Историк

Перейти к содержимому

Главное меню

Экономическая либерализация

Страны в истории > Китай

После падения Линь Бяо в сентябре 1971 наметилось изменение курса в политике страны, характеризующееся как поворот к Западу. Советско-китайский раскол кульминировал в пограничных столкновениях 1969, и в 1972, вследствие «пинг-понг дипломатии», произошла встреча Мао Цзэдуна и Ричарда Никсона. Уже в 1972 Чжоу Эньлай открыл эру сотрудничества с капиталистическим лагерем, заключив договоры по модернизации сталелитейный предприятий Ухани с ФРГ и Японией.

После смерти Мао в 1976 последовало низложение «банды четырех», и власть в стране взяли реформаторы Дэн Сяопин и Ху Яобан, которые в конце 1978 года провозгласили на 3-м пленуме ЦК КПК 11-го созыва политику «реформ и открытости». Реальный старт «Экономической реформе» был дан на XII съезде КПК (1982 г.). На XIII съезде КПК (1987 г.) было дано подробное толкование теории начального этапа социализма, согласно которой социалистический строй и социалистическая экономическая система разные вещи, то есть социалистический политический режим не подразумевает безусловной плановой централизации всей экономики, а позволяет использовать и рыночные механизмы, особенно в паре «государство-предприятие». На XIV съезде КПК (1992 г.) был провозглашен курс на построение социалистической рыночной экономической системы с китайской спецификой. Данное изменение идеологии хорошо иллюстрирует высказывание Дена Сяопина: «Неважно, какого цвета кошка главное, чтобы ловила мышей».

Фактически введение «Экономической реформы» означало настоящую «революцию сверху», заключавшуюся в постепенном и частичном сворачивании тоталитарной сталинско-маоистской модели жестко централизованной экономики и переводе части отраслей народного хозяйства на рыночные рельсы, но при полностью неизменной политической надстройке в лице монопольно управляющей страной КПК. К концу 70-х исторически слабая экономика Китая «лежала» из-за негативных последствий авантюристических кампаний Мао Цзэдуна «большого скачка» и «культурной революции». От систематического голода в Китае ежегодно страдали практически все 800 млн крестьян (из миллиардного населения), страна занимала последние места в мире по уровню производства товаров и продовольствия на душу населения. Для решения проблемы голода необходимо было обеспечить стабильный валовый сбор зерна в объёме не менее 400 млн тонн в год. Аграрные преобразования были связаны с отменой народной коммуны и заменой её семейным подрядом и единой коллективной собственностью. Практически все 800 млн крестьян получили право на свободное сельскохозяйственное производство. В основном была отменена система госзаготовок, освобождены цены на большинство видов сельскохозяйственной продукции. Результатом этих мер стал выход аграрного сектора из застоя, вступление крестьянских хозяйств на путь специализации и повышения товарности. Организованные в деревне по инициативе крестьян волостно-поселковые предприятия позволили обеспечить рост занятости (120 млн чел.) и повысить жизненный уровень крестьян. Задача обеспечения страны зерном была в основном решена в 80-х. Постепенно в деревне сформировалась двухслойная хозяйственная система на основе сочетания коллективной собственности и семейного подряда.

В области промышленной политики правительство Китая, начиная с 1984 года сделало упор на концепцию плановой товарной экономики. На практике это означало перевод части отдельных городских предприятий на самоокупаемость. Позже правительство разрешило и подразделениям армии Китая (НОАК) перейти на самообеспечение и заниматься свободным предпринимательством. В соответствии с принципом «Чжуа Да Фан Сяо» («держать в руках большие предприятия, отпустить маленькие») многие мелкие госпредприятия получили право изменить не только механизм хозяйствования, но и форму собственности. Это позволило государству сосредоточить силы на улучшении положения крупных предприятий. Четыре города Шэньчжэнь, Чжухай, Сямынь, Шаньтоу были объявлены специальными экономическими зонами. Вслед за ними 14 приморских городов, четыре региона в устьях рек Янцзы и Чжуцзян, юго-восточная часть провинции Фуцзянь и регион в районе Бохайского залива стали открытыми экономическими зонами. На острове Хайнань была создана одноименная новая провинция, а сам он стал специальной экономической зоной. Все эти города и районы получили различные инвестиционные и налоговые льготы для привлечения иностранного капитала и технологий, заимствования у иностранных партнеров эффективных методов управления. Быстрое развитие их экономики способствовало эффективному росту в масштабе страны. Характерно, что значительную долю ввозимого капитала на начальном этапе обеспечила китайская диаспора (хуацяо), проживающая преимущественно в странах тихоокеанского бассейна (основные зоны компактного проживания: Гонконг, Макао, Сингапур, Малайзия, США). Успешное проведение политики либерализации в сочетании с жестко проводимой политикой ограничения рождаемости (снижение рождаемости за 20 лет составило не менее 200 млн человек) позволило создать многоукладную экономику, в которой госпредприятия дают 48 % промышленной продукции, коллективные 38 %, частные, в том числе с иностранным участием, 13,5 %. На долю государственной торговли приходится свыше 41 % общего розничного оборота, коллективной почти 28 % и частной 31 %. Доля рыночных цен по потребительским товарам достигла 90 %, средствам производства 80 %, по сельскохозяйственным продуктам 85 %. Доля видов промышленной продукции, производство которых регулируется государственными директивными планами, снизилась с 95 % в 1978 г. до 5 % в настоящее время. Удельный вес товаров, ценами которых непосредственно управляет государство, в розничном товарообороте упал с 95 до 6 %. Помимо рынка товаров начали создаваться рынки капиталов, машин и оборудования, рабочей силы, других необходимых для производства элементов. ВВП Китая рос в течение 20 лет, начиная с 1985 года в среднем на 9,5 % ежегодно. Страна вышла на 1-е место в мире по производству цемента, цветных металлов, хлопчатобумажных тканей, велосипедов (свыше 80 млн.), мотоциклов (21,3 млн.), телевизоров (35 млн.), угля, зерна, хлопка, рапсовых семян, мяса, яиц, на 2-е химических удобрений, 3-е сахара, автомобилей (7,3 млн, вкл. 4,6 млн легковых), 4-е электроэнергии, 5-е сырой нефти. По объёму ВВП Китай находится на 4-м месте в мире (при расчете по паритетному покупательскому курсу на 2-м). На его долю приходится 5,4 % мирового валового продукта (2006 г.). Золотовалютные резервы страны превысили в 2006 г. триллион долларов США. Положительное сальдо торгового баланса составляет 180 млрд долларов. Правда, несмотря на такой рекордно длительный и масштабный экономический рост, среднедушевые показатели ВВП Китая остаются ещё на относительно низком уровне, ВВП на душу населения, рассчитанный по паритету покупательной способности, в 2006 году составил 4700 долларов. В то же время средний доход горожанина в открытых городах на конец 2006 г. превысил 10000 юаней в месяц. В китайской деревне от 100 до 150 млн человек не могут найти работу, ещё несколько сотен миллионов заняты частично. Официальный уровень безработицы в городах 4,2 % (2005 г.).

В начале XXI-го века Китай превратился в «мировую фабрику» куда переводится ряд производств из развитых стран Европы, Северной Америки и Японии. Бурный экономический рост во многом связан с дешевизной рабочей силы, слабым уровнем техники безопасности и низким контролем за экологией. В результате Китай уже стал вторым загрязнителем мировой атмосферы и гидросферы, после гораздо более мощной экономики США, а также вышел в «лидеры» по эрозии почвы (особенно в северных областях). Возросший из-за роста авто- и мотопарка уровень импорта Китаем нефти (3,2 млн баррелей/сут. в 2005-м, 2-е место в мире) приводит в последние годы к росту её среднемировой цены.

В то же время экономическое и политическое влияние страны в мире в последние годы постоянно возрастает. Так Китаю в 1997-м и 1999-и годах были возвращены «арендованные» ещё у Поднебесной империи территории Гонконг (Сянган) и Макао (Аомынь). Постоянно возрастает уровень обороноспособности страны и техническое оснащение НОАК, чему в немалой степени способствует и РФ, поставляющая в Китай самые современные виды вооружения.

Либерализация экономики КНР пока не сопровождается смягчением политического режима. В стране продолжаются политические репрессии против оппозиции, особенно масштабно реализованные во время «событий на площади Тяньаньмэнь» в мае 1989-го, жестко контролируются СМИ, включая Интернет. В то же время в последние годы предпринят ряд важных изменений устава КПК, например, в партию разрешено вступать представителям предпринимательских кругов, введена ротация высших кадров руководства Партии. Во внутренней политике сняты все ограничения на рост личных состояний и разрешено владение личными автомобилями. В то же время страна лидирует в мире по количеству смертных казней (более 7000 в год). Несмотря на такую суровую практику, уровень преступности и коррупции постоянно возрастает.

Политика либерализации дала сенсационно высокие результаты, перевела экономику Китая на иной качественный уровень. При этом развитие экономики идет неравномерно по регионам, накапливаются социальные диспропорции, а экологическим аспектам уделяется недостаточное внимание, что уже затрагивает не только территорию Китая, но и интересы сопредельных с ним стран

Назад к содержимому | Назад к главному меню