Историк

Перейти к содержимому

Главное меню

Культура Молдавского княжества

Страны в истории > Румыния

В Молдавском княжестве была шпроко распространена не толь-
ко переводная, но и оригинальная славянская религиозная ли-
тература.
Среди авторов дошедших до нас ранних оригинальных цер-
ковных произведений XV начала XVI в. следует назвать
монаха Путнянского монастыря Евстафия и игумена Нямецкого
монастыря Феодосия. Немалая заслуга в создании оригиналь-
ной славяно-молдавской литературы принадлежала известному
книжнику из Тырново, а впоследствии киевскому митрополиту
Григорию Цамблаку, который в начале XV в. был игуменом
Нямецкого монастыря и служил проповедником при дворе госпо-
даря Александра Доброго. Из-под пера Цамблака вышли не-
сколько проповедей, произнесенных им при господарской дворе,
а также жизнеописание почитавшегося в Молдавском княжестве
святого Иоанна Нового.
Помпмо религиозных рукописей, большое место в переводной
литературе занимали юридические трактаты. Широкую извест-
ность в Молдавском княжестве получил славянский перевод трак-
тата «Синтагмы» Матвея Властаря, в который были включены
пекоторые положения церковного и гражданского права и кото-
рый циркулировал в нескольких списках.
Успехи политики централизации при господаре Штефане III
Великом обусловили в XV в. более развитое в отличие от Вала-
хии официальное господарское летописание. При дворе Штефана
была составлена летопись его правления, которая дошла до нас
в составе анонимной летописи (названной исследователями
Бистрицкой), в двух сводах Путнянской летописи и в трех спис-
ках, условно называемых молдо-пемецкая летопись, молдо-рус-
ская летопись (последняя в переработанном и сокращенном внде
включена в Воскресенскую летопись) п польско-молдавская хро-
ника.
В XVI в. господарское летописание было продоля^ено еписко-
пом Романа Макарпем и его учениками Евфимием и Азарпем.
Хроника Макарпя, написанная по поручению господаря Петра
Рареша, обосновывала политику укрепления центральной власти
в княжестве. В летописях же Евфимия и Азария, повествующих
о событиях в княжестве в 5060-е годы XVI в., нашли отраже-
ние интересы крупного боярства, стремившегося подчинить гос-
подаря своей воле.
Расцвет боярского летописания относится к XVII в. В лето-
писях Григория Уреке, Мирона Костина, Иона Некулче, писав-
ших с позиций той или иной боярской группировки, получили
освещение различные периоды истории страны, в частности борь-
ба с иноземными завоевателями, освободительное движение про-
тив османского владычества и т. д.
Во второй половине XVI в. из соседних Валахии и Тран-
сильвании в Молдавское княжество начинают проникать печат-
ные издания, что привело к вытеснению славянского языка из
делопроизводства и богослужения. В связи с этим большое зна-
чение приобрела переводная литература. Осуществлялись пере-
воды и переделка упомянутых выше «Номоканонов» примени-
тельно к условиям Молдавского княжества.
Важной вехой в культурной жизни княжества стало открытие
в 1641 г. господарем Василе Лупу при ясском монастыре Трех
Святителей первой типографии. Господарь, имевший тесные связи
с Россией и Украиной, оснастил типографию оборудованием и
материалами, доставленными из Москвы, Киева и Львова. Среди
напечатанных в ясской типографии книг «Учительное еванге-
лие» (или «Казания») молдавского митрополита Варлаама
(1643 г.). Здесь же в 1646 г. был издан памятник феодального
права «Правила Василе Лупу», регламентировавший отношения
между феодалами и крепостными.
Вторая половина XVII в. отмечена переводческой и издатель-
ской деятельностью митрополита Досифея. Благодаря своим тес-
ным связям с Россией он получил из Москвы типографское обо-
рудование и издал в переводе ряд богослужебных книг: «Псал-
тырь в стихах», «Молитвенник», «Литургии», «Жития святых».
В 1640 г. при ясском монастыре Трех Святителей была откры-
та Славяно-греко-латинская академия. До этого в княжестве не
было специальных школ, поэтому отпрыски боярских родов и со-
стоятельных горожан получали образование в зарубежных учеб-
ных заведениях. В организации академии в Молдавском княже-
стве принял участие киевский митрополит Петр Могила. Он
послал в Яссы бывшего ректора Киево-Могилянской академии
Софрония Почацкого и четырех преподавателей, которые ввели
преподавание в ясской академии по образцу киевской па двух
языках славянском и латыни. Учащиеся обучались граммати-
ке, риторике, философии и теологии. В конце 40-х годов в яс-
ской академии было введено также преподавание на греческом
языке.
К первой половине XVIII в. относится открытие славяно-
молдавских школ при епископнях в Романе, Хуши и Рэдэуцах.
Особое место в истории культуры Молдавского княжества
принадлежит ученому-энциклопедисту Димитрию Кантемиру. Он
получил образование в Константинополе, где им был написан ряд
богословских и философских сочинений, трактат о музыке, исто-
рический труд «Иероглифическая история». Ученый владел ла-
тинским, греческим, турецким, персидским, итальянским, русским
и французским языками. Наиболее плодотворными в научной дея-
тельности Кантемира были годы проживания в России, совпав-
шие по времени с его творческой зрелостью как ученого и мыс-
лителя. Здесь он создал большинство своих научных работ по
философии, истории и географии, которые заслуженно принесли
ему европейскую славу. Венцом этой славы было избрание
Д. Кантемира в 1714 г. членом Берлинской академии наук, в то
время одного из ведущих научных учреждений Европы. Такие
фундаментальные исследования Кантемира, как «Описание Мол-
давии», «История Оттоманской империи», «Хроника стародавно-
сти романо-молдо-валахов», заложили основы для развития исто-
рической науки в Молдавском княжестве.
О развитии молдавского искусства свидетельствуют дошедшие
до нас памятники церковной и светской архитектуры. Церкви в
Молдавском княжестве строились, как и в Валахии, трехчастные
(крестообразные). В деталях их строений и декоративном оформ-
лении чувствуется готическое влияние, проникавшее в княжество
через посредство мастеров из Трансильвании и Польши. Мол-
давские церкви отличает своеобразие внешнего оформления.
В XV в. оно достигалось применением в наружной отделке цвет-
ных изразцов и чередованием каменной и кирпичной кладки,
а в XVI в. украшением внешних стен храмов цветными фреска-
ми (монастыри Воронец, Молдовица и др.). В XVII в., как и в
Валахии, в оформлении храмов начинает применяться резьба по
камню (церкви монастырей Трех Святителей и Драгомирны).
По сохранившимся росписям церквей и иконам можно судить
о мастерстве молдавских живописцев. В иконописи Молдавского
княжества сказалось влияние русского искусства. Оно проникало
сюда не только благодаря привозимым из России иконам, его
проводниками были также и сами русские иконописцы, пригла-
шавшиеся в княжество господарями для оформления отдельных
храмов, например церкви Трех Святителей в Яссах.
Большого мастерства достигло искусство молдавской миниатю-
ры. Образцом его является миниатюрное изображение Штефана
Великого, выполненное монахом Хуморского монастыря Никоди-
мом. В XVII в. своими миниатюрами прославился Анастасий
Кримкович.
Искусство молдавского ковроделия и художественной вышив-
ки высоко ценилось во многих странах; ковры и вышитые изде-
лия вывозились, в частности, в Россию.

Назад к содержимому | Назад к главному меню