Историк

Перейти к содержимому

Главное меню

Развитие оккупированной части Китая

Страны в истории > Китай

Проводя массированные наступления на основные политичес-
кие и экономические центры Китая, захватив огромные терри-
тории, японские агрессоры вскоре столкнулись с проблемой «ос-
воения» захваченных территорий в связи с затяжным характером
войны, к которому они не были готовы. Масштабы оккупирован-
ной части Китая явно не соответствовали военным возможностям
535Японии. Фактический военный контроль захватчики могли уста-
новить только за небольшой территорией, примыкавшей к горо-
дам, железным и шоссейным дорогам, которые непосредствен-
но контролировались военными гарнизонами и жандармерией. Это
была так называемая «зона спокойствия», простиравшаяся от важ-
нейших дорог и опорных пунктов на 1015 км. За ней еще при-
мерно на 1520 км проходила «зона полуспокойствия», куда япон-
ские патрули и карательные отряды заходили днем, но предпо-
читали на ночь не задерживаться. Далее, с точки зрения японских
властей, была «зона опасности», где сохранялась прежняя гоминь-
дановская власть или устанавливалась власть КПК. По мере япон-
ского наступления необходимость распылять военные гарнизоны
по все удлинявшимся коммуникациям требовала огромных воен-
ных сил, что вело к существенному ослаблению наступательного
потенциала японской армии, но в то же время не гарантировало
этой армии спокойного тыла. «Умиротворения» не удавалось до-
биться и жесточайшими карательными методами. Лозунг захват-
чиков «все жги, всех убивай, все грабь» претворялся в действи-
тельность во время карательных походов в «зоны опасности»,
однако даже чудовищные репрессии не могли остановить роста
национального сопротивления.
В этих условиях оккупанты пошли на создание местных марио-
неточных китайских властей, рассчитывая таким образом создать
механизм политического контроля за захваченной китайской тер-
риторией. 14 декабря 1937 г. семнадцать членов Хэбэй-Чахарского
политического совета заявили о самороспуске совета и провозг-
ласили создание Временного правительства Северного Китая с
центром в г. Пекине. Немедленно это правительство было при-
знано командующим японскими войсками в Северном Китае в
качестве «единственной гражданской власти». Внешне эта «власть»
была организована по традиционному образцу законодатель-
ный, исполнительный, судебный юани и т.п. По замыслу окку-
пантов она должна была стать примером для других подобных
местных «правительств» как политическая альтернатива единой
китайской гоминьдановской государственности. Не случайно ини-
циаторами создания пекинского правительства стали весьма ко-
лоритные политические фигуры Ван Кэмин, Тан Эрхэ, Тун
Гуань, Ван Итан, Цзи Шиюань, Чжу Шэн и др., принадлежав-
шие к старым прояпонским кликам и давно известные своей борь-
бой против Гоминьдана.
Однако в условиях затяжной войны и нежелания режима Чан
Кайши капитулировать, что отражало определенную прочность
гоминьдановской государственности, японские власти начинают
536искать иные пути решения «китайской проблемы». Раскол в
Гоминьдане в 1938 г., измена Ван Цзинвэя и его сторонников,
капитуляция ряда гоминьдановских генералов подсказали путь
создания альтернативной гоминьдановской государственности на
оккупированной территории, которая могла бы стать не только
фактором политического давления на Чан Кайши, но и факто-
ром поиска определенного компромисса с наиболее национа-
листическими и патриотическими элементами в Гоминьдане. Так
возникла идея создания прояпонского «центрального правитель-
ства» в Нанкине.
Уже в 1939 г. Ван Цзинвэй и другие видные гоминьдановцы,
ставшие изменниками родины (Чэнь Гунбо, Чжоу Фохай, Тао
Сишэн и др.), активизировали свою политическую деятельность
на оккупированной территории. В январе 1940 г. в Циндао они
провели совещание ряда членов ЦИК Гоминьдана, сотрудничав-
ших с оккупантами, и разработали предложения о «воссоздании»
гоминьдановского правительства. Эти предложения были реали-
зованы японскими властями, и 30 марта 1940 г. было торжест-
венно объявлено об образовании «центрального правительства» в
Нанкине. Исполняющим обязанности председателя правительства
стал Ван Цзинвэй. Правительство опубликовало декларацию, в
которой объявляло своей главной целью достижение мира, при-
зывало чунцинское правительство и армию прекратить военные
действия и объединиться для борьбы с коммунизмом, призна-
вало новый порядок в Восточной Азии, обязывалось уважать
права дружественных держав в Китае. В тот же день японское
правительство официально заявило о «признании» нового нан-
кинского правительства и подчеркнуло, что оно «...приветствует
восстановление китайского национального правительства в преж-
ней столице». В этой связи японским властям пришлось пой-
ти даже на роспуск марионеточного пекинского правительства,
чтобы подчеркнуть «общенациональный» характер нанкинского
правительства.
Перед новыми марионетками японцы ставили две основные
задачи. Первая оказывать политический нажим на Чунцин,
добиться прекращения его сопротивления на общей антикомму-
нистической платформе. Именно на эту цель были ориентиро-
ваны декларация нового правительства, оставление вакантным
поста председателя правительства, роспуск пекинского правитель-
ства и т.п. Вторая создать аппарат «умиротворения» японско-
го тыла.
Стремясь укрепить позиции своих марионеток, помочь им най-
ти какую-то социальную базу, оккупанты были вынуждены пой-
ти на некоторые уступки имущим слоям оккупированных районов
537Китая. В 1941 г. японское правительство даже запретило военным
властям конфисковывать имущество коллаборационистов, а так-
же приняло решение поощрять предпринимательскую деятель-
ность китайской буржуазии. Начав войну на Тихом океане, япон-
ское правительство пытается привлечь марионеточное нанкинс-
кое правительство к проведению своей агрессивной политики, а
с этой целью поднять его «международный» авторитет. В декабре
1942 г. в Токио принимают решение провести политический спек-
такль «отказаться» от неравноправных договоров и соглаше-
ний с Китаем, что, по замыслу инициаторов этой акции, долж-
но было произвести соответствующий политический эффект как
на Китай, так и на колониальные страны Азии. На основе этого
решения 9 января 1943 г. между Токио и Нанкином заключается
соглашение о возвращении сеттльментов, об отмене права экстер-
риториальности и т.п. унизительных для Китая ограничений. «Бла-
годарное» правительство Ван Цзинвэя в свою очередь заявляет о
вступлении Китая в Тихоокеанскую войну на стороне Японии.
Одновременно японские власти помогают Ван Цзинвэю соз-
дать армию, которая, по замыслам японских стратегов, могла бы
взять на себя бремя «умиротворения» японского тыла. Она была
создана в основном на базе разгромленных и сдавшихся в плен
гоминьдановских частей и соединений. Руководство этой армии,
численность которой достигла 800 тыс. человек, состояло из го-
миньдановских генералов, перешедших на сторону захватчиков
или добровольно сдавшихся в плен. Две трети солдат этой ар-
мии бывшие бойцы гоминьдановских войск.
Создавая новую политическую структуру с центром в Нанки-
не, Ван Цзинвэю и его приспешникам удалось объединить вок-
руг себя значительную часть прежнего гоминьдановского аппа-
рата, многих старых политических деятелей, некоторые слои при-
морской буржуазии. Однако коллаборационисты, оказавшись в
условиях общенационального подъема войны сопротивления, по
сути дела, изолированными от широких слоев китайской нации,
не сумели сыграть предназначавшейся им японскими захватчи-
ками роли и на заключительном этапе войны вся эта марионе-
точная политическая структура стала представлять четко очер-
ченную политическую мишень для патриотических сил.

Назад к содержимому | Назад к главному меню