Историк

Перейти к содержимому

Главное меню

Литература

Страны в истории > Румыния

Литература 5060-х годов восприняла благородные традиции
борцов 1848 г.; ее озаряли идеи объединения княжеств и завое-
вания независимости, питало своими соками богатейшее народ-
ное творчество.
Продолжал свою деятельность Василе Александрн (1821
1890) поэт-романтик широкого диапазона, сатирик и драматург,
политический деятель и дипломат. Гражданские мотивы занима-
ют у него видное место (стихотворение «Хора объединения»,
сборник «Наши воины», в котором поэт на склоне лет воспел
подвиг солдат, сражавшихся за независимость). Книгу стихов
«Пастели» Александри посвятил природе родной Молдовы.
В. Александри стоял у колыбели национального театра. От
сатирических комедий, бичевавших нравы боярства, до историче-
ских трагедий таков его путь как драматурга. В драме «Дес-
пот-Водэ» он обратился к периоду средневековья в Дунайских
княжествах. Его внимание привлекает также Древний Рим; он
создает пьесы «Бландузийский источник» (о жизни Горация) и
«Овидий». В сатире «Сынзяна и Пепеля» звучат иные мотивы:
эзоповским языком фольклорных образов Александри высмеива-
ет нравы современной ему Румынии, так обманувшей ожидания
молодости, продажных политиканов, опереточную борьбу пар-
тий, беспардонную демагогию, беззастенчивое ограбление народа.
Еще в эмиграции, после революционных событий 1848 г.,
Алеку Руссо создает поэму в прозе «Песнь Румынии» дань
глубокой любви к народу и его истории. В последние годы своей
недолгой жизни он пишет полулирические-полупублицистические
«Размышления» и «Воспоминания».
Вершин мировой поэзии достиг Михаил Эминеску (1850
1889) лирик, романтик, иногда превращавшийся в беспощад-
ного обличителя порядков новой капиталистической эпохи. Па-
литра его творчества кажется безбрежной. Он дал совершенные
образцы любовной лирики, певучей, глубокой по мысли и в то
же время простой, волшебные картины родной природы. В поэме
«Вечерняя звезда» интимное чувство любви переплетается с раз-
мышлениями о судьбах Вселенной и человеческих цивилизаций,
с преклонением перед истиной и прекрасным. И тот же Эминеску
в стихотворениях «Растленные юноши», «Эпигоны», в незавер-
шенном романе «Опустошенный гений», в своих посланиях кри-
тикует падение нравов, поругание святых чувств, лжепатрио-
тизм, пишет о трудной судьбе одаренной творческой личности в
мире чистогана. Нередко в его поэзии звучат ноты пессимизма.
Широко известна его поэма «Император и пролетарий», написан-
ная в студенческие годы в Вене под впечатлением Парижской
коммуны. Здесь голос Эминеску звучит с революционной страст-
ностью: «Порядки сокрушите неправедные эти, что делят на бо-
гатых и нищих род людской. Награды нет за гробом так пусть
на этом свете настанет справедливость...»
Большой популярностью пользовалась поэзия старшего со-
брата М. Эминеску по перу Димитрия Болиптиняну (1819
1872). В его сборнике «Новые и старые эпохи» звучат граждан-
ские мотивы. Болинтиняну принадлежат первые в румынской
литературе романы «Маноил» и «Елена».
С Ионом Крянгэ (18371889) в национальную литературу
приходит молдавская деревня, с ее накопленными веками обычая-
ми и опытом, житейским юмором, с ее богатством народного
языка. В «Воспоминаниях детства» через восприятие ребенка
Крянгэ передал духовный мир крестьянина, его нужды и забо-
ты, его видение жизни. И на великие события времени, такие^
как объединение Дунайских княжеств, писатель смотрит глаза-
ми крестьянина («Дед Ион Роатэ и объединение», «Дед Ион Роа-
тэ и Куза-Водэ»). Характерно, что Крянгэ отдал дань сказкам и
именно с них начал свой творческий путь.
К 80-м годам относится расцвет творчества непревзойденного
мастера румынской театральной сатиры Иона Лукп Караджале
(18521912). Его комедии «Бурная ночь», «Господин Леонида
перед лицом реакции» и «Потерянное письмо» вошли в золотой
фонд национального театрального искусства, а последняя приоб-
рела мировую известность. Чередой перед зрителем прошли лже-
герои, олицетворявшие затхлый мир мещанства, развращенность
буржуазной семьи, погрязшую в коррупции администрацию, не
знающее удержу политиканство. Карадя^але был автором сати-
рических новелл, в которых выражал те же идеи. В очерке
«1907 год от весны до осени» он обрушил свой гнев на правя-
щую клику, осудив кровавую расправу над восставшими кресть-
янами, разоблачив две «исторические партии», либералов и кон-
серваторов, как две шайки, попеременно грабящие народ.
Значительными явлениями в румынской литературе рубежа
XIXXX вв. явилось творчество Барбу Штефанеску-Делавранчи,
Александру Влахуцэ, трансильванцев Иона Славича и Георге
Кошбука. Для Делавранчи (18581918) характерны глубокие
размышления о морали. Новеллу «Султаникэ» он посвящает жиз-j
ненной драме обесчещенной крестьянской девушки; в повести
«Хаджи Тудосе» им изображен своего рода румынский Шейлок^
для которого стяжательство составляет смысл жизни.
В то же время критика примыкавшего к консерваторам Де-
лавранчи идет с позиций нравственности; социальные корни об-
личаемых пороков писатель обходит своим вниманием. Алек-
сандру Влахуцэ (18581919) оставил значительное творческое
наследие в стихах и в прозе, в центре которого фигура интелли-*
гента, его конфликт с окружающей действительностью. Ион Сла-
вич (18491925) являлся бытописателем трансильванского села,
В его рассказах предстает картина крушения старого крестьян-
ского мира под железной пятой капитализма (сущности которо-
го Славич, однако, не понимал и даже склонен был идеализиро-
вать). Писателем гораздо более острой социальной направлен-
ности являлся Георге Кошбук (18661918). По словам романист*
Ливиу Ребряну, Кошбук ввел в румынскую поэзию «подлинньц
крестьян с большими грехами и большими достоинствами, чело
веческими существами с их горестями и радостями. До него j
румынской поэзии крестьянин представал как опереточный ne
сонаж или как мученик в мелодраме». Стихотворение Кошбуй
«Требуем земли» стало гимном повстанцев в 1907 г. Кошбуа
один из немногих в румынской литературе, выступил проти
империалистической войны (стихотворения «Убитые, за кого?»;
Развитие румынской культуры происходило в борьбе взгляде
и направлений. Прочные позиции занимала младоконсервати:
ная группа «Жунимя». Во взглядах ее идеолога и теоретщ
Титу Майореску общественность подкупало требование высок]
критериев искусства и борьба за чистоту, яркость и образное
родного языка, осуждение им латинизаторских увлечений, в
торые «отдаляли разговорное слово от жизненных истоков на pol
ной речи». Наряду с этим Майореску насаждал на румынещ
почве теорию «искусства ради искусства» и требовал нзгнащ
политики из области культуры. «Политика есть продукт разума,
считал он, поэзия есть и должна быть продуктом фантазии,
одпо исключает другое; искусство должно парить вне и над и
тересами повседневной жизни». :
В Румынии нашлись силы, выступившие против отрыва кул
туры от жизни. Видная роль в завязавшейся с жунимиста!
схватке по вопросу о назначении литературы и искусства пр
надлежала Константину Доброджану-Гере. На страницах жз
нала «Контемпаранул» он пропагандировал лучшие произвел
ния молодой румынской литературы, показав их связь с жизн
страны, национальные корни, реалистическое изображение в н
дум и чаяний народных. Хороший знаток русской литературы, ]
посвятил ряд статей Пушкину, Лермонтову, Гоголю, Достоевс]
му, Толстому, Шевченко, прпзывая брать пример с них в cj
жении народу.
В конце XIX в. творил Т. Некулуце (18591904), постав
ший свой стих на службу пролетариату. Сами названия его п
изведений говорят об их социальной направленности «Шве
«Хор рабов», «Мученики и палачи». Константин Милле (186
1927) в автобиографическом романе «Дину Милиан» осветил !
чало румынского социалистического движения.
Вокруг журнала «Вьяца ромыняскэ» («Румынская жизя!
объединилась группа высокоталантливых писателей, правд!
показывавших жизнь румынского села. Наряду с литератора
старшего поколения здесь выступали Михаил Садовяну и Ту)
Аргези, расцвет творчества которых пришелся на межвоен!
годы. Радетели патриархальной старины выступали на стра;
цах журнала «Сэмэнэторул» («Сеятель»). Они не закрывали ï
за на нищету и прозябание деревни отрицать это было не!
можно. Однако «обновление жизни» они усматривали в возвр
к прошлому, в реставрации «истинно румынских» духовных I
ностей. Село как хранителя этих ценностей сэмэнэторпсты I
тивопоставляли городу (иными словами, крестьян противопостав-
ляли рабочим). Их произведения, написанные с реакционных
романтических позиций, отдавали дань национализму.
Не осталась румынская литература в стороне от веяний мод-
ного в начале XX в. символизма. Наиболее видным его предста-
вителем был Джордже Баковия (18811957). Его лирика про-
никнута грустью промозглая осень, холодная зима, прозябаю-
щая в снегу и недвижимости провинция. Баковия не терял,
однако, веру в лучшее будущее и на склоне дней своих привет-
ствовал народную Румынию.
Значительное распространение в Румынии получила русская
литература. Воздействие ее на формирование критического реа-
лизма в румынской культуре несомненно, несмотря на насторо-
женно-враждебное отношение ко всему русскому официальных
кругов. Стремительно катившаяся вправо национальная буржуа-
зия нуждалась в охранительной идеологии, а корифеи русской
литературы по праву слыли ее разрушителями. Реакционные
националистические настроения в стране всходили на дрожжах
русофобства и преклонения перед Западом. Недаром Ал. Одо-
беску, приведя цитату из Н. В. Гоголя, с горечью и иронией
писал: «Но что я сделал, горе мне! Я совсем забыл, что сейчас,
согласно принципам высокого и благородного румынского патрио-
тизма, принято рассматривать москалей как недоброжелателей
нашего народа, что нам вменяется в обязанность или абсолютное
воздержание от упоминания их писателей, или искажение их...»
И тем не менее в последней четверти XIX столетия произ-
ведения Тургенева переводились 222 раза, Толстого 172, Дос-
тоевского 33 раза. Не прекращалось издание стихов и прозы
Пушкина и Лермонтова. Отдельными книгами и в журналах
публиковались переводы произведений Некрасова, Островского,
Гаршина. Не раз в Румынии бывал Короленко, чья сестра пере-
селилась сюда вместе со своим мужем, народником В. С. Иванов-
ским (в Румынии он был известен как доктор Петру Александ-
ров). «Слепой музыкант» стал одной из наиболее читаемых в
этой стране книг. На рубеже XIX и XX вв. внимание читатель-
ской общественности обратилось к Чехову и Горькому. «Песнь
о Буревестнике» печаталась в газетах и воспринималась в стра-
не как гимн русской революции.
В первом ряду проповедников русской демократической куль-
туры выступал социалистический журнал «Контемпоранул»
«Современник»). Уже само его название напоминало о журна-
ле Некрасова, Чернышевского и Добролюбова. На страницах
«Контемпоранула» Доброджану-Геря дал бой сторонникам теории
«искусства ради искусства». Опираясь на богатые традиции
русской классики, обнаружив хорошее знание критики Белин-
ского и Писарева, он поднял знамя критического реализма.
Интенсивно развиваются и другие виды культуры. В бога-
тейшем песенном творчестве крестьянства, в мелодично-грустных
дойнах, в зажигательных танцах-хорах находили вдохновение
музыканты. В 1860 г. в Яссах, а через четыре года в Бухаресте
были открыты консерватории; в 1866 г. столица обзавелась сим-
фоническим оркестром. Южнобуковинец Чиприан Порумбеску
(18531883) создал первую национальную оперу. Однако вер-
шины румынская профессиональная музыка достигла в творчест-
ве композитора, дирижера и скрипача Джордже Энеску (1881
1955). Его румынские рапсодии до сих пор украшают репертуар
симфонических оркестров мира.
Внесла страна свои вклад и в развитие легкого жанра:
с конца XIX в. «румынские оркестры» с виртуозами скрипача
ми-лэутарами распространяются в Европе.
Вторая половина XIX в. время становления и развития ру-.
мынской живописи. История и современность (объединение кня-
жеств, завоевание независимости) давали мастерам кисти пищу
для вдохновения. Революционному 1848 г. посвятил свои лучшие
творения романтик Константин Розенталь. В академической ма-
нере написаны полотна Теодора Амана (18311891). Его внима-
ние привлекали как исторические сюжеты (Картина «Изгна-
ние турок из-под Кэлугарени»), так и современность (аллегория
«Объединение княжеств», картина «Сражение русских с турками
пол Олтеницей»). Художник известен своими жанровыми и пей-
зажными сценами.
Гордостью румынской живописи XIX в. является Николае
Григореску (18381907). Он учился в Барбизоне, восприняв у
работавших там французских живописцев манеру изображения
природы и света и обогатив ее своей индивидуальностью. Вернув-
шись на родину, Григореску участвует в войне за независимость.
Подвиг румынского воина он запечатлевает в ряде картин («Ча-
совой», «Штурм Смырдана»). Затем Григореску обращается к
жизни села; в его полотнах запечатлены замечательные образы
крестьян («Чабан», «Крестьянка из Мусчела»), показаны убо-
жество быта («Землянка», «Заброшенный загон»); тяжелый и в
то же время благородный труд землепашцев («Едут на волах»,
«Возвращение с работы»). Григореску заложил основы реализма
в румынской живописи. Его последователем был тонкий худож-
ник колорист Ион Андрееску (18501882 гг.), также воспевав-
ший румынское село. Не отказываясь от традиционных деревен-
ских сюжетов, Штефан Лукиан (18681916) и Октав Бэнчилэ
(18721944) обратились к жизни города, его трудовых окраин
(«Дровосек» и «Слесарь» Лукиана, «Рабочий», «Забастовщик» и
«Сходка» О. Бэнчилэ). Оба они с глубоким сочувствием запечат-
лели в своих картинах повстанцев грозного и трагического
1907 г.

Назад к содержимому | Назад к главному меню