Историк

Перейти к содержимому

Главное меню

Культура населения Карпато-Дунайских земель

Страны в истории > Румыния

Первые свидетельства письменной культуры на территории со-
временной Румынии относятся к X в. К этому времени население
Карпато-Дунайских земель достигло достаточно высокого уровня
развития культуры, характеризовавшейся сочетанием дако-роман-
ских традиций с культурным влиянием Византии и славян.
С развитием феодальных отношений, формированием господ-
ствующего класса феодалов монополия на письменную культуру
оказывается в руках церкви. В XXIII вв. церковная организа-
ция влахов испытывала влияние соседних славянских государств.
Распространение в этот период юрисдикции болгарских еписко-
ггий на территории: Добруджи и Валахии, Галицкой епископии
на территорию Молдовы привело к тому, что в письменной куль-
туре, как церковной, так и светской, доминирующим стал старо-
славянский язык. Этим объясняется хождение славянской рели-
гиозной литературы на территории Карпато-Дунайских земель в
период, предшествовавший образованию государств.
Самыми древними свидетельствами славянской письменности
в регионе являются эпиграфические надписи X в., обнаружен-
ные учеными в Добрудже (местности Басарабь и Мирча-Вода)
и Валахии (село Буков). Среди имевших распространение в
XIIIXIV вв. славянских рукописей исследователями выявле-
ны составленные в Молдове Восьмигласник и Четвероевангелие
Нямецкого монастыря, отдельные пергаментные листы Еванге-
лия и Ветхого завета. В культуре трудящихся масс сохранялся
живой народный язык. Народная культура продолжала разви-
ваться в устных традициях, песнях и играх, фольклорных произ-
ведениях.
Археологические материалы, относящиеся к XXIV вв., по-
зволяют судить об уровне строительной техники при возведении
крепостей, монастырей, о формировании на византийской основе
определенного стиля церковной архитектуры, в деталях и укра-
шениях которой сказывались черты развития искусства этого
периода. Образцы строений XIII в. две четырехугольные церк-
ви в Турну-Северине, остатки церкви св. Никоары и фундамента
господарского дворца в Куртя де Арджеш, здесь же находится
относящаяся к середине XIV в. крестообразная церковь св. Ни-
колая. В плане церкви монастыря Водицы (вторая половина
XIV в.) проявились черты оформившегося впоследствии архитек-
турного стиля трехчастного храма, воплощенного затем в строе-
ниях монастырей Тисмана и Козин.
Обнаруженные археологами остатки керамики, украшений,
различных изделий из благородных металлов свидетельствуют о
значительном развитии искусства у населения Карпато-Дунай-
ских земель в XXIV вв.
С образованием в XIV в. государств дальнейшее развитие
культуры населения Карпато-Дунайских земель происходило в
рамках Валашского и Молдавского княжеств. Контакты между
княжествами способствовали обогащению культуры каждого из
них; наряду с этим сказывалось и воздействие европейской
культуры. Пагубно отразилось на культурных процессах в кня-
жествах установление вассальной зависимости от Османской
империи, связанное с этим длительное, вплоть до XIX в., сохра-
нение феодальных черт в культуре Дунайских княжеств.

Назад к содержимому | Назад к главному меню