Историк

Перейти к содержимому

Главное меню

Культура Трансильвании

Страны в истории > Румыния

Для письменной культуры влашского населения Трансильвании
IXX вв. также было характерно распространение византийской
религиозной литературы в славянских переводах, что объясняет-
ся наличием здесь славянского населения и распространением
восточнохристианского вероучения со славянским богослужением.
С освоением венграми территории Трансильвании в X в.
и поселением тут в XIIXIII вв. секеев и саксов трансильван-
ская культура становится культурой всех населявших ее народ-
ностей. Принятие венграми католичества обусловило развитие на
территории Трансильвании феодальной культуры, облеченной в
латинскую форму.
В XVXVI вв. в Трансильванию проникает культура Воз-
рождения с ее гуманистическими идеями. Центрами этой куль-
туры становятся епископские кафедры в Алба-Юлип и Орадя,
а затем и княжеский двор; возрастает интерес к римским древ-
ностям, сохранившимся на землях бывшей римской провинции
Дакия. Видным трансильванским гуманистом XVI в. был потомок
выходцев из Валахии, принявших католичество, Миклош Олах.
Он имел связи с известными представителями европейского гума-
низма, в том числе с Эразмом Роттердамским. Широкая образо-
ванность ii эрудиция отличали его труды «Хунгария» и «Хро-
ника».
В XVI в. культура Возрождения становится достоянием город-
ского патрициата и зажиточных горожан Трансильвании. Этому
способствовали распространение идей Реформации, развитие ти-
пографского дела, проникновение народных языков в литературу
п делопроизводство. В середине XVI в. начинается употребление
в делопроизводстве венгерского и немецкого языков. Румынский
язык применялся в переписке уже в конце XV в. Проникновению
в литературу романоязычных произведений, имевших большое
значение для формирования румынского литературного языка,
способствовала издательская деятельность в XVI в. Иоанна Хон-
теруса и дьякона Кореей, а также выпуск в 1648 г. митрополитом
Семеном Штефаном первого полного перевода Нового завета.
Реформационное движение вызвало борьбу различных рели-
гиозных течений. В ходе этой борьбы важная роль придавалась
приобщению масс к той или иной идеологии, что, в свою очередь,
оказывало влияние на расширение образования. Росло число
школ, в том числе и для влахов. В 1699 г. вышел в свет первый
романоязычный букварь. В Алба-Юлии было основано первое
высшее учебное заведение в Трансильвании Академический
колледж.
Из ранней исторической литературы Трансильвании сохрани-
лось несколько произведений XVXVI вв. на латинском языке.
К ним относятся заключительная часть так называемой Дубниц-
кой хроники анонимного автора и мемуары Дьердя Сереми о
падении королевства Венгрия, содержащие ценные материалы о
крестьянских восстаниях 1514 г. и 15261527 гг. в Трансильва-
нии. Исторические события, связанные с правлением господаря
Валахии Влада Цепеша, отличавшегося необычайной жестоко-
стью, послужили основой для создания в Трансильвании «Пове-
сти о Дракуле», которая была распространена в двух самостоя-
тельных редакциях немецкой и славянской.
В трудах ряда хронистов второй половины XVI в. на латин-
ском, венгерском и немецком языках описываются события исто-
рии не только Трансильвании, но и Дунайских княжеств. Вид-
ным представителем гуманистической историографии Трансиль-
вании был Ипгтван Самошкёзи. Являясь официальным историо-
графом трансильванских князей, он повествует об их деяниях в
контексте политической истории Трансильвании и Дунайских
княжеств второй половины XVI начала XVII в.
В XVII в. в историографии появляются произведения на на-
родных языках. К романоязычной исторической литературе отно-
сится «Хроника протопопа Василия» церкви св. Николая из
Шкейского пригорода Брашова, летопись, написанная на рубеже
XVIIXVIII вв. Григорием Бранковичем, датируемая первой
половиной XVIII в., летопись Раду Темпя «История святой церк-
ви брашовских Шкей».
В XVI в. под влиянием идей гуманизма в Трансильвании
возникает художественная литература. Поэтической обработкой
венгерского фольклора был рассказ Петра Селимеса о народном
герое Гольди. В конце XVII в. венгерский писатель Иоанн Хал-
лер переработал популярные средневековые романы «Александ-
рия», «Деяния римлян», «Троянская война» и издал произведе-
ние под заглавием «Тройственная история». К XVII в. относятся
и первые романоязычные светские стихотворения Николая Пет-
ровая, Михаила Халича и Валентина Франка фон Франкен-
штейна.
С появлением в XVI в. книгопечатания расширяется, особенно
в XVII в., круг переводной литературы. Широкой популярностью
пользовались повесть «Александрия» и «Повесть о Варлааме и
Иосафе». В первой половине XVIII в. был переведен ряд произ-
ведений античной литературы.
Древнейшие памятники архитектуры относятся ко времени,
описанному анонимным хронистом венгерского короля Белы III.
Для архитектуры Трансильвании XIIXIII вв. были характерны
черты романского и готического стилей. Примером романских
памятников является относящаяся к XII в. первоначальная епи-
скопская церковь в Алба-Юлии, на месте которой после монголо-
татарского нашествия 1241 г. было сооружено в том же стиле
здание кафедрального собора, но уже с элементами готики.
С установлением в Трансильвании власти венгерского короля
и распространением католичества православному населению вла-
хов разрешалось сооружать только деревянные церкви. Именно
поэтому ранние памятники этой архитектуры не сохранились. До
наших дней дошли лишь деревянные церкви православных вла-
хов, относящиеся к XVII в.
С ростом и развитием городов со второй половины XIV в.
в архитектуре Трансильвании усиливается влияние готики
(церкви в городах Спбиу, Брашове, Клуже). При посредстве
венгерских зодчих со второй половины XV в. проникают элемен-
ты культуры Возрождения, проявлявшиеся главным образом при
строительстве замков, домов городского патрициата. В период гос-
подства готики скульптура использовалась преимущественно для
украшения храмов и надгробий. Образцами древней скульптуры
являются барельефы кафедрального собора в Алба-Юлии.
С установлением власти Габсбургов в скульптуре и архитектуре
Трансильвании XVIII в. начинает распространяться стиль ба-
рокко. Самым ранним памятником в этом стиле было здание
иезуитского монастыря в Клуже.
Живопись Трансильвании испытала на себе влияние различ-
ных западноевропейских школ. В иконописи влахов сказалось
воздействие валашской и молдавской живописи.
О значительном уровне развития искусства Трансильвании
свидетельствуют деревянные резные изделия, произведения ху-
дожественных промыслов и ювелирных мастеров, славившиеся за
рубежом и пользовавшиеся постоянным спросом как внутри
страны, так и за ее пределами.

Назад к содержимому | Назад к главному меню