Историк

Перейти к содержимому

Главное меню

Развитие болгарской художественной культуры

Страны в истории > Болгария

За годы народной власти произошли большие перемены в  
развитии болгарской литературы, театра, изобразительного  
искусства, музыки и кино, составляющих основу национальной  
художественной культуры. Произведения литературы и искусства  
становятся ныне достоянием широких народных масс, а их создатели:
стремятся по-новому передать животрепещущие проблемы  
современности, выразить самые сокровенные думы и чаяния народа..
Сразу после 9 сентября 1944 г. на первый план выступила  
тематика, связанная с беспощадной критикой монархо-фашистского
режима во всех его проявлениях, с революционной борьбой  
народа за свободу, с антифашистским движением в стране.  
Неудивительно, что вскоре после установления народной власти  
огромными тиражами стали выходить стихи выдающегося пролетарского!
поэта Болгарии Христо Смирненского, произведения  
поэта-антифашиста и публициста Гео Милева, замученного в фашистских
застенках в 1925 г., произведения выдающегося революционного»
поэта Николы Вапцарова, расстрелянного фашистами в 1942 г..
Переиздавались старые и публиковались новые книги писателей-
коммунистов и антифашистов: Г. Караславова, X. Радевского^
Л. Стоянова, О. Василева, К. Велкова, Г. Велева и др.  
Литература обновлялась и обогащалась новой проблематикой и новыми
художественными средствами.
Во второй половине 40-х годов в литературу пришли поэты-
партизаны В. Андреев и Д. Овадия, для которых антифашистская
тема стала центральной в их творческой биографии, в их поэзии,
а затем и в их прозе.

С того же времени стали бережно собирать и издавать  
произведения молодых талантливых поэтов, погибших в борьбе
против фашизма и большей частью не успевших раскрыть сво&
дарование. Однако и то, что ими было написано, составляет  
волнующие документы в художественной летописи борьбы народа
за свободу. Наиболее характерные их произведения вошли в  
сборники «Недопетые песни. Антология болгарских писателей, погиб-
ших в борьбе против фашизма» и «Кровью своей мы ночи  
тревожим» (в двух томах).
Произведения авторов, обращавшихся к суровым годам  
борьбы, утверждали героическое начало в литературе, которое стало
важным направлением в поэзии, прозе и болгарской драматургии.
Для революционных писателей первые годы после  
освобождения от фашизма были временем расширения круга тем их  
произведений, повышения художественного мастерства в изображении
национального героя, в освещении народного движения; для  
писателей, стоявших ранее в стороне от острых политических  
проблем, это были годы творческого переосмысления  
действительности и определения своего места в обществе созидателей. Эти
лоиски были глубоко плодотворны в поэзии Е. Багряны и Н.  
Фурнаджиева, в прозе Д. Димова и Д. Талева, в развитии творчества
Э. Станева и ряда других писателей.

Примечательным явлением болгарской литературы начала
50-х годов стало обновление эпического жанра в прозе романа,
вобравшего в себя большие проблемы социально-исторического
развития болгарского народа. В центре романа «Табак» Д.  
Димова острейшие столкновения классовых и нравственных сил
буржуа и людей из народа, коммунистов 30-х годов, выражавших
национально-патриотические устремления. Крупным завоеванием
.литературы стала серия романов «Простые люди» Г. Караславо-
ва о становлении революционного сознания народа после первой
мировой войны. Рождение революционной идеи и героизм народа
во время Сентябрьского восстания 1923 г. показал Э. Станев в
романе «Иван Кондарев». Широкую известность приобрел цикл
романов Д. Талева «Железный светильник», «Преспанские  
колокола» и «Ильин день», посвященный  
национально-освободительной борьбе болгар в Македонии в XIX начале XX в. Эти  
крупные эпические произведения неоднократно переиздавались в Бол-
тарии, экранизировались, переводились на другие языки, получив
признание читателей многих стран. Они стали крупным явлением
болгарской социалистической культуры.
На сцену болгарских театров в конце 40-х начале 50-х  
годов пришли новые герои. В драме «Тревога» О. Василев  
показывает столкновение людей разных воззрений во время движения
"Сопротивления. Он осуждает позицию отстраненности, когда в
стране идет бескомпромиссная классовая борьба. К. Зидаров в
пьесе «Царская милость» обращается ко времени первой мировой
войны, чтобы обнажить коварный облик монарха, ввергшего Бол-
тарию в национальную катастрофу. С появлением пьесы К. Кю-
лявкова «Первый удар» на болгарской сцене был впервые  
воплощен образ Г. Димитрова героя Лейпцигского процесса. Все это
содействовало активизации болгарского театра и усиливало его
влияние на широкие круги зрителей.
В первые же годы народной власти резко возросло число  
театров в стране. К 1947 г. открылись 12 новых государственных  
театров и 7 театров, которые содержались на средства муниципа-
литетов. В 1948 г. был открыт Высший институт театрального
искусства имени К. Сарафова, который стал готовить  
национальные театральные кадры. Существенные изменения произошли и в.
репертуаре театра: теперь он опирался на национальную  
классику и советскую драматургию, представленную пьесами М.  
Горького, А. Корнейчука, К. Симонова, А. Афиногенова, Б. Лавренева,
и др. Большую поддержку болгарские режиссеры и артисты  
получали со стороны таких советских режиссеров, как Ю.  
Завадский, Н. Петров, Б. Бабочкин, которые осуществили ряд  
постановок советских пьес в Болгарии, определив пути дальнейшего»
развития национального сценического искусства.
Из современных авторов на болгарских сценах с успехом шли.
пьесы О. Василева, К. Зидарова, Л. Стрелкова, Т. Генова.  
Национальная классика была представлена пьесами или  
инсценировками произведений И. Вазова, А. Страшимирова, С. Костова,
Р. Стоянова, Й. Йовкова, Елин Пелина, Г. Караславова.
Большую роль в творческом обогащении болгарского театра,
в его развитии от общедемократических принципов к  
социалистическому искусству сыграли такие талантливые режиссеры, как
Н. Массалитинов, Б. Дановский, С. Сырчаджиев, К. Мирский,.
Ф. Филипов, Г. Островский. Их постановки воспроизводили  
национальный облик и революционное дыхание нового времени,
утверждая на сцене эстетические принципы социалистического
реализма. Успеху болгарского теаГтра у массового зрителя и его
стремительному профессиональному росту в немалой степени  
содействовали также такие выдающиеся артисты старшего  
поколения, как К. Сарафов, В. Трендафилов, К. Кисимов, М. Попова,
О. Кирчева и др. Театр завоевывал все большую аудиторию в
стране. До 1944 г. в Болгарии было всего 13 театров, к концу
же 50-х годов их насчитывалось 47. Число ежегодных постановок
выросло с 4 тыс. до 12,3 тыс.
Болгарская музыкальная культура уже в середине 40-х годов-
находилась на высоком уровне. Правда, ее достижениями могли
пользоваться тогда лишь немногие ценители. Теперь перед  
деятелями этой отрасли культуры стояли большие национальные  
задачи в приобщении к музыке широких слоев народа. Ее  
перестройке на социалистической основе содействовали такие  
болгарские композиторы, зарекомендовавшие себя еще в 30-е годы, как
Л. Пипков, Св. Обретенов, П. Владигеров, Ф. Кутев, П. Стайнов.
Они приняли активное участие в реорганизации музыкальных
коллективов, в создании новой системы музыкального  
образования от кружков и школ до высших специальных учебных  
заведений. Благодаря их деятельности с 1947 г. начал регулярно  
функционировать Союз композиторов, укрепились связи болгарских
деятелей музыкальной культуры с другими странами, в  
особенности с композиторами, музыкантами, музыкальными театрами
и учебными заведениями Советского Союза. Все это  
содействовало росту и развитию болгарской социалистической культуры,  
развивавшейся на национальной почве.
О росте музыкальной культуры в стране говорят следующие
цифры: до 1944 г. в Болгарии был один театр оперы и балета,
а к концу 50-х годов их стало 8, до 1944 г. в Болгарии был
один симфонический оркестр, а теперь их 10. Появился ряд  
камерных ансамблей, хоровые капеллы, профессиональные  
коллективы хоров, народных инструментов и др. Но дело не только в
численном росте. За годы народной власти деятели болгарской
музыкальной культуры получили широкое международное  
признание как творцы высокохудожественных произведений и как  
замечательные исполнители.
Характерной особенностью музыкальной жизни Болгарии  
первого послевоенного десятилетия стал расцвет популярной,  
общедоступной песни, прославлявшей и революционную борьбу и  
пафос созидания молодой народно-демократической республики.  
Новыми жанрами кантатами и ораториями обогащалась  
национальная музыка. Значительным культурным завоеванием явились
новые болгарские оперы: «Момчил» Л. Пипкова, «Ивайло» М. Го-
леминова, балет «Гайдуцкая песня» А. Райчева.
Болгарские певцы и инструменталисты к началу 60-х годов
также приобрели широкое международное признание  
достаточно вспомнить популярность и высокое профессиональное  
мастерство таких певцов, как Б. Христов, Н. Гяуров, К. Попова,
Д. Узунов, Н. Николов, Р. Кабаванска и др.
Большие перемены произошли и в области изобразительного
искусства, скульптуры и архитектуры. Пафос революционного
подъема, нового мироощущения раньше всего нашел выражение
в болгарской графике и плакате, который стал утверждаться как
самостоятельный жанр. Ведущую роль здесь сыграли такие  
опытные революционные художники, как А. Жендов, Б. Ангелушев,
С. Венев, И. Бешков. Тематика антифашистской борьбы,  
окончание второй мировой войны и встреча болгарскими трудящимися
советских освободителей в сентябре 1944 г. занимали все большее
место в полотнах таких художников, как С. Венев, И. Петров,
3. Бояджиев, К. Цонев, Д. Узунов и др.
Новые художественные тенденции появляются и в творчестве
известных болгарских скульпторов И. Лазарова, И. Фунева,
В. Эмануиловой. В конце 40-х начале 50-х годов развернулось
строительство монументов в честь погибших болгарских  
антифашистов и советских воинов-освободителей. Так, появились  
монументальные сооружения в честь Советской Армии в Софии и
Пловдиве (здесь памятник в народе называют «Алеша»). В  
разных городах были установлены памятники национальным героям
Болгарии В. Левскому, X. Ботеву, Хаджи Димитру и др.
Развитию изобразительного искусства и пробуждению к нему
интереса в широких кругах болгарской общественности  
способствовали проводимые в разных городах выставки художников,
организация художественных галерей, появление картин в  
общественных зданиях, клубах и библиотеках-читальнях. Поддержку
изобразительному искусству теперь оказывали не меценаты из бо-
гатой верхушки, а окружные, общинные и городские советы,  
учреждения культуры.
Изменение социального облика городов и сел Болгарии нашло
наглядное выражение в новой архитектуре. Строительство  
крупных общественных зданий в Софии, Пловдиве, Варне и других
городах, возведение новых жилищных комплексов, а также целых
курортных ансамблей на Черноморском побережье («Золотые  
пески», «Солнечный берег») способствовали быстрому развитию
творческой мысли болгарских архитекторов. Если в первые  
послевоенные годы в монументальной архитектуре проявлялись  
тенденции неоклассицизма, то позже архитекторы стали стремиться
сочетать новые формы и новые строительные материалы с  
лучшими образцами традиционных национальных памятников  
болгарского искусства.
Совершенно новой отраслью болгарской социалистической
культуры явилось киноискусство. Историки болгарского кино не
'без основания ведут его начало от первых энтузиастов 2030-х
ходов. Однако то была скорее предыстория национальной  
кинематографии, оставившая небольшое количество документальных и
художественных фильмов развлекательного характера. Да и  
число зрителей тогда было невелико: в 1939 г. в Болгарии  
насчитывалось всего 155 кинозалов.
С национализацией кинематографии в 1948 г. болгарское  
киноискусство получило огромное развитие: появились интересные
документальные киноленты, складывалась национальная школа
киноартистов и кинорежиссеров, быстрыми темпами строились
новые кинозалы. К концу 50-х годов их насчитывалось в стране
уже более тысячи. Начало новой художественной кинематографии
положил фильм «Калин Орел» из истории первых болгарских
социалистов. Вслед за ним появились фильмы с исторической и
историко-революционной тематикой: «Тревога», «Под игом4»,
«Песнь о человеке» и первый болгаро-советский фильм «Герои
Шипки». В сущности это были первые шаги национальной  
кинематографии, широко использовавшей опыт мастеров советской
школы киноискусства. На экранах болгарских кинозалов стали
широко демонстрироваться как советские фильмы, так и лучшие
достижения искусства других стран.
Становление социалистической художественной культуры
Болгарии не всегда проходило по восходящей линии.  
Значительные трудности имели место в конце 40-х первой половине 50-х
годов. Это было связано, как отмечалось ранее, с отрицательными
явлениями культа личности, с распространившейся тогда так  
называемой теорией бесконфликтности и упрощенного толкования
принципов социалистического реализма. Неблагоприятные  
последствия этого в наибольшей степени коснулись тех произведений,
в которых писатели и художники, режиссеры и композиторы
стремились воплотить социальные и нравственные перемены в
жизни болгарских трудящихся. Вместо живых образов  
строителей возникли малоубедительные схемы и «производственные» по-
вести, романы. Вместо правдивого отображения сложной, порой
драматически трудной перестройки села на основе  
кооперирования рождались бледные и ходульные образы, далекие от  
реальной действительности. Творческий процесс в разных сферах  
культуры осложнялся волевым давлением руководителей и голым  
администрированием.
После апрельского 1956 г. Пленума ЦК БКП началась  
большая работа по перестройке творческих союзов, учреждений  
культуры и утверждению нового стиля руководства национальной
культурой. Разумеется, перемены произошли не сразу, не  
одновременно в разных областях художественной жизни, но сам  
процесс оздоровления стал явственно проявляться с конца 50-х  
годов и дал плодотворные результаты в последующие годы  
развития болгарской литературы и искусства.
На новом историческом этапе значительно активизировалась
общественно-культурная жизнь. Увеличилось число  
периодических изданий, отражавших творческую жизнь писателей и  
художников, артистов и музыкантов, деятелей кино и архитектуры.
Наступило оживление и литературно-критической мысли.
Наряду с такими зарекомендовавшими себя ранее критиками, как
П. Зарев, П. Данчев, С. Каролев, высокий авторитет приобрели
Э. Каранфилов, Т. Жечев, 3. Петров, Ч. Добрев, В. Колевский,
И. Цветков и др. Они утверждали более широкое представление
об общественно-эстетической роли искусства. В начале 60-х  
годов большое значение для литературы имели дискуссии о путях
развития болгарской поэзии и задачах современной критики.
Гражданская лирика обогащалась интимным и личностным  
началом, а сам образ лирического героя становился внутренне богаче
и сложнее. Наряду с героическими поэмами появились поэмы
лиро-эпические и сатирические, поэмы-раздумья и размышления-
По меткому замечанию одного из болгарских критиков, в поэзии
и литературе тех лет вместо стальных отливок и монументов  
появилась резьба по дереву с ее мягкими линиями и плавными  
переходами, что в большей степени соответствовало национальным
болгарским традициям. Новые тенденции в поэзии ощутимо  
проявились в новых поэтических сборниках В. Ханчева и В. Петрова.
Г. Джагарова и П. Матева, Б. Божилова и Д. Методиева. В  
конце 50-х начале 60-х годов в литературу пришли талантливые
молодые поэты: П. Пенев, В. Башев, Л. Левчев, А. Германов.
С. Цанев, С. Караславов и др.
Важным фактором развития болгарской драматургии и театра
стали периодически проводимые фестивали болгарской драмы.
Именно благодаря им выдвинулись молодые и талантливые  
драматурги, обогатившие национальный репертуар. Широкую  
известность приобрели постановки по пьесам Г. Джагарова, И. Радсе-
ва, Д. Асенова, Й. Радичкова, Н. Хайтова, К. Георгиева, В.  
Петрова. Существенные перемены произошли и в болгарской прозе.
С одной стороны, как бы завершалась традиция в создании
крупных эпических полотен (серия романов «Простые люди»
Г. Караславова, романы Д. Асенова, Э. Станева), а с другой
утверждался жанр небольших романов или повестей,  
фиксировавших новые, подчас драматические тенденции в болгарской
жизни, знаменовавших собой неодолимое движение к устранению
общественных недостатков, гуманистическому отношению к  
человеку. Такими новаторскими чертами были отмечены рассказы и
повести К. Калчева, П. Вежинова, Б. Райнова, А. Гуляшки,
Э. Манова, Й. Радичкова и Н. Хайтова. Литературу обогащали
острые современные проблемы, жизненные образы, а вместе с
тем и новые художественные средства, позволявшие более  
глубоко воспроизвести сложный внутренний мир современника.  
Велика в этом обновительном процессе роль молодых писателей.
Большим завоеванием болгарской литературы стали  
проблемные романы П. Вежинова, А. Гуляшки, Д. Фучеджиева, И.  
Петрова, Г. Стоева, В. Попова, А. Дончева, которые получили  
известность за пределами Болгарии.
Истекшие с начала 60-х годов два десятилетия стали  
временем стремительного развития театрального искусства в Болгарии.
Театр привлек внимание миллионов зрителей и новым  
репертуаром, в котором национальная драма заняла почетное место, и
разнообразием стилевых приемов. В начале 80-х годов в Болгарии
насчитывалось 57 театров, в которых с успехом шли пьесы  
классиков болгарской литературы, а также современных авторов:
Г. Джагарова «Эта малая земля», С. Стратиева «Замшевый  
пиджак», И. Радоева «Красное и коричневое», Й. Радичкова  
«Попытка полета» и др. Наряду с зарекомендовавшими себя  
столичными театрами Национальным театром имени И. Вазова,  
Сатирическим театром, театром «София» широкую известность
приобрели театральные коллективы с молодыми одаренными  
артистами и режиссерами в Бургасе, Пловдиве, Русе, Пазарджике.
В их репертуаре большое место заняли постановки русской  
классики и советских авторов. Герои пьес В. Розова, А. Вампилова,
В. Шукшина, А. Гельмана стали близки болгарским зрителям.
Следует отметить, что большую творческую поддержку  
болгарским театрам в истолковании русской классики и советской
драматургии оказали советские режиссеры как своими  
консультациями, так и собственными постановками спектаклей на  
болгарской сцене. В этом отношении памятными для болгарских  
театральных деятелей остались встречи с такими известными  
советскими режиссерами, как Б. Захава, О. Ефремов, Г. Товстоногов,
Л. Варпаховский, Г. Волчек и др. Современный болгарский театр
в целом стал жизненным и проблемным. В нем находят  
отражение и национально-героические мотивы, характерные для театра
50-х годов, и «поэтическая волна» драматургов 60-х годов, и  
драма «повседневных будней» с аналитическим взглядом на  
современные явления, которая пришла в последнее десятилетие.
О развитии болгарской драмы и современного театрального
искусства свидетельствуют новые тенденции в  
советско-болгарских театральных отношениях последних двух десятилетий. В Со-
шетском Союзе в театральный сезон 1969/70 г. было осуществлено
на сценах разных театров (и разных республик) 80 постановок
но пьесам болгарских авторов. Широко стали известны пьесы
JK. Зидарова, Р. Стоянова, П. Яворова, К. Кюлявкова, И. Пейчева,
В. Петрова, Д. Асенова. Со стороны взыскательных театральных
критиков получили высокую оценку постановки болгарских пьес
яе только в Москве, но и в Литве, на Кавказе, в ряде областных
театров Советского Союза.
В 1978 г. в СССР состоялся второй фестиваль болгарской  
драматургии. На этот раз почти 50 пьес болгарских авторов
классиков и современных драматургов шли в 160 советских  
театрах всех союзных республик. Пьесы ставились на 23 языках
народов СССР и вылились в яркий смотр талантов в области
драмы, режиссуры, актерского мастерства и искусства  
художников-оформителей. Для постановок болгарских пьес в советских
театрах из Болгарии приехали 22 творческие группы, которые
содействовали более глубокому раскрытию национальных  
особенностей болгарской драматургии на советской сцене. В результате
«фестиваль стал подлинным открытием для нашего зрителя.
К числу наиболее интересных спектаклей жюри фестиваля  
отнесло постановку пьесы Й. Радичкова «Январь» в Вильнюсе на  
литовском языке, пьесу, Г. Джагарова «Прокурор» на эстонском
:языке в Таллине, «Мастера» Р. Стоянова на азербайджанском
:языке в горном селе Шаки.
Деятели болгарской музыкальной культуры в 6070-е годы
обогатили национальный музыкальный театр оперу, балет,  
оперетту и внесли свой вклад в дальнейшее развитие  
исполнительского искусства. Об интенсивности музыкальной жизни в
Болгарии в 70-е годы свидетельствуют ежегодное проведение
большого числа (до 1215 тыс.) концертов, смотры творчества
болгарских композиторов, конкурсы певцов и инструменталистов.
Широкую известность за пределами страны завоевали Болгарская
государственная филармония, Симфонический оркестр  
болгарского радио и телевидения, Болгарская хоровая капелла имени
Св. Обретенова, детский хор «Бодра смяна», Ансамбль песни и
пляски Народной армии и др. Международную известность  
приобрели болгарские композиторы, дирижеры, певцы и музыканты.
К числу значительных достижений музыкальной культуры в  
Болгарии относятся оперы Л. Пипкова «Антигона-43», П. Хаджиева
«Албена», «Июльская ночь», В. Стоянова «Хитрый Петр»,
К. Илиева «Боянский мастер». Развитию болгарского балета и
оперетты содействовали П. Владигеров, А. Райчев, П. Хаджиев,
Г. Златев-Черкин, А. Карастоянов, Ж. Леви и др.
В Болгарии периодически проводятся музыкальные фестивали
и конкурсы. Среди них следует выделить Международный  
конкурс балета в Варне, Международный фестиваль камерной  
музыки в Пловдиве, конкурс молодых оперных певцов в Софии,  
Международный фестиваль эстрадной песни «Золотой Орфей» в Вар-
ле и политической песни «Алый мак». Эти разные формы му-
зыкал ьной жизни Болгарии являются важным импульсом и в
развитии европейской музыкальной культуры.
Из всех сфер художественной культуры современной  
Болгарии самой молодой является кинематограф. Его  
профессиональное становление происходило в последние три десятилетия.  
Поэтому в фильмах 50-х годов заметна неуверенность режиссеров и
операторов, в искусстве художественного выражения пробивались
лишь первые ростки профессионализма. Раньше успехи пришли в
документальном и рисованном кино. В анимационном фильме
признание получили работы Д. Донева, 3. Дойчевой, Р. Бычваро-
вой, И. Веселинова и др. Короткометражные документальные и
научно-популярные фильмы были удостоены международных
премий.
Значительно медленнее шло развитие художественного кино.
Но и здесь в 6070-е годы был заметен успех. Ему  
содействовали такие болгарские писатели, как П. Вежинов, В. Петров,
Н. Хайтов, Г. Мишев, Б. Райнов, Й. Радичков, Л. Станев,  
которые зарекомендовали себя талантливыми сценаристами,  
создавшими основу для национальной художественной кинематографии.
В 70-е годы в Болгарии ежегодно выходит уже до 20  
художественных фильмов, посвященных событиям национальной истории,
^борьбе против фашизма, а также актуальным современным  
проблемам, связанным с адаптацией крестьянина в городе (фильмы
«Дерево без корней», «Крестьянин на велосипеде», «Вечные  
времена») и критикой мещанства, потребительства («Дачная зона»,
«Хоровод русалок»). Широкое чествование 1300-летия со времени
образования Болгарского государства вызвало появление ряда
исторических кинокартин, таких, как «Аспарух», «Борис» и др.
Высокую оценку болгарских зрителей, а также жюри  
международных конкурсов получили фильмы талантливых болгарских  
режиссеров Б. Желязковой, М. Андонова, Е. Захариева, X.  
Христова, И. Грыбчевой, В. Радева, Л. Шарланджиева. В современном
болгарском кино выявляются разные стилевые течения,  
свидетельствующие о зрелости национального кинематографа в его
разных художественных проявлениях. К числу удачных советско-
болгарских фильмов 70-х годов следует отнести такие киноленты,
как «Первый курьер» и «Барьер».
В 6070-е годы дальнейшее развитие получили  
изобразительное искусство и национальная архитектура. Появились новые
дарования, открывались новые художественные средства  
выразительности, главное же состояло в том, что искусство широко  
проникало в массы. Практически в каждом окружном городе  
имеются теперь свои художественные галереи, где для всеобщего  
обозрения выставлены не только полотна местных художников, но
и национальных мастеров, получивших широкое признание в
стране и за рубежом. Картины С. Венева, 3. Бояджиева, Ц. Лав-
ренова, В. Димитрова-Майстора можно встретить не только в  
художественных галереях Софии, Пловдива или Велико-Тырнова,
но и в Стара-Загоре, Разграде, Габрове, Кюстендиле. Русе, Вра-
це, Варне, Благоевграде и др. Открылись небольшие  
художественные галереи и музеи в болгарских селах. К середине 70-х годов
в стране насчитывалось более 200 музеев и  
художественных галерей. В новых полотнах живописцев и графиков  
отражалась многообразная жизнь современного общества. Здесь были и
портреты современников, и образы героев прошлого, и  
традиционный болгарский пейзаж, и современный город.,Словом, художники
стремятся передать в своих-произведениях 6te то, что волнует
их современников.
Героико-революционцая тема прошлого поражает драматизмом
в столкновении разньгх .характеров. В образе современника в
большей степени проступают психологические черты, агв, пейзаже
отражается настроение или волнение оамого автора. Печатью  
новаторства отмечены картины С. Русева, А. Поплилова, Л. Диче-
вой, П. Абаджиева, М. Столаровой, Д. Боневой и др.
Заметны перемены и^в^оплощёчда образа -современника в
болгарской скульптуре. Крупным художественным достижением
явились работы таких скульпторов, как Н. Терзиев, П. Минчева,
М. Георгиева, Д. Даскалов^ В. Гиновскйй, В. Минеков.
Таким образом, и в этой сфере искусства ощутимо движение
болгарских деятелей художественной культуры к  
воспроизведению реальной действительности в ее духовном многообразии,
в сложном сплетений разных тенденций, в поисках средств  
художественного воплощения гармонически развитой личности.  
Обозревая ретроспективно 40-летний путь развития болгарских  
художников, можно сказать, что^за это время в социалистической
Болгарии оформилось изобразительное искусство, отмеченное  
печатью самобытности и прочно связанное с жизнью народа,  
демократическое по своему характеру, продолжающее лучшие  
национальные традиции, вобравшие в себя прогрессивные современные
идеи и художественные решения.
Весша выразительны и наглядны достижения болгарских  
архитекторов в строительстве общественных зданий, жилищных
комййёкеоз, гостиниц, курортов, а также в современном  
планировании Градостроительства. Болгарские архитекторы (Г. Стоилов,
А. Барор, М* Маринов, Т. Никифоров, М. Соколовский, Н.  
Ненов ш Др.) смело используют современные строительные средства,
творчески сочетают их с национальными традициями (резьба по
дереву и мраморная отделка). Новаторскими чертами выделяются
построенные во второй половине 60-х годов курортные комплексы
«Албена» и «Русалка» на Черноморском побережье, а позже
здания театров в Велико-Тырнове и Шумене, Дом* молодежи в
Благоевграде, Дом-памятник на вершине Бузлуджа, здание  
Государственного совета «Бояна» в Софии и ряд других.  
Интересны в плане искусства архитектуры жилищный комплекс в  
Смоляне, жилые здания в Велико-Тырнове, в Лясковце, Трявне.  
Болгарская архитектурная школа отличается яркими национальными
особенностями. Высокую оценку творчество болгарских  
архитекторов получает не только у соотечественников, но и у иностран-
ных мастеров. Не случайно болгарские архитекторы получают все
больше призов на международных конкурсах, по их проектам  
сооружаются общественные здания в разных странах.
Успехи в развитии художественной культуры Болгарии в  
последние десятилетия связаны с общими достижениями  
болгарского народа в строительстве социалистического общества. Сама  
национальная культура, развивавшаяся на социалистической  
основе, вбирала в себя и национальные традиции прошлого и богатый
опыт мировой культуры, и в первую очередь культуры стран
социалистического содружества. В болгарской художественной
культуре принципы социалистического реализма заняли ведущее
место, и именно они позволили деятелям болгарского искусства
и литературы раскрыть действительность во всем ее сложном
многообразии, в ее динамике, в неустанной борьбе нового с  
отжившим и отживающим в идейном, нравственном и эстетическом
отношении. Принципы социалистического реализма позволили
писателям и художникам, композиторам и артистам раскрыть  
духовное богатство человека, активно участвовать в утверждении  
социалистических идеалов человека, глубоко связанного с  
национальными истоками и гуманистическими интернациональными
устремлениями.
* * *
Успехи и достижения Народной Республики Болгарии в  
социалистическом строительстве, рост ее международного авторитета
являются важными факторами в реализации программы БКП по
построению развитого социалистического общества. В 1981 г.
страна торжественно отметила 1300-летие образования  
Болгарского государства. В 1984 г. болгарский народ отпраздновал  
40-летний юбилей социалистической революции 9 сентября. Коренные
перемены принес социализм на древнюю болгарскую землю. За
четыре десятилетия народной власти НРБ прошла путь от  
экономической отсталости до всестороннего прогресса, от социально-
политического бесправия трудящихся до развитых форм  
социалистического демократизма, от международной изоляции до  
превращения страны в активную участницу международных отношений.
Сегодня Болгария развитая социалистическая индустриально-
аграрная страна с мощной по ее масштабам социалистической
промышленностью, крупным, высокомеханизированным и  
высокопроизводительным сельским хозяйством, с большими достижения1
ми в науке, образовании, культуре и здравоохранении, постоянно
растущим уровнем жизни народа.

Назад к содержимому | Назад к главному меню