Историк

Перейти к содержимому

Главное меню

Цинская держава в период расцвета

Страны в истории > Китай

Конец XVIIXVIII вв. стали периодом постепенного возрож-
дения Китая, понесшего тяжелые потери в годы внутренних смут
и маньчжурского нашествия. В сельскохозяйственный оборот вновь
вводились заброшенные земли, осваивались пустоши, возрожда-
лись традиционные сельские промыслы. Во многом это явилось
результатом того, что маньчжурское правительство, учтя уроки
народных восстаний, установило сравнительно умеренные нор-
мы налоговых изъятий. Наиболее важное значение в этом смысле
имели налоговые реформы первой четверти XVIII в. Императорс-
ким указом 1713 г. ставки поземельного налога были объявлены
неизменными, что означало ограничение налоговых платежей.
Наряду с этим предусматривалось слияние поземельного и по-
душного налогов на основе первого. Таким образом, в сущности,
лишь землевладельцы имели налоговые и повинностные обяза-
тельства по отношению к казне.
Изменения, внесенные в налоговую систему Китая, были на-
целены на сокращение налогового бремени и отвечали интересам
всего сельского населения. Как полагают некоторые исследовате-
ли, именно реформа налогообложения стала одним из наиболее
важных факторов, приведших к бурному росту населения в Китае
в XVIII в. Дело в том, что подушное обложение играло роль свое-
образного регулятора демографических процессов. После ликвида-
ции подушного налога выполнение обязательств перед казной пе-
рестало занимать умы тех, кто находился на нижних ступенях со-
циальной лестницы, в то время как некоторые традиционные
стереотипы, и прежде всего стремление иметь многочисленное
потомство, сохраняли свое действие.
Однако это была лишь одна из причин быстрого роста наро-
донаселения. К этому необходимо добавить также стабильность
267экономического и политического положения, что было резуль-
татом вполне осознанных действий цинского правительства, стре-
мившегося обрести прочные основания для своей власти в завое-
ванном Китае. Определенную роль сыграло и распространение
таких сельскохозяйственных культур, как арахис и сладкий кар-
тофель. Это сделало возможным продолжение процесса мигра-
ции в южные провинции Китая, где переселенцы занимали зем-
ли хотя и неудобные для интенсивного поливного рисоводства,
однако вполне пригодные для выращивания арахиса и батата.
Результатом всех этих процессов был демографический взрыв,
пожалуй, не имеющий аналогов в истории традиционных обществ.
Если в конце XVII в. численность населения Китая вряд ли пре-
восходила 100 млн человек, то к концу XVIII в. оно достигло цифры
300 млн, а в середине XIX в. составило более 400 млн человек. Это
имело далеко идущие экономические и социальные последствия,
действие которых испытало на себе и китайское общество в XX в.
Важнейшее из них прогрессирующее увеличение «давления»
населения на землю, что именно с цинской эпохи приобретает
характер аграрного перенаселения. В конце XVI в. в Китае на душу
населения приходилось примерно 8 му земли, в середине же
XIX в. менее 3 му. Одновременно происходило сокращение про-
изводства зерна на душу населения. По сравнению с сунским Ки-
таем в конце XIX в. оно было почти вдвое ниже.
Отмеченные явления сопровождались продолжением роста тру-
доинтенсивности сельского хозяйства в стране. Это привело к тому,
что традиционные технологии, принятые в китайском типе оро-
шаемого рисоводческого хозяйства, были в десятки раз более тру-
доинтенсивными, чем в условиях европейских аграрных техноло-
гий. Одним из результатов этого в свою очередь стала технологи-
ческая стагнация, более того, переход к примитивным орудиям
труда в сельскохозяйственном производстве. Так, в цинский пе-
риод широкое распространение получил плуг, изобретенный еще
в период Мин, в основе конструкции которого лежало использо-
вание тягловой силы человека. В сущности, это было орудие, кон-
структивно близкое к сохе, которое изготавливалось либо лишь с
одной металлической частью лемехом, или же целиком было
сделано из дерева. Таким образом, экономический подъем в
XVIII в. явился следствием иных процессов, отличных от тех,
которые характеризовали экономические сдвиги в европейских
государствах в аналогичную эпоху.
Уже в конце XVII в. в связи с возрождением городской жизни
в Китае между городами восстанавливаются ранее прерванные
торговые связи. В XVIII в. отмечается подъем как казенного, так и
частного ремесленного производства. Весьма широкое распрост-
268ранение в этот период получает изготовление хлопковых и шел-
ковых тканей, которые производятся не только для внутреннего
потребления, но и на экспорт. Приморские провинции стали глав-
ными центрами ткацкого производства. Лишь в районе Шанхая в
хлопчатобумажном производстве были заняты около 200 тыс. тка-
чей. В этих же провинциях изготовлялся знаменитый фарфор, от-
личавшийся чрезвычайно высоким качеством и получивший ши-
рокую известность за пределами китайской державы. В Цзиньдэч-
жэне, ставшем крупнейшим центром фарфорового производства,
в этой отрасли трудилось несколько сотен тысяч человек.
Юньнань крупнейший центр горной промышленности, ко-
торый обеспечивал работой сотни тысяч рудничных мастеров. В
Гуандуне находились развитые центры металлообработки. На про-
тяжении XVIII в. значительное развитие получили такие отрасли
ремесленного производства, как добыча соли, изготовление бу-
маги, сахара, совершенствовались также художественные промыс-
лы. На протяжении этого столетия продолжался и рост мануфак-
турного производства, однако господствовали его начальные фор-
мы, а сами предприятия этого типа, несмотря на значительные
масштабы их производства, терялись в общей массе чисто ремес-
ленных заведений.
Значительного объема в XVIII в. достигла торговля. В ее орга-
низации преобладали местные рынки, формировавшиеся рыноч-
ные округи (несколько мелких сельских поселений, тяготевших
к более крупному, в котором находился рынок). В зависимости от
интенсивности коммерческих связей местные рынки функцио-
нировали с различной периодичностью от постоянно действо-
вавших, до собирающихся раз в одну-две недели. Развивалась тор-
говля и в пределах городской округи. В цинском Китае существо-
вали также обширные межрегиональные связи.
В это же время получает распространение каботажное плава-
ние, что является свидетельством расширения торговых связей в
приморских провинциях страны. Осуществляется обмен товарами
между крупнейшими регионами Китая. Север снабжает Юг неко-
торыми видами продовольствия и сельскохозяйственным сырьем,
южные провинции поставляют изделия городского ремесла и
крестьянских промыслов, а также продовольствие, в первую оче-
редь рис, который доставляется на Север по Великому каналу. И
все же, несмотря на очевидные приметы экономического подъе-
ма, коренного сдвига в общественных связях в цинский период
не произошло, в стране продолжали господствовать местные рын-
ки, а единого национального рынка еще не было даже в XIX в.
XVIIXVIII вв. были не только временем экономического рас-
цвета, но и периодом дальнейшего развития культуры. И хотя это
269время не отмечено выдающимися свершениями в области обще-
ственной мысли и культуре в целом, оно оставило имена глубоких
и оригинальных мыслителей. Наибольшую известность приобрели
Гу Яньу (1613-1682), Ван Фучжи (1619-1692) и Хуан Цзунси
(16101695): Это были широкообразованные люди, проявлявшие
глубокий интерес к различным отраслям традиционной китайс-
кой учености. Искренние патриоты Китая, они принимали учас-
тие в антиманьчжурской борьбе и до конца жизни оставались про-
тивниками маньчжурского владычества.
Пытаясь отыскать пути к совершенствованию современного ему
общества, Гу Яньу в соответствии с китайской традицией призывал
к переоценке конфуцианства с позиции древности, очищению его
от позднейших наслоений. Ван Фучжи, напротив, подчеркивал
важность исторических уроков позднейших эпох. Он составил яр-
кий политический трактат, в котором осуждал деспотический
характер государственной власти, призывал предоставить мест-
ной ученой элите больше прав в решении государственных воп-
росов. Ван Фучжи был эруди-
рованным и авторитетным ис-
ториком философии. Его имя
и труды пользовались популяр-
ностью среди оппозиционно
настроенной китайской обра-
зованной элиты конца XIX в.,
выступавшей за проведение
преобразований в цинском об-
ществе. Хуан Цзунси в большей
мере волновали проблемы со-
циального характера. Он выс-
тупал за государственную по-
литику облегчения положения
неимущих путем наделения
землей всех нуждающихся в
ней. Его перу принадлежали
также фундаментальные труды
по истории философии в эпо-
ху Сун и Юань.
Политика цинской династии
в отношении культуры была от-
(император династии Цин) мечена рядом противоречивых
черт. Вместе с тем было бы яв-
ным преувеличением полагать, что маньчжуры не сделали ниче-
го положительного для продолжения китайской культурной тра-
диции. Напротив, цинские правители восприняли эту традицию
270наряду с китайским литературным языком, стремясь сохранить и
упрочить ее. В период правления императора Канси (1662-1723)
были предприняты усилия по составлению энциклопедий и слова-
рей, причем именно к годам правления этого императора отно-
сятся наиболее ценные и фундаментальные публикации такого
рода. В это время были собраны и изданы многие литературные
памятники предшествующих эпох, в частности опубликован сбор-
ник более двух тысяч поэтов танской эпохи, включавший около
50 тыс. стихотворений.
В период правления императора Цяньлуна (1736-1796) рабо-
ты по отысканию и публикации литературных памятников про-
должались. Благодаря выпущенному в свет «Полному собранию
произведений по четырем разделам литературы», работа над ко-
торым затянулась на 12 лет, многие значительные произведения
китайской литературы были возвращены из небытия и вновь об-
рели широкую известность.
Вместе с тем власти придирчиво следили за работой литера-
торов, безжалостно пресекая любые попытки выступить с кри-
тикой цинских порядков. Особенно сурово карались авторы, стре-
мившиеся с патриотических позиций осветить историю завоева-
ния Китая маньчжурами. Гонениям подвергались не только
современники, отважившиеся на это, но и произведения авто-
ров прошлого, если в них воспевалась освободительная борьба
против завоевателей или выставлялись в невыгодном свете «не-
вежественные варвары». Особенно большой урон китайской ли-
тературе был нанесен правительственной цензурой в годы «лите-
ратурной инквизиции» (70-е гг. XVII в.), когда были публично
сожжены или запрещены и вследствие этого утрачены тысячи
экземпляров ценных изданий.
После подчинения Китая маньчжурский двор приступил к
проведению завоеваний, направленных против соседних с Кита-
ем народов. Цель этой политики состояла в упрочении положе-
ния новой династии, утвердившейся на китайском престоле си-
лой. Еще одним важнейшим мотивом (видимо, наиболее сущест-
венным) было желание ликвидировать вековечную опасность,
угрожавшую китайской земледельческой цивилизации со сторо-
ны кочевой периферии. Эту опасность маньчжуры, в недавнем
прошлом сами кочевники, осознавали вполне отчетливо.
Еще в период борьбы за захват Китая маньчжурское влияние
распространилось на Корею и Восточную Монголию. После при-
соединения Тайваня основным направлением экспансии стано-
вятся западные земли, издавна населенные кочевыми народами,
исхонными соседями Китая. Здесь китайской державе противо-
стояли государственные образования, сложившиеся в Северной
271Империя Цин в середине XVIII в.Монголии (в Халхе), Джунгарии, населенной ойратами (племе-
на, родственные монголам), а также восточно-туркестанское го-
сударство Кашгария, где проживали тюркоязычные уйгуры.
В 1691 г. борьба за подчинение Халхи завершилась включением
ее в состав цинской державы. Напряженными были отношения
империи Цин с Джунгарией, являвшейся могущественным в во-
енном отношении государством. Переговоры о мире между Кита-
ем и правительством ханства перемежались военными походами,
которые вплоть до середины XVIII в. не принесли окончательного
успеха цинской стороне. Как нельзя более кстати, с точки зрения
дипломатии империи, была начавшаяся в это время ожесточен-
ная борьба за джунгарский престол. Один из ее участников, хан
Амурсана, обратился к Китаю с просьбой о помощи. Цинские
власти, ожидавшие повода для покорения Джунгарии, направи-
ли туда крупные военные силы, которым удалось установить конт-
роль над ханством. Поняв, что обращение к Китаю привело к ут-
рате страной независимости, в 1755 г. Амурсана поднял восста-
ние, продолжавшееся около двух лет и завершившееся победой
цинского оружия. Подавление восстания сопровождалось крайней
жестокостью. В результате военных действий, эпидемий, бегства
населения его численность сократилась едва ли не вдвое.
Вдохновленные этими победами, в 1757 г. цинские войска при-
ступили к захвату соседней Кашгарии. Ее упорное сопротивление
было преодолено, и в 1759 г. Кашгария и Джунгария вошли в
состав империи в качестве провинции, получившей название
Синьцзян (Новая граница). Наряду с захватом Монголии это яви-
лось крупнейшим территориальным приобретением цинского
Китая. Таким образом, была решена вековечная геополитическая
задача, которая стояла перед китайским правительством со вре-
мени зарождения китайской государственности, включение
кочевой периферии в состав империи ликвидировало опасность
вторжения номадов. Вместе с тем для народов Восточного Турке-
стана это означало утрату национальной государственности.
Экспансия китайской державы была направлена также на юго-
запад. Здесь внимание правителей Китая, как и в предшествую-
щие эпохи, привлекал Тибет. В 1720 г. щшские войска заняли вос-
точную часть Тибета и вскоре распространили свой контроль на
всю страну. Опираясь на полуторатысячный гарнизон, размещен-
ный в Лхасе, китайские власти внимательно следили за нежела-
тельными, с точки зрения китайской дипломатии, изменениями
политической ситуации в Тибете. При этом китайские наместни-
ки не останавливались перед устранением неугодных им правите-
лей страны. В 1750 г. ими было организовано убийство правителя
Тибета, стремившегося избавиться от маньчжурского владычества.
273Отныне все наиболее важные государственные решения здесь долж-
ны были приниматься только с согласия цинского двора. К кон-
цу XVIII в. представители китайского правительства в Лхасе конт-
ролировали финансы, принимали участие в назначении и сме-
щении важнейших сановников и чиновников. Внешняя политика
Тибета также находилась в руках цинского двора. Фактически это
означало ликвидацию тибетской государственности.
Гораздо менее успешными были попытки цинского Китая под-
чинить страны Индокитая. Поход 1768 г., предпринятый против
Бирмы, куда была послана сорокатысячная армия, закончился
поражением и отступлением в пределы китайских границ. Пора-
жение оказалось настолько серьезным, что маньчжурский глав-
нокомандующий покончил жизнь самоубийством. В том же году
для захвата бирманской столицы снова была отправлена армия,
еще более многочисленная (60 тыс. человек). Эта попытка также
закончилась неудачей. По договору, заключенному между двумя
сторонами, Китай должен был отвести свои войска с территории
Бирмы, а войска расплавить все артиллерийские орудия до пе-
ресечения китайской границы. Однако впоследствии, стремясь
сохранить традиционные торговые связи между двумя государства-
ми, высоко ценимые в Бирме, правительство этой страны пошло
на возобновление дипломатических связей с Китаем и даже при-
знало его сюзеренитет. Однако это не повлекло за собой возвра-
щения войск или установления китайской администрации.
В конце 80-х гг. XVIII в. Китай предпринял попытку подчинить
себе Вьетнам, ослабленный в это время мощным народным вос-
станием.. Воспользовавшись просьбой вьетнамского государя о
помощи в борьбе с восставшими, цинские власти направили во
Вьетнам многочисленные войска. В 1788 г. они восстановили на
престоле вьетнамского правителя и установили контроль над сто-
лицей. Однако пребывание китайских войск во Вьетнаме продол-
жалось не слишком долго. Уже в 1789 г. они потерпели поражение
от повстанческих отрядов. Понимая, что вести длительную войну
с китайской державой весьма сложно, предводители восставших
пошли на переговоры с китайской стороной. Несколько позднее
Вьетнам признал сюзеренитет Китая. Но зависимость Вьетнама
от Китая, как и Бирмы, была формальной и ограничивалась по-
сылкой в Пекин подарков для китайского императора, что было
условием сохранения торговых контактов.
В результате осуществления завоевательной политики, войн,
которые Китай почти беспрерывно вел на протяжении XVIII в.,
пределы китайской державы значительно расширились за счет
земель до этого независимых государств. Некоторые из погранич-
ных стран были включены в сферу политического влияния Ки-
274тая, что сопровождалось признанием его сюзеренитета. Это имело
своим итогом формирование в Восточной и Центральной Азии
нового геополитического пространства, находившегося под кон-
тролем цинской державы, а также закрепление в сознании мань-
чжурских правителей традиционных представлений о Китае как
центре Вселенной (все прочие государства рассматривались как
варварские, обреченные на признание гегемонии китайской им-
перии). Это оказало решающее влияние на действия китайской
дипломатии в новую эпоху, открытую началом активных контак-
тов между капиталистическим Западом и традиционным Китаем.
В XYII в. китайская держава впервые приходит в соприкосно-
вение с Российским государством. Это было следствием активно-
го продвижения русских поселенцев все дальше на восток к Ти-
хоокеанскому побережью. Большое значение имели экспедиции
В. Пояркова, Е. Хабарова, организованные в середине XVII в. Они
положили начало освоению обширного и богатого края в При-
байкалье и бассейне Амура. Именно в это время были построены
русские укрепленные поселения в этом районе: Иркутск, Нер-
чинск и расположенный ближе всего к востоку Албазин, став-
ший вскоре центром особого воеводства.
Русское проникновение в земли, сопредельные с границами
Китая, было встречено его правителями настороженно. Они опа-
сались установления власти нового соседа к северу от Маньчжу-
рии, которую рассматривали в качестве укрытия в случае изгнания
из Китая. В связи с этим отношение маньчжуров к территориям,
примыкавшим к бассейну Амура, было вполне определенным:
они стремились оградить их военной силой от внешнего проник-
новения, не проявляя при этом стремления к хозяйственному
освоению этих территорий.
Столкнувшись с вооруженным сопротивлением, российское
правительство пыталось решить возникшие проблемы мирным
путем. В Пекин было отправлено несколько посольств: Ф. Байко-
ва, И. Перфильева, Н. Спафария. Однако это не привело к уста-
новлению дипломатических отношений между двумя странами.
Причина заключалась в стремлении цинской стороны строить от-
ношения с Россией на основе традиционных для китайской дип-
ломатии принципов, важнейшим из которых было признание со-
седними государствами сюзеренитета Китая. От русских послов
требовали признания едва ли не вассальной зависимости России,
обусловливавшей выполнение русскими посланцами соответству-
ющих ритуалов. Например, Спафарию, получившему европейс-
кое образование, принявшему подарки стоя, объявили, что от-
ношения между двумя странами будут зависеть от выполнения
275русскими послами обряда, предусматривавшего земные поклону
перед троном императора. Китайская сторона выдвинула также тре-
бование ликвидировать все русские поселения в бассейне Амура.
Отказ русских послов выполнить унизительные, с их точки зре-
ния, для России церемонии и явился основным предлогом, выд-
вигавшимся цинской стороной для отказа от установления дипло-
матических отношений. Условия, выдвинутые цинской стороной,
противоречили международному дипломатическому этикету, при-
нятому в отношениях России со странами Западной Европы, и
были отвергнуты российскими дипломатами. Ими также нe было
принято требование ликвидации поселений в бассейне Амура,
поскольку земли, о которых шла речь, никогда реально нe при-
надлежали Китаю, не имевшему в этих районах ни стабильного
китайского населения, ни правительственной администрации.
Не добившись от России обязательства положить конец пере-
селенческому движению в районы Дальнего Востока, маньчжур-
ские власти решили прибегнуть к военному давлению. Наступле-
ние на земли, к этому времени уже вполне освоенные русскими
поселенцами, они начали почти сразу же за присоединением к
Китаю последнего оплота антйманьчжурского сопротивления
Тайваня.
Уже в 1684 г. цинские войска попытались овладеть албазинс-
ким острогом. В 1685 г. он был окружен десятитысячным маньч-
журским войском, в распоряжении которого насчитывалось око-
ло 200 артиллерийских орудий. С русской стороны им противо-
стояли 450 человек, способных держать оружие и имевших, по
сообщению русских источников, лишь три пушки и четыре ядра.
После того как китайские войска подожгли острог, албазинцы
капитулировали. Условия сдачи были почетными уцелевшие
защитники вышли из крепости в полном порядке, сохранив ору-
жие. Осенью того же года по приказанию нерчинского началь-
ства поселенцы вернулись в район Албазина, собрали урожай и
восстановили острог, окружив его более мощными укрепления-
ми. Весной следующего года маньчжурские войска возобновили
осаду крепости, используя десятки судов и сотни пушек. Несмот-
ря на тяжелые потери, защитники крепости оказывали упорное
сопротивление цинским войскам, имевшим превосходство в чис-
ленности и вооружении.
Русская сторона, не обладая достаточными ресурсами для за-
тяжной войны с Китаем, приняла решение пойти на переговоры.
Переговоры начались летом 1689 г. в районе Нерчинска. Предста-
вители маньчжурского двора пытались повлиять на их ход, угро-
жая применить военную силу. Переговоры протекали в неблаго-
276приятной для российской дипломатии обстановке: гарнизон Нер-
чинска насчитывал всего несколько сотен человек, цинское же
командование располагало почти десятитысячным войском, де-
сятками судов и сотнями пушек.
В этих условиях 27 августа 1689 г. был заключен первый рус-
ско-китайский договор, получивший название Нерчинского. Со-
гласно этому договору, граница между Россией и Китаем была
определена только по верхнему течению Амура. Российская дип-
ломатия была вынуждена принять требование о выводе поселен-
цев и военных отрядов с левобережья Амура, но ввиду разночте-
ний в текстах документов юридически разграничение не было
однозначно закреплено. Для России Нерчинский договор, зало-
живший основы межгосударственных отношений между двумя
странами, означал потерю обширных территорий, освоенных и
заселенных русскими подданными в течение нескольких десят-
ков лет. По договору Россия отказалась от Албазина, но и цинс-
кие представители дали заверения, что Китай не будет создавать
укреплений на утраченных Россией землях.
После заключения Нерчинского договора Россия проводила
дружественную политику по отношению к Китаю, стремилась к
развитию и упрочению отношений. В 1728 г. был подписан Кях-
тинский договор. В нем устанавливались границы между Россией
и землями, населенными монголами, подтверждалось, что тер-
риториальное разграничение между двумя странами на Дальнем
Востоке не завершено и станет предметом последующих перего-
воров. В договоре определялись принципы торговых отношений
между двумя странами, статус духовной миссии в Пекине. Соз-
данная еще в 1715 г. для удовлетворения религиозных нужд уве-
зенных в Пекин пленных албазинцев эта миссия играла роль пер-
вого дипломатического и торгового представительства России в
Kкитae и стала важным центром научного изучения Китая.
После заключения этих соглашений на протяжении XVIII
первой половины XIX в. характер отношений между двумя страна-
ми и граница между ними не претерпели существенных измене-
ний. Русско-китайские торговые связи продолжали расширяться,
однако цинские власти оттягивали решение вопроса об оконча-
тельном территориальном разграничении на Дальнем Востоке и
выдвигали требования, свидетельствовавшие о стремлении стро-
ить отношения с Россией как с государством, зависимым от Китая.
Начиная с XVI в. европейцы устанавливают регулярные кон-
такты с Китаем. В этом первенствовали португальские купцы, вни-
мание которых привлекла коса на одном из южнокитайских ост-
ровов, на побережье провинции Гуандун. В 1537 г. они получили
277разрешение китайских властей на строительство здесь складов для
хранения товаров. Это положило начало колониальному владению
Макао (Аомэнь) по имени местечка, где были заложены пер-
вые сооружения фактории.
Португальский форпост находился под пристальным контро-
лем китайских властей, а сами португальцы полностью подчиня-
лись цинским чиновникам и не обладали какими-либо исключи-
тельными правами. Около столетия Макао сохранял значение важ-
нейшего пункта иностранной торговли в Китае и лишь со второй
половины XVII в. в результате проникновения в страну голланд-
цев и англичан утратил его.
На протяжении первых десятилетий XVII в. попытки устано-
вить дипломатические и торговые отношения с Китаем были
предприняты и голландской Ост-Индской компанией. В первой
половине XVII в. голландцы обосновались на Тайване. Это было
время внутренней смуты и войны в Китае, и императорские вла-
сти не препятствовали голландцам.
Тайваньцы, вынужденные платить тяжелые налоги, сопротив-
лялись правлению чужеземцев, которым пришлось подавить не-
сколько антиголландских выступлений. В 60-е гг. XVII в. голланд-
цы были изгнаны с Тайваня Чжэн Чэнгуном. Таким образом они
потеряли базу, весьма удобную для военного и экономического
проникновения в Китай. Тем не менее именно голландские куп-
цы во второй половине XVII в. имели наилучшие отношения с
китайской империей по сравнению с другими европейцами. Цин-
ские императоры благоволили к ним, поскольку именно голланд-
цы оказали маньчжурам весьма существенную помощь в покоре-
нии Китая, предоставив в их распоряжение военных специалис-
тов, в первую очередь артиллеристов. Голландцы были также
единственными из европейцев, кто согласился соблюдать прави-
ла этикета, принятые при цинском дворе.
Однако использовать в полной мере возможности экономи-
ческих связей с Китаем голландцы не смогли, поскольку в XVIII в.
в мировой торговле их серьезно потеснили англичане. В конце
XVII в. в пригороде Гуанчжоу англичане основали одну из пер-
вых факторий в континентальном Китае, ставшую в первые де-
сятилетия XIX в. основным пунктом распространения английс-
ких товаров. Недовольство коммерческих кругов Запада вызвало
то, что с середины XVIII в. огромный китайский рынок был за-
крыт для европейских коммерсантов. В 1757 г. цинский двор, стре-
мясь оградить страну от иностранного проникновения, поставил
под запрет всю торговлю вдоль китайского побережья, за исклю-
чением района Гуанчжоу. В этой ситуации правящие круги Англии
278и других европейских держав склонялись к принятию решитель-
ных шагов для открытия китайского рынка. К этому правительства
европейских стран подталкивали требования, выдвигавшиеся пред-
принимательскими кругами, заинтересованными в превращении
Китая в рынок для сбыта продукции европейской капиталисти-
ческой промышленности. Был и еще один важный мотив, лежав-
ший, в частности, в основе английской политики. К началу XIX в.
Англия имела весьма значительный дефицит в торговле с Кита-
ем, что побуждало ее особенно энергично настаивать на допуще-
нии английских товаров на китайский рынок.
Период экономического расцвета и сравнительной стабиль-
ности в социальных отношениях китайского общества продол-
жался до последней четверти XVIII в. С этого времени становятся
очевидными приметы кризиса империи и нарастания социаль-
ной напряженности в обществе. Во многом эти явления были ре-
зультатом завоеваний, осуществлявшихся маньчжурами на всем
протяжении XVIII в. Военные походы, охрана новых границ, по-
давление восстаний покоренного населения все это требовало
огромных затрат. Подчинение одной лишь Центральной Азии обо-
шлось империи в сумму, равную всем доходам государства за два
года, а средства, необходимые для охраны границ, ежегодно со-
ставляли до трети всех налоговых поступлений в казну. Разумеет-
ся, мобилизовать эти ресурсы можно было лишь за счет увеличе-
ния общего налогового бремени. Поскольку поземельный налог
должен был оставаться стабильным, это достигалось путем роста
дополнительных сборов. Усиление государственной эксплуатации
сопровождалось ужесточением рентных притязаний землевладель-
ческой части деревни, стремившейся разделить бремя государ-
ственных налогов с арендаторами.
Признаки династийного кризиса, переживаемого цинской дер-
жавой, проявились и в разложении государственного аппарата, в
распространении коррупции, охватившей значительные слои
чиновничества. Так, например, Хэ Шэнь фаворит императора
Цяньлуна (17361796), в течение 20 лет один из наиболее при-
ближенных к императору сановников, сосредоточил в своих ру-
ках ряд важнейших государственных постов. С приходом к власти
нового императора Хэ Шэнь был обвинен в казнокрадстве и дру-
гих злоупотреблениях и приговорен к смертной казни. Принадле-
жавшее ему имущество, конфискованное и возвращенное в каз-
ну, превосходило ценности императорского двора, а общая его
стоимость равнялась государственным доходам за восемь лет. Та-
ким образом, только одним этим всесильным министром было
украдено больше, чем потрачено на присоединение Синьцзяна.
279По признанию цензоров, обязанных бороться против злоупо-
треблений, чиновники присваивали обычно более половины
сумм, выделенных государством на проведение ирригационных
работ. Так было, в частности, во время строительства на Хуанхэ в
1820 г., когда из средств, предназначенных государством для по-
чинки дамб и других ирригационных сооружений, ими было при-
своено 60%. Еще один пример злоупотреблений чиновничества
установившаяся система сбора налога, предназначенного для фи-
нансирования отправки риса из бассейна Янцзы в Пекин. Реально
величина этого налога в четыре раза перекрывала официально ус-
тановленную ставку, при этом три четверти общей суммы шло в
карман местного чиновничества.
Определенную роль в обострении династийного кризиса сыг-
рал и рост народонаселения, не сопровождавшийся значитель-
ным ростом посевных площадей. Дефицит земель в расчете на
душу населения приводил к росту цен на них, ухудшению усло-
вий аренды. Это сопровождалось увеличением ростовщической
эксплуатации со стороны землевладельцев. Усилия властей по орга-
низации переселения в районы, где оставались свободные земли,
и по обработке незанятых земель в глубинных китайских провин-
циях не давали ощутимого результата, поскольку все сколько-ни-
будь приспособленные для традиционных китайских форм земле-
делия районы были освоены. Присоединение к Китаю огромных
пространств в Центральной Азии не могло решить проблемы аг-
рарного перенаселения в Китае, поскольку в состав империи вошли
главным образом пустыни и полупустыни.
Все эти обстоятельства вели к росту социальной дифференциа-
ции в общине, имели своим следствием увеличение слоя дере-
венских низов, пополнявших ряды безземельных, пауперов, бат-
раков. Нередко сельский и городской люд без определенных за-
нятий пополнял ряды разбойников. В последней трети XVIII в.
сельский бандитизм стал настолько распространенным, что вок-
руг зажиточных деревень, в особенности в южных провинциях
Китая, стали воздвигать оборонительные укрепления. Эти кри-
зисные явления вызывали сопротивление общественных низов,
проявившееся в ряде народных восстаний на рубеже XVIIIXIX вв.
В цинский период истории Китая организаторами народного
сопротивления продолжали оставаться религиозные секты и тай-
ные общества. В отличие от религиозных сект тайные общества
ставили своей целью главным образом подготовку и осуществле-
ние антиправительственных восстаний. Вера в изначальное ра-
венство людей, уравнение бедных и богатых, проповедь взаимо-
помощи, пропаганда наступления новой, счастливой эры, что
связывалось с приходом земного воплощения будды Майтрейи,
280утверждение на земле новых принципов общественных отноше-
ний сектанты связывали с победой восстания, поднятого под их
руководством. Самым распространенным лозунгом, выдвигавшим-
ся инсургентами, был призыв к свержению маньчжурской дина-
стии, не имевшей, по убеждению повстанцев, легитимных прав
на китайский престол, и утверждение на нем императора-китай-
ца. Именно он должен был претворить в жизнь мечты простых
людей о счастье и процветании. Идейные искания лидеров рели-
гиозных сект и тайных обществ, восходившие к утонченной ин-
теллектуальной традиции прошлого, были понятны лишь узкому
кругу посвященных. Для привлечения рядовых участников исполь-
зовались обращения, в которых доходчиво объяснялись причины
бедственного положения народа и содержались призывы гото-
виться к антиправительственной борьбе.
В деятельности этих организаций огромную роль выполнял
сложный, насыщенный мистицизмом ритуал. Он был призван
внушить сектантам ощущение силы и единения. Один из элемен-
тов этого ритуала ушу, или «военные искусства», с обучения
которым, как правило, и начиналось привлечение новых сторон-
ников. Наиболее широко распространенным видом боевых ис-
кусств было умение вести рукопашный бой. Постижение его тон-
костей давало неофиту ощущение защищенности, возвышало его
в глазах окружающих, что в какой-то мере компенсировало его
обычно невысокий социальный статус. Привлеченные таким об-
разом новые сторонники обучались сложным ритуалам, соблю-
дение которых, как считалось, делало их неуязвимыми для дей-
ствия холодного и огнестрельного оружия.
Организационные структуры сект и тайных обществ в ряде
случаев были весьма разветвленными и охватывали не только де-
ревни, но и уездные и даже провинциальные города. Их членами
становились представители различных общественных групп, боль-
шинство составляли малоимущие крестьяне, привлеченные про-
поведью братской взаимопомощи и имущественного равенства,
но руководителями часто становились шэньши, купцы и даже чи-
новники, вдохновлявшиеся идеями свержения маньчжурского
господства и установления китайского правления. Буддийское и
даосское духовенство зачастую также симпатизировало сектан-
там. По преданию, одно из наиболее популярных и массовых об-
ществ «Триада» было основано монахами буддийского монасты-
ря Шаолиньсы, и поныне широко известного в Китае как одно-
го из традиционных центров искусства рукопашного боя. Когда
монахи отказались признать установление маньчжурского прав-
ления, монастырь был осажден цинскими войсками и сожжен.
281Почти все его защитники погибли в бою, избежать смерти, как
гласит легенда, удалось лишь «пяти старшим братьям», которые
отправились в странствие по Китаю, обучая народ искусству ушу
и призывая к борьбе с маньчжурами.
Наиболее активным в конце XVIII в. становится «Общество
Белого лотоса», в основе идеологии которого лежали идеи на-
ступления справедливой эры правления будды Майтрейи, при-
зывы к имущественному уравнению, свержению власти маньч-
журской династии. В 1796 г. под его руководством началось одно
из наиболее крупных в цинский период народных восстаний,
охватившее главным образом провинции Центрального Китая. На
протяжении 17981799 гг., когда народная война приобрела наи-
больший размах, повстанческим войскам удалось нанести ряд
поражений цинским войскам и взять под контроль значительные
территории.
Правительство, напутанное размахом восстания, сосредото-
чило все силы для его подавления. Были сменены неспособные и
бездеятельные военачальники, переброшены крупные подкреп-
ления. Примерно в 1800 г. в ходе гражданской войны наступил
перелом, ускоренный тем, что на сторону маньчжурского двора
перешли многие влиятельные кланы, верхи которых были напу-
ганы размахом народной борьбы и наступившей смутой. Отряды
местной самообороны, созданные ими, приняли активное учас-
тие в войне, оказывая помощь войскам центрального правитель-
ства. С восставшими расправлялись с крайней жестокостью. Насе-
ление, оказывавшее помощь инсургентам, насильно уводилось
из районов боевых действий, а их жилища и посевы уничтожа-
лись. В середине 1800 г. был схвачен и казнен в Пекине один из
наиболее популярных руководителей восстания Лю Чжисе, од-
нако сопротивление продолжалось.
Чтобы привлечь на свою сторону недовольных, цинские влас-
ти пообещали сократить налоги и поборы, а также простить тех,
кто готов прекратить сопротивление. Вместе с тем для содержа-
ния армии повстанцы были вынуждены проводить насильствен-
ные мобилизации и реквизировать продовольствие, что не всег-
да находило поддержку у населения. К концу 1803 г. пекинское
правительство смогло восстановить контроль почти над всей тер-
риторией Центрального Китая. Лишь в глухом районе на стыке
Сычуани, Хубэя и Шэньси, покрытом густыми лесами, продол-
жали укрываться последние отряды повстанцев. К середине 1804 г.
были подавлены и эти последние очаги сопротивления.
С поражением восстания 17961804 гг. религиозные секты и
тайные общества не отказались от дальнейшей борьбы. В 1813 г.
«Общество Небесного разума» (скорее всего, одно из ответвле-
282ний «Белого лотоса») организовало восстание в Северном Китае
Его руководитель был объявлен правителем Китая, преемником
минской династии. В октябре 1813 г. отряд заговорщиков, насчи-
тывавший около 200 человек, проник на территорию «Запретно-
го города» резиденцию маньчжурских правителей в Пекине
Однако нападение было отбито многочисленной дворцовой стра-
жей. Цинские войска расправились с восставшими, их предводи-
теле был схвачен и казнен. К началу 1814 г. были разгромлены
последние повстанческие отряды.
Несмотря нa поражения, религиозные секты и тайные обще-
ству продолжали антиправительственную деятельность на про-
тяжении всего ХIХ века. Под их руководством крестьяне и горо-
жане боролись против маньчжурской династии, требуя сокра-
щения налогов и повинностей, ликвидации коррумпированного
чиновничества.
Характер народной борьбы на рубеже XVIIIXIX вв. по срав-
нению с предшествующими эпохами не претерпел существен-
ных, изменений. Это были по-прежнему вполне традиционные
требования свержения династии, утратившей мандат на управ-
ление государством, подкрепленные патриотическими лозунга-
ми восстановления китайского правления.

Назад к содержимому | Назад к главному меню