Историк

Перейти к содержимому

Главное меню

Рабочее и социалистическое движение

Страны в истории > Румыния

На 80-е годы приходится становление рабочего и социалистиче-
ского движения, хотя зародилось оно раньше. Уже 70-е годы ста-
ли свидетелями стихийных выступлений против нечеловеческих
условий труда, с требованием повышения нищенской заработной
платы. В Румынии тогда продолжительность рабочего дня не ре-
гулировалась; отпусков и выходных дней не существовало; пен-
сий по старости или болезням не предусматривалось; компенса-
ций за травмы на производстве не полагалось. Предприниматель
был «свободен» изувечить рабочего или вышвырнуть его с заво-
да в любой день. В 1872 г. бастовал персонал ^«Табачной мо-
нополии» в Бухаресте. (В Румынии производство и продажа та-
бачных изделий находились в руках государства). В 1874 г. пре-
кратили работу 4 тыс. портовиков Брэилы.
Создавались рабочие общества взаимопомощи на случай без-
работицы, болезни или смерти. В 1872 г. произошло объединение
рабочих всей страны, возникла «Всеобщая ассоциация рабочих
Румынии», куда допускались и хозяева мастерских. Программа
ее обходила молчанием вопрос о капиталистической эксплуата-
ции; в ней мирно соседствовали такие пункты: «бороться со всем,
что есть пагубного для рабочих» и «помогать румынским про-
мышленникам в деле скорейшего создания румынской индуст-
рии». Влияние «патронов» в организации было весьма сильным.
Со страниц газеты «Лукрэторул ромын» («Румынский рабочий»)
звучали призывы к отказу от стачек.
Однако жестокие уроки действительности толкали трудящихся
на борьбу. В 70-е годы произошли крупные столкновения на
строительстве железных дорог. Здесь единым фронтом выступи-
ли местные уроженцы и многочисленные приезжие итальянцы,
венгры, сербы и болгары, ибо квалифицированной рабочей силы
в стране не хватало. Так уже на стадии стихийной борьбы нача-
ла проявляться интернациональная солидарность трудящихся.
В 70-е годы в стране зародились социалистические кружки,
на первых порах действовавшие в стороне от рабочего движения.
По некоторым косвенным свидетельствам, они появились в на-
чале десятилетия. Действуя среди учащейся молодежи, тщатель-
но конспирируясь, они не оставили заметного следа. Возрожде-
ние социалистических кружков произошло в середине того же
десятилетия при деятельном участии русских народников; через
Румынию проходили их связи с Западной Европой, шла литера-
тура. Яссы, Бухарест, Плоешти, Тулча стали своеобразными поч-
товыми ящиками, через которые «подрывные» газеты, листовки,
брошюры поступали в Россию, здесь же находили убежище скры-
вавшиеся от царских преследований революционеры.
Один из первых социалистов студент-юрист Эужен Луну
познакомился в Яссах с русским рабочим-революционером Жда-
новичем и помогал ему пересылать в Россию «нелегальщину».
В 1874 г. он стал сотрудничать с приехавшим для перевозки ли-
тературы Н. П. Зубку-Кодряну. Два последних стали организа-
торами социалистических кружков, пустивших в стране прочные
корни.
Появившиеся в Румынии русские народники нередко оседали
здесь, участвовали в местном социалистическом движении, играя
в нем видную роль. Именно таков был путь Н. П. Зубку-Кодря-
ну и Константина Доброджану-Геря, оставивших заметный след
в общественном движении этой страны, а также Н. К. Судзилов-
ского (доктора Русселя в Румынии), зятя В. Г. Короленко,
В. Ивановского (доктора Петру Александрова), 3. Арборе-Ралли
и некоторых других.
«Европейский социализм был привнесен сюда не прямо с За-
пада, а при посредничестве России. Это важно, ибо указанной
причиной объясняется тот факт, что румынский социализм с са-
мого начала нес на себе отпечаток русского социализма той эпо-
хи»,говорилось в одном из ранних документов румынской со-
циал-демократии.
Многое пленяло участников кружков в русском народничест-
ве: ориентация на крестьянство, составлявшее в обеих странах
громадное большинство населения; глубокая, беззаветная предан-
ность революционному делу; героизм и жертвенность. Сложнее
обстоял вопрос с тактикой; отмечались отдельные призывы при-
бегнуть к террору. Однако условий для распространения терро-
ристических идей в стране не существовало. При той роли, ко-
торую Карл I играл в государственном механизме, назвать его
абсолютным монархом было нельзя. Иллюзии всемогущества но-
сителя верховной власти не существовало; не было почвы и для
мысли о том, чтобы переменить порядки путем физического уст-
ранения монарха. Не укрепилась в Румынии и идея «крестьян-
ского социализма»: деревенская община здесь распалась, кресть-
янство мечтало о получении земли в частную собственность. Со-
циалистические кружки, действуя главным образом среди уча-
щейся молодежи, ориентировались сперва на обездоленных лю-
дей деревни и города. Именно их Н. П. Зубку-Кодряну называл
пролетариатом. Он еще не видел в рабочем классе авангарда гря-
дущей революции, общественной силы, готовой к перевороту,
поэтому его взгляды окрашены были в просветительские и уто-
пические тона; критическая, бичующая действительность струя в
публицистике Зубку-Кодряну была гораздо сильнее программно-
созидательной. Однако поиски он ведет в правильном направле-
нии, обращаясь к «борьбе против эксплуатации работника и за
новый склад общества». Эта борьба, по его мнению, происходит
«на Западе в форме социально-революционной пропаганды и ор-
ганизации», там как раз в то время шел процесс создания со-
циал-демократических партий на марксистской основе.
В программной статье газеты «Сочиалистул» («Социалист»)
от 26 мая 1877 г. говорилось: «Мы знаем, с кем нам надо бо-
роться: со всем нашим миром. Но это лишь прибавляет нам от-
ваги». Газета обрушивалась и на консерваторов, и на радикалов,
начавших свой путь под республиканскими лозунгами, но затем
смирившихся и с прусской династией, и с господством денежно-
го мешка, и с официальной церковью. Положительной частью
программы был призыв ко всем «страдающим» бороться во имя
«священной троицы свободных людей» свободы, равенства и
братства.
Через два года возникла программа, включавшая пункты об
«освобождении народа своими силами и его экономической эман-
сипации, о солидарности трудового народа всего мира независи-
мо от национальной принадлежности». В 1880 г. появилась еще
одна программа, автором которой явился Н. К. Судзиловский-
Руссель. В ней говорилось о коллективной собственности групп
промышленных и сельскохозяйственных рабочих, что напомина-
ло народнический общинный социализм. Выражалась вера в то,
что, «развиваясь естественным путем, нынешнее общество при-
дет к социальной революции».
Но прошло лишь несколько лет, и в 18831884 гг. румынские
социалистические кружки обратились к марксизму, прекратив
поиски каких-то «особых путей» развития родины и нового об-
щества. Капитализм в Румынии стал явью, рабочий класс начал
проявлять себя на социальной и политической арене. Глубокое
воздействие оказала Парижская коммуна, ежегодно революцион-
ные румынские кружки отмечали ее годовщину. В 1881 г. очеред-
ная годовщина совпала с покушением на Александра II. Власти
приписали «ясским нигилистам» намерение торжествовать по по-
воду смерти монарха соседней державы. В парламенте поспешно
провели закон о высылке «нежелательных иностранцев», под ста-
тьи которого подвели некоторых социалистов.
В 1883 г. газета «Еманчипаря» («Освобождение») опублико-
вала переводы из «Капитала». Вслед за этим на румынском язы-
ке появляются «Заработная плата, цена и прибыль», «Происхож-
дение семьи, частной собственности и государства» и другие
работы К. Маркса и Ф. Энгельса. Выходившая с 1884 г. газета
«Ревиста сочиалэ» («Социальное обозрение») отмежевывается от
анархистских и прочих мелкобуржуазных идей и объявляет, что
будет отстаивать не утопический, а научный социализм, который
«стал подлинной силой в Европе, имеющей столь большое зна-
чение, что уже никто не может этого отрицать».
К. Доброджану-Геря, проделав путь от народничества к марк-
сизму, печатает ряд серьезных исследований «Карл Маркс и
наши экономисты», «Материалистическая концепция истории»,
«Анархизм и социализм», доказывая в них, что социализм для
Румынии не «экзотический цветок», как утверждали его против-
ники, а закономерный путь развития. В 1886 г. Геря заканчивает
свою работу «Чего хотят румынские социалисты» наброском но-
вой программы. Она содержала перечень общедемократических
требований всеобщее избирательное право, в том числе для
женщин; гарантия свободы слова, собраний, печати, личности;
бесплатное обучение и т. д. Экономическая часть программы про-
игрывала по сравнению с политической: в ней говорилось о пе-
реходе государственной собственности в руки коммун (без указа-
ния способа перехода), о выкупе помещичьей земли. Правда,
автор подчеркивал, что составленный им документ носит общеде-
мократический характер и не означает отказа от социальной ре-
волюции. Вместе с тем бросались в глаза отсутствие указания на
ведущую роль рабочего класса и замалчивание вопроса о лик-
видации эксплуатации человека человеком и революционном пре-
образовании общества.
Впрочем, Геря не скрывал реформистской сущности своих
взглядов. Высказанное Марксом и Энгельсом предположение о
победе социализма сперва в развитых капиталистических странах
он толковал схоластически, полагая, будто новые общественные
отношения тогда механически распространятся по всему миру.
Учитывая теснейшие международные экономические и социаль-
ные связи, как писал он, «маленькую страну, вроде Румынии,
должно считать европейским уездом. Поэтому Румыния не может
не перейти к социализму, когда перейдет Европа». Отсюда
слабая активность социалистов в стране.
Геря полагал, что, «помимо воздействия европейского социа-
лизма... нужна социалистическая пропаганда и агитация». Ре-
волюционные действия он и его сторонники отвергали с самого
начала. «Что касается использования насильственных действий,
подобно русским социалистам... то мы говорим открыто, что для
нашей страны это было бы безумием; это сыграло бы на руку
нашим злейшим врагам, скомпрометировало бы отечественный со-
циализм, а люди, прибегнувшие к подобным средствам, вольно
или невольно сыграли бы роль агентов-провокаторов», зловеще
предрекала газета «Ревиста сочиалэ» в 1884 г.
Однако тогда, в 80-е годы, спор о средствах не приобрел еще
той остроты, какой он отличался впоследствии. Капитализм пере-
живал относительно мирную эпоху своего развития. Организован-
ное рабочее движение в Румынии делало первые шаги. На перед-
ний план выдвигались задачи его соединения с марксизмом, про-
свещения передовых пролетариев, подготовка к сплочению их в
партию, пропаганда основных положений марксистской теории,
обоснование закономерности социалистического движения в стра-
не. Здесь заслуги Гери несомненны. Он умело бичевал «реакцион-
ные, мерзкие и вредные учреждения», которые насадила в стра-
не буржуазно-помещичья олигархия. «Под шум широковещатель-
ных заявлений о национализме, патриотизме, независимости,
свободе вводятся институты один подлее другого. У нас процвета-
ют нищета, коррупция и гадость»,отмечал он.
Конец 80-х годов ознаменовался значительными шагами в ор-
ганизации рабочих и крупными классовыми боями, что подтверж-
дало в глазах социалистов правильность новой ориентации.
Были созданы профессиональные союзы кожевников, метал-
листов, деревообделочников, обувщиков. В 1887 г. почти одновре-
менно в Бухаресте и Яссах возникают рабочие кружки, объеди-
нявшие пролетариев и социалистов. Затем кружки появляются в
Галаце, Брэиле, Турну-Северине и других городах. Так выковы-
ваются первые звенья, соединяющие румынский пролетариат и
социалистическое движение.
Кружки издавали свои газеты, иногда именуя себя «органами
рабочей партии», хотя таковой еще не существовало. Активизи-
руется стачечное движение; это уже не стихийные, разрозненные
выступления доведенных нищетой до отчаяния масс. В январе
феврале 1888 г. бастуют рабочие железнодорожных мастерских
Галаца. В июле печатники столицы добиваются установления
8-часового рабочего дня. В августе на всю страну прогремела но-
вая забастовка железнодорожников. Организовало ее Всеобщее
объединение рабочих-металлистов и деревообделочников, руко-
водимое Константином Олческу; начал стачку в августе персо-
нал Северного вокзала в Бухаресте, требуя облегчения условий
труда и повышения заработной платы. К нему присоединились
железнодорожники Галаца и Пашкан. Около месяца держались
забастовщики, затем их сломил голод. Руководители стачки были
арестованы, активисты уволены с предприятий, составлен чер-
ный список, разосланный по всей стране.
О забастовке стало известно за рубежом об этом позабо-
тился кружок «Рабочая Румыния». В январе 1889 г. его орган
газета «Гутенберг» выступила с призывом объединиться в вели-
кую партию рабочих, за которой будущее. Уроки забастовки зва-
ли к сплочению.
Ознакомившись с журналом «Контемпоранул» («Современ-
ник»), издававшимся с 1881 г. ясскими социалистами, и некото-
рыми другими трудами, Ф. Энгельс с удовлетворением констати-
ровал, что румынские социалисты принимают основные принци-
пы марксизма2.

Назад к содержимому | Назад к главному меню