Историк

Перейти к содержимому

Главное меню

Реформация в Трансильвании

Страны в истории > Румыния

Антифеодальное движение в Трансильвании имело и рели-
гиозную форму. В начале XVI в. сюда стали проникать идеи
Реформации. Их распространению способствовали связи саксон-
ских купцов Брашова, Сибиу, Бистрицы, Сигишоары с городами
Германии. Важное значение имел обмен книгами, обучение сак-
сонской молодежи за границей. Усиление противоречий между
феодальными группировками в борьбе за власть, с одной сторо-
ны, между феодальными партиями и Габсбургами, стремившими-
ся к захвату Венгрии и Трансильвании, с другой, а также по-
ражение при Мохаче (1526 г.) ускорили распространение рефор-
мационного движения. Проповедником учения Лютера в Тран-
сильвании выступил Иоганн Хонтерус, который в 1539 г. осно-
вал в Брашове типографию, где печатал книги Лютера и свои
труды.
В 1550 г. Государственное собрание признало лютеранство
официальной религией. Несмотря на противодействие крупного
католического дворянства, лютеранство было принято частью вен-
герского дворянства Трансильвании, особенно мелкого, стремив-
шегося использовать учение Лютера с целью секуляризации вла-
дений католической церкви и укрепления за ее счет своих
экономических и политических позиций. Чтобы добиться равно-
правия в городском управлении, лютеранство принял и венгер-
ский патрициат трансильванских городов. Государственное собра-
ние 1558 г., подтвердив свободу вероисповедания как для като-
ликов, так и для лютеран, приняло решение о ликвидации
близкой к кальвинизму секты сакраментариев. Провести его в
жизнь не удалось часть венгерского населения и клира ото-
шла от учения Лютера и перешла к кальвинизму. Очагом его
стал Клуж, кальвинизм был официально признан Государствен-
ным собранием в 1564 г.
Успехам Реформации в Трансильвании способствовала под-
держка князя Яноша Жигмонда, который стремился использо-
вать реформационные учения для расширения социальной базы
своей власти, для укрепления своих позиций в борьбе против
Габсбургов. В 1556 г. была проведена секуляризация церковных
имуществ и трансильванские феодалы, примкнувшие к Реформа-
ции, присвоили себе бывшие церковные имения на условиях вне-
сения в княжескую казну откупа. Разумеется, сумма откупа с
лихвой возмещалась феодалами при взимании десятины с кре-
стьян. Церковная десятина стала собираться в пользу княжеской
казны, и лишь четвертая ее часть шла на приходские расходы.
Большой успех в Трансильвании приобрела проповедь рефор-
мациопного учения антитринитаризма, очагом распространения
которого был Клуж. Сторонники антитринитаризма отрицали
догму святой Троицы (отсюда их название «антитринитарии»,
«унитарии»), божественность Христа, утверждали, значение че-
ловеческого разума и опыта. При этом антитринитарии исходили
из незыблемости существующего феодального строя. Неудиви-
тельно поэтому, что в последние годы своей жизни к антитрини-
таризму присоединился и Янош Жигмонд. Решение Государст-
венного собрания от 1568 г. помогло антитринитариям укрепить
свои позиции. В 1579 г. церковь унитариев была признана офи-
циально наравне с католической, лютеранской и реформатской.
Народная Реформация в Трансильвании была представлена
анабаптистами. Под знаменем идей анабаптизма (пророчества о
перевороте) происходили антифеодальные восстания 1569 и
1570 гг., в которых вместе с венгерскими участвовали и влашские
крестьяне, исповедовавшие православие.
Феодалы сторонники Реформации, заинтересованные в уси-
лении своего влияния на влашское население Трансильвании,
предпринимали попытки провести реформу православной церкви.
С этой целью был издан ряд книг церковного содержания, явив-
шихся первыми произведениями румынской литературы (Кате-
хизис 1544 г., Евангелие из Сибиу 15511553 гг.). В 1559 г.
в Брашове диакон Кореей организовал типографию, печатавшую
литургические книги. Наряду с изданиями, проповедовавшими
лютеранство и кальвинизм, в типографии Кореей печатались
также православные обрядовые книги. Идеи Реформации влашской
православной церкви были изложены в книге проповедей еписко-
па Георга из Сфынтул Георгулуй, который пользовался поддерж-
кой князя Яноша Жигмонда.
Большинство влашского духовенства и крестьянства не при-
няло Реформацию. После смерти Яноша Жигмонда пропаганда
реформы среди трансильванских влахов приостановилась. При
Иштване Батори в Трансильвании обосновались иезуиты, при-
лагавшие усилия к восстановлению влияния католицизма в кня-
жестве, однако эти попытки не имели успеха. Утверждение Ре-
формации в Трансильвании не только нанесло удар католической
церкви, но и послужило в XVIXVII вв. своего рода идеологи-
ческой платформой борьбы за независимость княжества.
В XVII в. влашские священники были освобождены от повин-
ностей, которые они несли раньше наряду с крестьянами; князь
Дьердь Ракоци I утвердил православного митрополита. Вместе с
тем церкви влахов приходилось и в XVII в. вести постоянную
борьбу против попыток подчинить ее венгерским феодалам-ре-
форматам. В этой борьбе влашское духовенство Трансильвании
пользовалось поддержкой православных церквей Дунайских кня-
жеств, России, Сербии и Греции. Так, в 1668 г. влашский мит-
рополит Савва Бранкович ездил в Москву за «милостыней на
церковные потребы». Имеются свидетельства о пребывании в
Москве в конце XVII в. православных священников из Брашова.

Назад к содержимому | Назад к главному меню