Историк

Перейти к содержимому

Главное меню

Реформаторское движение в Х¶ веке

Страны в истории > Китай

Напряженность положения на границах, нестабильность внутри
страны, связанная с локальными, но упорно нарастающими на-
родными восстаниями, привели Китай в середине XI в. к глубо-
кому социально-политическому кризису.
Настоятельность и срочность перемен в жизни империи ярко
выразил идеолог реформ Фань Чжунъянь (989-1052), утверждав-
ший, что «устои государства с каждым днем ветшают, чиновни-
ков становится все больше, население страдает, варвары занос-
чивы, грабители своевольничают».
Выдвижение реформ осознавалось как следование конфуци-
анской традиции, исконно предполагавшей время от времени
профилактически оздоравливать общественный организм. Ради
того чтобы своевременно поставить заслон хаосу и беспорядку,
она освящала реформы, нацеленные на искоренение неизбежно
возникавших пороков в функционировании государства.
В поисках средств выхода из создавшегося положения пришли в
движение различные слои китайского общества, и прежде всего
его образованная элита. Их социальная психология была во мно-
гом сходной. С разной долей глубины всех их объединял общий
духовный стержень конфуцианство. Однако гуманная суть, ха-
рактерная для древнего учения, все больше извращалась в угоду
корыстным интересам правящих верхов страны. В официальной
трактовке все более нарастала тенденция выхолащивания кон-
фуцианства, исконно учившего искусству общения верхов и ни-
зов ради продолжения самой жизни и благополучия всего обще-
ства. Теперь оно все более сводилось к идеологии, односторонне
утверждавшей незыблемость деспотии, дух раболепства и безус-
ловного подчинения старшим и сыну Неба, освобождая при этом
последних от их прямых обязанностей.
Представители элиты средневекового китайского общества
были тесно связаны между собой. В большей степени были реали-
зованы связи вертикальные, формировавшиеся земляческими,
семейно-клановыми, родственными отношениями. Наметившая-
ся в экономической жизни тенденция быстрого развития юго-
восточных районов усилила противостояние Юга и Севера и при-
вела к тому, что и в политике произошло размежевание по зем-
ляческому принципу.
Долгое время ближайшее окружение основателя сунского дома
составляли выходцы из северных и центральных районов Китая.
Правящая группировка ревностно следила, чтобы на высокие
должности не допускались «люди с другой стороны реки». Имен-
но тогда усилилось соперничество группировок южан и северян.
206Все более обострялись противоречия между столичной знатью
Севера и провинциальными чиновниками Юга. Эта борьба на-
шла свое выражение в соперничестве за политическое влияние
на императора.
Сначала оппозиционные настроения возникли вдали от им-
ператорского дома, где неустанный контроль сына Неба над мыс-
лями подданных был менее ощутим. В XI в. наряду с казенными
школами, где воспитывались кадры чиновников из высшей слу-
жебной знати, было немало и частных училищ. Они создавались,
как правило, при книгохранилищах, архивах правительственных
учреждений либо при частных библиотеках выдающихся ученых.
В стенах такой академии, «питомнике талантов» в Иньтяне (пров.
Хэнань), нашли себе прибежище мыслители конфуцианского
толка, остро ощущавшие необходимость обновления политичес-
кой и духовной жизни страны.
Расцвет академии этого традиционного для китайской куль-
туры института передачи знаний от учителя к ученику был
связан с градоначальником г. Иньтяня Ян Шу, создателем област-
ного училища. Южанин по происхождению, он на собственном
опыте ощутил безраздельную власть столичной правящей груп-
пировки при дворе, не допускавшей южан даже на незначитель-
ные государственные должности. Именно отсюда впервые про-
звучали обращения к императору с просьбой произвести пере-
мены в его ближайшем окружении.
Одним из ведущих деятелей оппозиции стал преподаватель
академии Фань Чжунъянь, происходивший из некогда родови-
той, но обедневшей семьи пров. Цзянсу. По отзывам современни-
ков, он не только вдохновенно «толковал древние каноны, но и
часто взволнованно говорил о делах Поднебесной, был отважен
и ничего не боялся». Именно Фань Чжунъянь подал доклад из
«десяти тысяч иероглифов», изложив в нем мнение о необходи-
мости изменить принципы назначения военных и гражданских
чиновников в провинции. Реформатор призвал «вытеснить без-
дельников, уволить самозванцев, тщательно и строго проводить
экзамены». Этот доклад был прежде всего направлен против Люй
Ицзяня (9781044) ловкого политика, не гнушавшегося под-
держки евнухов, который сумел, находясь у власти в течение 10
лет, трижды занять пост цзайсяна.
После длительного соперничества с придворной кликой Фань
Чжунъяню и его сторонникам удалось получить посты в цент-
ральном административном аппарате. Проекты реформ излага-
лись в многочисленных докладах трону, содержащих рекоменда-
ции относительно укрепления финансовой и военной мощи го-
сударства.
207Реформаторы, связывая благосостояние государства с процве-
танием земледелия, обратились к древнему учению о земледелии
(в отличие от торговли и ремесла) как важнейшему источнику
финансовых поступлений казны. Для преодоления, экономических
трудностей Фань Чжунъянь разработал программу ирригацион-
ных и мелиоративных работ под контролем казны, а для поощ-
рения земледелия рекомендовал уменьшить трудовые повиннос-
ти. Чтобы дать сельскому хозяйству дополнительные рабочие руки,
Фань Чжунъянь предложил урегулировать выполнение повинно-
стей в казенных учреждениях. Стремясь сократить расходы на до-
рогостоящее войско, он ратовал за восстановление древней
системы, позволяющей обеспечивать и вооружать воинов-земле-
дельцев за счет общины.
Важной мерой реформатор считал сокращение администра-
тивного аппарата. Он подверг критике принцип повышения в
должности в зависимости от срока службы, а не от способнос-
тей, предложил ограничить незаслуженные привилегии чинов-
ной знати, чьи многочисленные потомки ежегодно получали
назначения, минуя экзамены. Фань Чжунъянь требовал также пере-
смотра системы образования, все больше сводившейся к механи-
ческому зазубриванию древних канонов. Реформатор предлагал
щедро поощрять и выдвигать чиновников, хорошо разбиравших-
ся в земледелии, ирригации, финансах. Ограничение привиле-
гий чиновной знати, основанных на праве наследования, и выд-
вижение принципа отбора по способностям могли бы увеличить
социальную мобильность в обществе и обновить административ-
ный аппарат в центре и на местах.
Предложения Фань Чжунъяня, поддержанные его сторонни-
ками в серии докладов 10431044 гг., встретили сильную оппо-
зицию верхов. Потерпев поражение при реорганизации админист-
ративного аппарата, идеологи преобразований даже не смогли
приступить к осуществлению экономической части своей про-
граммы. Яростное сопротивление их противников послужило при-
чиной отставки Фань Чжунъяня и его единомышленников.
Кризисное положение в стране, вызвавшее к жизни проекты
преобразований, оставалось прежним. Рост народных восстаний,
обострение взаимоотношений внутри правящей верхушки, раз-
рушительные стихийные бедствия еще больше осложнили комп-
лекс проблем, не решенных в 40-х гг. И хотя борьба за реформы
на время ослабела, политическая мысль, возбуждаемая нерешен-
ными социальными и политическими проблемами, продолжала
развиваться.
Властителем дум образованной элиты вскоре становится Ли Гоу
(1009-1059), знаменитый своими трудами наставник из Цзянси,
208воспитавший плеяду учеников и разделявший учение цзин цзи.
Если у родоначальника этого учения Ван Туна понятие цззин цзи»
воплощалось в ценностях этического характера, которые следо-
вало заботливо передавать из рода в род будущим поколениям,
то Ли Гоу трактовал цзин цзи как необходимость осуществить три
главных аспекта плана действий сына Неба по гармонизации об-
щества: обогащение государства, усиление армии, успокоение
народа.
Особый интерес представляет то, что впервые именно в XI в.
традиционное понятие цззин цзи» оказалось связано с «обогаще-
нием государства», отчего западное понятие «economy», пришед-
шее в Китай в XIX в., было выражено этим традиционным тер-
мином, в котором экономическая мысль не вычленялась само-
стоятельно, а была лишь одним из аспектов целого.
Взгляды Ли Гоу, «разумевшего цзин цзи ученого», сформули-
ровавшего основные этапы последовательной программы действий
для склоненного на его сторону правителя, во многом определили
плодотворные политические поиски эпохи. Среди крупных деяте-
лей, испытавших влияние Ли Гоу, были Ван Аньши (10211086) и
знаменитый историк Сыма Гуан (10191086). Понимая необхо-
димость адаптировать структуры и институты общества и госу-
дарства к изменившимся условиям, оба приверженцы реформ
неоднократно подавали доклады трону, но путь решения про-
блем понимался ими по-разному. Уже в февралемае 1071 г. (а
реформы начались в 1068 г.) логика развития преобразований
развела по разным дорогам прежних единомышленников Ван
Аньши и Сыма Гуана.
Ван Аныпи декларировал необходимость смягчения социальных
противоречий в обществе и предложил меры по урегулированию
отношений верхов и низов (казны с подданными). Он выступил
против засилия крупных владельцев земли, торговцев, ростов-
щиков, дестабилизирующих, по его мнению, положение в стране.
Одной из первых проведенных им мер стало упорядочение
перевозок в столицу централизованно закупаемого казной зерна
в провинции. Чтобы устранить посредничество спекулянтов-рос-
товщиков, наживающихся на этой операции, создавался казен-
ный фонд зерна для своевременного реагирования на колебания
рыночных цен (в связи с сезонными циклами). Тем самым были
исключены финансовые потери при его перевозке. Аналогичные
цели преследовало и создание казенных амбаров, позволяющих
казне выдавать «ссуды под зеленые побеги» в самую трудную для
земледельцев весеннюю пору, когда кончались запасы зерна и
крестьяне попадали в зависимость от ростовщиков, ссужавших
их зерном под высокие проценты (100200). Отныне, исключая
209вмешательство ростовщиков, казна предоставляла ссуду на усло-
виях 10-20%.
Ван Аньши предложил изменить прежний порядок выполне-
ния трудовых повинностей, заменив их денежным налогом. В со-
ответствии с земельной реформой были обмерены с целью упо-
рядочения налогообложения земли крупных землевладельцев,
утаенные от казны. Нововведения проводились и в области тор-
говли: мелким торговцам (как и крестьянам) выдавались денеж-
ные ссуды с тем, чтобы они смогли противостоять конкуренции
крупных торговцев. Вся торговля в стране велась теперь под конт-
ролем государства через специально созданные управления.
Много внимания Ван Аньши уделял созданию ополчения на
рекрутской основе и учреждению казенных арсеналов.
Хотя интересы ростовщиков, крупных торговцев и крупных
земельных собственников оказались ущемлены правительством,
население от этого не выиграло. Реформы способствовали усиле-
нию центральной администрации и фискального контроля госу-
дарства как над крестьянами, так и над мелкими торговцами и
ремесленниками. Определяющим в реформах было стремление
пополнить доходы казны за счет бесперебойного притока нало-
говых поступлений от земледелия и средств, полученных от ка-
зенной торговли и ремесла в результате ущемления частного пред-
принимательства и частной торговли.
Вождем противников Ван Аньши стал Сыма Гуан, выступав-
ший не против реформ вообще, а против политического лидер-
ства Ван Аньши. В условиях средневековья борьба, развернувшая-
ся вокруг реформ, выливалась в столкновение конкурировавших
группировок при императорском дворе. В 1077 г. Ван Аньши в
условиях глубоких разногласий в реформаторской группировке
был вынужден уйти в отставку, но проведение реформ продол-
жалось еще несколько десятилетий.
Идеологи и практики реформ сунской эпохи действовали в
традиционных рамках китайской (конфуцианской) политичес-
кой культуры: это были преобразования, направленные на гар-
монизацию в конфуцианском духе отношений императора и его
подданных посредством совершенствования и укрепления суще-
ствующей социально-политической структуры. Стабильность этих
отношений подрывалась, как полагали реформаторы, прежде
всего разного рода крайностями, и в первую очередь чрезмер-
ным развитием рыночных отношений, крупного частного земле-
владения и частной инициативы, что способствовало ускорению
имущественной и социальной дифференциации и тем самым вело
к возникновению хаоса и угрозы взрыва, способного разрушить
китайскую государственность и нанести урон всему обществу.
210Реформы Ван Аньши и других реформаторов сунской эпохи
(как и реформы Ван Мана за тысячу лет до этого) носили кон-
сервативный охранительный характер и в определенной мере ук-
репляли Сунское государство, способствуя его культурному и
экономическому подъему.

Назад к содержимому | Назад к главному меню