Историк

Перейти к содержимому

Главное меню

Революционные преобразования в культуре

Страны в истории > Болгария

Новые социально-политические условия, сложившиеся в  
Болгарии после 9 сентября 1944 г., привели к глубоким переменам во
всей культурной жизни страны: в системе образования и науки,
в деятельности учреждений культуры, в работе творческих  
союзов, в книгоиздании и средствах массовой идформации. Общий
пафос революционных преобразований в стране все более  
вовлекал в общественную жизнь различные слои народной  
интеллигенции, а это вело к большим переменам в формах и содержании
просветительских, научных и тгорческих организаций в стране.
Все пришло в движение, наполнилось новым содержанием,  
утверждались гражданские и демократические принципы в развитии
культуры. В активную культурную жизнь включились те деятели
просвещения, науки и художественной культуры, которые ранее
участвовали в революционном и антифашистском движении и
которые в монархо-фашистской Болгарии жестоко преследовались,
сидели в тюрьмах или концентрационных лагерях.
Болгарская коммунистическая партия и правительство
Отечественного фронта придавали большое значение вопросам
развития национальной культуры на новом историческом этапе.
Уже при формировании нового правительства Отечественного
фронта в Министерстве информации и искусства, занимавшемся
печатью, радио и деятельностью культурных учреждений, на
правах автономного демократического органа была создана
Палата народной культуры, объединившая творческие союзы и
ведавшая организацией концертов, выставок, литературных  
вечеров, творческих дискуссий. Учреждениям просвещения, науки и
культуры предоставлялась материальная поддержка со стороны
государства в таких больших размерах, которых раньше не  
знала болгарская интеллигенция. С первых же недель существования
правительства ОФ болгарские коммунисты и прогрессивные  
деятели культуры повели бескомпромиссную борьбу против реакции
и фашистской идеологии. Выступая по радио Софии 13 сентября
1944 г., видный болгарский скульптор коммунист Н. Шмиргела
заявил: «Отныне наши души свободны, наши сердца  
преисполнены восторга! Мы заверяем вас, что вместе с народом будем
строить новый мир, свободный и прекрасный!». Несколько дней
спустя в газете «Литературен фронт» появилось обращение 51
болгарского писателя к деятелям культуры. «В дни нашей  
безграничной радости, говорилось в обращении, мы  
преклоняемся перед дорогими жертвами, павшими в борьбе, даем клятву
продолжать всеми силами дело народного освобождения,  
построения новой болгарской культуры».

Продолжение дела освобождения означало прежде всего  
роспуск фашистских организаций и предание народному суду их
идейных вдохновителей, отмену фашистских законов в области
культуры, упразднение периодических изданий органов  
реакции. Печать и радио переходили в руки сторонников  
Отечественного фронта. Из творческих союзов исключались реакционные
деятели. Школа отделялась от церкви и перестраивалась на  
демократической основе. Упразднялись частные школы и  
пансионаты, готовившие буржуазную элиту. Вновь созданные  
периодические издания были призваны объективно освещать жизнь  
болгарского народа. В газетах «Работническо дело», «Отечествен фронт»>
«Литературен фронт», в журналах «Съвременник», «Изкуство»,
«Философска мисъл» велась критика буржуазных  
националистических теорий в культуре. Поскольку в стране еще сохранилась
оппозиционная печать (реакция использовала газеты «Земеделско
знаме», «Изгрев», журнал «Балкански преглед», а также частные
издательства «Мировые авторы», «Золотые зерна» и др.), а в  
руководстве некоторыми научными и культурными центрами  
находились сторонники буржуазных партий, в общественной и  
культурной жизни Болгарии шла острая идеологическая борьба. Лишь
к концу 1948 г. силы реакции были окончательно сломлены
частные издательства ликвидированы, а периодическая печать
правых земледельцев и радикалов претерпела существенные  
изменения.

В 1947 г. с укреплением государственного начала в  
управлении культурой был создан Комитет по науке, искусству и  
культуре, который ведал работой Академии наук и высших учебных
заведений, радио и изданием книг, театрами и музеями,  
библиотеками и художественной самодеятельностью. Комитет  
осуществлял свою деятельность в связи с творческими союзами писателей
и художников, с коллективами музыкантов и артистов. Он  
оказывал моральную и материальную поддержку творческим  
деятелям, содействовал развитию международных культурных связей с
творческими организациями и деятелями культуры Советского
Союза и стран народной демократии.
Большое внимание развитию разных сфер культуры уделял
Г. Димитров. Это нашло выражение в его встречах с деятелями
культуры, письмах, выступлениях и обращениях к творческим
организациям. В феврале 1949 г. Г. Димитров призвал  
государственных деятелей, работников искусства и деятелей науки  
стремиться к тому, чтобы «болгарский народ могли бы повсюду  
приводить в пример как действительно способный, одаренный,  
культурный и образцовый социалистический народ; принимающий
активное участие в создании мировой социалистической культуры
во главе с великим Советским Союзом, совместно с нашими
братьями в других странах народной демократии» 4.
Успехи, однако, пришли не сразу. Необходимо было  
избавиться от ряда недостатков и ошибок, преодолеть отставание в  
области образовательного уровня, провести реорганизацию структуры
культурных и научных учреждений, покончить с буржуазной
идеологией, упрощенчеством, схематизмом и вульгарным  
социологизмом. Успешному преодолению этих трудностей, как и  
позитивному решению задач в области социалистической культуры,
способствовал ряд обстоятельств национального и  
международного характера. Прежде всего следует отметить, что в  
болгарской культуре всегда были развиты демократические традиции,
восходящие к эпохе национального Возрождения, а большая
часть болгарской интеллигенции была тесно связана с трудовым
народом, особенно крестьянством. В период между двумя  
мировыми войнами в Болгарии получила значительное развитие  
революционно-пролетарская и социалистическая идеология, и  
многие деятели науки, литературы, искусства открыто встали на
антифашистские позиции. В своей творческой практике они
успешно использовали метод социалистического реализма и после
9 сентября 1944 г. сыграли огромную роль в сплочении  
прогрессивных национальных сил в культуре, в развитии ее  
социалистических принципов. Болгарская научная и художественная  
интеллигенция опиралась на опыт развития советской  
социалистической культуры и активно вбирала в себя достижения деятелей
культуры и искусства стран социалистического содружества. Если
к этому прибавить, что руководство БКП и Народной республики
Болгарии постоянно проявляло внимание к развитию  
национальной культуры и всемерно поддерживало инициативу творческих
союзов, научных и культурно-просветительских учреждений, то
станут понятными те условия, благодаря которым достигнуты
большие завоевания в создании духовных и художественных  
ценностей, в использовании национальных традиций в современной
жизни, в распространении культуры, чем ныне по праву  
гордится болгарский народ.
* * *
В развитии болгарской социалистической культуры последних
четырех десятилетий следует выделить, по крайней мере, три
этапа, отличавшихся друг от друга структурой и содержанием
культурного процесса. На первом этапе от 9 сентября 1944 г.
до конца 40-х годов в сфере культуры шли поиски  
организационных форм и управления, решались по преимуществу  
общедемократические задачи. Это был переходный этап от одного типа
культуры к другому и одновременно начало социалистической
культурной революции. На втором этапе с конца 40-х годов до
начала 60-х годов шел процесс укрепления новых  
организационных форм, процесс становления социалистической культуры
на базе строительства основ социализма, когда господствующей
идеологией стали идеи марксизма-ленинизма. На третьем этапе
с начала 60-х годов до наших дней происходят широкое  
проникновение достижений культуры в разные слои народа,  
стремительный рост духовной и художественной культуры во всех ее  
сферах. Социалистическая культура становится важным фактором
духовного обогащения как отдельной личности, так и всего
общества.
Для первого этапа культурной революции в Болгарии были
характерны открытая борьба против враждебной реакционной
идеологии в разных сферах культуры и утверждение новых форм
демократической деятельности, приобщение трудовых слоев  
народа к достижениям системы образования и науки. Встал вопрос
о включении интеллигенции в подготовку новых кадров через
школу, профессиональные училища и высшие учебные заведения.
Двери школ и институтов открылись для детей рабочих и
крестьян, для представителей народной интеллигенции. Кроме
того, многие болгарские юноши и девушки получили возможность
получить высшее образование в СССР. Здесь учились будущие
инженеры, врачи, экономисты, геологи, историки, филологи и др.
Среди демократических организаций, получивших широкое
распространение в стране и оказавших влияние на развитие  
социалистической культуры, следует назвать Союз  
болгаро-советских обществ, который был создан в 1946 г. на основе  
возродившихся обществ болгаро-советской дружбы, возникших в разных
городах и селах еще в середине 30-х годов. В рядах нового  
Союза обществ уже в самом начале его существования насчитывалось
свыше 300 тыс. энтузиастов, стремившихся к укреплению болгаро-
советских дружественных отношений. После заключения  
государственного Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи
между Болгарией и Советским Союзом, подписанном в марте
1948 г., культурные связи приобретали все более разносторонний
характер. Расширился обмен литературой, регулярными стали
встречи писателей, артистов и музыкантов, установились  
контакты по линии славянских комитетов и Всесоюзного общества  
культурных связей с заграницей (ВОКС). С того времени в Болгарии
получило размах движение за изучение русского языка в школе
и во многих кружках взрослых на разных предприятиях.
Деятели болгарской интеллигенции более активно включались
в общественную жизнь. Лучшие ее представители в лице  
писателей, художников и артистов были участниками Отечественной
войны против фашистской Германии в 19441945 гг., что нашло
затем отражение в их творчестве. После революции 9 сентября
1944 г. деятели просвещения и культуры активно поддержали
бригадное («бригадирско») движение молодежи в строительстве
важных государственных объектов и восстановлении народного
хозяйства. Вместе с тем в творческие союзы влились новые силы,
в вузы пришла молодежь из рабочих и крестьян. Облик  
болгарской интеллигенции постепенно изменялся. Выступая в 1948 г.
на II конгрессе Отечественного фронта, Г. Димитров отметил, что
«все действительно талантливое и способное к творчеству в среде
болгарской интеллигенции либо активно участвует в  
строительстве нашей народной республики, либо содействует в меру своих
сил и возможностей этому строительству» 2. Другим  
свидетельством глубоких перемен в среде интеллигенции и культуры  
явились решения V съезда БКП (декабрь 1948 г.), подтвердившего
полную победу демократических сил в социально-политической
среде и культурной жизни. Съезд наметил новые задачи и  
призвал деятелей культуры к дальнейшему совершенствованию  
организационных форм в деле утверждения марксистско-ленинской
идеологии. Этими решениями как бы завершался переходный
период в национальной культуре и открывался путь для нового
этапа ее развития.
С конца 40-х годов значительно расширяется материальная
основа для развития разных сфер культуры увеличивается
число театров и кинотеатров, открываются новые выставочные и
концертные залы, растет число библиотек, увеличивается  
количество периодических изданий. Произведения литературы и  
искусства все чаще посвящались важнейшим проблемам современности,
репертуар театров расширялся за счет новых пьес. Деятели  
художественной культуры стремились запечатлеть социалистические
преобразования в стране. Главным методом литературы и  
искусства становился социалистический реализм, который вбирал в
себя опыт революционно-пролетарской и антифашистской  
болгарской культуры. Большой интерес общественности проявился к
жизни и творчеству революционных демократов, к произведениям
писателей демократической направленности: И. Вазову, А.  
Константинову, А. Страшимирову, Елин Пелину и др. Следует,  
однако, сказать, что в то время не всегда давалась объективная  
оценка наследию отдельных авторов и сложным явлениям литературы
в целом.
В организации и управлении культурой велись поиски новых
форм. В 1954 г. учреждается Министерство культуры, в которое
входят Комитет по науке, искусству и культуре, Комитет по  
кинематографии, Комитет по радиоинформации, Главная дирекция
издательств и полиграфической промышленности, различные
управления по высшему образованию, искусству и др. Как в
общественных науках, так и в художественной культуре  
господствующей становится марксистско-ленинская идеология. Все это,
несомненно, было заслугой деятелей культуры.
Вместе с тем в руководстве национальным культурным  
процессом проявились и отрицательные явления: администрирование в
творческих союзах, упрощенное истолкование метода  
социалистического реализма, что привело к появлению схематических произ-
ведений. Питательной средой подобных тенденций был культ
личности в общественной и культурной жизни, явные проявления
волюнтаризма, вскрытые и осужденные апрельским (1956 г.)
Пленумом ЦК БКП. Последовательная борьба против них вела
к оздоровлению деятельности творческих союзов, к подъему  
активности всей художественной интеллигенции. Возникла  
необходимость в новых формах организации культуры и управлении ею.
В 1957 г. было образовано единое Министерство просвещения и
культуры; в народных советах появились свои отделы  
просвещения и культуры. Большую самостоятельность приобрели  
творческие союзы, были восстановлены ранее упраздненные союзы  
журналистов и артистов. Существенно повысилось значение средств
массовой информации, с 1959 г. доявилось болгарское  
телевидение, сыгравшее важную роль в общественной жизни страны и  
развитии национальной культуры.
Деятели культуры с готовностью восприняли призыв БКП
«Ближе к жизни, больше среди народа». В разных сферах  
искусства были созданы новые значительные произведения. В конце
50-х 60-е годы болгарские музыканты и композиторы вышли на
международную арену, произведения писателей приобрели  
широкую известность за пределами Болгарии. В новый этап развития
вступила Болгарская академия наук (БАН) с все более  
расширяющейся сетью научно-исследовательских институтов и  
специальных лабораторий; она становилась центром разработки  
фундаментальных проблем науки, организатором исследований в  
разных областях знаний. Были достигнуты крупные успехи в  
гуманитарных и естественных науках. Возрос и численный состав
болгарской социалистической интеллигенции.
Новыми успехами было ознаменовано болгаро-советское  
сотрудничество. В 1957 г. на основе действовавших обществ создан
Всенародный комитет болгаро-советской дружбы, а в следующем
году в СССР Общество советско-болгарской дружбы. Они стали
массовыми организациями в обеих странах и сыграли большую
роль в укреплении общественных и культурных связей. С конца
50-х годов между академиями наук, творческими союзами стали
заключаться соглашения об установлении контактов, обмене  
делегациями, проведении месячников дружбы, об организации
совместных научных трудов и литературных изданий.
Так, к началу 60-х годов произошли важные перемены не  
только в количественном росте достижений культуры, но и в ее  
качественном содержании. Она становится фактором, играющим
важную роль в утверждении социалистических принципов в  
жизни общества, содействует духовному обогащению личности  
активного строителя новой Болгарии.
Рост образовательного уровня, широкая сеть высших учебных
заведений в стране, увеличение числа научно-исследовательских
институтов привели к значительным структурным изменениям в
составе болгарской интеллигенции. В 1951 г.  
инженерно-технические специалисты с высшим образованием составляли 13% от
общего числа специалистов, а к 1977 г. их число возросло до
33,5%. Число инженерно-технических специалистов со средним
образованием в 1951 г. составляло 30%, а к 1977 г. оно  
увеличилось до 45%. Значительный рост специалистов с высшим п
средним образованием произошел и в сельском хозяйстве,
в 1977 г. они составляли свыше 60%. Появились новые отряды
интеллигенции: инженеров-химиков, инженеров-геологов,  
физиков, геодезистов и др. В условиях социалистического общества
большое место в хозяйственной и культурной жизни заняли  
женщины, получившие высшее или специальное среднее образование.
В последние два десятилетия пополнились ряды научной  
интеллигенции, заметно возросло число деятелей творческих союзов,
лиц с высшим гуманитарным образованием. Большую помощь
Болгарии в подготовке высококвалифицированных специалистов
оказал Советский Союз. К середине 70-х годов здесь получили
образование 8 тыс. болгарских юношей и девушек, а 12 тыс.  
повысили свою квалификацию в вузах и научно-исследовательских
институтах.
В Отчетном докладе ЦК БКП X съезду отмечалось, что к
1971 г. резко повысился уровень духовной культуры трудящихся,
и особенно молодежи. Об этом свидетельствуют 19 тыс.  
культурных учреждений в стране: библиотеки, дома культуры, музеи,
кинотеатры, а также 13 тыс. коллективов художественной  
самодеятельности. «Наша страна, говорил на съезде Т. Живков,
располагает многочисленной талантливой и квалифицированной
научной и творческой интеллигенцией, преданной идеям  
коммунизма, тесно сплоченной вокруг политики Болгарской  
коммунистической партии».
Важным шагом к новой организации управления культурой в
стране явилось образование в 1963 г. самостоятельного Комитета
по культуре и искусству, который создавался на общественных
началах и включал в себя представителей всех творческих союзов.
В статусе комитета сочетались государственная и широкая  
общественная формы управления. Высшим форумом стал конгресс
работников культуры, который собирается раз в пять лет (первый
из них состоялся в 1967 г.). Кроме того, существуют выборные
окружные, городские, районные и общинские советы по культуре,
посредством которых осуществляется широкое включение  
работников культуры в дело управления повседневной жизнью разных
культурных учреждений. В перерывах между конгрессами  
функции руководящего органа осуществляет Комитет по культуре и
искусству, избираемый на очередном конгрессе.
Поиски новых форм в руководстве культурной жизнью  
сочетались с выработкой новых теоретических принципов, на которых
должна строиться и развиваться отечественная культура. Эти
принципы зафиксированы в Программе БКП, принятой в 1971 г.
«Болгарская национальная социалистическая культура,  
говорится в Программе, и далее будет обогащаться, черпая живую
воду" из трех неиссякаемых источников ее развития: нашей co-
циалистической действительности, ее пафоса, дерзновенности и
величия, ее сложности, многоликости и коммунистической  
целенаправленности; ее прогрессивных традиций тысячелетней  
болгарской культуры, и особенно традиций эпохи Возрождения,  
революционно-демократических и пролетарских традиций; прогрессивной
культуры человечества, мировой социалистической культуры,
и прежде всего культуры великого Советского Союза».
Последующие годы подтвердили обоснованность теоретических
положений в развитии болгарской культуры и плодотворность
форм сочетания государственного и общественного начал в
управлении разными сферами культуры. Еще одним шагом в
развитии и утверждении новых форм явилось создание  
Национального совета «Художественное творчество, культурная  
деятельность и средства массовой информации» (1974 г.). Он  
позволил активизировать деятельность творческих союзов и  
координировать усилия разных учреждений культуры для решения задач
в общегосударственном масштабе. Это способствовало, в свою
очередь, введению в Болгарии всенародной программы  
эстетического воспитания, проведению больших общественно-культурных
мероприятий, связанных с 1300-летием образования Болгарского
государства. Широкий внутренний резонанс имела национальная
программа ознакомления с жизнью и творчеством выдающихся
личностей, воплотивших в себе передовые гуманистические идеи
и этические воззрения. В рамках этой программы проводились
конференции, лекции и выставки, посвященные жизни и  
деятельности В. И. Ленина, Леонардо да Винчи, Рабиндраната Тагора
п др. Претворение в жизнь единой национальной программы  
эстетического воспитания народа содействовало повышению уровня
работы с творческой молодежью: создание клуба молодой  
художественно-творческой интеллигенции, кабинета молодых  
писателей, организация специальных программ молодежного творчества
на радиовещании и телевидении. В 1980 г. национальная  
конференция деятелей культуры приняла долгосрочную программу  
работы с молодой творческой интеллигенцией. В этой связи следует
отметить плодотворную деятельность Болгаро-советского клуба
молодой художественной интеллигенции, который активно  
участвует в проведении фестивалей молодежи, обменивается творческим
опытом. Клуб издает на болгарском и русском языках  
молодежный журнал «Дружба» совместное издание ЦК ВЛКСМ и
ЦК ДКСМ.
В последнее десятилетие была значительно расширена  
материально-техническая база болгарской культуры. Появились новые
периодические издания, построены новые здания театров,  
кинотеатров, выставочных залов, народных домов и дворцов культуры.
Только во второй половине 70-х и в самом начале 80-х годов в
Болгарии было построено свыше 300 зданий культурного  
назначения. Среди них оперный театр в Стара-Загоре, Народная  
библиотека имени И. Вазова в Пловдиве, выставочный зал в Благоев-
граде, Дом культуры во Враце и др. Одним из самых представи-
тельных и монументальных зданий является Народный дворец
культуры имени Л. Живковой в Софии, который органически
влился в новый архитектурный облик столицы и стал средоточием
многих национальных и международных культурных  
мероприятий.
Важным завоеванием болгарской социалистической культуры
7080-х годов является широкий охват народных масс.  
Библиотеки и музеи стали притягательными очагами повышения  
образования и приобретения новых научных знаний в разных областях.
В настоящее время в Болгарии функционирует свыше 250  
музеев и картинных галерей, в экспозициях которых отражены  
история народа, его духовные и художественные завоевания, а также
быт и традиции. Сегодня насчитывается около 700 тыс.  
участников художественной самодеятельности, объединенных в 28 тыс.
коллективов. Ежегодно они дают около 100 тыс. концертов,
которые отличает высокое, почти профессиональное мастерство.
Не случайно Болгарию называют «республикой художественной
самодеятельности»^ Многие танцевальные, вокальные и  
инструментальные коллективы участвовали в международных смотрах
и фестивалях, завоевывая высокие международные награды.
Отличительной особенностью культурного процесса последних
двух десятилетий является сплочение творческой интеллигенции
разных поколений вокруг коммунистической партии. Писатели и
ученые, художники и музыканты, артисты ищут новые  
художественные формы и средства, чтобы в своих произведениях  
запечатлеть эпоху социалистических преобразований, создать живой  
образ современника творца и преобразователя.
На этом историческом этапе культура превратилась в важный
фактор духовного развития народа, роста его социальной  
активности в разных сферах жизни.

Назад к содержимому | Назад к главному меню