Историк

Перейти к содержимому

Главное меню

Послевоенный политический кризис и начало нового этапа гражданской войны

Страны в истории > Китай

Завершение восьмилетней национально-освободительной вой-
ны против японских захватчиков и решение задач восстановле-
ния национального суверенитета не принесли Китаю долгождан-
ного мира. Начавшиеся в ходе капитуляции японской армии
столкновения вооруженных сил КПК и Гоминьдана продолжа-
лись и после 2 сентября, грозя перерасти в гражданскую войну
общекитайского масштаба, что было связано прежде всего с
новым соотношением сил КПК и Гоминьдана.
КПК являлась теперь массовой и сплоченной правящей пар-
тией в двух десятках освобожденных районов от Маньчжурии до
о. Хайнань, в которых проживало около одной четверти насе-
ления страны. КПК создала фактически не зависимую от го-
миньдановского государства систему власти под своим безраз-
дельным руководством. Эта новая политическая система опира-
лась на мощные вооруженные силы, способные не только защи-
тить эту новую власть, но и бросить прямой вызов Гоминьдану.
КПК стала и влиятельным политическим фактором в масштабах
всей страны, выступив постепенно как центр притяжения всех
оппозиционных Гоминьдану сил.
Руководство КПК к концу войны сочло необходимым и воз-
можным развернуть решительную борьбу за власть с Гоминьда-
ном. Эта борьба свидетельствовала о бескомпромиссности столк-
новения и ожесточенности схватки двух исторически соперничав-
ших подходов и социально-политических сил реформистских и
революционных. Завершающий этап национально-освободитель-
ной борьбы принимал форму гражданской войны КПК и Го-
миньдана, по историографической традиции называемой обычно
«народной революцией». Решения VII съезда КПК и отражали
этот новый политический курс КПК. Вместе с тем тактическая
линия маоистского руководства, четко выявившаяся уже в августе
1945 г. и рассчитанная на немедленное расширение граждан-
ской войны, грозила вовлечением в нее СССР. Такая интерна-
ционализация конфликта была чрезвычайно опасна. Резко нега-
тивная позиция Советского правительства (подписание 14 августа
579договора о дружбе и союзе с правительством Чан Кайши, те-
леграмма 22 августа И.В. Сталина Мао Цзэдуну и др.) заставила
руководство КПК менять тактическую линию. Психологически
и политически это было, конечно, сделать нелегко, однако быст-
ро сказавшаяся эффективность альтернативной тактической ли-
нии линии на всяческое оттягивание войны в общекитайских
масштабах и ведение политических переговоров с Гоминьданом
помогла КПК перестроиться на новый лад.
Идя на переговоры, КПК отнюдь не отказывалась от мето-
дов вооруженной борьбы, однако использование вооруженной
силы было ограничено теперь стремлением не сорвать перегово-
ры, оттянуть широкомасштабные военные действия и тем са-
мым лучше подготовиться к решающим сражениям. Вот почему
накануне отъезда делегации КПК в Чунцин ЦК КПК издал
закрытую директиву своим вооруженным силам, в которой гово-
рилось, что в Северном Китае надо «завоевать все, что можно
завоевать», по мере сил надо расширить свой контроль и в дру-
гих районах. Переговоры в Чунцине шли под непрерывный ак-
компанемент локальных боевых действий.
В новой исторической ситуации переговоры в Чунцине о
послевоенном устройстве Китая делаются эпицентром политичес-
кой борьбы. Они продолжаются с августа 1945 по март 1947 г.
Американская дипломатия (посол Хэрли, а затем специальный
представитель президента США Маршалл) с согласия КПК взя-
ла на себя роль посредника в этих переговорах. При этом аме-
риканские правящие круги исходили, естественно, из стремления
помочь Гоминьдану овладеть политической ситуацией в стране.
В результате первого тура переговоров было заключено соглаше-
ние о перемирии от 10 октября, в котором, однако, не были
решены коренные вопросы об объединении вооруженных сил и
характере власти в освобожденных районах, что грозило срывом
перемирия. Однако осенью 1945 г. в гоминьдановских районах
нарастает демократическое движение за недопущение развития
гражданской войны, за демократизацию политической жизни, ко-
торое оказывает серьезное воздействие на политическую обста-
новку, сдерживая дальнейшее обострение военных столкновений.
В этом же направлении действуют и некоторые международные
факторы. В декабре 1945 г. в Москве состоялось совещание ми-
нистров иностранных дел СССР, США и Великобритании, кото-
рое по инициативе советского правительства высказалось за пре-
кращение гражданской войны в Китае, за мирное объединение
страны, за демократизацию ее политической жизни. При этом
участники совещания взяли на себя обязательство придерживать-
ся принципа невмешательства во внутренние дела Китая.
580Все это позволило Дж. Маршаллу заставить Гоминьдан и КПК в
конце декабря вновь сесть за стол переговоров и 10 января 1946 г.
подписать соглашение, которое дало возможность созвать Поли-
тическую консультативную конференцию (ПКК) с участием
представителей Гоминьдана, КПК, ряда других политических
партий и беспартийных деятелей. После напряженной дискуссии
ПКК приняла 31 января резолюции, которые определяли пере-
ход страны от гоминьдановского единовластия к демократичес-
кому правлению. Однако Гоминьдан не хотел в действительности
отказываться от политической монополии. В марте пленум ЦИК
Гоминьдана одобрил резолюции ПКК от 31 января, но с такими
оговорками, что это было равнозначно их отклонению. Руковод-
ство Гоминьдана, явно переоценивая свои военно-политические
возможности и недооценивая нараставшую силу КПК, вело дело
к развязыванию гражданской войны в масштабах уже всей стра-
ны. Общее наступление гоминьдановской армии началось в июне
1946 г. С этого времени локальные боевые действия перерастают
в гражданскую войну в масштабах всей страны.
Несмотря на продолжавшиеся еще полгода переговоры, воен-
ные средства решения политических проблем выходят на первый
план. Попытка примирить враждующие стороны и найти взаимо-
приемлемый компромисс провалилась, провалилась и американ-
ская политика посредничества. Значение этой попытки и этого
посредничества можно правильно оценить только с учетом об-
щего развития международной обстановки после разгрома фа-
шистской Германии и милитаристской Японии, которая харак-
теризовалась прежде всего принципиальным усилением влияния
Советского Союза, ослаблением мирового империализма. Про-
явилось это и в том, что политика правящих кругов США, пре-
тендуя быть глобальной, не могла быть в то время в действитель-
ности подкреплена соответствующей военно-политической си-
лой во всемирном масштабе. Понимая, что судьба капитализма
решалась тогда в Европе, США свои относительно ограничен-
ные силы были вынуждены сконцентрировать именно там, «ого-
ляя» в какой-то мере другие участки противоборства с Советс-
ким Союзом и национально-освободительным движением. Вот
почему США были вынуждены проводить в Китае политику ог-
раниченной военной поддержки гоминьдановского режима, ко-
торая сама по себе не могла гарантировать утверждение власти
Гоминьдана. Поэтому, по мысли американских стратегов, она
должна была быть дополнена тактикой переговоров, которые при
американском посредничестве могли бы спасти страну от граж-
данской войны, а гоминьдановский режим от разгрома, по спра-
ведливому мнению американских стратегов, вполне вероятного
581в случае развертывания гражданской войны. Одновременно с под-
держкой гоминьдановского режима эта посредническая деятельность
ставила своей задачей и развитие особых политических отноше-
ний с КПК с целью идейно-политического воздействия на ее
развитие.
Независимо от субъективных намерений этого посредничества
его военно-политические последствия оказались явно вопреки
расчетам его инициаторов в пользу КПК. Участие в перегово-
рах подтвердило статус КПК как общекитайской политической
силы, без которой даже США не представляли будущее полити-
ческое устройство страны. Годичные переговоры, постоянно са-
ботировавшиеся гоминьдановцами, привели к тому, что КПК в
общественном мнении не только Китая, но и США стала ассо-
циироваться с политикой мира и поиском демократического объе-
динения страны. Весьма существенными были и военные послед-
ствия этого посредничества, в частности прекращение огня осе-
нью 1945 г., зимой и летом 1946 г., давшие важные передышки
вооруженным силам КПК, помогшие им подготовиться к обще-
му гоминьдановскому наступлению.
Эти военно-политические результаты были достигнуты во
многом благодаря гибкой политике руководства КПК по отно-
шению к переговорам и американскому посредничеству, благо-
даря отказу от первоначальной авантюристической политики.

Назад к содержимому | Назад к главному меню