Историк

Перейти к содержимому

Главное меню

Социально-экономическая политика нанкинского правительства

Страны в истории > Китай

Придя к власти, Гоминьдан заявил о стремлении проводить
социально-экономическую политику в духе учения Сунь Ятсена.
Однако выработать программу обоснованных экономических и
социальных мероприятий, которая могла бы стать основой прави-
тельственной политики, Гоминьдану в эти годы так и не удалось,
хотя подобные попытки и предпринимались. Политика правитель-
ства практически исходила не из концептуальной социально-эко-
номической программы, а скорее прагматически складывалась под
воздействием целого ряда разнородных факторов. И прежде всего
это интересы укрепления гоминьдановского государства и его пра-
вящей группы гоминьдановской военно-партийной верхушки
и крупной шанхайской буржуазии. Вместе с тем большую роль
играли и внешние по отношению к этой политике факторы: вой-
на за объединение, борьба с коммунистическим движением, аг-
рессия японского империализма, мировой экономический кри-
зис. При всем этом социально-экономическая политика прави-
тельства может быть охарактеризована в первую очередь как
националистическая и как таковая она имела значительную под-
держку в различных слоях китайского общества.
Главной особенностью этой политики была все возраставшая
роль государства в экономическом строительстве. Объяснялось это,
вероятно, совпадением многих причин. Прежде всего можно на-
помнить о традиционно большой роли китайского государства в
регулировании социально-экономических процессов. Немалое
значение имело влияние суньятсеновских представлений о реша-
ющей роли национального государства в обеспечении экономи-
ческих преобразований. Наконец, межвоенные годы были време-
нем повсеместного усиления регулирующей роли государства в
хозяйственной жизни. Причем речь идет не только о решающей
роли активной правительственной экономической политики в
выходе из глубокой депрессии (например, США, Германия), но
и о попытках некоторых слаборазвитых стран (например, Тур-
ции, Мексики) вырваться из отсталости. В какой-то мере эти эта-
тистские тенденции стимулировались и советским опытом пла-
нового проведения форсированной индустриализации. Этатистс-
кая политика ощущалась как веление времени.
Активная этатистская экономическая политика гоминьданов-
ского правительства имела значительную поддержку китайской
общественности, что и позволило столь успешно провести вос-
становление таможенной автономии, а затем и радикально воз-
действовать, используя ее, на развитие внутреннего рынка: пос-
ле введения нового таможенного тарифа в 1929 г. правительство
499еще четырежды существенно повышало ввозные пошлины, осо-
бенно на потребительские товары (фактически запретительные
пошлины), стремясь надежно оградить «свой» рынок от иностран-
ной конкуренции. Развитию национального рынка способство-
вало и решение правительства (17 мая 1930 г.) о ликвидации
внутренних таможенных барьеров («лицзинь»).
Одним из наиболее значимых экономических мероприятий бы-
ло создание государственной банковской системы. Начало ей по-
ложено основанием в 1928 г. Центрального банка Китая, соз-
данного исключительно на правительственные средства, без учас-
тия частного национального или иностранного капитала. Одно-
временно превращены в смешанные путем внесения правитель-
ственного пая в капитал два старых банка Банк Китая и
Банк коммуникаций. Впоследствии правительство организовало
Крестьянский банк. Эти банки стали важным правительствен-
ным рычагом воздействия на экономику страны, позволив преж-
де всего постепенно пойти по пути реформирования денежной
системы. Проводя политику унификации денежного обращения,
правительство в 1933 г. ввело государственную монополию на
изготовление монеты и запретило хождение серебра в слитках
(ляны). А 3 ноября 1935 г. после тщательной подготовки была
объявлена радикальная валютная реформа с этого времени
единственным законным платежным средством становились банк-
ноты правительственных банков, все остальные банки, включая и
иностранные, теряли право денежной эмиссии и их банкноты
обменивались на банкноты Центрального банка, а их наличное
серебро в монетах и слитках также подлежало обмену. В целом
по стране реформа была осуществлена за два года, хотя в Шан-
хае, главном экономическом центре страны, а также в несколь-
ких провинциях, надежно контролировавшихся нанкинским пра-
вительством, ее удалось осуществить гораздо быстрее. Резуль-
татом денежной реформы было укрепление положения нацио-
нальной валюты и общая стабилизация китайского денежного
рынка, что благоприятно сказалось на всем развитии китайской
экономики. Вместе с тем после ноября 1935 г. существенно воз-
росли возможности воздействия гоминьдановского правительства
на экономическую жизнь страны.
Так, правительство теперь сумело взять под свой контроль
систему сберегательных банков и страховых обществ. В 1936 г. с
учетом государственных вложений в частные банки правительство
держало в своих руках уже 49% общего капитала банков современ-
ного типа и 61% их активов. В изменившейся ситуации в дея-
тельности правительственных банков появляются новые тенден-
ции: они предпринимают попытки включиться в промышленное
500предпринимательство, железнодорожное строительство, в созда-
ние пароходных компаний, привлечь частный капитал к совмест-
ной предпринимательской деятельности.
По мере укрепления власти нанкинского правительства уве-
личиваются его претензии на регулирование экономической жиз-
ни страны. И не только через банковско-финансовые рычаги, но
и прямым административным путем. Постепенно в рамках нан-
кинского правительства складывается аппарат экономического
контроля и регулирования, в недрах которого вызревают кон-
цепции планирования экономического развития. Делалось это в
рамках суньятсеновской традиции и не без прямого воздействия
опыта советских пятилеток. К определенному плановому регули-
рованию подталкивали гоминьдановскую администрацию и се-
рьезные экономические трудности, вызванные влиянием миро-
вого экономического кризиса 19291933 гг. на Китай. Правитель-
ство проводит ряд мероприятий антикризисного регулирования
в спичечной, цементной, сахарной, шерстоткацкой, угольной и
некоторых других отраслях промышленности, наиболее постра-
давших от кризиса. Направленные прежде всего на стимулирова-
ние национального капитала, все эти мероприятия вели в то же
время к постепенному складыванию государственного сектора, к
созданию довольно сильного механизма государственного вме-
шательства, к зарождению некоторых предпосылок монополиза-
ции важных отраслей производства.
Вмешательству правительственных банков и правительствен-
ного аппарата в экономическую деятельность сопутствовала и
личная уния гоминьдановской верхушки и представителей круп-
ного китайского капитала: с одной стороны, в состав руковод-
ства правительственных банков и экономических организаций
вошли многие видные предприниматели, а с другой стороны,
многие гоминьдановские чиновники стали руководителями част-
ного бизнеса. Наибольшую активность в этом взаимопроникно-
вении проявили семьи Сун Цзывэня и Кун Сянси двух видных
гоминьдановских и правительственных деятелей, вышедших из
крупных финансовых кланов. Этот процесс сращивания бизнеса и
партийно-правительственной администрации вел вместе с тем и
к росту коррупции на всех уровнях государственного управления.
Политика гоминьдановского правительства по отношению к
наиболее развитым секторам экономики может быть охарактери-
зована как эффективная. Достаточно сказать, что в «нанкинское
десятилетие», когда промышленное производство в капиталис-
тическом мире в лучшем случае топталось на месте, в Китае на-
блюдался заметный промышленный прогресс. Так, производство
15 основных отраслей выросло в 1936 г. по сравнению с 1926 г. на
50186%, т.е. среднегодовой прирост промышленной продукции рав-
нялся 6,4%. При этом важно подчеркнуть, что рост этот произо-
шел в основном за счет деятельности национального капитала,
вложения которого в промышленность выросли только за три
предвоенных года на одну треть. В эти годы усиливается тенден-
ция национального капитала к концентрации, увеличивается роль
крупного национального капитала в промышленности, склады-
ваются первые промышленные группировки монополистическо-
го характера (текстильные предприятия группы Жун Цзунцзиня,
химические компании «Цзюда» и «Юнли», цементная компания
«Цисинь» и др.).
Еще более активно реагировал на экономическую политику
правительства китайский банковский капитал, существенно ук-
репивший свои позиции на китайском рынке. Общее число ком-
мерческих банков увеличилось с 69 в 1927 г. до 174 в 1937 г. при
значительном росте их активов и прибылей. Усилилась и концент-
рация китайского банковского капитала, выросло экономичес-
кое влияние наиболее крупных частных банков. Так, в 1935 г. на
долю 14 коммерческих банков приходилось примерно 80% всех
ресурсов коммерческих кредитных учреждений страны.
Значительный рост государственного и частного банковского
капитала сопровождался постепенным «осовремениванием» де-
нежного рынка, ослаблением роли традиционных кредитных ин-
ститутов меняльных контор, ломбардов, мелких банков. В пред-
военное десятилетие их число сократилось в два раза. Особенно
сильный удар нанесла им денежная реформа 1935 г., прекратив-
шая обращение серебра, сделками с которым в основном и за-
нимались эти учреждения.
Активно сказалась правительственная экономическая полити-
ка на развитии транспортной инфраструктуры. Была создана на-
циональная гражданская авиация, как никогда быстро строились
шоссейные дороги, расширился национальный паровой флот, в
том числе и океанский, существенно выросла протяженность
железных дорог и их грузооборот. Характерно, что в новых усло-
виях железные дороги строились уже на 2/3 на китайские капи-
талы (прежде на национальный капитал приходилось лишь ме-
нее 1/10 вкладов в это строительство).
Серьезные изменения произошли и в характере внешней тор-
говли Китая. Под влиянием протекционистской политики гоминь-
дановского правительства, а также под воздействием общего эко-
номического оживления значительно изменился импорт. Ввоз
потребительских товаров и продовольствия этих традицион-
ных для предшествующих десятилетий предметов импорта резко
сократился. Так, ввоз хлопчатобумажных тканей снизился в 10
502раз! С другой стороны, ввоз машин более чем удвоился. Мировой
экономический кризис и потеря Маньчжурии резко сократили
китайскую внешнюю торговлю. Однако весьма примечательны
последующие изменения в товарообороте происходит посте-
пенное снижение ввоза при постепенном росте вывоза товаров,
т.е. уменьшается пассив торгового баланса, так болезненно ска-
зывавшийся на экономическом развитии Китая.
Наконец, социальная эффективность гоминьдановской поли-
тики во многом проявилась в функционировании иностранного
капитала. Борьба с системой неравноправных договоров, которая
прежде всего и давала привилегии иностранному капиталу, уси-
ление позиций китайского национального капитала, расшире-
ние гоминьдановского государственного регулирования эконо-
мики и государственного предпринимательства уменьшили при-
влекательность китайского рынка, привели к определенному
уменьшению притока иностранного капитала, к увеличению вы-
воза прибылей вместо их реинвестирования (что было характер-
но прежде для китайского рынка) и даже к репатриации иност-
ранных капиталов. Все это означало ослабление позиций иност-
ранного капитала в гоминьдановском Китае. Однако оценка этого
явления не может быть однозначной. Выдвигая свои планы эко-
номической реконструкции, нанкинское правительство в соот-
ветствии с суньятсеновской доктриной рассчитывало получить
иностранную финансовую помощь. В «нанкинское десятилетие»,
однако, правительству удалось получить иностранных займов лишь
на ничтожную сумму в несколько десятков миллионов ам. дол.
Уменьшился ввоз и частного капитала. Все это, усиливая пози-
ции национального капитала, в то же самое время означало про-
вал расчетов нанкинского правительства на получение значитель-
ной иностранной помощи.
В рамках общей гоминьдановской националистической соци-
ально-экономической политики может быть правильно оценена
и политика Гоминьдана в рабочем вопросе. Расправляясь с наи-
более революционными элементами рабочего класса, поддержи-
вавшими КПК, гоминьдановский режим вместе с тем основной
упор сделал на реформистских методах воздействия на рабочий
класс. Более того, утверждаясь у власти в масштабах всей страны,
Гоминьдан стремился полностью взять под свой контроль и ра-
бочее движение и стремился сделать руководимое им рабочее дви-
жение и рабочие организации одной из социальных опор своей
националистической политики. Во многом Гоминьдан преуспел
в этом отношении. Опираясь на свою руководящую роль в рабо-
чем движении на предшествующем историческом этапе и пользу-
ясь левацкой политикой КПК, Гоминьдан прилагает большие
503усилия по налаживанию контроля за рабочим движением, идя
при этом кое в чем навстречу интересам рабочего класса. И прежде
всего в рабочем законодательстве. Принятое Гоминьданом рабо-
чее законодательство определяло основные условия труда рабо-
чих, ограничивало рабочее время, устанавливало минимальную
зарплату, признавало право рабочих на организацию, право на
забастовки, право на заключение коллективных договоров, пра-
во рабочих на участие в управлении предприятиями и на участие
в прибылях. Можно сказать, что были приняты законы, фикси-
ровавшие требования, за которые рабочие боролись на предыду-
щем этапе. И хотя это законодательство охватывало только мень-
шинство рабочего класса, оно для условий полуколониальной
страны того времени было, безусловно, весьма прогрессивным.
Несмотря на то, что в основу деятельности руководимых Гоминь-
даном профсоюзов положена суньятсеновская концепция сотруд-
ничества труда и капитала и что эти профсоюзы были прежде
всего политическим орудием Гоминьдана, они были вынуждены
руководить экономической борьбой рабочих, особенно на инос-
транных предприятиях, активно участвовать в антиимпериалис-
тических политических акциях. Все это сделало профсоюзы зна-
чительной социально-политической силой в городах, укрепило
социальные позиции гоминьдановского режима.
Все вышесказанное заставляет сделать вывод, что гоминьда-
новская политика по отношению к более передовым, прежде всего
«городским», секторам народного хозяйства и по отношению к
национальной буржуазии и рабочему классу в определенной мере
была эффективной, ибо вела к увеличению производства и эко-
номической активности этих секторов, укреплению позиций на-
ционального капитала, к нейтрализации рабочего класса и даже
к завоеванию поддержки со стороны его некоторых слоев. Этого
нельзя сказать о гоминьдановской политике в деревне там ее
социально-экономический эффект был ничтожен.
В «нанкинское десятилетие» гоминьдановский режим пытался
проводить в деревне политику, провозглашавшуюся Гоминьда-
ном в годы Национальной революции и выработанную еще Сунь
Ятсеном. В ее основе лежала концепция регулирования, а не ра-
дикального изменения аграрных отношений в деревне и приори-
тет материально-технических изменений перед социальными. Аг-
рарный закон, объявленный в июле 1930 г. (и вступивший в силу
через шесть лет), а также другие законодательные акты по аграр-
но-крестьянекому вопросу декларировали ограничение арендной
платы до 37,5% собранного арендатором урожая, защиту интере-
сов арендатора (приоритет в покупке арендуемой земли, за-
прещение субаренды и т.п.), административное регулирование
504отношений землевладельца и арендатора, право на создание крес-
тьянских союзов, установление потолка землевладения, прогрес-
сивное налогообложение на излишки земли и т.п. Таким обра-
зом, это была программа медленной аграрно-капиталистической
эволюции, рассчитанная на сдерживание социальных конфлик-
тов, на «умиротворение» деревни.
Однако эта программа в жизнь проводилась с трудом, ибо ее
реализация требовала все-таки политического вмешательства вла-
сти на «деревенском» уровне, а гоминьдановский режим для этого
реальной силой не располагал. Примечательно, что нанкинское
правительство еще в 1928 г. отказалось в пользу местных властей
от сбора поземельного налога важнейшего традиционного ис-
точника доходов китайских правительств, ибо оно не располага-
ло реальной властью на местах, столь необходимой для сбора та-
кого налога.
Слабость аграрных преобразований правительство пыталось
компенсировать рядом мероприятий, рассматривавшихся как «аг-
рарная реконструкция»: введением системы круговой поруки (бао-
цзя), некоторыми экономическими мерами по стимулированию
сельскохозяйственного производства, особенно в экспортных от-
раслях, развитием мелиорации и агротехники, проведением не-
которых мероприятий по улучшению здравоохранения и образо-
вания, помощью в создании различных форм кооперации. О вли-
янии этих мероприятий говорит тот факт, что продукция сельского
хозяйства росла не более чем на 1% в год (хотя на производстве и
экспорте хлопка, чая и шелка эти мероприятия сказались более
заметно: за первую половину 30-х гг. экспорт чая вырос в восемь
раз, шелка-сырца в два раза, а производство хлопка увеличилось в
2,5 раза). В рассматриваемое десятилетие, таким образом, опреде-
ленный рост производительных сил деревни позитивно сказался и
на некотором росте благосостояния крестьянства. В памяти крес-
тьянства это десятилетие осталось как относительно благополучное.
Недостаточная экономическая эффективность этой политики
дополнялась неэффективностью социальной: Гоминьдан не су-
мел получить активной поддержки ни господствующих слоев де-
ревни, ни простых тружеников. Более того, в первые годы уста-
новления гоминьдановского режима в некоторых районах круп-
ные землевладельцы открыто выступали против гоминьдановской
политики в деревне, даже были случаи убийства присылаемых
Нанкином чиновников, руководителей местных гоминьдановс-
ких организаций. Это была своеобразная реакция «справа» на ре-
формистскую политику Гоминьдана. Все это существенно ослаб-
ляло гоминьдановский режим.

Назад к содержимому | Назад к главному меню