Историк

Перейти к содержимому

Главное меню

Сунское неоконфуцианство

Страны в истории > Китай

Широкое распространение чужеземного для Китая буддизма и
рост популярности исконно китайского даосизма со всей очевид-
ностью обнаружили кризис классического конфуцианства и не-
обходимость реформирования этой древней мудрости. Это и было
220сделано усилиями учителей сунского периода Чжоу Дуньи
(1007-1073), Шао Юна (1011-1077), Чжан Цзая (1020-1078),
Чэн И (10331107), Чэн Хао (10321085) и самого великого из
них - Чжу Си (1130-1200).
Движение за новое толкование конфуцианских канонов (на-
чатое еще в танское время) в XIXIII вв. привело к обновлению
древнего учения. На основе восстановления аутентичного конфу-
цианства шло его углубленное переосмысление с позиций, при-
сущих в большей степени буддизму и даосизму. Своеобразным
ответом на их вызов стало творчество Чжоу Дуньи. В «Изъясне-
нии плана Великого предела» (Тай цзи тушо) философ емко
выразил представление о строении Вселенной и концептуально
по-новому описал процесс космогенеза. Он понимал его как
следствие разворачивания принципа предельности (тай цзи), за-
ключающего в себе некую программу космических трансформа-
ций: Великий предел, порождающий все многообразие мира (два
начала инь и ян, пять первоэлементов, четыре времени года и
«тьму вещей», добро и зло, пять аспектов добродетели и т.д.),
Чжоу Дуньи соотнес с понятием Беспредельного, или Неисчер-
паемой первозданности, пределом отсутствия (небытия), восхо-
дящим к «Даодэ-цзину».
В концепции кругооборота жизни мыслитель особо выделил
понятие нравственно-мироустроительного закона принципа ли
(отсюда одно из названий неоконфуцианства лисюэ). Тем са-
мым основанную на важнейших конфуцианских категориях свою
универсальную (от космологии до этики, чрезвычайно строй-
ную, построенную на «Ицзине») систему Чжоу Дуньи обогатил
даосско-буддийской проблематикой. В русле этих же представле-
ний он полагал необходимым следовать закономерностям Космо-
са и в общественной жизни.
Взгляды Чжоу Дуньи во многом были близки Шао Юну
автору труда «Свыше представленное управление (гармонизация)
миром» (Хуан цзи цзинши). Разработав учение «о числах и об-
разах», воплощенных в триграммах и гексаграммах, Шао Юн
видел в «Великом пределе» (некоем графике мирового процес-
са, отождествляемом им с дао) выражение идеального поряд-
ка, космических трансформаций, возникших раньше Неба и
Земли.
На основе синтеза даосских космогонических представлений и
учения Мэн-цзы (IVIII вв. до н.э.) о познании и самоусовер-
шенствовании как условиях упорядочения Поднебесной Шоа Юн
создал целостное учение о структуре Вселенной, единосущной
сознанию и психике человека. Он идентифицировал сердце с «Ве-
ликим пределом» и дао, а учение о прежденебесном с «законом
221сердца». Под влиянием буддизма Шао Юн разработал также кон-
цепцию космических циклов, обусловливающих развитие всего
сущего, в том числе человека.
Идеи Чжоу Дуньи развивали также его последователи и уче-
ники братья Чэн. Чэн Хао (10321085) вслед за своим учителем
утверждал, что «искреннее сердце», тождественное Небу как выс-
шему природному началу, есть проявление универсального прин-
ципа. Разрабатывая онтологию своего учения, мыслитель утверж-
дал, что сердце, постигшее гуманность (в таких его аспектах, как
долг-справедливость и ритуал ли, мудрость-знание чжи и
доверие синь), в состоянии органично слиться с миром (не
членимым на внутреннее и внешнее). Отсюда Чэн Хао выдвигал
первостепенной задачей процесса обучения познание гуманности.
В учении младшего брата Чэн Хао Чэн И (10331107)
категория принципа-ли выступала в качестве структурообразую-
щего начала, единого для всей Поднебесной: как утверждал мыс-
литель, «принцип одной вещи тождествен принципу тьмы вещей».
Так, относительно природы Неба принцип-ли выполняет функ-
ции предопределения (мин), а в отношении человека функции
его индивидуальной природы (син). Чэн И фактически отождеств-
лял дао с принципом, обусловливающим взаимопревращение двух
начал, достигающих предела. Он сопрягал понятие принципа с
категорией Великой пустоты, усматривая в ней высшее и полное
его проявление. Мыслитель делал акцент на первичности универ-
сального принципа и распространял его действие на социальную
сферу. В этом контексте Чэн И приходил к выводу о справедливо-
сти иерархического устройства общества (деления на выше- и
нижестоящих), единого для природы, и человечества.
Чжан Цзай (1020 1078) развивал представления об универ-
сальности и справедливости Небесного повеления, которое сле-
дует воспринимать «радостно» и «спокойно». Согласные со все-
общим миропорядком справедливы, по мнению мыслителя, и
отношения в обществе, построенные по аналогии с Космосом.
Чжан Цзай подверг резкой критике даосские и буддийские
трактовки таких понятий, как «пустота», их представление о со-
знании как источнике феноменального мира, а также их теорию
познания мира. Свое учение он сводил к зависимости знания от
чувственного восприятия «вещей», которое рождается посредством
контакта духовной, внутренней субстанции человека с внешним
миром.
Обобщение взглядов своих предшественников, в особенности
братьев Чэн, осуществил Чжу Си. Если они, выступая в разной
мере и по разным поводам с критикой буддизма и даосизма, уже
произвели, каждый по-своему, синтез древнего конфуцианства с
учением своих оппонентов, заимствуя их космогонические постро-
222ения и философские спекуляции, то Чжу Си придал неоконфуци-
анству универсальный и систематизированный характер. Учение
приобрело ярко выраженную этическую интерпретацию, а доми-
нанта неоконфуцианства оберну-
лась этическим универсализмом:
любой аспект бытия трактовался
в Моральных категориях, единых
для Космоса и общества. Тем са-
мым было снято противоречие
между даосско-буддийской куль-
турой и конфуцианством в трак-
товке характера общения приро-
ды и человека как двух сторон
единого мира.
Подводя итоги своим искани-
ям, Чжу Си утвердил тезис о
вечности первопринципа ли,
неразрывно связанного с катего-
рией ци. В доктрине всеобщнос-
ти и единства космологических
и моральных принципов Чжу Си
сделал упор на проблемы натуры
человека, этики и любви. В от-
личие от буддизма, искавшего пу-
ти к идентификации индивидуума с абсолютом, он проповедо-
вал могущество человеческих знаний. Утверждая, что сущность
знания в «постижении вещей», Чжу Си трактовал это положе-
ние в духе чань-буддизма: постичь истину возможно вследствие
интуитивного озарения и внезапного просветления.
В 1241 г. Чжу Си причислили к величайшим конфуциан-
ским авторитетам, а с 1313 г. неоконфуцианство уже в форме
чжусианства официально включили в систему государственных
экзаменов на получение ученых степеней.
Как нередко бывало в истории, выработанные в противостоя-
нии с соперничающими учениями первоначально свежие и ори-
гинальные мысли с возведением их в абсолютные истины стали
со временем жесткой догмой. Многие идеи Чжу Си легли впо-
следствии в основу имперской идеологии и стали служить укреп-
лению незыблемых общественных порядков.

Назад к содержимому | Назад к главному меню