Историк

Перейти к содержимому

Главное меню

Система образования и науки

Страны в истории > Болгария

Качественно новый этап развития социалистической культурной
революции требовал прежде всего подъема общего  
образовательного уровня населения. До второй мировой войны в Болгарии от
15 до 20% лиц в возрасте старше 7 лет были неграмотными.
Ежегодно до 100 тыс. детей трудящихся оставались вне школы.
Необходимо было покончить с неграмотностью взрослого населения,
обеспечить образование всем детям, увеличить число школ,  
особенно в сельской местности. Поэтому в первой программе  
правительства ОФ от 17 сентября 1944 г. были поставлены такие  
демократические задачи, как общедоступное и широкое народное
образование, перестройка системы образования на  
демократических и научных основах, повышение грамотности и образования
широких народных масс. При этом формирование здоровых  
социальных взглядов молодежи основывалось на научном  
мировоззрении.
Законом о народном образовании обязательной оставалась
7-летняя школа для всех детей, в гимназиях срок обучения
сокращался до четырех лет. Среднее образование давали также
музыкальные и художественные гимназии. Открылось много  
новых школ, особенно в таких ранее отсталых районах, как
Добруджа, Родопы, Юго-Восточная Болгария. С 1950 г.  
постепенно вводилась единая система среднего образования, число школ
к 1958 г. в сравнении с 1939 г. увеличилось в 5 раз. Более чем
вдвое возросло к 1958 г. количество лиц, получивших  
образование в гимназиях. О демократизации гимназии свидетельствовал
факт приема детей из крестьян и рабочих.

Большие перемены произошли в постановке дошкольного  
воспитания. В сравнительно короткие сроки была создана широкая
сеть детских садов и групп продленного дня. Если до 1944 г.
в Болгарии насчитывалось только 250 детских садов и площадок,
то к 1958 г. их было уже 6300. Это позволило освободить  
значительную часть населения, главным образом женщин, для участия
в производстве.
Различные виды или типы школ, а также вечерняя и заочная
формы обучения способствовали подъему общего образовательного
уровня населения на этапе строительства основ социализма.
Увеличение числа промышленных предприятий и превращение
Болгарии из государства аграрно-промышленного в  
индустриально-аграрное выдвинули перед всей системой образования  
повышенные требования. В 1959 г. Народным собранием был принят
закон об образовании. Важнейшей задачей школы являлась  
подготовка молодежи к активной деятельности в условиях  
социалистического строительства, а обучение и воспитание сочетались с
общественно полезным и производительным трудом. В  
общеобразовательной школе предусматривались две ступени: основная школа
с обязательным 8-летним обучением и ее высшая ступень 9
11 классы. Учащиеся 58-х классов приобретали знания и  
навыки в деревообработке, металлообработке, электротехнике и  
ведении сельского хозяйства. В последнем, 11-м классе вводился
новый предмет «Основы коммунизма».

В 60-е годы в связи с ростом социалистического  
производства значительная часть выпускников основной школы  
направлялась в учебные заведения системы профессионально-технического
и специального образования. Число профтехучилищ с 1960 по
1970 г. увеличилось с 236 до 328, а в середине 70-х годов число
учащихся профтехучилищ и техникумов составило около 65%
молодежи. Решениями БКП в начале 70-х годов вводилось  
всеобщее обязательное среднее образование молодежи в единой  
трудовой политехнической школе нового типа, в которой постепенно
сливались общеобразовательная и профессиональная подготовка
молодого поколения.
С начала 60-х годов в городах и селах страны развернулось
движение за, создание прочной материальной базы образования в
виде строительства школьных зданий, обеспечения современного
оборудования в школах, использования техники. До середины
70-х годов было построено 3386 школьных зданий с 17 тыс.  
классных кабинетов. В результате перехода учащихся на  
обязательное 8-летнее образование в единой трудовой школе, роста  
профтехучилищ и школ в короткие сроки удалось подготовить  
большое число специалистов для всех отраслей народного хозяйства.
В целях привлечения общественности к вопросам воспитания
молодежи и совершенствования школьной системы образования
с 1979 г. началось создание общественно-государственных органов
управления народным образованием. Так, были восстановлены
школьные настоятельства, избраны общинные, районные и  
окружные советы народного просвещения. В 1980 г. состоялся первый
конгресс работников просвещения, который утвердил  
общенациональную программу образования, принял Хартию болгарского
учителя и избрал Высший учебный совет, действующий между
конгрессами.
К началу 80-х годов в стране насчитывалось 4292 средних
учебных заведения, в которых 94 702 преподавателя обучали
1,5 млн. учащихся. По числу учащихся и студентов на 10 тыс.
человек населения социалистическая Болгария заняла одно из
первых мест в мире.
Новая система образования посредством общей,  
политехнической и профессиональной подготовки способствовала развитию
личности молодого человека и явилась важным средством  
поднятия общеобразовательного уровня общества. В настоящее время
школа активно пользуется достижениями науки, художественной
культуры, а также средствами информации и таким образом  
выполняет важную функцию по коммунистическому воспитанию
подрастающего поколения.
Большие перемены за годы народной власти произошли в  
системе высшего образования. В канун второй мировой войны в
Болгарии насчитывалось лишь 8 высших учебных заведений и
7 факультетов, на которых обучалось 10 тыс. студентов. Эти
учебные заведения были доступны прежде всего состоятельным
лицам. С приходом к власти правительства Отечественного  
фронта была перестроена на научной основе вся система высшего  
образования, предоставлены широкие права для детей рабочих и
крестьян, открыты рабочие факультеты, улучшены материальные
условия жизни студентов (стипендии, общежития, студенческие
столовые и т. д.). С 1947 г. вводилось изучение диалектического
и исторического материализма, марксистской политической  
экономии и Конституции НРБ. К 1958 г. в Болгарии уже было
20 высших учебных заведений, которые давали возможность
приобрести необходимые для народного хозяйства специальности.
К тому же времени в 42 раза возросли средства, отпускаемые
студентам для выплаты стипендий. При создании новой системы
высших учебных заведений широко использовался опыт  
подготовки специалистов в СССР и одновременно значительное число
болгарских юношей и девушек обучались в советских вузах.
К середине 80-х годов число высших учебных заведений
достигло 30, в них работает свыше 12 тыс. преподавателей,  
обучается около 90 тыс. студентов. В 12 городах Болгарии  
функционируют высшие учебные заведения, которые являются не только
центрами подготовки специалистов высокой квалификации, но и
центрами развития науки и культуры. Высок авторитет  
университетов в Софии, Велико-Тырнове, Пловдиве. В них обучается
сейчас свыше 13 тыс. студентов. В технических вузах  
насчитывается свыше 43 тыс. студентов. В высших учебных заведениях
Болгарии получают специальность и иностранные студенты из
многих стран, особенно из развивающихся государств Азии,
Африки и Латинской Америки.
Забота народной власти и БКП о росте национальных кадров
высокой квалификации, о развитии народной интеллигенции  
привела к тому, что Болгария обеспечивает ныне все участки и  
сферы народного хозяйства собственными кадрами. В конце 1981 г.
в народном хозяйстве страны было занято почти 290 тыс.  
специалистов с высшим и 617 тыс. с незаконченным высшим и средним
специальным образованием. В Отчетном докладе XI съезду БКП
отмечалось, что особенно возросла численность той части  
интеллигенции, которая руководит производством и внедряет в жизнь
научные и технические достижения. Увеличилась численность и
возросла роль научной и художественной интеллигенции, которая
создает духовные ценности и играет важную роль в  
формировании социалистической личности. Это оказалось возможным
благодаря новой системе высшего образования в Болгарии,  
которая действует как динамично развивающийся организм  
социалистического общества.
Профессорско-преподавательский состав высших учебных  
заведений не только осуществлял подготовку молодых  
специалистов, но и проводил научно-исследовательскую работу на  
специализированных кафедрах и в научных лабораториях. Однако  
главным научно-исследовательским центром страны была и остается
Болгарская академия наук, реорганизованная в первые же годы
народной власти. Основными звеньями ее стали  
научно-исследовательские институты, опытные станции и лаборатории. Перед
учеными была поставлена задача содействовать теоретическими
и обобщающими трудами развитию социалистического общества,
развитию разных отраслей общественных, естественных и  
технических наук. Государство выделило большие ассигнования на  
расширение научных исследований. Создание прочной материальной
базы позволило резко увеличить численность научных  
сотрудников в академических институтах, при этом возросло и число  
институтов с 7 в 1944 г. до 34 в 1958 г. Во главе БАН стояли
такие крупные ученые, как Т. Павлов, Л. Крыстанов, которые
много сделали для укрепления национального научного центра.
Крупнейшие болгарские философы, историки и филологи  
закладывали основы марксистско-ленинского изучения прошлого и  
настоящего Болгарии. Широкую известность приобрели труды
Т. Павлова, Д. Косева, В. Георгиева, Г. Цанева, М. Димитрова
ц др. Значительны были достижения болгарских физиков (Г. Над-
жаков, Л. Крыстанов), экономистов (К. Добрев, Е. Матеев),  
математиков (Л. Чакалов, Н. Обрешков), медиков, биологов и  
других ученых. Благодаря исследованиям геологов в Болгарии были
открыты месторождения угля, руд черных и цветных металлов,
внедрены новые методы в строительство, в развитие болгарской
промышленности и сельского хозяйства. Наука становится  
важным фактором социально-экономического и технического  
прогресса всей страны.
Сейчас в составе БАН работают 40 научно-исследовательских
институтов, 35 самостоятельных лабораторий, секций и баз,
16 академических подразделений. Свыше 12 тыс. научных  
сотрудников заняты исследованиями в разных областях науки и  
техники. Усилиями болгарских ученых внесен большой вклад в  
развитие общественных и естественных наук, в поднятие общего
уровня строительства и техники. Если говорить о гуманитарных
науках, то следовало бы прежде всего отметить подготовку на
высоком научном и полиграфическом уровне многотомной  
«Истории Болгарии», энциклопедии «Болгария» в пяти томах,  
академической «Истории болгарской литературы» в четырех томах,
«Истории философской мысли в Болгарии» в четырех томах,  
появление ряда обобщающих коллективных трудов и монографий,
публикации памятников письменности, культуры, искусства. Все
эти издания нашли признание широких кругов общественности в
Болгарии и за рубежом.
Характеризуя успехи социалистической Болгарии в области
гуманитарных наук, академик X. Христов писал, что после 9  
сентября 1944 г. болгарская историческая наука пользовалась такой
поддержкой со стороны государства и общества, какой она  
никогда раньше не знала. «Никогда раньше, подчеркивал  
ученый, она не располагала столь подготовленными специалистами
в области общей истории, истории болгарского языка,  
литературы, этнографии, археологии, фольклора, архитектуры,  
изобразительного искусства». Созданные в последние годы ценные  
монографии и обобщающие труды в разных областях гуманитарных
наук раскрывают многостороннее развитие болгарского народа,
его высокие культурные достижения, которые создавались  
народом на протяжении длительного времени.
Определенных успехов достигли болгарские ученые в создании
электронно-вычислительной техники, разработке научного  
приборостроения и автоматических линий, применении новой  
технологии в машиностроении. Внимание к фундаментальным и  
прикладным исследованиям в области естественно-математических наук
сыграло важную роль в подъеме общего научного потенциала в
стране, в развитии научно-технической революции. Не случайно
БАН завоевывает все большее признание научной  
общественности разных стран: более 50 ее ученых избраны иностранными
членами академий наук ряда социалистических стран, Франции,
Финляндии и других государств, членами международных  
научных объединений и организаций. Сейчас она развивается как  
академия социалистического типа, координируя свои исследования с
советскими учеными и учеными других социалистических стран.
По словам нынешнего президента БАН академика А. Балевского,
в Болгарии благодаря помощи советских ученых  
«совершенствуется весь научно-технический потенциал... развиваются самые
современные научные направления». Учеными СССР и Болгарии
совместно проводятся крупные исследования в области  
космической физики, ядерной энергетики, биологии, медицины, а также в
общественных науках. Широко известны совместные исследования
и публикации в области марксистско-ленинской теории  
отражения, русско-болгарских и советска-болгарских отношений и  
связей, в исследовании литературы и искусства. Участием в  
коллективных исследованиях социалистических стран ученые БАН
содействуют росту научной мысли и техники своей страны и  
выполняют свой интернациональный долг.
Следует отметить, что БАН как главный национальный центр
осуществляет важную функцию координатора научных  
исследований, проводимых в университетах страны, высших учебных  
заведениях, а также в Академии сельского хозяйства, Медицинской
академии, Академии общественных наук и социального  
управления.
Достижения болгарских ученых в разных сферах научной
деятельности укрепляют материально-техническую базу  
социалистического государства и способствуют дальнейшему развитию
социалистических отношений в обществе реального социализма.
Ученые играют важную роль в умножении достижений в области
образования и культуры.
В современной Болгарии любят книгу, журнал и газету. Они
стали доступны для самых широких кругов населения. Издания
оригинальной и переводной литературы поистине стали  
массовыми. До 1944 г. средний тираж художественных произведений в
прозе (роман, повесть, рассказы) составлял 23 тыс. экз., а ныне
же он достигает 2030 тыс. Раньше общий годовой тираж всех
литературных изданий составлял 4 млн. экз., а в начале 70-х
годов он вырос до 44 млн.
В Отчетном докладе ЦК БКП XI съезду (1976 г.) было  
специально обращено внимание на развитие средств массовой  
информации главный канал распространения духовных ценностей
и средство широкого политического воздействия. При этом  
приводились такие данные: в стране выпускалось 85 центральных и
окружных газет разовым тиражом свыше 5 млн. экз. и 207  
журналов тиражом 2300 тыс. К середине 70-х годов было издано
19 900 книг общим тиражом 230 млн. экз. Количество телевизоров
превысило 1,5 млн. шт., а число радиоприемников, транзисторов и
радиоточек составляло 2 млн. 700 тыс.; телевизионной и  
радиосетью было охвачено свыше 5 млн. зрителей и слушателей. К  
середине 80-х годов цифры эти возросли.
Важно отметить, что печать и книгоиздание в  
социалистической Болгарии располагают добротной полиграфической базой,
широкой сетью книжных магазинов в городах и селах, а также
обширной читательской аудиторией. Крупные издательства  
находятся в Софии: «Наука и изкуство», «Народна култура»,  
«Български писател», «Партиздат», «Отечество» и др. В последние  
десятилетия широкую известность приобрели издательства имени
"X. Данова в Пловдиве, имени Г. Бакалова в Варне. Болгарская
книга получила массовое распространение в стране, а также  
завоевала авторитет международной общественности. Произведения
-болгарских писателей, книги и статьи ученых, журналистов  
ежегодно переводятся на иностранные языки и распространяются не
только в Европе, но и на других континентах.
Распространению книг внутри страны содействует развитая
«сеть библиотек и читален традиционных культурных центров,
поддерживаемых общественностью в городах и селах. К началу
80-х годов в Болгарии насчитывалось свыше 10 тыс. библиотек,
большая часть которых находилась в селах. Сельские библиотеки
'еще с прошлого столетия конца эпохи национального  
Возрождения играют роль и просветительных и культурных центров.
Здесь традиционно складывалась художественная самодеятель-
ность, пробуждался интерес к знаниям, развивалось эстетическое
сознание.
Большую роль в подъеме общего культурного уровня  
населения Болгарии выполняют телевидение и радио. Первые  
регулярные передачи национального телевидения начались 7 ноября
1959 г., а с 1975 г. была введена в строй и вторая программа
'телевидения. К началу 80-х годов в стране насчитывалось уже
*2 млн. телевизионных абонентов. Большое внимание в обеих  
программах уделялось распространению общественно-политической
информации, освещению культурной жизни в стране и за рубе-
"жом, передачам документальных и художественных фильмов.
Постепенно сложился жанр телефильмов, получивший призна-
ние широких кругов болгарских зрителей. Телевидение, как и
'радио, будучи средством массовой информации, выполняет  
важную эстетическую функцию, поднимая художественный вкус и
'развивая у зрителей чувство прекрасного. В 1985 г. начался  
примем по системе космической связи и регулярная трансляция в
ареале Софии первой программы Советского телевидения с об-
тцим охватом до 2 млн. телезрителей. Современные средства  
болгарской печати, радио и телевидение, массовые очаги культуры,
такие, как библиотеки, музеи и школы, становятся действенным
факторам развития социалистического сознания, воспитания  
патриотического и интернационального долга, формирования  
моральных и эстетических принципов личности человека активного
«строителя социалистической Болгарии.
Следует отметить, что в болгарском народе с незапамятных
времен существует огромный интерес к древней славянской
письменности, к идее славянской близости и единению. Одним из
ярких проявлений этого стало чествование первых славянских;
просветителей Кирилла и Мефодия, начало которому было  
положено в середине прошлого столетия. В современной Болгарпш
День славянских просветителей 24 мая отмечается всем народом^
ежегодно как день славянской письменности, болгарского  
просвещения и культуры. Этот день стал одним из самых  
дорогих национальных праздников, в котором участвуют молодежь,,
деятели образования, науки и искусства, руководители  
государства и коммунистической партии. Он превратился в подлинно  
национальный смотр культурных сил и духовных возможностей!
народа.

Назад к содержимому | Назад к главному меню