Историк

Перейти к содержимому

Главное меню

Революционное движение и Сунь Ятсен

Страны в истории > Китай

С особой силой антиманьчжуризм получил выражение в дея-
тельности другой группы оппозиционеров китайских револю-
ционеров, поставивших перед собой задачу свержения маньчжур-
ской династии и установления в Китае республиканской формы
правления, которая одна только, по мысли революционеров, была
способна обеспечить достижение независимости, модернизации,
создания сильного процветающего Китая, в котором основопо-
лагающим был бы принцип равенства перед законом, а не этни-
ческая исключительность.
Признанным лидером революционного движения являлся Сунь
Ятсен (18661925). Уроженец, подобно Кан Ювэю, провинции
Гуандун, он происходил из простой крестьянской семьи, не имев-
шей отношения к конфуцианской учености и чиновничьей службе.
В районе, откуда он был родом, были сильны традиции антимань-
чжурской борьбы, связанные с деятельностью тайных обществ, и
воспоминания о недавних событиях Тайпинского восстания, в ко-
торых принимали участие некоторые члены клана Сунь.
Материальное положение семьи несколько улучшилось пос-
ле того, как старший брат Суня эмигрировал на Гавайские ост-
рова, где составил себе некоторое состояние, основав преуспе-
вающую скотоводческую ферму.
Когда Ятсену исполнилось 12
лет, старший брат взял его к
себе, решив дать ему образо-
вание в одной из миссионерс-
ких школ на Гаваях. В течение
трех лет молодой Сунь посещал
школу при английской миссии,
где получил начальное образо-
вание, овладел английским язы-
ком, проникся глубоким инте-
ресом к культуре и обществен-
ным установлениям западных
государств. Этот интерес был
столь серьезен, что старший
брат решил отправить его в Ки-
тай, чтобы юноша не утратил
связи с родной культурой. Од-
нако пребывание в доме роди-
телей было непродолжительным. Воспитанный в христианских
воззрениях, Сунь Ятсен не мог принять религиозные верования
предков, казавшиеся ему еретическими заблуждениями. Однаж-
Сунь Ятсен
350ды, чтобы доказать односельчанам, что их боги ложны, он осы-
пал ударами изваяние идола в деревенской кумирне. Отношения
с соседями и родней были испорчены. Молодой человек продол-
жил образование в одной из миссионерских школ в Гуандуне, а
затем поступил в медицинский институт в Гонконге, который
окончил в 1892 г.
Годы учебы в медицинском институте явились не только вре-
менем профессионального становления Сунь Ятсена как будуще-
го врача, но и были посвящены дискуссиям с друзьями о причи-
нах утраты Китаем былого величия и о путях его возвращения.
Молодые люди, входившие в кружок, членом которого был Сунь,
интересовались как древней, так и современной историей Ки-
тая, в первую очередь событиями Тайпинского восстания и осо-
бенно антиманьчжурскими устремлениями восставших. Уже к это-
му времени начинает формироваться убеждение, что условием
возрождения Китая не может не быть свержение господства мань-
чжуров над китайским народом.
Тем не менее в этот период, подобно сторонникам реформ,
Сунь не оставлял надежды на то, что правящая династия еще
способна пойти на осуществление более глубоких реформ, чем
те, которые проводились в период «самоусиления». В этом духе
Сунь Ятсен написал меморандум «Представление Ли Хунчжану»
(1893), адресованный очень влиятельному цинскому сановнику
и содержавший план осуществления реформ. Первой важнейшей
темой этого документа было требование шире использовать на
государственной службе патриотически настроенных сановников,
происходивших из ханьцев, имевших глубокие представления о
западном обществе. Второй важнейшей темой был призыв ока-
зать всемерную поддержку национальному предпринимательству,
без которого решение проблемы восстановления величия Китая
невозможно. При этом Сунь Ятсен не упоминал о необходимости
каких-либо политических преобразований.
Сунь Ятсен рассчитывал лично вручить меморандум Ли Хунч-
жану, отправившись с этой целью в поездку на север Китая. Пу-
тешествие обогатило его впечатлениями о жизни собственной
страны, убедило в неотложности преобразований. Однако встре-
титься с Ли Хунчжаном, в связи с событиями японо-китайской
войны, ему не удалось.
Горечь, вызванная ощущением ненужности правительству спо-
собных и искренних патриотов, была усилена поражениями, ко-
торые Китай терпел в ходе разгоревшейся войны. Разочарование
в политике императорского правительства, таким образом, пе-
реросло в убеждение, что непременным условием восстановле-
ния суверенитета Китая и его возрождения является свержение
351правящей династии. Однако в отличие от тайпинов и членов тай-
ных обществ Сунь Ятсен предполагал прийти не к восстановле-
нию на престоле очередной династии, а к созданию республикан-
ского государства. Это была новая форма проявления китайского
национализма, основанная на убеждении, что условием восста-
новления независимости и успешного продвижения по пути мо-
дернизации должны быть глубокие политические преобразова-
ния, к которым можно прийти лишь в результате революцион-
ного свержения деспотических порядков.
Оставив надежду убедить высших маньчжурских сановников в
необходимости продолжения реформ, отказавшись от карьеры
врача, которая могла обеспечить спокойную и благополучную
жизнь, в конце 1894 г. Сунь Ятсен отправился на Гавайи. Здесь он
создал первую в истории Китая революционную организацию
«Союз возрождения Китая» («Синчжунхуэй»). Цели этой органи-
зации выражены в клятве, которую произносили вступившие в
союз: «...изгнать маньчжуров, восстановить государственный пре-
стиж Китая, учредить демократическое правительство».
Первоначально малочисленный «Союз возрождения Китая»
объединил патриотически и антиманьчжурски настроенных мо-
лодых выходцев из образованной среды, соприкоснувшихся с
европейской культурой и западным образом жизни, и получил
поддержку китайских предпринимателей из числа эмигрантов.
Революционеры рассчитывали добиться поставленных перед со-
бой целей, организовав восстание в одном из регионов Китая.
По их мнению, страна уже была подготовлена к участию в анти-
династийном восстании. Члены организации рассчитывали исполь-
зовать многочисленные тайные общества юга Китая, с которыми
они установили тесные отношения. Этому способствовало то, что
многие из сподвижников Сунь Ятсена поддерживали тесные кон-
такты с руководителями тайных обществ раньше и даже, благода-
ря образованию и прекрасному владению боевыми искусствами,
были признаны вожаками в некоторых из них.
Почти год ушел на подготов ку первого восстания под руко-
водством «Союза возрождения Китая». Местом для его начала был
избран Гуанчжоу, столица провинции, являвшейся родиной для
большинства сподвижников Сунь Ятсена. Город был удален от
центра, здесь у революционеров установились прочные связи с
тайными обществами, население было проникнуто сильными ан-
тиманьчжурскими настроениями. План восстания включал зах-
ват городских административных органов в результате действий
группы заговорщиков, поддержку начавшегося выступления от-
рядом из Гонконга, а также вступлением в Гуанчжоу отрядов
местных тайных обществ.
352Однако казалось бы тщательно разработанный план провалился.
Отряды тайных обществ не сумели проникнуть в город, группа,
прибывшая на корабле из Гонконга, которая должна была пере-
дать революционерам оружие, была арестована на городской при-
стани. Некоторые из участников неудавшегося выступления были
арестованы и казнены, а Сунь Ятсену чудом удалось скрыться,
избежав верной смерти.
С этого времени цинские власти смотрели на Сунь Ятсена как
на одного из самых своих опасных противников, за его голову
было обещано крупное вознаграждение, а китайской загранич-
ной резидентуре было дано задание обнаружить его и захватить.
Тем временем основатель «Союза возрождения...» собирал сред-
ства на организацию нового выступления среди членов китайс-
ких эмигрантских общин в Японии, на Гавайских островах, в
США, в Европе. В 1896 г. маньчжурским агентам удалось заманить
Сунь Ятсена на территорию китайской миссии в Англии и арес-
товать. Они рассчитывали секретно, на специально зафрахтован-
ном для этой цели корабле, вывезти Сунь Ятсена на родину, где
его ждала неминуемая расправа. Однако мужество и выдержка не
изменили революционеру ему удалось сообщить о происшед-
шем своим английским друзьям. В результате начавшейся шум-
ной кампании в защиту Сунь Ятсена он был освобожден, а его
имя получило широкую известность на Западе как имя вождя
революционной партии в Китае.
Растянувшийся на долгие годы период изгнания Сунь Ятсена
(ему удалось ступить на родную землю, и то ненадолго, только в
1907 г.) совсем не означал, что планы свержения власти мань-
чжуров были оставлены. Сунь Ятсен продолжал активно вербо-
вать сторонников революции среди членов китайских эмигрантс-
ких общин, численность которых в первое десятилетие XX в. пре-
высила 2 млн человек. Он также не оставлял попыток организовать
новые восстания, которые, впрочем, не имели успеха.

Назад к содержимому | Назад к главному меню