Историк

Перейти к содержимому

Главное меню

Крестьянская война ¶Х века и крах династии Тан

Страны в истории > Китай

Явным свидетельством развивающегося династийного кризи-
са стали все участившиеся выступления низов общества, начав-
шиеся еще во время мятежа Ань Лушаня в 762 г. в пров. Чжэцзян.
В стране периодически вспыхивали разрозненные восстания ра-
зорившихся крестьян, бунты военных. Все это было ответом на
неспособность государственной власти обеспечить социальный
порядок в стране и ограничить произвол чиновников, взимав-
ших налог выше освященной традицией нормы.
В период обострения династийного кризиса росло число тех,
кто в трудную годину выпадал из рамок веками выстроенной со-
циальной структуры и лишался элементарных средств к суще-
ствованию. Так, в восстании 859 г. в пров. Чжэцзян, ставшем пред-
дверием надвигавшегося хаоса в стране, основную массу повстан-
цев составляли беглые крестьяне. Вызовом верховной власти,
нарушавшей принцип взимания налога и тем разрушавшей сцеп-
ление различных социальных сил в обществе (а значит и его ста-
бильность), стало создание восставшими своего собственного
государства. В нем они надеялись обрести не только средство за-
щиты от произвола, но прежде всего единственно доступный им
в сложившихся условиях способ сохранения и поддержания сво-
ей собственной жизни.
Отвергнув аморальную политику верхов, противоречащую док-
трине конфуцианства, восставшие, как умели, решительно реа-
лизовывали свое понимание принципа справедливости. Они
захватывали казенные и монастырские кладовые, а похищенное
зерно и награбленные ценности делили между собой.
187Эта тенденция к претворению на практике всеобщей уравни-
тельности в период политической дезорганизации особенно ярко
проявилась в крестьянской войне, когда в 874 г. вспышки проте-
ста по всей стране переросли в массовое движение.
Сначала в восстаниях, разразившихся в Ганьсу, Шэньси, Хэ-
нани, Аньхуе и Шаньдуне, наиболее влиятельным из повстан-
ческих лидеров стал Ван Сяньчжи. В 875 г. к нему присоединился
Хуан Чао выходец из семьи, разбогатевшей на контрабандной
торговле солью. В отличие от рядовых крестьян он знал грамоту,
прекрасно владел мечом, стрелял на скаку из лука. В 876 г. войска
Ван Сяньчжи и Хуан Чао уже контролировали пять провинций в
междуречье Хуанхэ и Янцзы. Воззвания лидеров движения, акку-
мулирующие настроения восставших, обличали жестокость и про-
дажность чиновников-лихоимцев, нарушение законов, превыше-
ние налоговых ставок. Все это способствовало созданию в стране
«механизма» долговременного эмоционального возбуждения. Край-
ние меры, немыслимые в период стабильности, воспринимались
теперь не только как дозволенные, но и как справедливые. На-
чался грабеж богатых землевладельцев. В первую очередь протест
восставших был направлен против представителей официальной
власти. Повстанцы сжигали казенные реестры и долговые записи,
уклонялись от выплаты налогов и отбывания повинностей. Захва-
тывая государственное имущество, они «по справедливости», как
они ее понимали, распределяли его между нуждающимися.
В 878 г. Ван Сяньчжи совершил поход на Лоян. Подступы к
столице охранялись правительственными войсками и наемной
конницей кочевников. В битве за Лоян погибло 50 тыс. восстав-
ших, а Ван Сяньчжи был схвачен и казнен. Апогеем восстания
стал момент, когда Хуан Чао, возглавив повстанческий лагерь,
принял титул «Великого полководца, штурмовавшего Небо». Он
назвал свое войско справедливым средством возмездия правя-
щим кругам, презревшим свою обязанность в отношениях к под-
данным. С этого момента восстание переросло в крестьянскую
войну: именно тогда возникла реальная угроза уничтожения пра-
вящей династии. В конце 878 г. войско Хуан Чао, укрепив свою
власть на юге страны, переправившись через Янцзы, двинулось
по землям Чжэцзяна, Фуцзяни и Гуандуна. В 879 г. был взят Гуан-
чжоу, где произошла стычка повстанцев с жителями иностранно-
го поселения, в частности с персидскими и еврейскими купцами.
Из Гуандуна повстанцы ушли на Север. Однако в Хубэе, близ
Санъяна, их войско, потерпев поражение, вновь направилось на
Юг. На правом берегу Янцзы под прикрытием мощных потоков
реки повстанческие вожди собрали новые силы и летом 880 г. вновь
выступили на Север, двигаясь по Великому каналу. В конце того
188же года без боя был занят Лоян. Раскол в обществе усилился
настолько, что многие из горожан, в том числе военачальники и
гражданские чины, присоединились к восставшим.
Чтобы защитить другую свою столицу Чанъань, правитель-
ство направило гвардейские части к Тунгуаню естественной
крепости у изгиба Хуанхэ. Но судьба Чанъаня была решена
перевес оказался на стороне восставших. Император вместе с
приближенными бежал, а повстанцы в начале 881 г. вступили
в столицу.
Как сообщали средневековые летописцы, «разбойники шли с
распущенными волосами и в парчовых одеждах». Хуан Чао как
глава крестьянской иерархии «ехал в колеснице из золота», а
охрана его была в расшитых одеждах и пестрых богатых шапках.
Сведения о политике восставших после взятия столицы край-
не противоречивы и неполны. Но очевидно, что они начали с
преследований тех, кто, по их мнению, был повинен в бедах
страны. Как сообщают источники, Хуан Чао приказал убивать
членов императорской фамилии и изгонять со службы чиновни-
ков трех высших рангов. Очевидцы сообщали и о других кара-
тельных мерах Хуан Чао: «Богачей разували и гнали босыми. За-
держанных чиновников убивали, поджигали дома, если не могли
там ничего найти, а всех князей и знатных людей уничтожа-
ли». Вместе с тем также отмечалось, что «разбойники» делились
своей добычей с бедняками, «раздавая им ценности и шелка».
Уничтожив носителей императорской власти и заняв танский
дворец, повстанцы провозгласили Хуан Чао императором. Теперь
перед ним встала задача устроения государства. Создавая его
структуру ради выживания и утверждения новой власти, Хуан
Чао в соответствии с конфуцианскими представлениями заботи-
ло прежде всего создание административного аппарата. Его при-
вилегированной частью стали соратники и военачальники Хуан
Чао, получившие назначение на посты советников и членов раз-
личных коллегий. Преследуя на первых порах танскую правящую
элиту, руководители восстания постепенно изменили политику
в отношении чиновников, возвратив их на прежние места. Были
предприняты меры для наведения порядка. Воинам запретили
убивать и грабить население. В Чанъане соблюдались все кон-
фуцианские обряды. В духе традиции утверждалось, что повеле-
нием Неба мандат на правление Поднебесной был предостав-
лен новому справедливому императору. В мае 883 г. Хуан Чао
был вынужден покинуть столицу. В 884 г. в Шуньдуне его войс-
ко оказалось в безвыходном положении, и тогда, как гласит ле-
генда, Хуан Чао покончил жизнь самоубийством.
Крестьянская война, несколько лет бушевавшая в стране, по
напряженности и размаху не имевшая прецедента в истории
189Китая, потерпела поражение. В 907 г. правящая династия была
свергнута, распался прежде мощный госаппарат главная скре-
па империи. Страна раскололась на мелкие государства, а их
властители, соперничая друг с другом, претендовали на трон
сына Неба. Время между 906 и 960 гг. традиционная историо-
графия назвала «Эпохой пяти династий и десяти царств». «Воз-
раст» династий, приходивших в упадок, не превышал 1316 лет,
и сменявшие друг друга карликовые государственные образова-
ния были недолговечны.
На Юге в ходе крестьянской войны произошло ослабление
местной власти, дробление крупного землевладения. Здесь стало
преобладать мелкое землевладение, частично основанное на тру-
де арендаторов. Землевладельцы нередко предоставляли льготы
держателям, обрабатывающим их поля. Заинтересованность но-
вых хозяев в улучшении ирригации, в возделывании целины при-
вела к некоторому подъему сельского хозяйства и оживлению
городского ремесла. Увеличился торговый обмен, расширилось
речное и морское судоходство. Области в долине Янцзы и к югу
от нее становились экономически развитыми районами.
Иным было положение на Севере, где борьба за власть затя-
нулась надолго: в жестоких войнах новые династии постоянно
сменяли друг друга. Многие города подверглись разграблению.
В начале X в. одна из богатейших столиц мира Чанъань
была сравнена с землей, а в междоусобной борьбе 30-х годов
была разрушена и значительная часть Лояна с его великолепны-
ми дворцами и библиотеками. Враждовавшие между собой вое-
начальники облагали население поборами по своему произволу.
Запустение деревень, упадок ирригационной системы, ветхость
дамб вызывали частые разливы Хуанхэ. Потерявшие кров земле-
дельцы уходили на юг. Население резко сократилось. Опустели и
пограничные военные поселения. Все воинские силы оказались
вовлеченными во внутренние распри.
Положением в Китае воспользовались кидане. Их многолет-
ние торговые и политические связи с империей способствовали
переходу от кочевого образа жизни к оседлому, приобщению к
земледелию. Но политический строй киданей еще долго хранил
отпечаток старых порядков. Восемь больших родовых организаций
(аймаков) пользовались самоуправлением и возглавлялись ста-
рейшинами. Лишь в 916 г. один из влиятельных вождей Апоки
(Амбигань) из рода Елюй, нарушив выборное начало, провозгла-
сил себя императором. В 937 г. новое государство стало назы-
ваться Ляо. Его глава широко привлекал ханьских чиновников,
попавших в плен, к строительству государственного аппарата.
По китайскому образцу была создана и киданьская письмен-
190ность. Строились города, поощрялся рыночный обмен, налажи-
валась добыча руды и соли.
Киданьские правители вмешивались в политическую жизнь
Китая. В свою очередь, китайские власти искали помощи у
киданьской конницы и потому платили киданям дань шелком и
уступали им северные районы страны. Под власть Ляо перешло
16 земледельческих округов, находившихся на территории со-
временных провинций Хэбэй и Шаньси.
Необходимость стабилизации внутреннего положения прину-
дила кайфынских правителей реорганизовать армию и из от-
борных воинов создать гвардию для противостояния государству
Ляо. Походы на север были трудны и дорогостоящи. Опасность
вторжения со стороны киданей стимулировала прекращение меж-
доусобных войн и объединение страны. Поэтому, когда в 960 г.
войска, вышедшие в поход против киданей, провозгласили вое-
начальника Чжао Куанъиня императором династии Сун, он полу-
чил широкую поддержку не только войска, но и горожан Кайфы-
на, жаждущих мира.

Назад к содержимому | Назад к главному меню