Историк

Перейти к содержимому

Главное меню

Императорская власть и оппозиция

Страны в истории > Китай

Недоверие минских императоров к корпорации книжников-
чиновников, составлявших основу системы государственного уп-
равления в императорском Китае, начало чему положил сам ос-
нователь династии, проявлялось в том числе и в той роли, кото-
рую играли при дворе евнухи. Ничего нового в участии евнухов в
политической жизни двора не было, однако новыми были масш-
табы их вовлечения в государственную политику. Если первый
минский император стремился противопоставить администрации
свой собственный клан, то его потомки хотели привлечь для этой
цели евнухов, обслуживавших императорский гарем.
Минские правители рассматривали евнухов как наиболее лояль-
ную группу приближенных к императорскому двору и рассчиты-
вали использовать их для выполнения обязанностей, связанных
с гражданским и военным управлением. Уже в 1420 г. при дворе
была основана специальная школа, в которой евнухов обучали
основам государственного управления. На протяжении XVI
XVII вв. правление временщиков из числа евнухов становится
истинным бедствием политической жизни в Китае. Именно эта
проблема выдвигается на первый план в ходе реформаторского
движения, начатого представителями минского чиновничества,
обеспокоенного положением дел в державе. Отрицательное воз-
действие евнухов на политическую жизнь усиливалось по мере
роста их численности. Если в начале правления династии количе-
ство евнухов превышало 10 тыс. человек, то ко второй половине
XVI в. их численность превзошла 100 тыс. человек. В своем подав-
ляющем большинстве евнухи были поглощены стремлением к
личному обогащению, а не желанием принести пользу отечеству.
Они были также повинны в вопиющем непрофессионализме и
251страшной коррупции, поразившей государственный аппарат им-
перии в период ее заката.
Одним из наиболее ярких примеров пагубного воздействия
временщиков-евнухов на положение дел в империи было прав-
ление в середине XV в. всесильного фаворита Ван Чжэня. В этот
период вновь обострилась опасность, исходившая от монголов
незадолго до этого изгнанных из Китая. Во главе с талантливым
предводителем Эсеном они начали вторжение в пределы Север-
ного Китая. Императорская армия во главе с самим юным прави-
телем выступила навстречу врагу. Командование армией было
поручено Ван Чжэню. Однако он не проявил военных талантов,
и в сражении, состоявшемся в 30 км к северо-западу от Пекина,
минская армия была наголову разбита, Ван Чжэнь погиб, а им-
ператор попал в плен, в котором ему пришлось пробыть около
года. Лишь благодаря умелым действиям генерала Юй Цяня, воз-
главившего оборону столицы, ее удалось отстоять. Вместо благо-
дарности вернувший себе через некоторое время престол импе-
ратор приказал расправиться с военачальниками, спасшими стра-
ну от разрушительного вторжения кочевников.
Во второй половине XV в. широкую известность приобрело имя
влиятельного любимца императора Лю Цзиня. Этот евнух был
знаменит казнокрадством и непотизмом, достигшим беспреце-
дентных масштабов. После того как он был отправлен в отставку
в 1510 г., выяснилось, что размеры его состояния составили око-
ло 250 млн лянов, что примерно составляло все военные затраты
Империи за 10 лет. Безудержная коррупция, в которой были по-
винны евнухи, стала одной из причин углубления династийного
кризиса на протяжении XVI начала XVII в.
Первые проявления недовольства сложившейся ситуацией сре-
ди чиновничества, добившегося своего положения в результате
личных усилий, а не близости к императорскому гарему, имели
место уже в конце XV в. Это нашло свое выражение в петицион-
ной кампании, начатой прежде всего чиновниками палаты цен-
зоров, обязанных по долгу службы проверять деятельность всех
звеньев государственного аппарата В их меморандумах доказыва-
лась вина ряда евнухов в коррупции, содержалось требование ус-
транить наиболее одиозные фигуры. В 1498 г. оппозиционерам уда-
лось добиться свержения коррумпированной придворной клики.
На первом этапе оппозиционного движения, в котором прини-
мали видное участие ученые мужи из императорской академи-
ческой палаты (Ханьлинь шуюань), преобладали разоблачения
фактов коррупции и мздоимства.
В начале XVI в. это общественное движение постепенно перера-
стает в оппозицию реформаторов, призывающих к осуществле-
252нию целого ряда преобразований, призванных оздоровить поли-
тическую жизнь империи. Следует подчеркнуть, что выдвигавшие-
ся предложения не выходили за рамки традиционных представле-
ний о добродетельном правлении и, в сущности, были направле-
ны на возрождение в первую очередь влияния чиновничества,
обязанного своим общественным положением личным заслугам и
добродетелям. В меморандуме на имя императора, поданном тремя
видными сановниками в 1506 г., содержались требования повсед-
невного участия императора в принятии государственных реше-
ний, критика за излишнее пристрастие его к развлечениям и рос-
кошному образу жизни. Верховный правитель страны, как говори-
лось в этом документе, должен вести скромную жизнь, посвящать
себя государственным трудам, глубоко изучать конфуцианские
каноны, скрупулезно соблюдать положенные ему церемонии.
В докладе содержался призыв провести чистку государствен-
ного аппарата, выдвигать на должности людей, известных своей
образованностью и безупречными нравственными качествами.
Разумеется, евнухи, достигшие своего высокого положения бла-
годаря близости к императору, а не в результате блестящей сда-
чи государственных экзаменов, должны были быть отстранены
от управления государством.
Экономические требования реформаторов также вполне укла-
дывались в традиционные рамки представлений об условиях доб-
родетельного правления. Они рекомендовали повысить внимание
к земледелию основе экономики империи, не допускать по-
вышения налогового бремени, проявлять заботу о поддержании
ирригационных систем, настаивали на экономии в государствен-
ных расходах, выступали против дорогостоящих проектов, строи-
тельства роскошных дворцов и т.д. В числе их требований были и
смягчение государственных монополий, проведение преобразо-
ваний в армии.
В 1508 г. на участников реформаторского движения обруши-
лись тяжелые репрессии. Было арестовано 300 столичных чинов-
ников. Несколько лет спустя аресты оппозиционеров возобнови-
лись, удар был нанесен по академии Ханьлинь, около 200 вид-
ных книжников и чиновников оказались в тюрьмах. Многих из
них приговорили к смертной казни, ссылке, конфискации иму-
щества. Те же, кому удалось сохранить жизнь, лишились ученых
званий и чинов, превратившись в простолюдинов.
Однако в конце 70-х гг. XVI в. сторонникам реформ удалось прий-
ти к власти, воспользовавшись благосклонным отношением к ним
императора, обеспокоенного нарастанием общественного кризи-
са. Деятельность реформаторов возглавил видный представитель
чиновничьего слоя и общественный деятель Чжан Цзюйчжэн. В
253период его правления осуществлялись меры, направленные на
преодоление явлений, связанных с приметами династийного кри-
зиса. Правительство за счет средств, предназначенных для строи-
тельства новых роскошных дворцов, выделило ассигнования на
ремонт и восстановление ирригационных сооружений, постра-
давших в результате разливов на Хуанхэ. Были проведены в жизнь
земельно-налоговые реформы, направленные на учет податного
населения, преодоление тенденций концентрации земли в руках
крупных собственников. В эти годы были проведены последняя
самая крупная в истории традиционного Китая перепись» населе-
ния и учет земли, а в налоговые реестры внесены необходимые
изменения.
Еще одной важной мерой, имевшей противоречивые послед-
ствия, явились изменения, внесенные в систему сбора налогов.
До этого ведущей формой поборов был натуральный налог, взи-
мавшийся зерном (прежде всего рисом, в некоторых случаях пше-
ницей), а также тканями. Помимо этого в качестве части налога
с населения собирались деньги звонкой монетой, а также ассиг-
нациями. Причем исходным считалось зерно, а объем остальных
составляющих налога рассчитывался на основе рыночных цен на
рис. Суть налоговой реформы, получившей название "единого
кнута", состояла в объединении налогов и повинностей в еди-
ный налог, а также в коммутации налогов и повинностей, в ос-
нову чего было положено серебро. Реформы, проведенные в пе-
риод правления Чжан Цзюйчжэна, продолжили комплекс мер,
принимавшихся минскими правителями начиная с первой чет-
верти XVI в. и получившими завершение лишь незадолго до паде-
ния династии. Однако в последней трети XVI в. на этом пути были
достигнуты значительные успехи. Переход к новой системе нало-
гообложения отражал сдвиги, связанные с дальнейшим раз-
витием рыночных отношений, а также стремление государства
упорядочить систему сбора налогов и увеличить поступления в
казну, испытывавшую постоянный дефицит в наличных средствах.
Однако полностью заменить натуральный налог денежным не
удалось, но такая цель и не ставилась. Там, где было удобнее
продолжать собирать налог в натуральной форме, сохранилась
прежняя система (главным образом в рисопроизводящих провин-
циях, обеспечивавших императорский двор и государственный
аппарат зерном). В связи с тем что денежная часть налогов соби-
ралась медными деньгами, а рассчитывалась на основе рыночно-
го курса серебра, реальная величина налога была подвержена
колебаниям, зависившим от рыночной конъюнктуры. С одной
стороны, это создавало дополнительные возможности для зло-
употреблений, с другой подрывало прежнюю стабильность
254Империя Мин в конце XVI в-
налоговой системы. В связи со втягиванием Китая в международ-
ную торговлю на протяжении XVI в., в условиях, когда империя
имела Положительное сальдо во внешней торговле, в китайскую
экономику в значительных количествах поступало серебро, до-
бывавшееся в испанских колониях в Латинской Америке. Однако
на рубеже XVI-XVII вв. освоенные залежи драгоценного металла
были использованы, рудники выработаны. В связи с этим приток
серебра в Китай замедлился, и в этой ситуации произошло изме-
нение рыночных соответствий цен на серебряные ляны и медную
монету. Одним из результатов этого было реальное увеличение
255массы налогоплательщиков, большую часть которых составлял
самостоятельное крестьянство, а также увеличение суммы нало-
говых платежей. Это обстоятельство наряду с прочими, отмечен-
ными выше, стало важной составляющей кризисных явлений
охвативших империю в первые десятилетия XVII в.
Реформы, проведенные в годы пребывания Чжан Цзюйчжэна
на посту государственного канцлера, включали также меры по осу-
ществлению регулярных проверок деятельности чиновничества
Император дал согласие на аудиенции сановникам и личное учас-
тие в делах государственного управления. Серьезные меры были
приняты в этот период и к усилению войск, пограничной стражи
более тщательному подбору офицерских кадров.
После смерти Чжан Цзюйчжэна противники обвинили своего
канцлера в государственных преступлениях, а члены е,го семьи
были истреблены. В самом конце XVI в. борьбу за реформы воз-
главил опальный сановник и единомышленник Чжан Цзюйчжэ-
на, видный общественный деятель Гу Сяньчэн. Он нащел опору
в среде членов академии Дунлинь, расположенной в Уси. Про-
грамма, разработанная дунлинцами, в общих чертах совпадала с
предложением более ранних реформаторов и была направлена на
предотвращение династийного кризиса путем установления гар-
монических отношений между государством и обществом в ре-
зультате сокращения налогового бремени и возвышения роли чест-
ных чиновников, радеющих о благе отчизны. Важной Частью их
предложений явилось принятие мер по прекращению захватов зе-
мель самостоятельного крестьянства крупными землевладельцами.
В 1620 г. реформаторам удалось добиться прихода к власти мо-
лодого императора, согласившегося поддержать их планы., Одна-
ко враждебные придворные группировки организовали заговор.
Правитель был отравлен, и власть вновь оказалась в руках при-
дворной клики, в которой главную роль играли евнухи. Таким
образом, те силы, которые стремились к предотвращению раз-
вития тенденций, способных привести к глубокому обществен-
ному кризису, чреватому падением правящего дома, проиграли,
и это делало перспективу внутренней смуты почти неизбежной.

Назад к содержимому | Назад к главному меню