Историк

Перейти к содержимому

Главное меню

Образование

Страны в истории > Румыния

Значительные сдвиги произошли в развитии как школьного, так
и университетского образования, основы культуры. Румыния яви-
лась пятой страной в Европе, где начальное обучение было про-
возглашено бесплатным и обязательным. Число школ в селах и
городах возросло; в 1850 г. учащихся насчитывалось всего
16 тыс., в 1875 г. их было уже 100 тыс. Вместе с тем право на
просвещение, как и многое другое, отвечавшее интересам народа,
оставалось на мпоготерпеливой бумаге. На нужды школ отпуска-
лись мизерные средства. Искренние усилия радетелей грамоты,
объединившихся в обществе просвещения румынского народа,
старания отдельных министров, вроде известного математика
Спиру Харета, не могли принести весомых плодов в обществе,
девять десятых которого думали не о книге, а о куске мамалыги
на завтрашний день. Просвещение носило, по существу, сослов-
ный характер. Школы делились на начальные (четыре года об-
учения), средние (семь лет) и высшие (три года обучения).
Лишь первые были бесплатными и формально доступными для
народа. Гимназии и лицеи предназначались для детей избран-
ных не по уму, а по карману. А об университетах и говорить
не приходится. Четырехлетнее всеобщее образование являлось
чистейшей фикцией. В 1893 г. был принят закон, по которому
четырехлетний курс сохранялся лишь в школах, имевших двух
учителей. В селах же к 1900 г. три четверти школ обходились
одним преподавателем; все они были преобразованы в двухлетние.
Однако и этот голодный образовательный минимум был досту-
пен лишь для меньшинства сельской детворы; по подсчетам
1900 г., из 700 тыс. деревенских мальчишек и девчонок школьного
возраста лишь 125 тыс. посещали школу. Румыния оставалась
одной из самых малограмотных стран Европы: неграмотные в го-
родах (в возрасте от семи лет и выше) составляли 78%, в селах
еще больше 84%. Нужны ли более разительные иллюстрации
разрыва между буквой закона и действительностью?!
Росло число средних учебных заведений (лицеев, гимназий,
семинарий, педагогических училищ, сельскохозяйственных, ре-
месленных, коммерческих школ). Но и накануне мировой войны
их посещало всего 35 тыс. молодых людей. Девушкам была предо-
ставлена возможность получать среднее образование в специаль-
ных гимназиях и лицеях.
В 1860 г. открылся первый в стране университет в Яссах; че-
рез четыре года и столица обзавелась своим университетом, кото-
рый быстро перерос своего молдавского предшественника. Общее
число студентов (включая высшие школы дорог и мостов, архи-
тектуры, ветеринарии, музыки и драмы) перед мировой войной
приблизилось к 5 тыс. немного для страны с почти восьмимил-
лионным населением. Все же развитие отечественного высшего
образования, появление национальной профессуры сократили поток
молодых румын за рубеж. Появились центры науки. В 1862 г.
было основано румынское научное общество, преобразованное че-
рез четыре года в Румынскую академию.
Развитие румынского просвещения в Трансильвании происхо-
дило в борьбе с ужесточавшимися мадьяризаторски.ми тенден-
циями венгерского правительства. В 1868 г., по закону Деака
Этвеша, в Венгерском королевстве было введено обязательное об-
разование для детей от 6 до 15 лет с правом преподавания на
родном языке. Однако, не будучи подкреплен финансовыми ме-
рами, закон этот для румынского населения остался на бумаге.
В 1879 г. венгерский язык был сделан обязательным предметом
во всех румынских школах; в начале нового XX столетия все на-
чальные и средние школы с преподаванием на румынском языке
были закрыты. На родном языке продолжалось лишь обучение
в церковно-приходских школах, где больше занимались зазубри-
ванием молитв, чем грамотой. Итоги были неутешительны бо-
лее трех четвертей румын Трансильвании оставались неграмот-
ными (среди венгров области менее трети, немцев одна пя-
тая часть). Идею создания румынского университета в Трансиль-
вании осуществить не удалось. Единственно, что удалось тран-
сильванским деятелям просвещения, это добиться создания ка-
федр румынского языка и литературы в университетах Клужа,
Будапешта и Вены. Вслед за венгерской научно-просветительной
Ассоциацией Трансильванского музея в 1862 г. возникло румын-
ское общество «Астра».

Назад к содержимому | Назад к главному меню