Историк

Перейти к содержимому

Главное меню

Воцарение династии Тан

Страны в истории > Китай

Танский период стал эпохой расцвета средневекового Китая.
Объединению страны под властью танского дома во многом спо-
собствовала политика Ли Юаня, сумевшего добиться поддержки
различных групп населения. Он отменил податную задолженность
за прошлые годы и ограничил сроки государственной барщины,
освободил крестьян, проданных в рабство. Новые власти объяви-
ли о помощи голодающим, вели борьбу с последствиями навод-
нений. Политическим противникам было обещано помилование
в случае изъявления покорности. Государство покровительство-
вало купцам и торговле.
Хотя Ли Юань обещал амнистию восставшим, он уничтожил
повстанческие центры, а руководителя восстания Доу Цзяньдэ
приговорил к казни. Вооруженная борьба за объединение страны
и гибкая политика дома Тан обеспечили им к 628 г. полную побе-
ду. Важным этапом на пути к ней стало возвращение Ли Юаня к
традиционной надельной системе в 624 г. Впервые в истории об
этой аграрной системе можно судить не только по государствен-
ному законодательству, но и на основе данных подворных реест-
ров (обнаруженных во время экспедиций в 19071914 гг. на севе-
ро-западе Китая в Дуньхуане и Турфане), свидетельствующих
о претворении указа в жизнь на всей территории огромной стра-
ны вплоть до самых ее окраин.
Длительные войны и междоусобия начала VII в. привели к опу-
стошению страны запустению полей, массовой гибели населе-
ния. Ведя борьбу с могущественными соперниками, Танский двор
169вновь обратился к надельной системе. По эдикту 624 г. каждый
взрослый трудоспособный мужчина получал право на садово-ого-
родный надел и пахотное поле в 80 му, подлежащее ежегодному
переделу с учетом изменения возрастного и семейного состава
хозяйств.
Вначале трудоспособным считали каждого, достигшего 18-лет-
него возраста (при нехватке рабочих рук), а впоследствии, когда
все пустоши были распаханы, 21 года. Размеры наделов зави-
сели от качества почвы, от степени заселенности данной мест-
ности. На садово-огородном наделе следовало сажать тутовые и
другие деревья. При некоторых ограничениях это наследственное
владение семьи можно было покупать, продавать и закладывать.
Распоряжаться подобным же образом с пахотным участком, кроме
исключительных случаев, не разрешалось. Однако эти оговорки
лишнее свидетельство того, что купля-продажа и заклады всех
видов земель практиковались. Новым при Тан явилось лишение
женщин (кроме вдов) права на надел. В отличие от частных госу-
дарственные рабы получали полный или половинный надел, что
фактически превращало их в обыкновенных крестьян.
И чтобы ни один из податных не смог ускользнуть от налого-
обложения, над ними был усилен контроль. Учет населения по
возрасту велся по пяти категориям: от рождения до 4 лет, от 4 до
16, от 16 до 21 года, от 21 до 60 и, наконец, после 60. Трудовая
повинность была сокращена с 30 до 20 дней в году. В местах, где
ткани не производились, взималось серебро, а у скотоводов
бараны. Если крестьянин отрабатывал больше положенного вре-
мени, его освобождали от части уплаты зерном и тканями. На
время освобождались от податей поднявшие целину и перешед-
шие в малонаселенные районы. В танский период в половинном
размере надел могли получить также купцы и ремесленники. В
условиях надельной системы непосредственные производители
становились вместе с наделами единым объектом собственности
государства, облагаемым рентой-налогом.
Необходимые для проведения надельной системы детальный
учет населения, фиксация повинностей, бесперебойное поступ-
ление налогов в казну обеспечивались принципом круговой по-
руки. Низшей административной единицей была общинная де-
ревня, чьи традиционные органы самоуправления все более ста-
новились звеньями фискального аппарата государства. Вместе с
тем анализ реестров показывает, что казна нередко шла на ком-
промисс и община продолжала играть определенную роль в ре-
гулировании землепользованием крестьян на основе норм обыч-
ного права.
170Надельная система заложила основу процветания страны. Пос-
ле нескольких лет упорной борьбы с соперниками танский дом
смог стабилизировать положение. Однако само царствование Ли
Юаня было непродолжительным. Его сын Ли Шиминь (Тай-цзун)
хладнокровно расправился со своими братьями, а затем, заста-
вив отца отречься от престола, занял его место. Процарствовал
он 23 года (626-649).
Расцвет танского Китая не в последнюю очередь был связан с
государственной мудростью его правителей. Первые танские им-
ператоры, сознательно следуя курсу своих суйских предшествен-
ников, учли и их печальный опыт упущенных возможностей. Осо-
бенно преуспел в этом Тай-цзун властный и умный правитель,
обладавший завидным политическим чутьем и тактом. Не слу-
чайно именно он в своей деятельности воплощал учение «о гар-
монизации мира (государства) ради блага народа» (цзин цзи), на-
правленное на достижение социальной гармонии (как продол-
жения космической) и пресечение мятежа и хаоса. Автором это-
го учения, предложившего реальный путь к воплощению идеалов
предков в современных условиях, был Ван Тун (584617), соз-
давший в подражание «Луньюю» «Изложение о середине» (Чжун
шо). Его социально-политический проект достижения «Великого
равновесия», представленный еще в суйское время, тогда был
отклонен императором, но учение Ван Туна воплотили в жизнь
его последователи крупные танские сановники. Ли Шиминь,
почитаемый традицией «образцовым правителем», умело тракто-
вал заветы древних ради насущных задач современности, после-
довательно разделял суйскую версию конфуцианских канонов.
Учение о гармоническом управлении предполагало необходи-
мость перенесения принципа природной гармонии с помощью
космоткача в лице современного правителя на общество и госу-
дарство. В этом виделось присущее китайской культуре представ-
ление о политике (как и любом созидании-творчестве в целом)
как искусстве природосообразного действия, предусматривавшего
соблюдение во всем принципа золотой середины (т.е. ритма и
меры) с учетом расстановки сил в стране, чтобы балансировать
на грани возможностей.
Действуя в этом духе, Ли Шиминь (много сделавший для уси-
ления контроля над бюрократией, чтобы стабилизировать власть
правителя) в то же время добивался при дворе более равномерного
и целесообразного представительства важнейших регионов, после-
довательно поощрял приток свежих сил в администрацию. Пока-
зательно, что именно в этой среде появились ученые-сановники,
«таланты, (разумевшие) цзин цзи». Они владели умением гармо-
низировать мир ради блага народа и считали себя наряду с
правителем ответственными за состояние дел в стране. Одним из
171них был Вэй Чжэн, прозванный современниками Человек-зерка-
ло, в чьи обязанности входило нелицеприятно указывать сыну Неба
на его промахи и наставлять в политике. Недаром самого сановни-
ка, претендующего на роль «зеркала гуманности», рассматривали
ретранслятором мудрости, почерпнутой из древних канонов.
Плодотворный диалог правителя и подданного, гармонично
взаимодействующих как большой колокол и малая свирель, во
многом благоприятствовал созданию политического курса двора,
обеспечивая культурный и политический взлет Танской империи

Назад к содержимому | Назад к главному меню