Историк

Перейти к содержимому

Главное меню

«Новая политика» и развитие кризиса империи

Страны в истории > Китай

Результатом подавления выступления ихэтуаней было закреп-
ление полуколониального статуса китайской державы, формаль-
но сохранившейся как суверенное государство, однако, в сущ-
ности, полностью зависимой от западных держав.
356На рубеже XIXXX вв. в своем окончательном виде сложились
сферы влияния западных держав. Регионом преимущественного
экономического проникновения Англии стал юг Китая, а также
провинции среднего течения Янцзы. Сферой влияния Японии
становятся провинции нижнего течения Янцзы (главным обра-
зом Фуцзянь), Франция стремилась утвердиться в провинциях
Юга, прилегавших к ее владениям в Индокитае (Юньнань, Гуан-
си, Гуандун), Германия установила контроль над Шаньдуном, а
основные интересы России были сосредоточены в Маньчжурии,
где нарастало соперничество с Японией.
Новое сокрушительное поражение, понесенное Китаем, ста-
ло главным побудительным мотивом, приведшим к обнародова-
нию в августе 1900 г. императорского указа о необходимости про-
ведения реформ. В январе 1901 г. в Сиани, где все еще находился
императорский двор, был опубликован эдикт, в котором объяв-
лялось о новой серии реформ, получивших название «новой по-
литики». Вскоре был создан правительственный комитет, ответ-
ственный за ее проведение. «Новая политика», подобно «полити-
ке самоусиления», преследовала цели укрепления положения
правящей династии и устоев деспотического режима. В сущности
же, это означало попытку проведения более радикальных преоб-
разований по сравнению с попыткой 60-90-х гг. XIX в.
Наиболее важной чертой «новой политики» было наметивше-
еся изменение в отношении правительства к торгово-прсдпри-
нимательским слоям. Впервые в истории китайской империи го-
сударство объявило о своем стремлении отойти от ограничения
предпринимательства, встав на путь его поощрения. Созданное в
1903 г. указом двора Министерство торговли должно было всячески
способствовать притоку частного капитала в промышленность и
коммерцию. За этим последовали указы, направленные на упо-
рядочение горнорудного дела, были сняты ранее существовав-
шие запреты на разработку природных ресурсов в ряде районов
страны и одновременно приняты весьма существенные положе-
ния, связанные с упорядочением монетной системы. В провин-
циальных центрах и наиболее развитых городах была разрешена
организация торгово-промышленных палат, деятельность различ-
ных акционерных обществ и торговых союзов. Эти новые струк-
туры впоследствии стали средством отстаивания не только эко-
номических, но в определенной мере и политических интересов
формирующейся буржуазии Китая.
Немаловажное значение имели и реформы государственных
структур, свидетельствовавшие о стремлении приблизить фор-
мы государственного управления к западным образцам. Вместо
357архаического Управления по делам различных стран (Цзунли
ямынь) было создано Министерство иностранных дел. Была не-
сколько модернизирована система судопроизводства отмене-
ны наиболее варварские формы следствия, жестокие пытки, об-
разовано Министерство внутренних дел.
Особое значение придавалось реформе армии. Начало было
положено отменой экзотической системы комплектования офи-
церского корпуса, в частности отменой экзаменов на поднятие
тяжестей и стрельбу из лука. Вместо этого началось формирова-
ние военных учебных заведений нового образца, в деятельности
которых широко использовался опыт европейских государств. Осо-
бое внимание уделялось германскому опыту строительства воору-
женных сил. Генерал Юань Шикай, ставший одним из инициато-
ров и деятелей военной реформы, был сторонником ликвидации
традиционной системы, основанной на территориальном прин-
ципе комплектования наемной армии. Однако его планы по вве-
дению всеобщей воинской повинности двор не поддержал. В ре-
зультате «новая армия» создавалась как наемная, но при этом для
поступления на службу было необходимо соответствие образова-
тельному и имущественному цензу. Это делало армию, с одной
стороны, более подготовленной к использованию новой техни-
ки, с другой более восприимчивой к новым политическим иде-
ям, что проявилось в годы китайской революции.
Общим результатом «новой политики» было укрепление по-
зиций предпринимательских, а также региональных элит, рас-
считывавших использовать реформы в собственных интересах. Их
главная цель ослабить центр, не способный эффективно вы-
полнять свои функции обеспечения «верховного единства» и не-
зависимости государства, и перераспределить власть в свою пользу.
Этот процесс шел под воздействием сдвигов в экономичес-
ком развитии, которые определялись становлением китайского
капитализма В меньшей степени им была затронута китайская
деревня, за исключением районов, непосредственно прилегав-
ших к крупным «договорным» портам. Социальная дифференциа-
ция капиталистического типа, в основе которой лежали товар-
но-денежные отношения и использование наемной рабочей силы,
все еще продолжала уступать расслоению традиционного типа. Тем
не менее на положение дел в деревне оказывали влияние новые
явления, характерные для экономики в целом, заставляя ее реа-
гировать на изменения рыночной конъюнктуры.
Более ощутимым был процесс становления капитализма в го-
родской экономике. К началу XX в. в стране уже действовало око-
ло 200 механизированных предприятий, принадлежавших наци-
358ональному капиталу. Их количество за первое десятилетие XX в.
более чем удвоилось.
Наибольшего размаха предпринимательская деятельность до-
стигла в районах бассейна Янцзы, особенно в пров. Цзянсу. На
этот регион Китая приходилось около 70% компаний и фирм,
зарегистрированных до 1908 г. Особенностью развития китайско-
го капитализма, как и капиталистических отношений в других
странах Востока, было то, что наряду с постепенной ломкой тра-
диционных экономических отношений шло развитие мелкого
предпринимательства. Лидировать в становлении и развитии ка-
питалистического уклада продолжали различные слои чиновни-
чества, богатые шэньши, т.е. те, кто был непосредственно свя-
зан с центральной и провинциальной администрацией. Среди
представителей национальной буржуазии можно было встретить
и высокопоставленного придворного, члена академии Ханьлинь,
и рядового обладателя ученого звания шэнъюань. Наряду с этим в
ее составе были и представители компрадоров, опиравшиеся на
поддержку иностранного сектора. Все более заметную роль в фор-
мировании китайской буржуазии начинали играть выходцы из
торгово-ростовщической среды, а также представители эмигрант-
ской буржуазии.
Представление о том, на основе каких социальных слоев фор-
мировалась китайская буржуазия, может дать следующий пример.
Из 26 хлопкопрядильных и прядильно-ткацких фабрик, постро-
енных за период 18901910 гг., 16 было непосредственно основа-
но чиновниками, три открыто ими вместе с выходцами из купе-
чества и пять предприятий создано посредниками-компрадорами.
Несмотря на то что в начале XX в. китайский капитализм на-
ходился в стадии становления, явственно прослеживается цик-
личность в его развитии. Подъемы (18951903, 19051908) сме-
нялись серьезными кризисами (19001903, 19091913). Тяжелее
всего эти кризисные явления отразились на самом слабом секто-
ре растущего капитализма дофабричного производства. Осо-
бую роль в общеэкономическом спаде было суждено сыграть фи-
нансовому кризису в Шанхае и других «договорных» портах, что
произошло в 1910 г. Китай все больше втягивался в процесс ка-
питалистического развития. Капиталистический уклад не был, ко-
нечно, господствующим, но, безусловно, являлся ведущим.
В этой ситуации ярко проявились неспособность и отсутствие
стремления маньчжурской династии создать действительно бла-
гоприятные условия для отечественного предпринимательства.
Торгово-предпринимательские круги все настойчивее требова-
ли проводить последовательно протекционистскую политику,
359использовать государственную казну для ускорения экономичес-
кого развития Китая, отменить лицзинь, унифицировать систе-
му мер и весов, бороться с произволом со стороны бюрократии.
Китайские предприниматели стояли во главе движений за бой-
кот иностранных товаров. В 1905 г. в южных и юго-восточных про-
винциях они организовали бойкот американских товаров, в
19071908 японских, а в 1908 г. германских. Кризис оказал
воздействие и на положение в деревне, по которой прокатилась
волна стихийных выступлений: «голодных» бунтов, отказов от
уплаты налогов, во время которых подвергались разгрому прави-
тельственные учреждения. Всего в 1910 г. отмечено 112 таких случаев.
После разгрома реформаторского движения в 1898 г. идеи, вдох-
новлявшие его участников, не только не были забыты, но и про-
должали завоевывать новых сторонников как среди представите-
лей китайской эмиграции, так и в самом Китае, где в период
«новой политики» возникло легальное конституционное движе-
ние. Его основной формой стали петиционные компании с
просьбой к маньчжурскому двору о введении конституции.
С 1906 г. начинается следующий этап «новой политики», свя-
занной с конституционными маневрами правящей династии. В
1906 г. в страны Европы была отправлена специальная делегация
для изучения опыта государственного устройства западных госу-
дарств. В августе 1908 г. объявлено, что после необходимой подго-
товки, которая продлится до 1917 г., в стране будет введена кон-
ституция. Одновременно было разрешено образование различных
кружков и обществ на местах, ставивших своей целью изучение
опыта представительного правления в иностранных государствах
и его пропаганду. Идя на эти шаги, цинское правительство рас-
считывало укрепить свои связи с либерально настроенными пред-
ставителями образованной и предпринимательской элиты стра-
ны, однако разрешенные организации могли стать и основой
либеральной оппозиции режиму.
Смерть в ноябре 1908 г. деспотичной правительницы Китая
императрицы Цыси (незадолго до этого при не вполне выяснен-
ных обстоятельствах умер Гуансюй, содержавшийся до конца своих
дней под домашним арестом) ускорила проведение маньчжурс-
ким правящим домом конституционных реформ. В 1909 г. от име-
ни малолетнего императора Пу И было объявлено о создании в
провинциях совещательных комитетов по подготовке конститу-
ции, ставших впоследствии истинными центрами объединения
оппозиционно настроенных представителей либеральных элит.
Члены комитетов, формировавшихся на основе выборов, пре-
дусматривавших весьма высокий ценз (в выборах приняли учас-
360тие лишь 0,3% населения), стали весьма активными участника-
ми политической жизни Китая, выступая инициаторами пети-
ционных кампаний за ускорение введения конституции.
В ноябре 1910 г. правительство объявило о созыве в Пе-
кине Национальной ассамблеи, явившейся прообразом будуще-
го парламента. Ее делегаты выступали за сокращение сроков
перехода к конституционной монархии и были поддержаны в
этом провинциальными комитетами. Под воздействием акти-
визировавшихся петиционных кампаний маньчжурские власти
были вынуждены пообещать ввести конституционное правление
в 1913 г.

Назад к содержимому | Назад к главному меню