Историк

Перейти к содержимому

Главное меню

Основное черты культурного процесса в Дунайских княжествах и Трансильвании

Страны в истории > Румыния

Культура Валашского и Молдавского княжеств во второй полови-
не XVIII в. испытывала греческое влияние, усилившееся с уста-
новлением в княжествах фанариотского правления. Греческий
язык являлся языком администрации, судопроизводства и выс-
шего образования.
Греческое влияние на культурные процессы в княжествах не
было однозначным. Греческий язык и культура служили провод-
никами идей Просвещения, и прежде всего французских энцикло-
педистов Монтескье, Вольтера, Руссо. Под влиянием этих идей в
сознании передовой валашской и молдавской общественности
происходил отход от религиозного догматизма, способствовавший
усилению светских черт в культуре княжеств. Через греческие
переводы в Дунайские княжества проникали произведения запад-
ноевропейской литературы, науки и искусства.
Приобщение к европейской культуре сопровождалось преодо-
лением феодальной замкнутости. С развитием с конца XVIII в.
элементов капиталистических отношений, ростом национального
самосознания зарождалась новая самобытная культура княжеств.
Ее становление происходило в условиях освободительной борьбы
против османско-фанариотского господства. И в этот период гре-
ческая культура, поддерживаемая господарями-фанариотами, на-
чинает отрицательно сказываться на развитии национальной куль-
туры в княжествах. Поощряя употребление греческого языка,
фанариоты сдерживали введение родного языка в образовании,
науке, литературе и т. д.
Несмотря на это, в конце XVIII начале XIX в. в Дунай-
ских княжествах пробивала себе дорогу отличавшаяся от средне-
вековой культура, вызванная появлением новых духовных по-
требностей, которые были обусловлены самим ходом поступа-
тельного социально-экономического развития.
Важное значение для формирования этой культуры имели
контакты с культурой передовых стран Европы, в частности
Франции. Молдавское княжество испытывало известное влияние
польской культуры. Благотворными были культурные связи с
Россией, в частности непосредственные контакты передовой об-
щественности княжеств с образованными русскими офицерами
во время русско-турецких военных кампаний на территории
княжеств.
Большую роль в формировании национальной культуры иг-
рали культурные взаимоотношения между Валашским и Молдав-
ским княжествами и Трансильванией, способствовавшие росту
национального самосознания. К середине XIX в. сознание куль-
турной общности и языковой близости становится важным сред-
ством объединения княжеств.
С конца XVIII в. культурные процессы в Дунайских княже-
ствах и Трансильвании развивались под знаменем идей Просве-
щения.местных условиях оно представляло общественное те-
чение, воплотившее стремление к европеизации, возрождению и
прогрессу. В отличие от западноевропейского Просвещения в
Дунайских княжествах и Трансильвании это течение характери-
зовалось проявлением национального самосознания.
Мировоззрение просветителей основывалось на философской
концепции рационализма. Присущее просветительству возвыше-
ние человека и разума как движущей силы общества, пропаган-
да позитивных знаний наносили удар по феодальной теологиче-
ской идеологии.
В то же время в социальной области просветительство не вы-
ходило за рамки реформизма. Его идеологи, преимущественно
принадлежавшие к крупному боярству, ограничивались критикой
существующих феодальных порядков, считая главным средством
достижения социальной справедливости просвещение народных
масс.

Назад к содержимому | Назад к главному меню