Историк

Перейти к содержимому

Главное меню

Культура Трансильвании

Страны в истории > Румыния

В среде влашского населения Трансильвании во второй половине
XVIII в. в общем русле Просвещения оформилось идеологиче-
ское движение, получившее название «трансильванская школа».
Это движение служило интересам зарождавшейся влашской бур-
жуазии, добивавшейся равных с другими народностями прав на
экономическое, политическое и культурное развитие.
Его идеологи С. Мику-Клайн (17451806), Г. Шинкай
(1754-1816), П. Майор (1761-1821), И. Будай-Деляну (1761-
1820) уделяли большое внимание исследованиям в области
истории и языка. В таких трудах, как «Brevis historica notitia
originis et progressus nationis Daco-Romanae» С. Мику-Клайна,
«Хроника румын» Г. Шинкая, «История начала румын в Дакии»
П. Майора и других их исторических сочинениях, а также в ра-
ботах остальных представителей «трансильванской школы» обос-
новывалось романское происхождение влахов, непрерывность их
обитания на территории Трансильвании. Результаты исследова-
ний по истории их языка, доказывающие его латинское проис-
хождение, нашли отражение в грамматиках, написанных С. Мику-
Клайном и Г. Шинкаем, И. Будай-Деляну.
Идеологи «трансильванской школы» ратовали за предоставле-
ние влахам политических прав, возможности получения образо-
вания на родном языке, за развитие национальной культуры.
Для деятельности ее представителей были характерны антикле-
рикализм, направленный против господства поддерживаемого
Габсбургами католицизма, критика феодальных институтов, вы-
ступления против крепостничества, находившие отклик в среде
угнетенного влашского крестьянства. Находясь под влиянием
умеренного австрийского и немецкого просветительства, идеоло-
ги нового движения не шли дальше критики, рассчитывая на во-
площение своих общественных идеалов при «просвещенном абсо-
лютизме». Определенным радикализмом отличались лишь взгля-
ды И. Будай-Деляну, который разделял идеи Великой француз-
ской революции и являлся сторонником ликвидации социального
неравенства путем восстания народных масс.
Благодаря просветительству возрос интерес к научным зна-
ниям. Получили развитие естественные науки. Значительным
вкладом в медицину того времени был трактат окулиста И. Пиу-
ариу-Молнара (17491815). Широкую известность получил соз-
данный венгерским химиком Ф. Ньюлошем метод противооспен-
ных прививок. Видное место в области минералогии заняли труды
венгерского ученого Ф. Венке.
Во второй половине XVIII в. расширилось образование. В ре-
зультате усилий деятелей «трансильванской школы» в Трансиль-
вании появилось много новых начальных школ, в том числе для
влахов, для которых начали издаваться учебники и пособия. Так,
в 1789 г. по разрешению императора Иосифа II для них были
открыты начальные школы на родном языке в 48 общинах ко-
митата Арад. Начальные школы для влахов действовали и в
других районах, главным образом местах проживания граничар.
Материальная база этих школ была плохой: не хватало подходя-
щих помещений, учителей, из-за чего многие из сельских школ
закрывались.
После издания эдикта о веротерпимости (1781 г.) возникли
конфессиональные школы для влахов в Блаже и Ораде. В 1811 г.
в Сибиу была открыта православная духовная семинария. В Ара-
де с 1812 г. начала действовать учительская семинария, в кото-
рои преподавал Д. Цикиндял (17751818), получивший извест-
ность своими литературными трудами.
Высшее образование являлось достоянием немногих. Наиболее
известными высшими учебными заведениями были основанные в
конце XVIII в. королевский Академический лицей в Клуже,
академии в Ораде и Сибиу, а также католические колледжи ряда
городов.
В рассматриваемый период значительного уровня достигла
литература. Ее развитию содействовали переводы. Д. Цикиндял
перевел ряд дидактических сочинений известного сербского про-
светителя Досифея Обрадовича, В. Аарон (17701822) «Ме-
таморфозы» Овидия. Особой популярностью пользовалась иност-
ранная литература в переложении И. Барака (17761846).
Жемчужиной литературы Трансильвании конца XVIII на-
чала XIX в. стала героико-комическая поэма И. Будай-Деляну
«Цыганиада». Перенеся действие поэмы в далекое прошлое, во
времена правления в Валахии господаря Влада Цепеша, И. Бу-
дай-Деляну посредством аллегорий обличал пороки современного
емут общественного строя.
В литературе на венгерском языке выделялись в тот период
произведения Д. Сабо (17391819) и А. Баркшаи (1742
1806), пронизанные патриотическими идеями борьбы за свободу
против габсбургского господства. В конце XVIII в. появляются
первые периодические издания на венгерском и немецком язы-
ках. Так, с 1789 г. стал выходить «Трансильванский венгерский
вестник».
В последней четверти XVIII в. в Трансильвании начал дейст-
вовать постоянный театр, все более превращавшийся в очаг рас-
пространения культуры. В Сибиу на средства издателя Мартина
Хохмейстера было сооружено здание театра, где шли пьесы
Шиллера, Мольера, Шекспира, Гёте. Театры были основаны так-
же в Клуже, Брашове и других городах.
Развивалась и музыкальная культура. В епископии Оради
оркестры и хоры исполняли религиозные оратории. В Сибиу в
доме известного любителя искусств барона Брюкенталя часто
давались концерты камерной и симфонической музыки. В 1787
1789 гг. им была открыта картинная галерея, способствовавшая
развитию светской живописи. В Сибиу сформировалась трансиль-
ванская школа портретной живописи, представленная И. Стоком
(1742-1800), А. Вагнером (1766-1806).
В архитектуре и скульптуре Трансильвании второй половины
XVIII начала XIX в. преобладал стиль барокко. Но с конца
XVIII в. здесь стали проявляться черты классицизма. Так, соче-
тание стиля барокко с элементами классицизма характерно для
архитектуры дворца Брюкенталя в Сибиу, построенного в 1778
1785 гг. Присутствие черт классицизма наряду с барокко наблю-
далось и в скульптуре рассматриваемого времени. Примером мо-
жет служить внутреннее и внешнее оформление трансильванских
церквей.

Назад к содержимому | Назад к главному меню