Историк

Перейти к содержимому

Главное меню

Славяне на левобережье Дуная

Страны в истории > Румыния

С начала VI в. на левобережье Дуная расселялись славяне. Пер-
вые их поселения археологи фиксируют в начале VI в. в Мол-
дове и Северо-Восточной Мунтении. Для второй половины VI и
начала VII в. обитание славян засвидетельствовано уже на боль-
шей части территории Румынии. В Трансильвании появление
славян исследователи относят к началу VII в.
Судя по археологическим данным, славяне занимались в ос-
новном земледелием и скотоводством, а также охотой, рыболовст-
вом, ремеслами. Их общественный строй в VIVII вв. находился
на стадии перехода от первобытнообщинного строя к классовому
обществу. Ф. Энгельс определял этот этап общественного разви-
тия как строй военной демократии, основу которого составляла
территориальная земледельческая общишЛВ среде общинников
развивался процесс имущественного и социального расслоения,
выделялась племенная знать, вожди, власть которых со временем
превращалась в наследственную; происходило упрочение власти
вождей, возглавлявших племенные объединения.
Многочисленность славян, характер их хозяйства, основанно-
го на земледелии, способствовали колонизации и экономическо-
му освоению завоеванных ими территорий. Археологические ма-
териалы свидетельствуют о проживании славян с VI в. в Карпа-
то-Дунайских землях вместе с местным романизированным насе-
лением. Совместное их обитание проходило в условиях тесных
экономических и культурных связей. Славяне оказали значитель-
ное влияние на развитие материальной и духовной культуры ме-
стного населения. Особенно сильным влияние славян было в
области социально-экономической, что объясняется земледельче-
ским характером их хозяйства. О восприятии местным населени-
ем элементов культуры земледелия и ремесла свидетельствует тот
факт, что большой процент славянских заимствований в языке
«осточнороманских народов отмечается в терминологии, связан-
ной именно с этими отраслями хозяйства.
Итогом длительного совместного проживания местного рома-
низированного населения и славян и их взаимовлияния в условиях
постоянного контакта было образование к X в. восточнороманской
этнической общности, которая в латинских и греческих источни-
ках чаще всего фигурирует под названием влахи, а в славян-
ских волохи.
Уже около двух столетий ученые ведут споры по вопросу о
происхождении влахов, предков румын и молдаван. В ходе дли-
тельной дискуссии в историографии оформились две основные
концепции автохтонная и миграционная. Сторонники миграци-
онной теории считают, что основная часть местного гето-дакий-
ского населения Карпато-Дунайских земель была истреблена во
время дако-римских войн и император Траян, создав провинцию
Дакию, заселил опустевшие земли римскими гражданами, вете-
ранами и колонистами из соседних провинций. По мнению этих
ученых, в III в. под напором «варваров» римляне эвакуировали
вместе с администрацией все население Дакии за Дунай, в со-
седнюю Мезию. На территории к югу от Дуная, как полагают
«миграционисты», сформировалось как этническая общность во-
сточнороманское население, которое в связи с распространением
власти Второго Болгарского царства на левобережье Дуная нача-
ло переселяться в конце XII начале XIII в. в Карпато-Дунай-
ские области. Основным аргументом сторонников миграционной
теории служит тот факт, что со времени ухода римлян из Дакии
вплоть до XIII в. письменные источники не содержат свиде-
тельств об обитании к северу от Дуная местного романизирован-
ного населения. Подтверждение своим доводам., эти ученые нахо-
дят и в идентичности языка восточнороманского населения к се-
веру и к югу от Дуная.
Представители концепции автохтонности исходят из непре-
рывности обитания гето-дакийского романизированного населения
к северу от Дуная. Отсюда существование в литературе и друго-
го названия этой концепции как теории континуитета, т. е. не-
прерывности. Отсутствие в средневековых источниках данных о
местном населении левобережья Дуная после ухода римлян ис-
следователи этого направления в науке объясняют тем, что в пе-
риод массовых передвижений на этой территории разных наро-
дов (готов, авар, славян) автохтонные жители обитали в горных
районах и не привлекали внимание современников.
Как бы промежуточную позицию между сторонниками теории
континуитета и «миграционистами» занимают исследователи, ко-
торые полагают, что определенная часть романизированного на-
селения осталась на территории Дакии после эвакуации отсюда
римской администрации и связанных с городской культурой ро-
манизированных гето-даков. По их мнению, это местное населе-
ние проживало здесь непрерывно и пополнилось после переселе-
ния в Карпато-Дунайские земли влахов из районов к югу от Ду-
ная (эту миграцию одни исследователи относят уже к VII в.,
другие к XIIXIII вв.).
Современное состояние источников и уровень исследований
проблемы происхождения влахов (волохов) дают основание, по
мнению ряда ученых полагать, что в римской провинции Да-
кии проживало местное, подвергшееся романизации гето-дакий-
ское население, явившееся этнической основой формирования
восточнороманского населения. Сохраняются расхождения во
взглядах исследователей на степень романизации находив-
шихся вне территории римской провинции областей Карпа-
то-Дунайского региона (совр. Кришаны, Мунтении, Молдовы).
Накопленные за последние десятилетия румынскими археологами
материалы приводят их к выводу о проживании на территории
бывшей провинции Дакии в послеримское время местного рома-
низированного населения. При этом ряд ученых считают, что
процесс романизации Дакии продолжался и после ухода рим-
лян (до VI в.). Объясняется это влиянием римской культуры
правобережья Дуная и Мезии на территории Карпато-Дунайского
региона (археологическая культура Сынтана де Муреш). Вместе
с тем раскопки румынских археологов выявляют в культуре на-
селения территории Дакии в VVIII вв. черты, сходные с эле-
ментами исторически предшествующих культур.
Среди ученых общепризнано влияние расселившихся в VI
VIII вв. в Карпато-Дунайских землях славян в процессе этноге-
неза влахов.
Как отмечалось выше, появление к X в. восточнороманской
этнической общности влахов было итогом совместного про-
живания романизированного населения со славянами по обоим
берегам Дуная. В последующие исторические периоды контакты
влахов и славян продолжались. Результаты их взаимовлияния в
областях к северу и к югу от Дуная были различны. На террито-
рии к северу от Дуная возобладал романский элемент, усилив-
шийся в связи с миграцией в Карпато-Дунайские земли в XII
XIII вв. влахов из южно дунайских областей и с территории Тран-
сильвании; произошла ассимиляция славян. В областях же к югу
от Дуная этнически стали преобладать славяне.
Славянское влияние на различные сферы жизни влахов к се-
веру от Дуная сохранялось и поддерживалось благодаря их кон-
тактам с южно дунайскими областями. Особенно интенсивным оно
было в периоды, когда на территории левобережья Дуная распро-
странялась власть Первого Болгарского царства (IXX вв.),
а затем в XII в. в какой-то мере Второго Болгарского царства.
Воздействие славян сказалось на социальной организации
влашского общества. Показательно, что первые политические объ-
единения влахов и славян XXIII вв. в Карпато-Дунайских зем-
лях возникли в форме славянских институтов «воеводатов» и
«кнезатов». Вместе с христианством, воспринятым влахами у юж-
ных славян, с X в. во влашской среде распространяется славян-
ское письмо и книжнославянский язык, долгое время сохраняв-
шийся в качестве официального языка в возникших в XIV в.
Валашском и Молдавском княжествах.
Влияние славян проявилось и в процессе формирования языка
влахов, относящегося к романской группе. Об этом свидетельст-
вует значительное число славянских заимствований в его лексике
при сохранении основного фонда и грамматической структуры на-
родной латыни.
Советские ученые придерживаются мнения, что особенности
взаимовлияния и контактов влахов к северу от Дуная с разны-
ми ветвями славян южной и восточной привели к формиро-
ванию к XIV в. двух народностей валашской и молдавской.
Дальнейшее историческое развитие этих народностей проходило
в рамках разной государственности соответственно Валашского
и Молдавского княжеств. Влахи Трансильвании оказались в соста-
ве королевства Венгрия.
Письменные свидетельства о населении, обитавшем на терри-
тории Трансильвании к X в., весьма скудны. Имеющиеся данные
позволяют, по мнению ряда ученых, предположить, что в это вре-
мя здесь проживали влахи и славяне. После гибели Аварского
хаганата на этой территории в X в. утвердились венгры, переко-
чевавшие в конце iX в. в Среднее Подунавье из степей При-
уралья и Поволжья. Ссылаясь на данные венгерской анонимной
хроники конца XII начала XIII в. (впрочем, памятника весьма
спорного), румынские исследователи предполагают существование
в Трансильвании ко времени прихода венгров местных раннепо-
литических объединений; при этом называются упоминаемые
хронистом воеводаты во главе с Джелу, Гладом и Менуморутом.
В XIIXIII вв. происходит расселение влахов в равнинных
областях левобережья Дуная. Спасаясь от эксплуатации венгер-
ских феодалов, влахи переселялись из Трансильвании на терри-
тории будущих Валашского и Молдавского княжеств. Сюда шла
также миграция влахов из южнодунайских областей. Влахи рас-
селялись и в районы Западной Украины. В XV в. они колонизо-
вали западные склоны Карпат. Этнически преобладающими влахи
стали в Карпато-Дунайских землях.

Назад к содержимому | Назад к главному меню