый
этап развития этап строительства развитого  
социалистического общества. Эта историческая задача была поставлена перед
страной как программа достижения высшего этапа  
социалистического развития, когда наиболее полно и всесторонне выражается
сущность социализма и раскрываются все его возможности.
Оценивая этот процесс как объективный, закономерный и  
исторически необходимый, съезд отметил, что развитой социализм
строится на собственной социалистической основе, которая  
базируется, в свою очередь, на утвердившихся социалистических
производственных отношениях, создаваемой  
материально-технической базе социализма, политической и духовной жизни,  
социалистической государственности и демократии, высокой  
социалистической культуры, марксистско-ленинской идеологии.
Опираясь на общие закономерности этапа построения  
развитого социализма и исходя из уровня развития  
социально-политических отношений, достигнутого в Болгарии, БКП разработала
на перспективу наиболее приемлемые и эффективные в условиях
страны формы и методы социалистического строительства. В  
качестве важнейших средств развития производительных сил в  
программе предусматривались широкое внедрение достижений науки
и техники, усиление концентрации и специализации,  
совершенствование территориального размещения производительных сил и
межотраслевой структуры, скорейшее введение прогрессивных
промышленных технологий в сельском хозяйстве, развертывание
процесса социалистической экономической интеграции с СССР и
другими странами социалистического содружества.  

Совершенствование социалистических производственных отношений  
намечалось осуществлять на базе развития производительных сил,  
путем обогащения содержания государственной и кооперативной
форм собственности на средства производства, их постепенного
сближения на основе все большего обобществления производства
и углубления процессов разделения труда. Путем повышения
роли заработной платы как стимула участия в общественном  
труде предусматривалось дальнейшее развитие отношений между
классами и социальными группами (в целях активизации их  
деятельности в построении зрелого социалистического общества).
Эти стратегические направления определялись целевыми  
установками, связанными с характеристикой общества зрелого  
социализма, данной в программе БКП:
выход на передовые позиции научно-технической  
революции и обеспечение условий для достижения производительности
труда, в наибольшей степени позволяющей удовлетворить  
материальные и духовные потребности граждан на основе  
социалистического принципа распределения по труду;
достижение полной зрелости социалистических  
производственных отношений, сближение государственной и кооперативной
форм собственности, претерпевающих количественные и  
качественные изменения, и развертывание процесса их постепенного
слияния в единую общенародную собственность. Возникновение
и развитие элементов международной социалистической  
собственности;
сближение ускоренными темпами классов и социальных
групп;
перерастание государства диктатуры пролетариата в  
общенародное государство, всестороннее развитие социалистической
демократии, превращение коммунистической партии из партии
рабочего класса в партию всего народа;
полное утверждение социалистического сознания, высокая
степень развития духовной культуры;
создание все более благоприятных возможностей и  
предпосылок для углубления сотрудничества с братскими странами  
социалистического содружества, для подъема на качественно новую
ступень отношений взаимопомощи, сотрудничества и интеграции.
Решающее значение при этом придавалось отношениям дружбы
и сотрудничества с Советским Союзом.
В ходе развернутого строительства развитого  
социалистического общества БКП конкретизировала свои программные  
установки в пятилетних планах, рассмотренных X съездом в  
отношении шестой пятилетки (19711975 гг.), XI съездом (1976 г.)
в отношении седьмой пятилетки (19761980 гг.). В декабре
1972 г. партией была принята специальная программа повышения
уровня жизни болгарского народа в условиях строительства  
развитого социалистического общества. В ней подчеркивалось  
превращение этой задачи из определяющей в непосредственную цель
социалистического производства, намечалось приведение  
жизненных потребностей в соответствие с научно обоснованными  
нормами потребления и рациональными нормативами общественного
обслуживания. В середине 70-х годов в связи с подготовкой
XI съезда БКП был разработан ряд долгосрочных, на период до
1990 г., задач по экономическому и научно-техническому  
развитию страны, по реализации программы повышения уровня  
жизни, развитию партии и общества. В сфере социалистической  
интеграции в 70-е годы был принят совместный курс БКП и
КПСС на дальнейшее углубление сотрудничества и сближение
между Болгарией и Советским Союзом, одним из конкретных  
выражений которого стала подписанная в 1979 г. Генеральная  
схема специализации и кооперирования в области материального
производства НРБ и СССР до 1990 г. Аналогичные документы
были подписаны Болгарией со многими другими братскими  
странами социализма. НРБ приняла участие в различных  
многосторонних проектах СЭВ, подписала десятки других двусторонних
соглашений с социалистическими странами, направленных на
развитие специализации и кооперации в рамках Комплексной
программы социалистической экономической интеграции.
Пути дальнейшего строительства развитого  
социалистического общества обосновал XII съезд БКП (1981 г.). Анализируя  
процессы развития реального социализма, партия пришла к выводу,
что потребуется продолжительное время, в течение которого  
будет создана адекватная зрелому социализму  
материально-техническая база, усовершенствованы базис и надстройка, достигнута
социальная однородность общества путем последовательного  
преодоления социально-классовых различий, обеспечен дальнейший
рост жизненного уровня народа.

Активная и плодотворная программно-теоретическая  
деятельность БКП в период развернутого строительства развитого  
социализма являлась частью закономерного процесса дальнейшего  
повышения руководящей роли компартии, который был обусловлен
расширением масштабов и усложнением задач социалистического
строительства, растущим значением теории научного коммунизма
и обобщения современной практики общественных отношений,
повышением роли, управления обществом в условиях роста  
творческой активности масс и развития социалистической демократии.
Это определялось также классовой борьбой между социализмом и
капитализмом на мировой арене, необходимостью выработки  
правильной линии в международных отношениях и  
интернациональной ответственностью БКП.
Организационное укрепление БКП сопровождалось ростом ее
рядов. В 19711976 гг., в период между X и XI съездами БКП,
в партию вступили 90 320 новых членов. В 19761981 гг., в.  
период между XI и XII съездами, коммунистами стали еще
108 065 человек, в результате чего общая численность БКП  
составила к XII съезду партии 825 876 человек. Доля рабочих в
БКП увеличилась с 40,1% в 1976 г. до 42,7% в 1981 г., причем
среди принятых в партию в 19761981 гг. она превысила 50%.
Повышенные требования БКП предъявляет к политическим,  
деловым и нравственным качествам своих членов. В период между
XI и XII съездами важным политико-организационным  
мероприятием стал обмен партийных документов. При участии всех
членов партийных организаций это стало проверкой личных  
качеств коммунистов, подавляющее большинство которых  
выдержали ее с честью. Новые партийные билеты не получили 38 452  
человека, потерявших право называться коммунистами. Социальный
состав БКП совершенствовался в ходе успехов социалистического
строительства. Среди принятых в партию после XI съезда
83,9% имели высшее, среднее техническое или среднее  
образование, удельный вес женщин составил 36,3%, а молодых  
коммунистов (до 30 лет) -76%. ЦК БКП уделил особое внимание
повышению роли первичных партийных организаций, их  
превращению в ядро социалистических трудовых коллективов. Этому
вопросу было посвящено Национальное совещание в Велико-Тыр-
нове (1975 г.), на котором вопросы развития первичных  
партийных организаций были тесно увязавы с перестройкой  
идеологической работы партии, перемещением ее центра тяжести в  
трудовые коллективы.
Одним из основных направлений деятельности БКП  
продолжали оставаться укрепление и совершенствование политической  
системы и развитие социалистической демократии. Исторические
завоевания болгарского народа в деле строительства социализма
и пути дальнейшего развития болгарского общества в социально-
политической области нашли свое государственно-правовое
оформление в новой Конституции НРБ, принятой в мае 1971 г.
в результате всенародного референдума. Конституция закрепила
важнейший принцип социалистического народовластия: вся
власть в стране исходит от народа и принадлежит народу.  
Юридически были закреплены также главные направления развития
государства: постоянное расширение демократии и усиление  
народного контроля за работой государственных органов. В этом
акте нашел отражение тот факт, что на этапе построения развит
того социализма, в процессе демократизации  
социально-политической жизни общества выделяется тенденция превращения  
основных политических институтов в общенародные при сохранении*
ими своей классовой сущности. В соответствии с новой  
Конституцией был создан Государственный совет НРБ, который  
выбирало Народное собрание и который сочетал законодательную и
исполнительную деятельность. Председателем Государственного
совета был избран Т. Живков.
Вместе с расширением функций Народного собрания,  
укреплением местных органов власти, созданием кметств низовых
органов руководства небольшими населенными пунктами в  
соответствии с историческими традициями были узаконены также
качественно новые принципы государственно-общественного и
общественно-государственного управления, формирование  
которых, как уже упоминалось об этом ранее, началось еще в 60-е
годы, первоначально в области культуры. В 7080-е годы  
органы, сочетающие государственные и общественные начала, были
созданы в управлении контрольной деятельностью, сферой  
образования и производственной сферой (Национальный аграрно-про-
мышленный союз, Болгарская индустриально-хозяйственная  
ассоциация и др.).
Совершенствование политической системы на современном
этапе предусматривает последовательное осуществление единст-
ва интересов общества, трудовых коллективов и отдельных  
граждан; укрепление экономических основ социалистической  
демократии путем более полного учета товарно-денежного характера  
социалистического хозяйства; соответствие изменений социально-
классовой структуры болгарского общества росту ответственности
трудящегося перед обществом; развитие критики и самокритики;
повышение политической активности трудящихся. БКП  
стремится к улучшению партийного контроля за деятельностью органов
власти, избегая при этом опеки и мелочного вмешательства в  
полномочия государственных и хозяйственных органов.
В Конституции 1971 г. закреплены роль и место БЗНС как
союзника БКП в управлении страной. БКП придает большое  
значение углублению сотрудничества с этой союзнической партией.
В Программе БКП отмечается большая роль БЗНС в деле  
мобилизации трудящихся, особенно на селе, социально-экономического
и политического сплочения болгарского народа. БЗНС признает
Программу БКП и ее руководящую роль. Обе партии выступают
единым блоком во время выборов в центральные и местные  
органы власти, при этом в Народном собрании НРБ сохраняются  
отдельные фракции двух партий. Так, 68% состава Народного  
собрания VIII созыва, избранного в 1981 г., составили члены
БКП и 25% члены БЗНС. В деятельности обеих партий  
практикуются совместная разработка и принятие решений,  
осуществление общих мероприятий на разных уровнях и т. д. В  
частности, на XXXIV съезде БЗНС в мае 1981 г. отмечалось, что за
период с конца 1976 г. было проведено 120 совместных заседаний
и 750 совещаний окружных комитетов БКП и окружного  
руководства БЗНС. Налаживается организация совместного контроля
и проверки исполнения принятых решений.
БЗНС, насчитывающий в своих рядах свыше 120 тыс. членов,
активно участвует в социалистическом строительстве. В  
резолюции XXXII съезда этой крестьянской партии (октябрь 1971 г.)
в качестве непосредственной была выдвинута задача построения
развитого социалистического общества в Болгарии, т. е. та же
основная цель, которая была поставлена Программой БКП.  
Главным направлением деятельности БЗНС являются участие в  
создании материально-технической базы развитого  
социалистического общества на селе, повышение культуры крестьян, содействие
полному использованию преимуществ АПК и ПАК в процессе
концентрации сельскохозяйственного производства и  
постепенному органическому слиянию сельского хозяйства с  
промышленностью, участие в совершенствовании системы социального  
управления и т. д. Члены БЗНС представлены в Государственном
совете НРБ, а секретарь БЗНС П. Танчев является первым  
заместителем Председателя совета. Члены БЗНС входят в состав  
Совета Министров НРБ, свыше 1900 человек работают в  
исполкомах народных советов, более 8 тыс. входят в руководящие  
органы различного уровня в Отечественном фронте, около 12 тыс.
участвуют в деятельности государственного и народного контроля
и т. д. В социальном составе БЗНС заметна тенденция к  
сокращению служащих и работников умственного труда и повышению
доли тружеников села, непосредственно занятых в  
сельскохозяйственном производстве, примерно до 86%.
На последних съездах БКП были определены новые меры по
повышению роли общественных организаций: Отечественного
фронта, Болгарских профессиональных союзов, Димитровского
коммунистического союза молодежи и др. Они стали выполнять
ряд государственных функций и задач, получили право  
законодательной инициативы, расширили контрольную деятельность.
На XII съезде БКП была выдвинута задача более активной  
мобилизации различных слоев населения на осуществление  
политики партии, изучения и учета специфических интересов отдельных
слоев населения, работы по повышению социалистической  
сознательности и общественной активности каждого гражданина.
Новым явлением в административно-территориальном  
устройстве страны стало введение в 19781979 гг. нового типа  
территориальной единицы системы населенных пунктов. Основой ее
послужила социально-экономическая общность между  
отдельными близлежащими поселениями. Вместо прежних 1400 общин
было создано 299 общин нового типа систем населенных  
пунктов, которые объединены общей производственной деятельностью,
сферой обслуживания, транспортной сетью и т. п. На территории
каждой из этих новых единиц действует общинный народный  
совет, в структуре которого в отдельных населенных пунктах  
создаются кметства. Кмет и народные советники (депутаты)  
непосредственно избираются населением, а заместитель кмета и  
секретарь кметства общинными народными советами. Создание
систем населенных пунктов призвано способствовать более  
рациональному размещению производительных сил и  
использованию трудовых ресурсов. К рамкам новых систем были  
приспособлены путем соответствующей реорганизации аграрно-промыш-
ленные комплексы. Разработка концепции систем населенных
пунктов и ее применение на практике включали также широкий
круг задач социального развития, улучшения транспортной сети,
организации охраны окружающей среды, развития материальной
базы просвещения и культуры. Одной из задач было введение
так называемой системы самообеспечения населенных пунктов
основной сельскохозяйственной продукцией за счет активного  
использования резервов и возможностей подсобных хозяйств  
предприятий и личных хозяйств граждан (они рассматриваются как
органическое дополнение общественного производства).
Начатое в середине 60-х годов совершенствование управления
экономикой и социальными процессами было продолжено в  
последующие годы. Для системы управления народным хозяйством
Болгарии на протяжении 70-х и начала 80-х годов характерным
был поиск наиболее оптимального сочетания принципов  
централизма и демократизма в планировании, новых организационных
форм внедрения методов экономического стимулирования, а так-
же более широкое использование общественных начал в  
формировании самих органов управления. Утверждавшийся в Болгарии
на рубеже 7080-х годов новый механизм управления был  
направлен прежде всего на превращение системы управления  
народным хозяйством в действенный фактор его интенсификации,
которая была определена XII съездом БКП в качестве главного
направления развития производительных сил, решающего  
условия построения зрелого социализма. Эта проблема, решение  
которой способствует совершенствованию его  
материально-технической базы, не нова для страны. Речь о ней шла, как отмечалось
ранее, еще на IX съезде БКП, а свою дальнейшую разработку
она получала на X и XI съездах партии.
Однако, несмотря на достигнутые результаты, переход к  
преимущественно интенсивному развитию, как отмечается в  
документах XII съезда БКП, к началу 80-х годов завершен не был.
В ряде отраслей материального производства рост выпуска  
продукции по-прежнему шел главным образом за счет увеличения
капитальных вложений, роста расхода сырья и материалов,
а в некоторых отраслях за счет привлечения дополнительной  
рабочей силы. Экстенсивные факторы, как и ранее, играли большую
роль и в непроизводственной сфере. Проблема интенсификации
экономики решалась, как правило, за счет экономии «живого
труда». Ощутимой тенденции к снижению материальных  
расходов на единицу продукции удалось достичь лишь за последние
две пятилетки. Росла фондоемкость продукции, уменьшалась
фондоотдача. Поэтому задача повсеместного перехода к  
преимущественно интенсивному развитию экономики, а также других
социальных сфер остается и в настоящее время одной из самых
актуальных.
Выполнение этой задачи связывается не только с ускоренным
внедрением новейших достижений научно-технического прргрес-
са, но и с более полным использованием существующих  
производственных мощностей, материальных и трудовых ресурсов  
страны, улучшением качества продукции и т. п.
Управление народным хозяйством в условиях интенсификации
строится на основе использования так называемого нового  
экономического подхода и экономического механизма, которые в том
виде, как они стали применяться, явились органическим  
продолжением и развитием тех принципов, которые были положены в
основу реформы управления народным хозяйством в середине
60-х годов. Главная цель этого подхода экономическое  
стимулирование производства и трудовой активности людей.
Новый подход ориентировал на рост экономической  
самостоятельности и инициативы хозяйственных организаций при  
сохранении централизованных начал в планировании. Это стало  
достигаться прежде всего с помощью изменения характера плана,
в котором все большее внимание уделялось обоснованию и  
формированию долгосрочной экономической политики государства,
определению темпов и пропорций развития, стабилизации нацио-
нальных балансов, обеспечению необходимых условий для  
гармоничного развития народного хозяйства. С изменением  
характера планирования начала существенно возрастать роль встречного
плана, который стал представлять собой развернутую программу
показателей всей производственно-хозяйственной и социальной
деятельности трудового коллектива. Программа была призвана
обеспечивать выполнение утвержденных государственных  
заданий и рост эффективности производства путем выявления его
резервов.
Новый способ планирования открыл перед хозяйственными  
организациями-производителями возможность установления  
непосредственной связи с потребителями, возложил на них  
обязанность тщательно изучать спрос на свою продукцию, реализовы-
вать ее с максимальной эффективностью. В основе отношений
между хозяйственными организациями начала все более  
закрепляться договорная система.
Свое функциональное проявление экономический подход  
нашел в экономическом механизме, представлявшем собой  
совокупность правил и нормативов, которые определяли деятельность  
хозяйственных организаций и их взаимоотношения с обществом,
регулировали экономические связи между подразделениями  
хозяйственных органов, а также между ними и отдельными  
работниками. Демократический характер встречного планирования был
углублен в результате закрепления прав трудовых коллективов
в разработанном после XII съезда БКП и утвержденном  
Народным собранием в марте 1986 г. новом трудовом кодексе.  
Существенным моментом в планировании стало введение со второй  
половины 70-х годов в планах социально-экономического развития
разделов о научно-техническом прогрессе и соответствующих  
инвестициях. Коренные изменения в этом процессе были  
обозначены решениями февральского (1985 г.) Пленума ЦК БКП,  
определившего новые подходы в разработке и проведении научно-
технической политики в стране.
Возникшие во второй половине 60-х годов государственные  
хозяйственные объединения (ГХО) превратились с 1971 г. в  
основные экономические единицы, в которых был сосредоточен  
законченный воспроизводственный цикл. Вместе с тем в процессе  
поиска наиболее удачных форм управления народно-хозяйственным
комплексом осуществлялось формирование укрупненных звеньев
управления национальных экономических комплексов: в 1973 г.
был образован Национальный строительный комплекс, в 1974 г.
транспортный, затем энергетический, аграрно-промышленный,
лесопромышленный, внутренней торговли и др. Проявившиеся в
ходе седьмой пятилетки (19761980 гг.) недостатки  
функционирования укрупненных звеньев, которые заключались прежде
всего в чрезмерной централизации оперативного руководства  
хозяйственными организациями, вызвали к жизни расширение прав
и самостоятельности последних. Новой формой, сочетающей  
государственный и общественный принципы управления, как об этом
было сказано выше, стал созданный на основе решений  
мартовского (1979 г.) Пленума ЦК БКП Национальный аграрно-про-
мышленный союз (НАПС). На добровольной основе в нем  
объединились в масштабах страны государственные и кооперативные
организации, занимающиеся производством, переработкой и  
реализацией сельхозпродукции, а также научно-техническим  
обслуживанием отрасли. Центральный совет НАПС и окружные  
советыправления формировались выборным путем.
НАПС стал отвечать за проведение государственной политики
во всей аграрно-промышленной сфере народного хозяйства,  
представлять страну за рубежом по вопросам, связанным с  
международным сотрудничеством в области сельского хозяйства. В 1986 г.
функции НАПС были уточнены.
Разработанная БКП концепция нового экономического  
подхода и нового экономического механизма в управлении начала
применяться на практике на рубеже 7080-х годов. Если с  
созданием НАПС управлением на новой основе были охвачены
сельское хозяйство и связанные с ним отрасли, то с 1980 г.  
новый механизм, охвативший и планирование, и производство,
и распределение, и управление, был распространен на все  
материальное производство. В ряде округов страны в начале 80-х  
годов развернулся эксперимент по применению нового механизма и
в управлении непроизводственной сферой. Первые итоги нового
опыта были обобщены на XII съезде БКП, который наметил  
направления дальнейшего совершенствования управления народным
хозяйством.
В 1980 г. была учреждена также Индустриальная  
хозяйственная ассоциация, в которую вошли организации, связанные с  
решением вопросов промышленного развития страны. В уставе  
ассоциации были предусмотрены участие на добровольных началах,
при сохранении юридической самостоятельности, промышленных
предприятий, комбинатов и объединений,  
научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, банков, а также
выборность руководства ассоциации. Ассоциация была призвана
обеспечивать сочетание интересов производителей и общества в
целом, не подменяя министерств, народных советов и других
организаций, и способствовать преодолению межведомственных
барьеров. На аналогичных принципах была создана в том же
1980 г. ассоциация туризма и отдыха, объединившая  
хозяйственные, торговые, научно-исследовательские, общественные и  
другие организации этой сферы.
В мае 1980 г. на первом съезде работников народного  
просвещения был сформирован государственно-общественный орган
Высший учебный совет (ВУС), в состав которого вошли  
представители общественных организаций, Министерства народного  
просвещения и др. Бюро ВУС одновременно стало выполнять роль
коллегии министерства. ВУС был призван решать вопросы  
генерального развития системы образования в стране.
В 1983 г. был учрежден Комитет по труду и социальному обес-
печению при Совете Министров НРБ, на который, как на  
общественно-государственный орган, были возложены координация,
контроль и оказание помощи всем хозяйственным и  
государственным организациям в сфере труда и трудовых отношений.
Одной из форм демократизации управления, получившей  
широкое распространение на предприятиях, явились хозяйственные
советы. В их состав, помимо представителей администрации,  
входят выборные лица. Хозяйственные советы ведут оперативную  
работу по руководству предприятиями, выполнению плановых  
заданий, организации выполнения решений общих собраний трудовых
коллективов и контроля за этим и т. д. В связи с широким  
развертыванием бригадного подряда и хозрасчетных бригад на этом
уровне применяются методы широкой демократии. Члены бригад
избирают свое руководство, определяют количественные и  
профессиональные пропорции внутри коллектива, вклад каждого
члена бригады в выполнение плановых задач при распределении
фонда зарплаты и т. д.
Перечисленные меры по внедрению новых форм управления
способствовали оптимизации численности  
административно-управленческого персонала. В ходе реализации принятой в середине
70-х годов специальной программы по интенсификации  
управленческого труда и сокращению административного персонала были
достигнуты заметные результаты. Его доля с 13,1% в 1975 г.
снизилась до 11% в 1982 г, в общей массе рабочих и служащих,
а численность административно-управленческого персонала за тот
период уменьшилась на 8,1%.
В середине 70-х годов объем внешнеторгового оборота  
Болгарии составлял около 3Д национального дохода. Охватившие в
тот период западноевропейские страны кризисные явления  
негативно сказались на ее народном хозяйстве, несмотря на ее  
ограниченные экономические связи с капиталистическим миром.
К этому следует добавить неблагоприятные погодные условия и
стихийные бедствия, которым подвергалась страна в течение
70-х годов.
Тем не менее, проводя активный курс на использование  
внутренних резервов и опираясь на тесное взаимовыгодное  
сотрудничество с Советским Союзом и другими братскими странами, НРБ
продолжала развивать свою экономику темпами, которые  
являлись одними из наиболее высоких в мире. За первое десятилетие
реализации Программы БКП (1971 г.) примерно вдвое  
увеличился национальный доход и объем промышленного производства,
в 1,5 раза возросли реальные доходы населения, расширились  
социальные льготы для трудящихся. Почти в 4 раза вырос  
внешнеторговый оборот страны.
В 80-е годы Болгария вступила, располагая значительным по
масштабам страны промышленным потенциалом, крупным,  
высокомеханизированным, ведущимся на интенсивной основе  
сельским хозяйством. По структуре экономики она приблизилась к
типу индустриальных государств.
Стоящая в мире на 101-м месте по размеру территории и на
61-м по количеству населения, Болгария вышла на 1-е место в
мире по производству на душу населения электро- и мотокаров,
кальцинированной соды, одно из первых по экспорту  
электроники. Доля продукции машиностроения возросла до 60% общего
объема экспорта. Выработка электроэнергии на одного человека
в 1983 г. достигла 4762 кВт. ч (в 1939 г. 42 кВт. ч), что  
превысило данный показатель у таких промышленно развитых стран,
как Италия и Франция.
Развитие индустриальной структуры народного хозяйства  
привело к утверждению промышленности в качестве ведущей  
отрасли экономики, что позволяет гибко реагировать на требования
внутреннего и международного рынка. Удельный вес  
промышленности в создании национального дохода увеличился с 55% в
1970 г. до 57% в 1980 г. Суммарный объем капитальных  
вложений в шестой пятилетке составил 21,7 млрд. левов, а в седьмой
31 млрд., т. е. в ходе лишь двух пятилеток было осуществлено
капитальных вложений в народное хозяйство в 1,6 раза больше,
чем в течение первых пяти пятилеток. Основные фонды страны
увеличились с 33 млрд. левов в 1970 г. до почти 77 млрд. в конце
1980 г. Таким образом, за первое десятилетие после принятия
Программы БКП 1971 г. была создана, по образному выражению
Генерального секретаря ЦК БКП Т. Живкова, «вторая  
Болгария».
Наиболее высокими темпами развивались машиностроение,  
металлообрабатывающая и химическая промышленность,  
электроэнергетика, черная металлургия, промышленность строительных
материалов. Значительное развитие получили электроника и
электротехника, приборостроение, гидравлическая техника,  
производство подъемно-транспортного оборудования и др. Это  
дозволило увеличить в болгарском экспорте долю промышленных
товаров несельскохозяйственного происхождения с 44.8% в
1970 г. до 77% в 1981 г. За счет развития национального  
машиностроения в 1980 г. было удовлетворено свыше 62% внутренних
потребностей в машинах и оборудовании и соответственно  
обеспечено 50,7% экспортных ресурсов страны. В рамках СЭВ НРБ
стала специализироваться более чем на 400 видах  
машиностроительной продукции.
Стабильным фактором развития болгарской промышленности
является всестороннее сотрудничество с другими  
социалистическими странами. При экономическом и техническом  
содействии Советского Союза в Болгарии построено и строится свыше
300 хозяйственных объектов, на них производится 95% всей  
продукции черной и цветной металлургии, 80% продукции  
нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, 60%  
электроэнергии.
Быстрое развитие базовых отраслей болгарской  
промышленности, успехи в ускорении научно-технического прогресса и  
внедрении его достижений в практику оказывали благотворное воз-
действие и на интенсификацию сельскохозяйственного  
производства. Сельское хозяйство Болгарии стало одним из  
высококонцентрированных и специализированных в мире. Энергетические
ресурсы отрасли в 19701982 гг. увеличились на 67,7%, число
тракторов (в пересчете на 15-сильные) возросло с 93,7 тыс. до
152 тыс., поставки минеральных удобрений увеличились с
639 тыс. т в 1970 г. до 1052 тыс. т в 1982 г. Все это  
способствовало увеличению производства валовой продукции за период
1971-1982 гг. на 34,1%. Сбор зерновых с 6,9 млн. т в 1970 г.
возрос почти до 10,5 млн. т в 1982 г., а производство зерна на
душу населения превысило 1100 кг. Производство мяса (в  
убойном весе) достигло в 1982 г. 832 тыс. т (в 1970 г.476 тыс. т).
Производство продукции на одного занятого в сельском  
хозяйстве выросло с 2405 до 4036 левов. Средняя урожайность  
пшеницы и ячменя приблизилась к 50 ц с 1 га, а кукурузы 60 ц.
Увеличение производства сельскохозяйственных продуктов  
способствовало более полному удовлетворению потребностей  
населения в основных продуктах питания. Только за 70-е годы на душу
населения потребление мяса увеличилось на 21 кг, молока
на 44 л, яиц на 81 шт. в год.
Успехи в развитии экономики социалистической Болгарии
обеспечили повышение народного благосостояния трудящихся.
За годы седьмой пятилетки общий объем фонда потребления в
расчете на душу населения увеличился на 20%, реальные доходы
трудящихся в 1980 г. возросли на 13,4% по сравнению с 1975 г.
Среднемесячный размер заработной платы рабочих и служащих
в народном хозяйстве увеличился со 146 левов в 1975 г. до
213 левов в 1985 г. Значительный рост номинальной заработной
платы во многом был связан с реализацией постановления ЦК
БКП и Совета Министров НРБ от 10 ноября 1979 г. об  
увеличении зарплаты трудящихся и приведении оптовых и розничных
цен в соответствие с объективными условиями развития  
экономики. В целях более полного учета динамики цен мирового рынка
были введены новые оптовые и розничные цены на  
продовольствие, некоторые товары потребления и виды услуг. За период
19761980 гг. розничные цены повысились в целом на 21,7%.
Для компенсации этого были введены единая тарифная сетка и
единая штатная таблица, при этом тарифная ставка в среднем
была повышена на 30%, а штатный оклад на 25%.  
Минимальная заработная плата была повышена с 80 до 100 левов в месяц,
для молодых специалистов с высшим образованием минимальные
месячные оклады увеличены со 105 до 155 левов, со средним и
незаконченным высшим техническим и педагогическим  
образованием с 92 до 135 левов, с общим средним образованием
с 83 до 120 левов в месяц.
В соответствии с политикой БКП существенным источником
благосостояния трудящихся являются общественные фонды  
потребления. С 2,13 млрд. левов в 1970 г. их объем возрос до
7,16 млрд. левов в 1984 г., составив в расчете на душу населе-
ния 798 левов (в 1975 г.420 левов). Удельный вес этих фондов
по отношению к общей сумме расходов и сбережений населения
в НРБ увеличился за период 1970-1981 гг. с 22,4 до 26,9%.
Общественные фонды потребления служат важнейшим средством
осуществления политики партии, направленной на  
удовлетворение материальных и духовных запросов трудящихся. За десять
лет после принятия Декабрьской (1972 г.) программы подъема
народного благосостояния объем средств для развития культуры,
образования, здравоохранения увеличился с 1173 млн. до
3525 млн. левов в 1982 г. Одним из завоеваний социализма в
НРБ стала постоянно совершенствующаяся система  
социального обеспечения. С 1971 по 1982 г. общая сумма выплаченных
пенсий возросла с 718,9 млн. левов до 1975 млн., а среднегодовой
размер пенсии с 423 до 937 левов. В 1979 г. был увеличен
ежемесячный размер надбавок на детей к заработной плате  
родителей: с 5 до 15 левов на одного ребенка, с 20 до 40
на двух, с 55 до 85 на троих (за каждого последующего  
ребенка выплачивается 15 левов в месяц). Были увеличены также
пособия одиноким матерям и другие виды пособий. За период
19701982 гг. ежегодная сумма надбавок на воспитание детей
увеличилась с 219,8 млн. до 508,7 млн. левов.
Рост доходов населения и расширение покупательных  
способностей сопровождались увеличением розничного товарооборота
на 91,1% за период 19701982 гг., в том числе  
продовольственных товаров на 70,2%. Значительно увеличилось потребление  
товаров длительного пользования. Обеспеченность 100 семей  
телевизорами увеличилась с 42 в 1970 г. до 89 в 1984 г., стиральными
машинами за тот же период с 50 до 85, холодильниками
с 29 до 90, легковыми автомобилями с 6 до 35 и т. д.
В социальной политике БКП важное место отводится  
решению жилищной проблемы. В годы седьмой пятилетки было  
построено около 352 тыс. квартир, т. е. почти на 100 тыс. квартир
больше, чем в предыдущей пятилетке. В 1982 г. на душу  
населения приходилось в среднем около 15,5 кв. м жилой площадиг
в том числе в городах 14 кв. м и в сельской местности
18,1 кв. м. В 1982 г. практически все население проживало в
электрифицированных квартирах, 97,7% жилья было обеспечено
водоснабжением. Большое внимание уделялось благоустройству
населенных пунктов.
Основное место в социально-классовой структуре  
современного болгарского общества занимает рабочий класс, составивший в
1982 г. 2611 тыс. человек, его доля в общем числе занятых в
народном хозяйстве составила в начале 80-х годов 62%.  
Удельный вес занятых в промышленности составил в 1982 г. 35,9%,
в строительстве, на транспорте и в связи 15, в  
непроизводственной сфере 17,4%. В то же время доля занятых в сельском
хозяйстве уменьшилась до 22,7%. В связи с ростом потребностей
народного хозяйства в специалистах высшей квалификации,  
развитием просвещения, науки, культуры увеличилась численность
интеллигейции и служащих, достигшая в 1982 г. 1465,8 тыс.  
человек. В конце 1981 г. в народном хозяйстве было занято почти
290 тыс. специалистов с высшим образованием и 617 тыс. с  
неполным высшим и средним специальным образованием. Таким
образом, уже на нынешнем этапе строительства развитого  
социализма достигнут очевидный прогресс в области преодоления  
социально-классовых различий, укрепления взаимосвязей между
социальными классами и группами, упрочения ведущей роли  
рабочего класса в болгарском обществе.

Назад к содержимому | Назад к главному меню