Историк

Перейти к содержимому

Главное меню

Города ремесло торговля

Страны в истории > Китай

Городская жизнь танского Китая была отмечена возрастани-
ем значения города как культурного, экономического и поли-
тического центра. При этом стала очевидной и преемственность
с древней традицией. Город, как живой организм, гармоничес-
ки вписывался в природный ландшафт. Подобно любой струк-
туре, построенной по законам традиционной китайской геоман-
тии (фэншуйсюэ), он был ориентирован по частям света и, как
правило, четко спланирован в виде прямоугольника. Простран-
ство внутри городов, обнесенных земляными валами и стенами,
делилось на замкнутые квадраты.
179Не случайно композиция Чанъаня повторяла традиционную
планировку дома-усадьбы Северного Китая, а сама столица стро-
илась по канонам городов, сооруженных на равнинной мест-
ности. Расположенный напротив главных ворот императорский
дворец с парком позади занимал место главного здания, за ним
обычно находился сад или огород. Как и Чанъань, другие горо-
да, непременно с садами и огородами, естественно смыкались с
сельской местностью. Более того, в самом городе широко куль-
тивировалось искусство разбивки парков, сотворенных по пo-
добию первозданной природы, любование которой было эстети-
ческой потребностью китайцев. Как и в деревне, в замкну-
тых кварталах (при династии Северных Вэй ли, а позже фан)
горожане, организованные в пятидворки и десятидворки, были
связаны взаимной ответственностью, в том числе и перед каз-
ной. Квартальная застройка обеспечивала функционирование го-
рода по принципу сельской общины, зарекомендовавшей себя как
устойчивая система.
Единство ритма пространства и времени в живом организме
города проявлялось, в частности, и в развитой службе времени,
направленной на регуляцию временных циклов жизни горожан.
Подобная регламентация была единственно эффективным сред-
ством наладить городскую жизнь, не допуская в ней нежеланно-
го хаоса. Так, ворота в городских стенах на ночь запирались, а
специальные конные отряды, патрулируя улицы, следили за пo-
рядком. Всем, кроме чиновников высших рангов, ночью запре-
щалось выходить на улицу. Закон наказывал семьюдесятью палоч-
ными ударами каждого, кто в неположенное время осмеливался
перебраться через городской вал или внутренние заграждения.
Четкое регулирование пространственной структуры города и
временного распорядка его жителей во многом обеспечивало жиз-
неспособность городского организма, вобравшего в себя много-
численное население.
Славу и блеск Танской империи придавали три ее столицы -
Чанъань, Лоян и Тайюань. Они поражали современников роско-
шью и сказочной красотой императорских дворцов, храмов и
пагод, парками, прудами и цветниками при домах знати. На этом
фоне особо выделялся Чанъань, послуживший образцом для по-
стройки японского города Нара.
В восточной части Чанъаня находились императорские двор-
цы, дома знати и богачей. В городах функционировали админи-
стративные учреждения, суды, тюрьмы, монастыри и кумирни.
Здесь жили влиятельные сановники, чиновники и военачальни-
ки, купцы и монахи. В столице селились и чужестранцы, выхсод-
цы из Ближнего и Среднего Востока. Позднее, в начале VIII в.,
180кроме даосских и буддийских монастырей и храмов появились
манихейские, несторианские, зороастрийские святилища, алтари
Маздака и другие храмы. В тесных и узких переулках ютились
ремесленники и простой люд.
Постройка Великого канала, проведение административной
реформы и меры по унификации денежного обращения способ-
ствовали оживлению городской экономики. В начале VII в. не-
далеко от морского побережья на магистрали Великого канала
возник Ханчжоу. На путях с севера на юг вырос Кайфын, а на
Великом канале Янчжоу. Крупными торгово-ремесленными
центрами стали Чэнду, Чанчжоу, Сучжоу. Значительно расшири-
лись древние портовые города Цюаньчжоу, Гуанчжоу, Учан.
Широко развивалось городское ремесло. Возникли горнодо-
бывающие и плавильные промыслы. В Цзянси сложился центр
производства керамических и фарфоровых изделий, а Янчжоу
славился кораблями. Шелковые ткани из Чэнду проникали на
Запад по Великому шелковому пути. В широких масштабах вели
добычу соли, обработку металлов и камня, вываривали сироп
из сахарного тростника. Искусство каменотесов, резчиков по де-
реву и камню, лепщиков украшало дворцы, храмы, жилые по-
мещения состоятельных горожан.
Танское время было отмечено дальнейшим укреплением це-
ховых организаций (хан или туань). В некоторые цехи входило
до 400 семей. Ханы регламентировали весь уклад жизни, прием
в ученики, определяли распорядок работы, строго охраняли це-
ховые секреты. Но цены на местных рынках находились под
контролем казны. За землю, занятую под лавки и мастерские,
казна взимала плату. Ремесленник работал на заказ и лишь ос-
тавшийся товар продавали на рынке. Часть ремесленников тру-
дилась при монастырях. Большие ткацкие мастерские нередко
принадлежали чиновникам.
В VIIVIII вв. значительно развилось казенное ремесло. Про-
дукция многих казенных рудников и плавилен, оружейных и
ткацких мастерских, монетных дворов, мастерских по производ-
ству печатей, изготовлению экипажей и т.д. обычно не шла на
рынок. В отраслях ремесла, где требовалась высокая квалифи-
кация, занятие отца передавалось, как правило, по наследству
сыну.
Подъем переживала и торговля. Торговые пути протянулись по
Янцзы и Великому каналу, по рекам, сухопутным дорогам и тро-
пам, вдоль морского побережья. Крупнейшим рынком стала сто-
лица Чанъань, а важнейшим перевалочным пунктом Янчжоу.
С заходом солнца торговля прекращалась. На рынках размещались
181меняльные лавки, склады, постоялые дворы, погреба виноку-
ров, кабаки, публичные дома, а в местах скопления горожан ус-
траивались театральные представления. Торговлю с отдаленными
районами стимулировали периодические ярмарки. К народным и
религиозным праздникам приурочивались ярмарки прихрамовые,
городские и деревенские. Торговля с соседними народами шла
на пограничных ярмарках.
Рост городской экономики, подъем внутренней и внешней
торговли обеспечивались увеличением сельскохозяйственной про-
дукции, расширением добычи металлов, ростом монетного об-
ращения. Правительство осуществляло жесткий контроль над тор-
говлей. Поборы, безвозмездные изъятия, налоги в пользу армии,
вымогательства чиновников ущемляли торговцев.
Казна владела монополией на отливку медной монеты. С VII в.
установили единую государственную денежную единицу цянь
в виде круга (символ Неба) с отверстием в форме квадрата (сим-
вол Земли) внутри. Счет обычно вели связками монет, нанизан-
ных на шелковый шнур. Танские деньги ходили не только по всей
империи, но и за ее пределами: в Согдиане, Японии, Корее.
Власти все более расширяли ассортимент облагаемых пошли-
ной товаров. В VIII в. казна ввела особый налог на чай, и за кон-
трабанду чаем подвергали смертной казни.
Невычлененность многолюдного средневекового города из
общества, его органическая вписанность в общую систему обще-
ственных связей обусловили тот факт, что юридическая мысль и
практика Китая не различали по статусу горожан и сельских жи-
телей и специальных правовых норм для городов и их жителей
не было. Не было у китайского города, как в Европе, ни вольно-
стей, ни самоуправления, ни коммунальных свобод. Даже верхи
городского общества аристократия и служилая знать горо-
жанами себя не осознавали.


Назад к содержимому | Назад к главному меню