Историк

Перейти к содержимому

Главное меню

Социально-экономическая политика Гоминьдана и ее последствия

Страны в истории > Китай

Характер экономической политики Гоминьдана в это время
определяется как нуждами войны, так и социальной эволюцией
самого Гоминьдана. Война сделала неизбежным возрастание госу-
дарственного вмешательства в экономику, т.е. объективная обста-
новка усилила ту тенденцию социально-экономического развития
544Китая, которая достаточно четко уже выявилась в предвоенные
годы. Формулируя в новых условиях экономическую программу
правительства, Гоминьдан обращается к идейному наследию Сунь
Ятсена, заимствуя в учении основателя партии основную аргу-
ментацию своей претенциозной экономической политики. Содер-
жание этой лолитики не сводилось к экономическому обеспече-
нию войны сопротивления. Оно включало также далеко идущие
планы использования обстановки национально-освободительной
войны с ее подъемом патриотических чувств для фактического
подчинения гоминьдановской власти всей экономической жиз-
ни общества. Именно поэтому возрастает интерес к пропаганде
суньятсеновского принципа народного благоденствия.
Однако реализация этих целей Гоминьдана происходила на
весьма суженной хозяйственной базе неоккупированных райо-
нов, т.е. в основном в окраинных районах северо-западного и юго-
западного Китая. Хотя эти районы и располагали значительными
природными ресурсами, но их промышленное освоение только
начиналось. К тому же гоминьдановский Китай оказался факти-
чески почти полностью блокированным японскими захватчика-
ми. Не считая длинной и трудной дороги через Синьцзян в Со-
ветский Союз, большую часть войны гоминьдановский Китай был
связан с внешним миром только Бирманской шоссейной доро-
гой и воздушными линиями.
Сложнейшей проблемой военной экономики была инфляция,
во многом определявшая весь хозяйственный климат страны. Впол-
не естественный значительный рост правительственных военных
расходов, с одной стороны, и потеря основных источников до-
ходов (прежде всего таможенных поступлений) с другой, зас-
тавляли правительство чем дальше, тем больше обращаться к
необеспеченной денежной эмиссии: уже в 1941 г. печатный ста-
нок работал почти в 10 раз энергичней, чем до войны, а в нача-
ле 1945 г. уже почти в 300 раз. Если в первые два-три года вой-
ны инфляция носила весьма умеренный для военного времени
характер и реформированная в 1935 г. денежная система справля-
лась со своими функциями, то постепенно инфляция нарастала,
приняв к концу войны катастрофический характер цены 1945 г.
более чем в 1000 раз превышали цены предвоенного года. Обста-
новка нараставшей инфляции наложила существенный отпеча-
ток на всю хозяйственную жизнь гоминьдановского Китая.
Одной из наиболее трудных экономических проблем являлось
налаживание налоговой системы военного времени. Потеря ос-
новных источников косвенного обложения (серьезное значение
сохранил лишь соляной налог) заставила правительство обратить
545особое внимание на увеличение прямого налогообложения. По-
доходный налог был введен в Китае в предвоенном году, но
только теперь он стал играть важную роль. В 1938 г. он был допол-
нен налогом на военные сверхприбыли, а затем были введены и
новые правила его взимания, направленные на повышение его
эффективности. В 1940 г. вводится налог на недвижимость, а в
1943 г. на аренду и продажу собственности. Были введены и
некоторые другие налоги. Особо большое значение для гоминь-
дановских финансов имело изъятие в 1941 г. поземельного налога
из рук местных властей. Сам налог стал взиматься в натуральной
форме. В следующем году натуральный поземельный налог был
дополнен принудительной закупкой зерновых у землевладельцев,
причем власти лишь частично расплачивались наличными. Все
это позволило правительству в последние годы войны брать в
свои руки более 5% валового сбора зерновых и тем самым обес-
печивать снабжение армии и госаппарата. С 1943 г. в хлопкопро-
изводящих районах поземельный налог стал собираться хлопком.
Перенесение основной тяжести налогового обложения на пря-
мые налоги означало в социальном плане увеличение обложения
наиболее имущих слоев города и деревни. Землевладельцы, по
мнению китайских авторов, были вынуждены отдавать государ-
ству (с учетом лихоимства местных властей) основную часть то-
варного зерна.
На нужды войны правительство пыталось перестроить и бан-
ковскую систему. Основные направления этой перестройки
централизация управления государственными банками и увели-
чение их роли в хозяйственной жизни, дальнейшая специализа-
ция банковской деятельности, усиление контроля за частными и
местными банками. Эти мероприятия способствовали мобилиза-
ции финансовых средств для расширения промышленного про-
изводства как в государственном, так и в частном секторе.
Большую роль в укреплении финансовых и экономических
позиций гоминьдановского правительства сыграла внешнеэконо-
мическая поддержка. Первую экономическую помощь, как уже
указывалось, Китай получил от СССР, причем в наиболее труд-
ное для страны время. Первые американские займы для закупки
оружия стали предоставляться только в 19391940 гг. В 1941 г. на
Китай была распространена система ленд-лиза, ставшая важным
источником в снабжении борющегося Китая военными материа-
лами. В феврале 1942 г. США предоставили Китаю заем на очень
большую сумму в 500 млн дол. для укрепления китайской денеж-
ной системы. Стали предоставлять займы Англия и некоторые дру-
гие западные державы. А всего за годы войны гоминьдановский
546Китай получил внешнеэкономической помощи на сумму около
1,5 млрд дол.
Для решения задач войны сопротивления особое значение
имело промышленное развитие западных районов. Оно начина-
лось почти с нуля. Основой создания в этих отсталых районах
промышленности послужили предприятия, эвакуированные из
городов, захваченных японцами. За первые три с половиной года
войны из восточных районов на запад было эвакуировано более
600 частных промышленных предприятий, не считая государствен-
ных военных заводов. С предприятиями было эвакуировано 12 тыс.
квалифицированных рабочих. В 1940 г. уже 70% этих предприятий
работали, способствуя созданию военно-промышленного потен-
циала. Отсталость этих районов и их блокада были, конечно, сдер-
живающими факторами промышленного развития. Однако были
и другие моменты, которые благоприятствовали созданию здесь
промышленности: большой спрос в условиях товарного голода на
продукцию как тяжелой, так и легкой промышленности, отсут-
ствие конкуренции со стороны импорта и продукции более раз-
витых восточных районов, помощь государства в создании про-
мышленности и т.п. В результате этого количество промышленных
предприятий выросло на неоккупированной территории за годы
войны в десять раз, достигнув внушительной цифры в 5725 пред-
приятий. Однако преобладали мелкие предприятия с низким тех-
ническим уровнем. Фабрично-заводских предприятий к концу вой-
ны насчитывалось только около тысячи с 61 тыс. рабочих и служа-
щих. Объем промышленного производства вырос почти в четыре
раза, причем особенно значительно выросло производство средств
производства, а также военного снаряжения.
Конечно, эти большие цифры не должны вводить в заблужде-
ние, ибо сопоставление идет с очень низким довоенным уров-
нем. Вместе с тем выплавка в 1943 г. 84 тыс. т чугуна и 10,5 тыс. т
стали, добыча 6 млн т каменного угля, производство многих ви-
дов промышленного оборудования и военного снаряжения сви-
детельствовали о заметных изменениях в хозяйственном облике
этих отсталых районов, в прошлом почти не знавших фабрично-
го производства.
По мере роста промышленности в ней происходили важные
структурные изменения, главное из которых превращение го-
сударственного предпринимательства в ведущую и преобладаю-
щую силу. Вполне естественно, что в обстановке войны только
государственная инициатива, только государственная мобилиза-
ция значительных средств могли обеспечивать быстрое строитель-
ство военных предприятий, электростанций, металлургических
заводов. К концу войны государственный сектор охватывал при-
мерно 1/10 часть всех предприятий (534), но его доля составляла
около трети продукции, причем на одно государственное пред-
приятие приходилось в десять раз больше капиталовложений, чем
на одно частное, и каждое государственное предприятие нани-
мало в среднем в два раза больше рабочих и служащих, т.е. в
руках правительства были наиболее крупные и наиболее техни-
чески оснащенные предприятия.
В годы войны быстро росла и частная промышленность, одна-
ко частный сектор развивался при поддержке правительства и
под его контролем. Правительство оказало значительную финан-
совую и техническую помощь предпринимателям, стремясь уве-
личить вклад частнокапиталистического сектора в развитие обо-
ронной промышленности. Оказывая финансовую и экономичес-
кую поддержку (правительственные субсидии, банковские займы,
правительственные заказы и т.п.), правительство одновременно
расширяло и углубляло свой контроль за частным сектором про-
мышленности. Особенно усилилась зависимость частной промыш-
ленности от правительства в последние два года войны, когда
выявился определенный спад производства, связанный прежде
всего с резким усилением инфляции. В этих условиях правитель-
ственная поддержка помогла выжить многим частным предприя-
тиям, но поставила их в еще большую зависимость.
С целью мобилизации мелкого производства для обеспечения
нужд армии и населения правительство всячески поощряло про-
мысловую кооперацию, причем ее развитие было взято под госу-
дарственный контроль. Развитие кооперативов шло при значи-
тельной финансовой поддержке правительства, однако только
мелкое ткацкое производство в основном было охвачено коопе-
ративами. Это был первый опыт прямого государственного воз-
действия на мелкое производство.
Новый и принципиально важный момент в экономической
политике Гоминьдана в годы войны стремление поставить под
полный государственный контроль внешнюю и внутреннюю тор-
говлю страны. Аппарат государственного контроля стал склады-
ваться уже в первые месяцы войны. Создание административного
аппарата дополнялось организацией правительственных внешне-
торговых компаний, фактически взявших в свои руки почти всю
внешнюю торговлю. Закупка и экспорт традиционных продук-
тов шелка-сырца, шерсти, шкур, кишок, чая и т.п. пере-
шли в руки нескольких компаний, объединившихся к концу вой-
ны под названием «Фусин». Весь экспорт минерального сырья
находился в руках государственного Комитета национальных
ресурсов. Импорт также попал под строгий государственный конт-
роль. Конечно, в условиях войны и блокады внешняя торговля не
играла столь важной экономической роли, как прежде, однако
именно в эти годы впервые сложилась в Китае система прави-

тельственных организаций, поставивших под свой контроль ки-
тайскую внешнюю торговлю, которая прежде была полем без-
раздельной деятельности иностранного капитала.
Еще большее значение для экономического развития страны име-
ло создание системы государственного контроля за внутренней тор-
говлей. Необходимость обеспечения армии продовольствием и сна-
ряжением, а также предотвращение голода в неоккупированных
районах заставили правительство провести разнообразные мероп-
риятия для контроля за рынком. Система регулирования торгов-
ли важнейшими потребительскими товарами и товарами произ-
водственного назначения складывалась постепенно, по мере на-
растания экономических трудностей, не в последнюю очередь
связанных с ускорившейся инфляцией. Подход правительства к
этой проблеме был чисто эмпирический.
Первоначально наибольшую активность власти проявили в
попытках создать административный аппарат контроля за цена-
ми, чтобы таким путем приостановить их быстрый рост. Издава-
лись законы о торговле по «справедливым ценам», о контроле за
ценами, делались попытки их заморозить. Естественно, что ни
постановления властей, ни чисто бюрократическая видимость
деятельности не могли приостановить инфляцию или улучшить
снабжение дефицитными товарами. Лишь постепенный переход
правительства к прямому контролю за торговлей важнейшими
товарами и создание государственных товарных запасов смогли
оказать некоторое воздействие на рыночные процессы.
Первым под строгий государственный контроль была постав-
лена торговля жидким горючим. Уже в мае 1938 г. было издано
постановление правительства о контроле за покупкой, продажей
и всеми запасами жидкого топлива. Позже был введен и конт-
роль за торговлей каменным углем. После перехода сбора позе-
мельного налога в натуральной форме в руки центрального пра-
вительства и введения обязательных закупок зерна в руках госу-
дарственных органов оказались значительные запасы товарного
зерна. Опираясь на эти запасы, правительство вводит лицензион-
ную торговлю зерном. В 1944 г. эта система была уже распростра-
нена на 18 провинций и 354 города, в которых было выдано по-
чти 26 тыс. лицензий, которые давали право на торговлю зер-
ном, но требовали полной отчетности о запасах, объеме продаж,
Ценах и т.п. Затем была введена государственная монополия на
549торговлю хлопком и фабричными хлопчатобумажными изделия-
ми. Переход запасов хлопка-сырца в руки правительства позво-
лил снабжать хлопком прядильные фабрики в обмен на пряжу, а
ткацкие снабжать пряжей в обмен на готовые ткани, что при-
вело к полному государственному контролю за этими отраслями
промышленности и за одним из важнейших потребительских то-
варов. Под правительственный контроль была передана также тор-
говля растительным маслом и бумагой.
Таким образом, за восемь лет войны принципиально измени-
лась роль государственного регулирования экономики и государ-
ственного предпринимательства. Из второстепенной экономичес-
кой силы они превратились в важнейший фактор социально-эко-
номического развития неоккупированного Китая. Это изменение
обусловлено созданием разветвленного государственного аппара-
та хозяйственного контроля, фактически охватившего в той или
иной степени своим влиянием все народное хозяйство провин-
ций, на которые распространялась власть Гоминьдана. Завершился
процесс подчинения банковского дела правительственным бан-
кам, причем теперь они охватили своим влиянием глубокую про-
винцию, а также не только современные секторы хозяйства. Госу-
дарственное предпринимательство в промышленности стало веду-
щим, а частная промышленность оказалась подчинена государству
через систему кредитования, заказов продукции, снабжения сырьем
и т.п. Под государственный контроль была поставлена внешняя
торговля, а во внутренней государству принадлежали решающие
позиции монополия на торговлю важнейшими товарами (зер-
но, хлопчатобумажные изделия, масло, нефтепродукты и т.п.).
Быстро выросший государственный аппарат хозяйственного
регулирования не был, однако, достаточно эффективным, что
объяснялось не только объективными причинами (условия вой-
ны, неподготовленность административного и технического пер-
сонала и т.п.), но и резко возросшей коррупцией гоминьдановс-
ких чиновников, получивших доступ к столь разнообразным ис-
точникам незаконного обогащения. Эта коррупция не только
снижала эффективность государственного регулирования хозяй-
ства, но и болезненно воздействовала на политическую обста-
новку неоккупированных районов страны.

Назад к содержимому | Назад к главному меню