Историк

Перейти к содержимому

Главное меню

Карпато-Дунайские земли в Х-Х¶¶¶ вв

Страны в истории > Румыния

Население Карпато-Дунайских земель в XXIII вв. отличалось
этнической пестротой. Упоминания о влахах в письменных источ-
никах того времени немногочисленны. Тем не менее, дополняя
их данными топонимии, ряд ученых локализуют влашское насе-
ление в предгорьях Карпат и Среднедунайской низменности.
Предполагается, что к востоку от Карпат продолжали обитать
славяне.
С X в. в Карпато-Дунайских землях кочевали и оседали пече-
неги; проникли они и в Трансильванию. В XI в. печенеги коло-
низовали Добруджу. В конце XIXII в. в Карпато-Дунайских
землях оседают также половцы (или куманы), вытесняя во мно-
гих местах печенегов. В Нижнем Подунавье в районе р. Милков
источники отмечают существование в первой половине XIII в.
половецкой (куманской) епископии.
Древнерусские летописи упоминают об обитании в регионе во
второй половине XII в. населения под наименованием берладни-
ки. Учеными до сих пор не установлены их этническое происхож-
дение и локализация. Некоторые исследователи предполагают, что
основным местом проживания берладников был район р. Быр-
лад. По данным западноевропейских источников, приблизительно
в этих же местах в первой половине XIII в. обитали' бродники,
о которых ученые по сей день ведут споры.
В ходе совместного проживания в Карпато-Дупайских землях
этого многоэтничного (с различным социально-экономическим
уровнем) населения в XXIII вв. происходили процессы взаимо-
влияния и ассимиляции. Археологи фиксируют для этого времени
в регионе своеобразную синкретическую материальную культуру.
В румынской исторической науке она носит название Дриду, со-
ветские историки именуют ее Балкано-Дунайской. В этой культу-
ре исследователи выявляют черты, типичные для различных этно-
культурных групп, что свидетельствует о том, что каждый из су-
ществовавших в то время в региопе этносов внес свой вклад в ее
создание.
Раскопки поселений того времени говорят о занятиях населе-
ния сельским хозяйством земледелием, скотоводством, а также
промыслами. Возделывались пшеница, рожь, ячмень, просо; выра-
щивались горох, бобы, чечевица, лен и конопля. Было развито
садоводство и виноградарство. Ремесло находилось на начальной
стадии отделения от земледелия; были распространены гончарное
дело, добыча и обработка металлов.
Через Карпато-Дунайские территории проходили международ-
ные торговые пути, связывавшие страны Центральной и Юго-Во-
сточной Европы, что не могло не влиять на развитие внутреннего
обмена в регионе. Как показывают материалы раскопок, в Кар-
пато-Дунайских землях имели хождение товары из Византии и
Древнерусского государства. Находки монет говорят о наличии
здесь денежного обращения.
Сведения источников о социальном развитии населения регио-
на скупы. По мнению большинства ученых, основой общественно-
го строя местного населения в рассматриваемое время была тер-
риториальная община. Среди общинников развивалась имущест-
венная и социальная дифференциация, которая вела к образова-
нию антагонистических классов. Процесс классообразования со-
провождался зарождением феодальных отношений, что подтверж-
дается и данными о распространении в то время христианства
среди местного населения. Большинство раскопанных на терри-
тории Карпато-Дунайских земель могильников XXIII вв. хри-
стианские.
Изучение письменных, археологических, эпиграфических и
других материалов позволило ученым предположить, что в X
XIII вв. в Карпато-Дунайских землях шел процесс политической
консолидации. Историки отмечают существование в XI в. ранне-
государственных образований в Мунтенип. Византийские авторы
упоминают о политических образованиях в Добрудже XI в. во
главе с вождями Татушем, Сеславом и Сацей. Предполагается
наличие в XIIXIII вв. раннегосударственных образований и к
востоку от Карпат. Некоторые ученые относят к ним княжество
берладников и страну бродников. Существование Милковской
епископии к юго-востоку от Карпат исследователи также связыва-
ют с неким государственным образованием. Время от времени в
XIIXIII вв. на территории Восточного Прикарпатья распростра-
нялась власть Киевского, а затем Галицко-Волынского княжест-
ва, что не могло не оказать влияния на этнические процессы и
политические формы жизни местного населения.

Назад к содержимому | Назад к главному меню