Историк

Перейти к содержимому

Главное меню

Социально-политическая структура Танской империи

Страны в истории > Китай

В условиях средневекового Китая государственная организа-
ция складывалась по древним образцам, а все общество воспри-
нималось как сложная иерархическая система. Основой этой сис-
темы служил тезис конфуцианства, гласивший о том, что благо-
родный муж должен возвышаться, а низкий, недостойный
умаляться. Предполагалось, что членение общества на верхи и
низы справедливо, если соблюден критерий совершенства. В ос-
нове иерархии лежал моральный принцип: социальную пирами-
ду увенчивал сын Неба, ставший им за свои добродетели, далее
шли благородные (гуй), а большинство подданных назывались
«добрым людом» и «низким людом».
Конечно, уже в древности, а тем более в средние века этот прин-
цип был нарушен, а порой даже «перевернут»: те, кто был навер-
ху, уже только поэтому считались благородными (часто не будучи
таковыми). Но пока на уровне идеала этот принцип еще «работал»,
он обеспечивал потенции дальнейшей эволюции общества.
Все жители Поднебесной считались подданными государства,
персонифицированного в особе императора. При этом каждая
прослойка общества придерживалась определенных правил по-
ведения и этикета, имела свое экономическое обеспечение, свой
тип одежды, украшений и жилищ.
Высшим слоем общества была привилегированная наследствен-
ная аристократия. Она различалась по титулам и рангам и полу-
чала соответствующие по размеру земельные владения. К потом-
ственной знати причислялись некоторые чиновники и сановни-
ки из числа «особо заслуженных». В Китае не было майората, и
многодетность в знатных домах приводила к дроблению крупных
землевладений и борьбе в среде титулованной знати.
Наиболее многочисленную часть правящего слоя общества со-
ставляли чиновники, служившие опорой централизованной влас-
172ти. Они занимали различные ступени на иерархической лестнице
чинов и делились на девять рангов. Чинам и рангам соответствовала
оплата в виде земельного владения или жалованья. Ни звание, ни
ранг, ни право на должностное землевладение не передавались
по наследству. Новые поколения чиновничества пополнялись за
счет молодых талантов: лишь сдавший экзамен и получивший
ученую степень мог стать кандидатом на должность в государ-
ственном аппарате.
Большая часть населения (не считая знати и чиновников)
причислялась к так называемому «доброму люду». В их обязан-
ности входили обработка земли и своевременное выполнение
всех видов повинностей. Подавляющее большинство «доброго
люду» составляли крестьяне. Некоторые из них, прикупив зем-
ли, использовали труд арендаторов, «пришлых» и рабов. Заня-
тие земледелием считалось почетным. К «доброму люду» при-
числяли и ремесленников, и купцов, облагаемых податями и
повинностями так же, как и крестьян. На самом низу социаль-
ной лестницы находился «подлый люд», включавший тех, кто
не платил налога (актеры, нищие, проститутки), а также лич-
но-зависимых, слуг и рабов.
Социальная структура общества Китая, несмотря на дробле-
ние на обособленные социальные группы, не воздвигала между
ними непроходимых перегородок и тем самым не исключала пе-
редвижения каждого по иерархической лестнице. Выходец из ря-
довых налогоплательщиков мог оказаться среди верхов общества.
Имело место и обратное: сановника за преступление могли пони-
зить в должности или, более того, разжаловать в простолюдины.
Система государственного устройства и бюрократический ап-
парат складывались на основе опыта, накопленного в древности.
Верховная власть концентрировалась в особе императора, сыне
Неба и одновременно отце своих подданных. А он, обладая нео-
граниченными правами, должен был управлять страной на осно-
ве традиций и законов, опираясь на разветвленный бюрократи-
ческий аппарат. По традиции государь считался представителем
высших небесных сил и проводником их воли. Сын в общении с
Небом, он одновременно выступал в качестве заботливого отца
для любимых старших сыновей чиновников и неразумных
младших детей остальных подданных. Так природная по харак-
теру семейная структура распространялась на все общество.
От императора требовалось, чтобы он вступал в контакт с ве-
ликими предками и заботился о народе. Ближайшими помощни-
ками сына Неба были два советника цзайсяны. Их должности
занимали члены императорского дома или влиятельные сановни-
ки. Управление страной осуществлялось через три палаты Кабинет
173министров, Совет Двора, Государственную Канцелярию. Эта трех-
частная система центральных органов, пройдя долгую эволюцию
приняла в танское время достаточно завершенный вид. Кабинет
министров ведал в основном органами исполнительной власти, а
две другие палаты готовили и публиковали указы императора.
Согласно традиции государственный аппарат как средство уп-
равления по своей структуре рассматривался уподобленным про-
должением личности монарха. Тем самым личностные функции
сына Неба его телесная зримость (внешний облик), речь слух,
зрение и мышление посредством государственного аппарата
рассредоточивались в социальном пространстве, воплощая ком-
муникативную способность правителя налаживать гармоничное
общение с Небом и подданными. Поэтому понятно, что функ-
ции палат составляли единый огранизм и не были узкоспециали-
зированы, а как бы дополняли друг друга. Император должен был
лишь регулировать общение трех палат (порой успешно противо-
поставляя их друг другу), чтобы контролировать и держать всю
систему в равновесии. В этом, в частности, проявлялась государ-
ственная мудрость, обусловленная характером всей китайской
культуры, добиться успеха в деле управления можно было лишь
при соблюдении гармонии между целью и средством. Процедура
функционирования государственного аппарата, нацеленная на
выработку целесообразной политики, проходила несколько эта-
пов, предусматривая рассмотрение любой проблемы с «тpex сто-
рон» (т.е. в трех палатах).
Так, например, указы правителя составлялись на основе ин-
формации, поступавшей в докладах с мест, доклады же направ-
лялись для первичного рассмотрения в Кабинет министров, вы-
полнявший совещательную функцию. Далее сведения, изложен-
ные в докладах, проверялись в Совете Двора и лишь затем, после
длительной дискуссии, Государственная канцелярия накладыва-
ла свою окончательную резолюцию. Если мнения Совета Двора и
Государственной канцелярии расходились, в дело лично вмеши-
вался сам император. Цикл выработки указа и его шлифовка об-
щими усилиями замыкался на Кабинете министров, куда он уже
в окончательной редакции вновь поступал для исполнения.
В свою очередь эта исполнительная функция Кабинета мини-
стров реализовывалась через шесть традиционных ведомств. Глав-
ным из них было Ведомство ритуала, который пронизывал все
стороны жизни средневекового общества. Это ведомство следило
за соблюдением обрядов, нравственностью подданных, их обра-
зованием, религиозными организациями. Кроме того, в его функ-
ции входили организация приема иностранных послов и посыл-
ки посольств, а также надзор над остальными пятью ведомствами.
174В обязанности Ведомства чинов входил контроль за назначени-
ем чиновников и их увольнением, своевременным перемеще-
нием по должности и награждением. Финансовое вело учет
податных и наделов, упорядочивало обложение налогами. Воен-
ное ведомство занималось военными чинами, войсками, охра-
ной границ, ведало военными поселениями на окраинах импе-
рии. Ведомству наказаний были подчинены суды, тюрьмы, су-
допроизводство. Ведомство общественных работ определяло
характер трудовых повинностей, проведение работ по строитель-
ству, устройству дорог, перевозки, обеспечивало функциони-
рование ирригационной системы.
При дворе были специальные управления по обслуживанию
персоны императора, императорских палат, гарема, охраны иму-
щества казны.
Исключительная роль принадлежала палате инспекторов и
цензорату, служившим как бы глазами и ушами правителя. Вмес-
те с тремя палатами эти контрольные органы способствовали
реализации власти сына Неба, обеспечивая непрерывность пото-
ка информации во всех звеньях государственного аппарата, сни-
зу вверх к правителю и наоборот. Но прежде всего они контроли-
ровали бюрократический аппарат как в столице, так и в провин-
ции, причем имели право подавать доклады непосредственно сыну
Неба, минуя промежуточные инстанции. Само существование
такого контрольного органа должно было служить единоначалию
власти и предотвращать любые нежелательные тенденции в стра-
не. Вся империя делилась на провинции, округа и уезды, разли-
чавшиеся по категориям в зависимости от числа податных и мас-
сы налоговых сборов.
Важной функцией государственного аппарата явилась органи-
зация экзаменов трех степеней. Испытания проводили главы ад-
министрации, причем столичные экзамены на высшую степень
цзиньши устраивались при императорском дворе. Экзаменацион-
ная система обеспечивала высокий уровень конфуцианской об-
разованности кандидатов в чиновники и высокое качество им-
перской администрации. Высшая ученая степень давала право на
замещение ключевых административных постов. Кроме того, эк-
заменационная система служила методом проверки благонадеж-
ности кандидатов в чиновники, воздействия на направление умов
образованной части общества и обновления чиновного аппарата
власти, регулярно снабжая его новыми кадрами вплоть до уезд-
ного уровня.
Ниже уездных центров стояли деревенские организации, воз-
главляемые старостами. В деревне низшей единицей были объе-
динения четырех или пяти дворов, в свою очередь входившие в
175более крупные общинно-административные деревенские орга-
низации.
Старосты и общинные органы самоуправления вели учет на-
селения, наблюдали за возделыванием полей и шелководством,
своевременной уплатой налогов, выполнением трудовой повин-
ности, обеспечением круговой поруки, отвечали за порядок и
спокойствие в деревне, отправление религиозных церемоний. Им
надлежало следить, чтобы в округе не было беглых разбойников
и контрабандистов.
В эпоху Тан была кодифицирована традиционная правовая
норма. После долгой и кропотливой работы в 737 г. опубликова-
ли всеобъемлющий кодекс «Тан люй шуи», оказавший влияние
не только на юридическую мысль Китая на протяжении несколь-
ких столетий, но и ставший образцом для законодательства со-
предельных с Китаем стран Дальнего Востока. Его мировоззрен-
ческой основой было конфуцианство, облекавшее полной юри-
дической компетенцией лишь императора. Главным принципом
государственного правления стала детально разработанная рег-
ламентация всех сторон жизни, строгая социальная иерархия и
административная субординация. Жестко карались малейшие
нарушения порядка при дворе и проступки против сына Неба.
В духе юридических норм, определенных еще в древности,
кодекс отождествлял этические нормы в государстве с этикой
семейной. Конфуцианская мораль нашла отражение в признании
отцеубийства тягчайшим преступлением. Свод уголовных зако-
нов определял прежде всего отношения между родственниками,
хозяевами и рабами. Большинство статей кодекса было посвяше-
но привилегиям и обязанностям «любимых сыновей» сына Неба
и одновременно «пастырей народа» чиновников. Уложения,
касающиеся этой прослойки, достигли в кодексе завершенной
полноты и отточенности.
Чиновники, обладавшие рангами, пользовались привилегия-
ми: личный ранг определял должность и реальный правовой ста-
тус чиновника. Они могли избежать физических наказаний путем
понижения их ранга, должности или титула. Правда, это означа-
ло нежелательную для конфуцианцев «потерю лица», что было
нестерпимым унижением для провинившегося. Родство с высо-
копоставленным чиновником становилось источником привиле-
гий. В то же время все действия чиновников находились под не-
усыпным контролем. Более того, совершенные ими даже незна-
чительные проступки, например нарушения нормативных сроков
обработки документов правителя, карались весьма сурово.
Кодекс в целом стоял на страже интересов государства. Сте-
пень наказания обычно имела ситуационный характер, т.е. зави-
176села от статуса виновного и жертвы. Так, хозяина за убийство
провинившегося раба наказывали ста ударами большой палки, а
неумышленное убийство господина рабом или слугами каралось
смертной казнью.
Танская империя обладала значительными военными силами.
Армия вербовалась из рекрутов, которые призывались на воен-
ную службу и проходили обучение. В каждой провинции и округе
выставляли воинов, выделенных сельскими организациями. Войс-
ко обеспечивало империи успех обширных завоевательных похо-
дов. Армейские подразделения несли службу как в столице, так и
в провинции. Императорский дворец и столицу охраняли гвар-
дейцы. На границах военные поселенцы занимались хлебопаше-
ством и несли военную службу. В случае надобности власти при-
бегали к услугам конницы кочевников. Военные чиновники по
статусу, как и в эпоху Суй, считались ниже гражданских.


Назад к содержимому | Назад к главному меню