Историк

Перейти к содержимому

Главное меню

Культура в Х-Х¶¶¶ вв

Страны в истории > Китай

Славу и известность сунской культуре обеспечила не в послед-
нюю очередь ее глубокая органичная приверженность древней
культурной традиции, зачастую по-новому осмысленной. В част-
ности, это ярко проявилось в трех культурных нововведениях сун-
ского времени изобретении пороха, компаса и ксилографии
(печатание с резных досок). Принципиальные идеи этих новшеств
восходили к древности, но лишь в сунское время они были вос-
требованы в новых сферах.
Порох был изобретен в ходе многовековых опытов древних ал-
химиков, смешивавших серу и селитру с древесным углем, чтобы
216получить эликсир бессмертия. В сунском Китае порох применяли
ради забавы и развлечений, украшая праздники причудливыми
красками фейерверков. Однако есть основание считать, что под-
час он использовался и в военном деле.
В 70-х гг. X в. были изобретены зажигательные стрелы, огнен-
ные зажигательные диски и греческий огонь. Кроме того, при
осаде городов стали поджигать фитили в начиненных порохом
глиняных горшках, чтобы пробивать брешь в толще прежде не-
уязвимых для неприятеля стен.
В XIIIXIV вв. секрет пороха проник через Среднюю Азию в
Европу и в соседнюю с Китаем Японию.
Большим нововведением в сунское время стало и применение
магнитной стрелки. Традиционный китайский компас представ-
лял собой железный ковшик на четырехугольном основании (сим-
вол двухмерной земли), ручка которого в отличие от стрелки со-
временного компаса показывала на юг, где находился источник
благодатной силы ян, дарующей жизнь, приносящей в мир вес-
ну и живительный свет. Компас, имевший хождение в Китае с
XI в., был не только принципиально отличен от современного
по своему устройству, но и применялся в совершенно иных це-
лях. В древности с его помощью геоманты, познавшие законы
«ветра и воды», выбирали места, благоприятные для жилища,
разнообразных сооружений, в том числе и погребений.
В сунское время возможности «показывающего на юг» компа-
са были востребованы в дальних путешествиях. Применение ком-
паса 'в мореплавании, помогавшее преодолеть дальние расстоя-
ния, способствовало расширению культурного горизонта и даль-
нейшему упрочению культурных и экономических связей с
близкими и дальними соседями.
Третье сунское нововведение искусство ксилографии (кни-
гопечатания с помощью резных досок, на которых гравирова-
лись иероглифы в зеркальном отражении) восходило к древ-
ней традиционной технике производства печатей на камне и ме-
талле. Резные доски были пригодны для долгого хранения и
повторного печатания текста.
Все эти новшества стимулировались прежде всего запросами эпохи.
Известно, что в 10411048 гг. в Китае простолюдин Би Шэн изоб-
рел подвижной (наборный) шрифт. Однако ввиду отсутствия в
китайской письменности алфавита «живые иероглифы» оказались
непрактичными и в отличие от резных досок не прижились. По-
добно тому как изобретение печатного станка способствовало
расширению культурного горизонта и развитию искусства в За-
падной Европе, так и внедрение ксилографии благотворно по-
влияло на расширение культурного пространства Китая. Родился
217принципиально иной в отличие от древнего свитка тип сброшю-
рованной книги. Удешевление книжной продукции в значитель-
ной степени способствовало росту грамотности. Круг читателей
многократно возрос. Открывались казенные и частные типогра-
фии, книжные лавки, создавались частные и казенные библио-
теки, развивалось школьное образование. В дворцовых книгохра-
нилищах шла многообразная работа по' комментированию, изда-
нию классических произведений древности и исторических
сочинений различных жанров. Рост производства бумаги, расцвет
ксилографии, наконец, развитие коммуникаций создали пред-
посылки для издания в Кайфыне и Ханчжоу официальной газе-
ты «Столичный вестник», информировавшей о событиях с мест.
Следствием общего культурного подъема в стране и расшире-
ния знаний, достигнутых на основе преемственности древней
традиции, явилось складывание типа цельной личности, орга-
нически сочетавшей в одном лице поистине энциклопедические
знания и талант художника в широком смысле этого слова. Яр-
кой фигурой такого рода был Шэнь Ко (10311095), сделавший
блестящую карьеру от провинциального чиновника до чрез-
вычайного посланника императорского двора. Широкий круг его
интересов распространялся, говоря современным языком, на ас-
трономию, географию, теорию музыки, градостроительство, ли-
тературу и язык, археологию, общественные науки, военное дело
и ирригацию. Свои теоретические изыскания Шэнь Ко успешно
внедрял в практику, оставив после себя «Записки Спящей реки»
(Мэнси би тань), подытожившие достижения в области естествен-
ных наук и техники производства.
В начале XII в. под руководством Чжэн Цяо было написано
«Всеобщее обозрение», содержавшее сведения по самым разно-
образным отраслям знаний. Цзя Сянь создал труд об искусстве
счета, Шао Юн выдвинул теорию развития Вселенной и разра-
ботал новые методы лечения болезней.
Прибытие в страну посольств с дипломатическими, культур-
ными и торговыми миссиями способствовало расширению по-
знания китайцев о дальних и ближайших соседях. Родился новый
жанр географических сочинений описания отдельных местно-
стей империи. Для издания работ по медицине был основан осо-
бый комитет. Создавались многотомные труды по астрономии,
математике, ботанике, теологии. Однако приоритет по-прежне-
му оставался за гуманитарными областями знаний.
Важным этапом в развитии конфуцианской политической
мысли стало учение «об управлении миром и ради блага народа»,
трактовавшее положение древних ради насущных задач современ-
ности. Ученые исходили из представлений о высокой миссии сына
218Неба в его усилиях по созданию социальной гармонии государ-
ственного организма, намечали пути предотвращения смуты.
Учение об управлении отражало универсализм политической
культуры средневековья, вмещавшей такие отрасли знания, как
история, экономика, политика, этика, военное дело, проявля-
ющиеся лишь как определенная тенденция внутри единого не-
дифференцированного цельного знания. Это учение во многом
способствовало духовному взлету средневекового общества. Пред-
ставители образованных кругов в основном помышляли о благе
государства и искренне отождествляли его с интересами народа.
Политическая заостренность была особенно присуща тради-
ционно почитаемому занятию истории. Выдающиеся летопис-
цы создавали многотомные труды и новые жанры произведений.
Сторонник реформ Оуян Сю, работая над династийными история-
ми, доказывал преимущества централизованной монархии, вы-
ражая скорбь по поводу бедствий, которые приносят стране меж-
доусобицы. Капитальный труд Сыма Гуана по истории Китая,
ставший образцом для многих поколений историков, за назида-
тельный характер был назван императором «Всепроникающим
зерцалом, управлению помогающим», что четко выявило суть
понимания истории как важного средства совершенствования
человека и социума, исконно присущего китайской культуре.
История, мыслимая как продолжение классических канонов, как
«всепроникающее зерцало», фокусировала мудрость предков и
ретранслировала потомкам достижения (а порой и промахи) ге-
роев прошлого. Обращение к истории становилось средством са-
мопознания. Своей энергией духа Прошлое не только творило и
программировало будущее, но и созидало его.
Пиетет перед древностью проявлялся во всем, в частности в
собирании реликвий прошлого. Так, владелец удивительной кол-
лекции Оуян Сю (запечатленной им в «Записках о древности»
Цзигулу) не только с огромным тщанием и благоговением со-
бирал надписи на каменных стелах (традиционно возводимых в
Китае в честь памятных событий), но и, пожалуй, впервые в
китайской истории стал сопоставлять эти эпиграфические ис-
точники с династийными историями, внося в последние суще-
ственные уточнения.
В сунское время в целом усложнилась методика работы над
историческими сочинениями, появились элементы исторической
критики.
Культурную элиту традиционного Китая составляли яркие
личности, нередко сочетавшие в одном лице талант ученых, мыс-
лителей, политиков, поэтов. Развивая традиции классической
219поэзии танского времени, они в высокохудожественных и ярких
по силе выражения чувств и тонкости формы стихах проявляли
большой интерес к человеческой личности.
Основателем сунской школы стал Оуян Сю замечательный
мастер ритмической прозы и поэзии. Продолжая традиции из-
вестного танского ученого и поэта Хань Юя (768-824) и Лю
Цзунъюаня (кон. VIII нач. IX в.) (ориентировавшихся на древ-
ний стиль конфуцианских текстов), Оуян Сю возглавил движе-
ние за обновление поэзии. Его соратником был Мэй Яочэнь
(10021060) последователь танского поэта Ду Фу. Для творче-
ства Мэй Яочэня свойственны социальные мотивы, стремление
к справедливости. Учениками и последователями Оуян Сю ста-
ли Ван Аньши, поэт Су Дунпо и др.
Культура не была монополией исключительно обитателей им-
ператорских дворцов и домов высшей знати. Именно в сунский
период развивались многообразные жанры литературы. Героями
сказаний, театральных представлений становились образованные
горожане, купцы, ремесленники, выходцы из различных слоев
общества. Атмосфера городской жизни с ее шумными зрелища-
ми, скоморошными представлениями, нравоучительными теат-
рализованными повествованиями сказителей питала влиятельное
течение в литературе, представленное новым ее жанром го-
родской средневековой повестью хуабэнь. Искусство популярных
народных рассказчиков пользовалось такой всенародной любовью,
что их приглашали даже в императорский дворец.
В XXIII вв. традиционная китайская живопись вступила в свой
золотой век. Именно тогда возникла Академия живописи, собрав-
шая лучших мастеров кисти. Ведущим художественным жанром
стал пейзаж, непревзойденным мастером которого был Го Си
(10201090). Живописные свитки, пронизанные идеями единства
человека с природой, выражали, скорее, настрой художника, а
не саму реальность.
Чтобы насладиться творениями мастеров, время от времени
их доставали из деревянных изящных футляров, и доставали имен-
но тот свиток, который более всего гармонировал с душевным
состоянием его владельца и временем года.

Назад к содержимому | Назад к главному меню